Поиск по архиву

Газета "Вестник" №13 - 2014 г.

Нерукотворная икона Богородицы

25 марта (по новому стилю) - праздник чудотворной Лиддской иконы Божией Матери 

  

Все верующие знают, что существует Нерукотворный образ Иисуса Христа, возникший в день его Распятия. Он шел, изнемогая, Крестным путем. И одна сердобольная женщина подала Ему плат, чтобы вытереть с лица кровавый пот. Лик Сына Божьего навеки отпечатался на этой ткани. И стал первой православной иконой.

Существует и несколько Нерукотворных образов Божией Матери. Самый известный из них - Лиддская икона Богородицы ­ появился при менее трагических обстоятельствах. Вскоре после Вознесения Иисуса апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в пределах Палестины. Пришли они и в ближний от Иерусалима город Лидда. Многих здесь они обратили ко Господу, создали христианскую общину. Апостолы часто обходили дома членов общины, чтобы поддержать их, укрепить веру. Подумать только, что те люди  воспринимали это как должное. Они, наверное, и не предполагали, какое это было благодеяние. Представьте себе на минуточку, что к вам в дом входит апостол Петр! Возможно, величия своих учителей они не понимали до того дня, когда, посетив одну из семей, апостол Петр увидел там неподвижно лежавшего больного человека по имени Эней. Выяснилось, что он, видимо, парализованный, лежит так  восемь лет. Родные очень его жалели, но уже смирились  с тем, что он - не жилец, и на его выздоровление  не надеялись. Выслушав это, Петр внезапно громко обратился к больному: «Встань во имя Иисуса Христа!» Все замерли в недоумении. А больной, медленно приподнимаясь, сначала сел, а потом встал! Город был потрясен.  Эней сказал, что  хотел бы на свои немалые деньги построить храм  во имя  Пречистой Божией Матери. Апостолы идею одобрили, пообещав помощь. И работа закипела, все трудились воодушевленно. Еще бы - с такими «прорабами»!

Скоро храм, легкий и светлый, устремился к небесам. Удивительно, что тут же, правда, на короткое время, даже Кесарь Тиберий перестал преследовать христиан.  Апостолы покинули   Лидду и вернулись в Иерусалим. Они обо всем рассказали Богородице и просили ее наведаться в Лидду, чтобы освятить  новый храм.

Дева Мария велела им вернуться в Лидду и сказала: «Идите с радостью. Я буду там с вами».          Они поспешили. И вот перед ними уже открылись виды знакомых домов и двориков. За поворотом показался храм. Путники умылись у фонтана и вошли в храм. В нем шла соборная  молитва. И вдруг на  одном из столпов  молящимся  было явлено вдохновенное изображение Богородицы. Оно было столь совершенно, что ни одни руки человеческие такого создать не могли. Пречистая Дева предстала с Божественным Младенцем на левой руке. Изображение было создано по канону икон Одигитрия. Но здесь было одно небольшое отличие:  руки Богородицы и Младенца соприкасались, словно Матерь Божия прикрывала кистью Своей руки ручку Сына. От этой иконы  стали происходить чудотворения. С тех пор, узнав о чудесном явлении, в лиддский храм стекались толпы паломников со всего света.

В IV веке к власти пришел и стал римским императором Юлиан, навсегда заслуживший позорное прозвище Отступник. Он возобновил гонения на Церковь Христову. Существование в Лидде знаменитой православной святыни выводило его из себя, и он послал одного из своих сородичей, которому очень доверял, уничтожить эту икону. Посланец нанял нескольких камнетесов, и они явились в храм свершить  свое черное дело. Это были  опытные мастера  с самыми крепкими инструментами. Три дня они пытались  стесать Божественное изображение. Но краски неведомым образом уходили вглубь столпа, а изображение оставалось таким же ярким и прекрасным. Поняв тщетность своих усилий, они ушли. Страх перед могуществом Богоматери оказался сильнее страха перед императором.

 Вроде бы все это было давно и  может показаться просто легендой.  Но почти такое же чудо свершилось  всего лет тридцать назад на глазах людей, живших в селе Роща в 1980 году. На Георгиевской башне Свято­Пафнутьева Боровского монастыря  в то время еще сохранилась фреска о чуде святого Георгия Победоносца. Тогда монастырь еще не был возвращен Церкви. И кто­то из местного начальства распорядился фреску закрасить. Тут же услужливо было принято решение, что фреска не имеет художественной ценности. Как специалист, я могу сказать, что это  не соответствовало действительности.  Изображение Георгия Победоносца было таким убедительным, совершенна была композиция, изящными выглядели силуэты  спасаемой царевны и самого святого. Уверенно и безвозвратно он уничтожал символ греха - угрожающе свернувшегося кольцами змия. Возможно, фреска не была древней, но, как минимум, ей было не меньше ста лет. Фреску закрашивали известкой раз пять. Однако лик святого Георгия все равно был виден. Тогда фреску заштукатурили. Но, если знать, как была расположена фреска - овал лика можно видеть и сейчас.

              

                                                                       

В VIII веке  к гонениям  на христиан в римской империи  добавились бесчинства иконоборцев. А Патриарх Константинопольский Тихон, посетив Иерусалим и Лидду, не побоялся и повелел  «снять список» с чудотворной нерукотворной иконы Божией Матери.  Он увез его с собой в Константинополь и молился перед святыней каждый день. Но ненависть иконоборцев достигла и его. При поддержке императора­язычника Льва Исанрянина он был низложен. Его обвиняли в ревностном  иконопочитании. Трагические обстоятельства ускорили  кончину Патриарха. Предчувствуя это, он решил спасти  так чтимую им икону. Написав письмо римскому Папе Григорию с объяснением ситуации, он спрятал его в икону, вышел с нею на берег моря и пустил святыню на волю Божию. Патриарх Тихон был уверен, что икона спасется.

 И, действительно, уже на другой день икона очутилась в Риме. Голосом свыше Римский Папа был извещен об этом. Он поспешил со своими приближенными на берег моря, и они узрели икону, стоявшую в воде устья Тибра. Икона сама опустилась в руки первосвященника. С величайшим трепетом он понес ее в Рим. Произошедшее чудо изумило его. Потом он обнаружил письмо от Патриарха Тихона. Обретенная икона была торжественно перенесена в собор святого Петра и поставлена у алтаря, Но чудотворение от нерукотворной иконы на этом не кончилось.

 

Через сто лет в Восточно­Римской империи было восстановлено иконопочитание. При новом императоре Михаиле ересь была побеждена окончательно. А в Риме, в соборе святого Петра, верующие заметили какое­то непонятное колебание чудотворной Лиддской иконы. И однажды во время службы икона на виду у молящихся внезапно снялась с места и покинула храм. Все в смятении и скорби бросились за ней, причитая  о грядущих горестях и оплакивая ее удаление. Икона вновь опустилась в воды Тибра и выплыла в море. Вскоре  святыня вернулась в Константинополь. Остановилась она прямо около  стоявшего на берегу царского дворца. Святую икону в богатой  ризе тут же заметили  и отнесли к царице Феодоре. Имя царицы осталось в истории благодаря  тому, что она поняла значение этой святой иконы. Сохранилась  знаменитая изумительная древняя мозаика с  изображением этой красивой царственной женщины, спасшей столь почитаемую святыню. Константинопольские Император и Патриарх через своих послов  в Риме вскоре  узнали о чудотворном удалении святой иконы Богородицы из Собора святого Петра. Стало ясно, какая икона появилась в Константинополе. Из Рима прибыли специальные послы,  которые подтвердили догадку, что это была та самая чудотворная икона, которая покинула Рим. Затем икону торжественно перенесли в главный Богородичный храм Царьграда.                                                                                                                                       

Последнее упоминание о нерукотворной Лиддской иконе Божией Матери относится к XI веку. Видимо, и оригинал, и список с иконы пропали или погибли при завоевании Византии и Палестины мусульманами.

В 1588 году старец Валаам принес в русский Борисоглебский монастырь, расположенный в Ярославской области недалеко от Ростова Великого, список Лиддской иконы Богоматери. О ее  происхождении ничего неизвестно. А что если это список константинопольской иконы?  Странно, однако, что  до сих пор икону не исследовали. После  поругания монастыря в 1918 году икона попала в Ростовский музей­заповедник. Она и сейчас находится там, а в восстановленном монастыре - только копия. Справедливо ли это?

 

 Алла Тагиева

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь