Газета "Вестник" № 36 - 2014 г.
Кто написал первую русскую икону
Икона — окно в мир горний. Она имеет «обратную» перспективу – это оттуда, сверху, тоже смотрят на нас. Через иконы в наш мир входит благодать. Усилие, которое делает верующий, представляя изображенный на иконе образ как Первообраз, и обращается к нему, не остается без ответа. Оно встречает отклик оттуда, от Божества. Поэтому верующим икона была нужна всегда и везде. На Руси иконопись появилась после принятия христианства в конце XI века. Первым русским иконописцем, имя которого сохранили летописи, был преподобный Алипий из КиевоПечерской Лавры.
Из его жизнеописания известно, что по благословению родителей он в юности ушел в монастырь. Юноша мечтал учиться иконописи. А в Лавре в это время трудились царьградские иконописцы, которые расписывали и украшали мозаиками Успенский собор, выстроенный повелением Богородицы. Его строительство было закончено в 1078 году. После возведения храма в Византии во Влахернском храме явилась Богородица и повелела константинопольским живописцам отправиться в Киев, чтобы украсить собор. Артель иконописцев поспешила в Киевскую Лавру. Поплыли они знаменитым путем «из варяг в греки». Полноводный Днепр смирял течение, вольный ветер старательно наполнял паруса. И, наконец, перед ними на берегу предстала столица Киевской Руси. Прежде всего глаза путешественников остановились на величественном соборе. Они поняли, что это и есть цель их непростого путешествия. Однако грандиозность собора их испугала, они ужаснулись, представив объем ожидавшей их работы. Испугались настолько, что вместо того, чтобы пристать к берегу, приложили все усилия, чтобы выплыть на середину реки, попасть на быстрину и поскорее вернуться домой. Но Божий промысел уберег их от искушения, волны мягко подхватили корабль и бережно вынесли на берег.
У него то и стал учиться послушник Алипий. Он принял постриг при игумене Никоне. Вначале просто помогал знаменитым мастерам, готовил нужные смеси, растирал краски, приносил ящики со смальтой для мозаик. Готовил доски под иконы. Потом ему поручили делать эскизы росписей и мозаик. Их рассматривали, обсуждали, учили, указывая на слабые места и ошибки. Затем, закончив грандиозную работу в храме, который потрясал теперь своим великолепием, мастера вернулись на родину. Монах, а через несколько лет священник Алипий теперь уверенно работал сам. Он писал новые иконы для храмов и поновлял старые. Многие из них считались чудотворными. Потому что от икон, созданных Алипием, немало людей получали исцеление. Осталась запись о том, что уже в старости от болезни и немощи святой не мог исполнить заказанную для храма икону. Горестно откинулся он на подушку и вдруг увидел у приготовленной доски сияющего ангела. Три часа работал ангел, и святая икона была закончена.
Умер Алипий в 1114 году.
Конечно, иконы, про которые можно уверено сказать, что их создал преподобный Алипий, не сохранились. Подлинные росписи и мозаики Успенского собора КиевоПечерской Лавры, созданные учителями Алипия, тоже были уничтожены. Да и не могло быть иначе на украинской земле. Многочисленные войны, католическое давление.
Это по Божьему промыслу мудрейший правитель Андрей Боголюбский понял, что в силу разных причин (например, возможности обороны в то время) внешне благодатная (по климату) украинская земля не будет основой прочного государства. Он – сын Юрия Долгорукого — был наследником киевского престола, но без сожаления покинул эту вечно чемто волнуемую землю, чтобы основать на севере новое государство – ВладимироСуздальскую Русь, которое смогло иметь большую историческую перспективу. Кстати, по последним данным исторической науки, именно Андрей Боголюбский, а не его отец, отстраивал Москву. А потом, объединившись под рукой Москвы, именно северные русские княжества стали основой Российской Империи. Украина не раз здесь просила и находила защиту. Хотя вечной для этого южного края проблемой был выбор — тяготение к Западу или к России. Разве мало в истории было примеров, которые давали серьезный повод задуматься о выборах пути государства? Например, и такой: в отличие от великолепного украшения Успенского собора КиевоПечерской Лавры, росписи в ПсковскоПечерской Лавре до сих пор сохранились и сияют вечной красотой, прославляя Божью волю. Их, в отличие от киевских, не уничтожали захватчики. А войска нынешней киевской хунты, воюющие против своего народа, уже вновь, как фашисты, стали уничтожать православные храмы и угрожать расправой православным священникам.
В Государственной Третьяковской галерее хранятся две иконы, которые считаются созданными Алипием. Одну из них во время оно Владимир Мономах подарил в Ростов Великий. Это была икона Богоматери Великая Панагия (молящаяся Богоматерь, без младенца, в полный рост, с воздетыми в молении руками). Даже по одной этой иконеМвидно, каким выдающимся мастером она была сделана. Он сумел создать удивительный по убедительности образ всемогущей Пресвятой Богородицы – Матери Мира и Царицы Небесной. Вторая сохранившаяся икона Свенская Печерская икона Божьей Матери. Эти иконы столь ценны и редки, что их не выставляют в экспозиции, а хранят в фондах.
Потомки бережно чтут память выдающегося мастера – основателя русской иконописи. В подмосковной Дубне создана иконописная школа его имени, выпускники которой успешно работают во славу Божию. Учащихся охраняет икона преподобного Алипия. А в Крыму, в городе Джанкой, много лет бережно хранится древняя икона святого Алипия с мощами.
Сейчас на земле, взрастившей преподобного Алипия, новая политическая смута, идет гражданская война, убито почти три тысячи мирных граждан, торжествует беззаконие, правит страной жестокая хунта, которая идет на самые изуверские меры, лишь бы сохранить свою власть. Будем молиться, ожидая благодати Святого Духа, чтобы вновь была восстановлена мирная и добрая жизнь на исторических землях Святой Руси. Именно такая жизнь, а не вечная брань, была выбрана святым равноапостольным великим князем Владимиром более тысячи лет назад для Киевской Руси.