Поиск по архиву

Газета "Вестник" №24 - 2014 г

Небесная быль стала земным сказанием

Наверное, многие  слышали и навсегда запомнили, что совсем недалеко от нас есть такое удивительно место, где на землю сходила Богородица. И даже не один раз. Там осталось чудесное свидетельство Ее появления – след Ее Ступни. Чудо находится не за семью морями и странами, а  в Украине, на Волыни, в ста километрах от города Кременец. Территория эта много лет принадлежала России. Здесь, среди зеленой равнины, возвышается гора, которая  называется  Божьей.  Существует много версий о происхождении этого названия, но не будем вдаваться в подробности. На одном из склонов  естественным образом появилась большая пещера. Здесь издавна  поселились монахи. Затем  они  вырубили в скалах  еще одну пещеру и жили там, истово молясь, о спасении человечества, об оставлении грехов. Просили и о благословении их на монашеский подвиг. В ответ на их моления однажды к ним с небес спустилась Богородица! Предполагают, что произошло это  в конце IX века, вскоре после открытия здесь Почаевского монастыря Успения Пресвятой Богородицы. Он был основан учениками равноапостольного Мефодия. Как­то вечером несколько монахов молились на вершине горы, рядом пас стадо пастух. И вдруг они увидели столп пламени, в котором явилась  Царица Небесная. Она сказала, что благословляет это место и обитель,  и оставит на скале след своей Стопы. Физически осязаемая святыня стала свидетельством появления в Почаеве Пресвятой Богородицы,

Лет через триста  в Почаевскую обитель пришли, спасаясь из Киева, разрушенного Батыем, иноки. Они передали благословение преподобных Антония и Феодосия – основателей русского монашества. Вскоре татаро­монголы явились и в Почаеве. Монахи были готовы  до конца защищать свою обитель. Но у них закончились запасы  воды. Страдая от жажды, иноки стали молиться. И на вершине скалы вновь явилась Пресвятая Богородица. В то же мгновение из­под скалы потекла вода святого источника. А на камне вновь остался след Ее Ступни. Источник сохранился до наших дней. И за прошедшие восемь веков сотни тысяч людей получили здесь укрепление в вере и исцеление от многих болезней. 

Но само чудо тогда было истолковано как предупреждение о новых испытаниях и бедах: пламя охватит и Русь, и Волынь, но по заступничеству Богородицы они не погибнут, а возродятся.

Еще раз явилась Богородица на Почаевской Божьей горе в 1675 году во время жестокой  польско­турецкой войны. Увидев Пресвятую Деву, осаждающие обитель турецкие войска в ужасе разбежались. Все эти события сохранились как предания святой старины и передавались устно.

Первое упоминание о Почаевской обители в честь Успения Пресвятой Богородицы в летописи относится к 1527 году. Своего расцвета монастырь достиг в первой половине XVII века, когда игуменом стал прославленный преподобный Иов Железо.

А дальше наступили времена трудные. 185 лет Украина находилась под властью Речи Посполитой. При этом украинские помещики  получили от королевской власти право казнить своих крепостных. С 1771 по 1831 годы Почаевский монастырь находился в руках униатов, которые хотели решить его судьбу весьма радикально – передать обитель католической Польше. Украинцы, измученные польским игом, в 1648 году подняли восстание, которое вызвало настоящую войну с Польшей. В результате побед Украина решила  на заседании Переяславской Рады 18 января 1654 году перейти «под руку Москвы». Так что в этом году мы могли бы праздновать юбилей  — 360 лет воссоединения Украины с Россией. Но в Украине  опять восстание,  попытка вновь перейти «под сильную руку», но уже другую. Видимо, исторические уроки Украина усваивает неважно. И быстро забывает «сладость»  благ Запада. А что творит с другими странами выбранная ими на этот раз «сильная рука»? И вряд ли с Украиной она поступит иначе. 

Одной из самых почитаемых святынь обители является старинная чудотворная икона  Божией Матери, написанная древним византийским письмом. Ее  за проявленное гостеприимство подарил в 1559 году одной из волынских помещиц  греческий патриарх Неофит. Он возвращался  в Константинополь из Москвы, получив там, как и многие восточные иерархи, щедрую помощь. Он никогда не расставался с этой старинной иконой, пока  по Промыслу Божию не оставил ее у радушной помещицы. А она в 1597 году  по завещанию передала ее  в Почаевский монастырь.                                                                    В 1831 году после решения Императора Николая I и Русского правительства Почаевский монастырь вновь стал православным. В 1832 году он вернулся в лоно Православной Церкви, а в 1833 году обитель получила статус Лавры. Кроме того монастырю было присвоено почетное четвертое место  из числа тех, что находились в императорской России. Нельзя не заметить, что довольно часто судьба Украины находится как бы в графике синусоиды от относительно спокойных мирных периодов к  разброду и тяжким испытаниям.

