Газета "Вестник" № 27 - 2016 г.

«Берегитесь закваски фарисейской…»

Продолжение. Начало в №№ 23–26

В православном понимании фарисейство рассматривается как грех, то есть имеет более широкое значение, чем в светском. Под «грехом фарисейства» подразумевается целый «греховный комплекс»: гордыня, тщеславие, лицемерие, ложь,  превозношение, самомнение, осуждение и т.д. К тому же при заражении фарисейством смещаются акценты с себя на других, что заставляет видеть себя исключительно в свете добродетели, других же в свете греха.

Фарисейство – это явление внутреннего мира человека, поэтому распознается только опосредованно, через общение и взаимодействие с другими людьми, через конкретные дела. Фарисейство – устойчивое качество личности, которое кардинально влияет на образ мыслей, поведение и вообще на  образ  жизни  человека.

Внутренний смысл лицемерия фарисейства проявляется в двойственности внутреннего мира человека – такой индивид тратит все силы на поддержание внешнего «духовного» образа, показного благочестия, добродетельности, но при этом имеет иную неосознаваемую или корыстную мотивацию. Эта мотивация бывает различной, например: возвыситься над ближними, кому-то что-то доказать, быть идеальным в собственных глазах, считать себя достойным духовных благ и прочие эгоистические мотивы, не имеющие отношения к подлинной духовной жизни.

Стоит отметить, что фарисейство не только ложный духовный путь религиозной жизни, но и религиозной помощи.  Как говорят в народе: «На тебе, Боже, что мне негоже», подразумевая под этим поднесение в качестве милостыни абсолютно непригодной вещи. Иными словами, кто-то охотно освобождается от ненужного, под видом благодеяния.

Более того, православная помощь ближнему строится на  понимании человека как образа Божиего, как равного себе. Фарисейство же искажает такое понимание, причем не во внешней  своей форме, а подспудно, поэтому определить эту разницу по внешним признакам порой очень сложно. Не случайно в Православии принят четкий святоотеческий критерий: «люби грешника, но ненавидь грех». Главный признак «фарисейской закваски» – явное или неявное осуждение, то есть осуждение именно человека как грешника, а не его греха. Или же косвенное осуждение ближнего, проявляющееся в соответствующем отношении к другому как к неравному себе. При таком отношении к людям христианская помощь невозможна в принципе, так как сама ее цель в данном случае утрачивается. Ибо подспудная цель осуждения человека состоит в том, чтобы, благодаря греху другого, возвыситься самому, пусть даже только в собственных глазах. Лицемерное фарисейство в данном случае придерживается «двойных стандартов» по отношению к себе и к ближнему. Что же является причиной этой неравной позиции? Конечно, отсутствие евангельской любви к ближнему, то есть отсутствие подлинно христианского отношения, на котором только и возможно выстраивать искреннюю религиозную помощь. Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог.

Также фарисейская позиция грешит еще и тем, что каждого конкретного человека не рассматривает как уникальное творение Божие. Православное же вероучение предполагает уникальность каждой человеческой души и каждой человеческой жизни.

Из богатого опыта святоотеческой литературы можно четко понять, что святые отцы подходили к исцелению каждого отдельного человека строго индивидуально. Они никогда не действовали по шаблону. Например, преподобный Амвросий Оптинский, если хотел подать помощь кому-либо в болезни, то ударял рукой или иногда палкой по больному месту, и болезнь проходила. Пришел как-то к старцу один монах с ужасной зубной болью. Проходя мимо него, старец ударил его изо всей силы кулаком в зубы, и еще весело спросил: «Ловко?»  –  «Ловко, батюшка, – отвечал монах при общем смехе, – да уж больно очень». Но, выходя от старца, он ощутил, что боль его прошла, да и после уже не возвращалась… Таких примеров было множество. Разумеется,  в фарисейское понимание такое нестандартное поведение уложиться не может, а все потому, что на первом месте стоит  не помощь ближнему, а  следование «букве закона».

У святых отцов не было  заранее готовых рецептов и заготовленных ответов на все случаи жизни – к каждому человеку при исцелении и помощи они подходили строго индивидуально. Фарисейство же, основанное на формально понимаемом законе, не оставляет места уникальному и заранее знает ответ на любой вопрос. Такой путь помощи закрывает двери человеческого сердца, поэтому помощь в данном случае превращается в  изложение «буквы закона», в морализаторство: помогающий только говорит, но не слушает, а значит, не вступает в диалог, который является основой подлинного духовного общения. Кстати, морализаторство нередко переходит в моральную тиранию, то есть становится инструментом манипуляции ближними, в том числе такое давление может оказываться и под видом помощи людям.

Такая духовная и материальная помощь, сдобренная «фарисейской закваской», оказывает на ближних обратное действие: она не приводит ни к исцелению души, ни к облегчению страданий, а, наоборот, часто усугубляет положение человека и уводит его на ложный духовно-нравственный путь. Причем фарисей часто является действительно отличным знатоком догматики, канонов, церковных правил и на этом основании считает себя вправе выносить справедливый, с его точки зрения, суд, снимая при этом с себя ответственность за него и перенося ее на авторитет Церкви. В свое время я был свидетелем, как в СМИ один «подкованный» мирянин, опираясь на канонический кодекс православной Церкви,  весьма жестко осуждал одного священника, протоиерея и к тому же кандидата богословия (!).

Также подобный суд нередко является основой для манипулирования и давления на окружающих, в том числе в виде запугивания. Один священник во время проповеди как-то поделился тем, что он испытал во время публичных слушаний, посвященных строительству храма.  Некоторые неверующие жители микрорайона всячески препятствовали строительству нового храма. И вот во время публичных слушаний, по словам батюшки, некоторые ревностные не по разуму верующие вели диалог с неверующими чрезмерно агрессивно и постоянно запугивали их Страшным Судом, адскими муками, дьяволом и  прочим. Не стоит забывать, что «фарисейская закваска» и законничество  часто делают даже христиан активными борцами против любых проявлений веры, не вписывающихся в их представления о «правильной» форме служения Богу. Так появляются всякие общественные движения за «чистоту веры» и т.д., где, мягко скажем, любовью, милосердием и состраданием даже не пахнет, а вот злобы и агрессии хоть отбавляй. Самое время рассмотреть «фарисейскую закваску» с позиции психологии.

 

Фарисейство с  позиции

современной психологии

 

Психологические особенности фарисейства имеют сходство с обсессивно-компульсивным синдромом. Его особенностью является, с одной стороны, наличие навязчивых идей (обсессий) в виде определенных мыслей, воспоминаний, страхов, а  с другой – наличие столь же навязчивых действий (компульсий) в виде постоянно повторяющихся обрядов, ритуалов и прочего, цель которых – избавиться от обсессий. Например, человек из-за навязчивого страха заразиться через каждую минуту по нескольку раз моет руки с мылом, при этом еще соблюдая определенный свой ритуал, который помогает ему чувствовать себя в безопасности. Подобные проявления среди прихожан рождают всевозможные суеверия, например, что свечку можно передавать только строго через правое плечо. Если кто-то ненароком передаст свечку через левое плечо, то у такого суевера возникнет чуткий стресс, – ведь ритуал не соблюден.

Таким образом, присущая верующим с «фарисейской закваской» внешняя религиозность в виде скрупулезного следования всем обрядам и ритуалам зачастую свидетельствует о наличии в них глубинных навязчивых страхов, которые они этими ритуалами стремятся компенсировать. Часто именно такие люди ищут себе духовника, который прожил бы за них  жизнь. Они жутко боятся свободы и ответственности. Хотя апостол Павел говорил: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5,1). Выходит, что современные фарисеи, гонясь за внешним, на самом деле избегают основополагающих моментов христианского миропонимания.

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4,18). Вот это несовершенство в любви и порождает у такого христианина страх перед Богом как строгим Судьей. Такое  мироощущение  вызывает  навязчивое исполнение всех религиозных предписаний, чтобы справиться с этим страхом перед «карающим» Богом. То есть забывается слово Божие, что «милость превозносится над судом…» (Иак. 2,13).  Внутренняя тревога сделать что-то «не так» и стоящая за ней пустота (как отсутствие подлинной любви к Богу и ближним), требуют от такого верующего-фарисея постоянного контроля над собой, большого напряжения.

Что будет, если плотно заткнуть носик у кипящего чайника? Он взорвется. Так и фарисей не способен долго держать в себе внутренне напряжение, поэтому при удобном случае взрывается гневом, раздражительностью, агрессий. Таким образом, тревога и страх, имеющие форму навязчивости, проявляются вовне в виде агрессии, манипулирования или запугивания, ибо все это зиждется на гордыне, самомнении,  чувстве собственной избранности Богом.

В этом смысле внешнее исполнение обряда дает ощущение хоть какой-то гарантии благочестия на фоне постоянной тревожности. Самоедство  и мелочное самокопание с целью поиска того, что «не так» согласно «шаблону», обычно приводит к депрессии, ибо такое самоугрызение не имеет ничего общего с покаянием, которое по своей сути целительно. Стоит отметить, что христианам, зараженным фарисейством, присуще так называемое «магическое мышление», порождающее множество суеверий.

Когда внутренняя духовная пустота не дает покоя, то для фарисея мнимо-безопасным становится путь прилежного исполнения всех канонов и правил, благодаря этому человек считает себя добродетельным и достойным спасения. Эта мнимая «праведность» и «правильность» избавляет от внутренней тревоги,  но при этом человек теряет адекватное восприятие греховности собственной души.

Опасность «фарисейской закваски» в том, что, как правило, она не осознается самим человеком. Одним из главных признаков фарисейства является внутренний раскол личности, расхождение слов и действий человека, не тождественность самому себе. Фарисею сложно быть искренним и открыто общаться, ибо он не искренен с самим собой. При этом он ориентирован на преобразование внешнего, а не внутреннего мира,  в результате осуждает окружающих и оправдывает самого себя. Зараженные фарисейством очень тревожны, их пугает многообразие и непредсказуемость жизни, поэтому фарисей бежит от тревоги в понятный, предсказуемый мир условностей. Это создает иллюзию безопасности.

Самое главное, что фарисей не способен к Встрече с Богом, так как она предполагает выход за пределы самого себя, своего эго. Именно это и не дает ему духовно исцелиться, ведь у фарисея нет стопроцентной нужды в Боге… Он не чувствует себя погибающим без Христа. А это и есть залог нашего спасения. Господь в четвертой главе Евангелия от Иоанна сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» и «Я дам тебе воду живую… всякий пьющий воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Так дай нам Бог всегда иметь эту спасительную жажду!

Продолжение следует.

Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.