Но не исчезал в Почаеве след Стопы Богородицы. Почти половину тысячелетия след Стопы Богородицы на вершине горы находился  под открытым небом.  Потом здесь построили Троицкий собор, но через 150 лет  решили, что он  мал, и вместо него был возведен величественный Успенский собор, который цел и сейчас.

Одной из главных задач при возведении собора было сконструировать его так, чтобы вместить под своды собора Стопу Богородицы. Ради этого было даже изменено каноническое ориентирование алтаря православного храма  на восток. У этого собора алтарь пришлось обратить на север. Практически одновременно знаменитый русский архитектор А.В. Щусев построил для ансамбля  монастыря прекрасный Троицкий собор.

Сложные времена продолжались, разрушались и архитектурные памятники монастыря. В конце  XIX  века удалось восстановить часовню святой Троицы. И она оказалась единственным действующим храмом в тяжелый период начала XX века. Потом часовня пережила и Вторую мировую войну. Однако после октябрьского переворота безбожников наступили для Почаевской Лавры самые тяжелые времена. Разграбление, репрессии, расстрелы священнослужителей, издевательства  — все, как по всей России. Но даже когда пик революционного богоборчества давно прошел, Хрущев, уже в конце 50­х годов  XX века, вновь начал антиправославные репрессии. Его приказы узаконили бесчинства не только  в Киеве, но  дошли и в маленький провинциальный Почаев. По его повелению сожгли часовню и взорвали один из камней с отпечатком Стопы, который оставался не в соборе, а под открытым небом. Его взорвали, несмотря на то, что несколько монахов в знак протеста остались в пещере под священным камнем. Камень взорвали вместе с ними. Так что и тогда украинские власти не знали предела жестокости и беззакония. А нынешний ставленник США, олигарх Порошенко, протащенный ими в президенты, вообще войдет в историю под именем Ирода. Ведь без его приказа не стали бы федералы стрелять боевыми снарядами по школе, детской больнице и детскому садику. Нельзя не удивляться  американским и западным  двойным стандартам. Почему­то никто не вспомнил, что сейчас одновременно с украинскими сепаратистами те же цели поставили  и борются за них  шотландцы в Англии. Можете себе представить, чтобы кто­нибудь позволил себе по отношению к ним  такую звериную фашистскую жестокость, как украинская хунта? Как бы поднялась «мировая общественность» и наша «пятая колонна»! А со славянами, тем более русскими, поступать подло и жестоко, не по­христиански, разжигая в себе необузданный гнев, — это приемлемо? В этом, возможно, есть какое­то мстительное чувство — мстят за перенесенные не раз поражения  в результате своей агрессии. Но есть у нас такой прекрасный девиз на века: «Кто к нам с мечом придет,  тот от меча и погибнет!»

Как и можно было ожидать, сейчас «Правый сектор» стал требовать передать Почаевскую Лавру в ведение Киевского патриархата. Не стеснялись они и в выборе предлогов для этого. Во­первых, они заявили, что в Лавре прячется Янукович, которого надо арестовать, а во­вторых, что из обители вывозятся лаврские святыни. У стен Лавры собралась протестующая толпа, требуя впустить их на территорию монастыря. Толпе и пришедшим с ними журналистам объяснили, что, по здравому смыслу в Лавре и то, и другое невозможно. Толпа нехотя  разбрелась.

Пока насельники святой обители и поддерживающие их верующие держатся.

Пишу и невольно вспоминаю, как лживо (или безграмотно?) пишут об исторических аспектах последних событий не только западные СМИ, но и некоторые наши, как рассчитывают на неосведомленность людей даже в своей истории. Какое бесстыдство, например, то, что пишут: «Россия – захватчик, отобрала у слабой, беззащитной Украины Крым!» И ни слова о том, что Россия только вернула себе то, что принадлежало ей не один век и было оторвано незаконно. Теперь на все лады повторяют, что Порошенко – православный (вот, мол, какие они, православные­то). А он не православный, кроме того, вырос в семье дважды судимого  и сидевшего в тюрьме афериста. Яблоко от яблони…

Неужели не прозреет украинский народ? Не поймет гибельную для страны политику олигархов? Неужели вновь не откроются их сердца для МОЛИТВЫ и ЛЮБВИ?

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь