Газета "Вестник" № 27 - 2016 г.

Что значит быть патриотом земли русской?

Дети из Боровского «Православного  Центра Милосердия и культуры» посетили благословенный монастырь Калужскую Свято-Тихонову пустынь, где совершается  духовное преобразование паломников, а экскурсии имеют большое воспитательное значение.  Поездка состоялась накануне праздника преподобного Тихона Калужского, который отмечается Русской Православной Церковью 29 июня.

 

 

Поездка состоялась при участии гранта «Православная инициатива». Отрадным было то, что в  поездке по родному краю приняли участие не только дети, но и родители из многодетных семей, родители детей-инвалидов. Через участие детей в православной жизни идёт постепенное воцерковление  семьи. Надолго остаются в памяти паломнические поездки.  Живёт в сердце благодать после посещения святых мест.

Монастырь за свою историю несколько раз переживал и расцвет, и запустение. Свято-Тихонова пустынь в годы советской власти  была сильно разрушена. С 1991 года она восстанавливалась семь лет. Высокие в византийском стиле соборы монастыря предстали перед нашим взором во всей красе и величии.  Мы посетили Успенский  и Преображенский соборы, храм во имя святителя Николая Чудотворца, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Любовались мозаикой с изображением святых внутри большого арочного входа монастыря. Храмы светились внутри неописуемой красотой. Верхние окна на барабанах соборов наполняли светом огромное внутреннее пространство. Ощущение небывалого праздника появилось в душе.

Экскурсовод сказала ребятам: «В каждом храме нашего монастыря вы встретите икону преподобного Тихона Калужского, великого подвижника Русской Православной Церкви XV века. Это знак особого почитания старца. Московским Собором 1551 года угодник Божий Тихон Калужский был причислен к лику святых».

История жизни преподобного Тихона, услышанная от экскурсовода, удивила и восхитила детей. Они узнали кто такой монах-отшельник, посвятивший жизнь Богу.  Только решительный человек может решиться на такой суровый подвиг.
Детские вопросы в начале экскурсии были непосредственными: «Разве можно семнадцать лет прожить в дупле? Там холодно и  нет двери, чтобы закрыться от холода и ветра.  Чем укрывался святой, если у него не было никаких вещей?   И спичек разжечь костёр тоже не было? Как же он ходил зимой по снегу, ведь одежда и обувь износились за столько лет? Что же он там ел?»

В глазах детей – переживание за одинокого монаха…  Лица напряжённые, серьёзные.  Дети не отрывают глаз от иконы, на которой изображён святой Тихон.
 Экскурсовод  раскрывает им все тяготы отшельнической жизни. Бывший монах Московского Чудова монастыря принял решение жить в безмолвии, учиться смирению, долготерпению, воздержанию и отсечению своей воли. В слёзных молитвах он просил помощи у Господа, чтобы выдержать все тяготы лесной жизни. Питался травами, кореньями, ягодами, грибами, пребывая в строгом посте. Никто из людей не приходил к нему, потому что жил преподобный в глухом лесу в двадцати километрах от Калуги и Медыни. В уединённой от мира жизни  укреплял веру, очищал себя от греховных страстей бдением (малоспанием) и сухоедением. Одежда его превратилась в рубища, обувь давно износилась, но  угодник Божий Тихон терпеливо переносил мороз и зной, ходил босиком зимой и летом.

Долгими годами нарабатывал он в себе бесценные сокровища, которые назывались плодами  Святаго Духа.  К Царствию Небесному готовился на земле и «стяжал еси произвольною нищетою» (Канон, песнь 5).

За подвижническую и богоугодную жизнь преподобный Тихон удостоился дара рассуждения и чудотворения.  Люди узнали о благодатном старце и потянулись к заветному дубу, мечтая о построении монастыря.  Постройке решил помешать  медынский князь Ярослав, желая изгнать старца со своих земель.

«Неужели он его выгонит из дуба?» – переживали малыши. Дальнейший рассказ экскурсовода всех удивил: «Но онемела  рука с плетью у князя Ярослава, поднятая над преподобным.  Раскаялся князь во зле. Попросил прощения. Сам начал помогать строительству монастыря.  Потянулись  ученики в монашескую обитель. Преподобный принял священный сан и начал вести в монастыре Богослужения. Он исцелял болящих, кормил голодных, подавал нищим, как родной отец относился к монахам.  Любимый всеми Тихон дожил до глубокой старости».

После этого рассказа юные паломники трепетно прикладывались к иконе чудотворца, обращаясь с детскими молитвами к доброму старцу.
Из собора Успения нас повели в нижнюю часть Преображенского храма к раке с мощами Преподобного. В храме – полумрак. Мы вместе с экскурсоводом становимся на колени и молимся святому Тихону Калужскому: «…Великий чудотворче, преподобне отче наш Тихоне, преблаженне и преславне, Духа Святаго исполнение,  пустыни украсителю  …Умоли милостивого Бога оградити нас от бед и напастей…  Испроси нам …веры укрепление, покаяние истинное, мирное безмятежное житие, непостыдную христианскую кончину… Пролей теплую твою молитву о нас грешных ко Господу».

В монастыре есть книга, куда записываются многие  чудеса исцеления, совершаемые у мощей Преподобного и на его источнике. Когда-то мощи были открыты, но  во время  нашествия поляков в 1610 году  пришлось сокрыть их глубоко под землю, под спуд, где они почивают и поныне.

 Не ожидали экскурсанты, что дальнейший рассказ по истории родного края превзойдёт всякие ожидания. Нас повезли во Владимирский скит, где ребята увидели диораму, созданную художником Павлом Рыженко, посвящённую «Стоянию на реке Угре».  Художника уже нет в живых, но мечта его исполнилась. Он создал удивительное полотно, где отразил героизм русского воинства, шесть месяцев стоявших с молитвой на защите земли  Русской.

Когда ещё был жив преподобный Тихон,  мирная жизнь обители была нарушена в 1480 году.   Недалеко от монастыря произошло знаменитое  «Стояние на реке Угре» русских и татарских войск. Это было последнее противостояние.

Двести сорок лет продолжалось монгольское иго на Руси. После жестоких  набегов Чингисхана оставались пепелища и разрушенные города. Много пленных увели враги. Куликовская битва Дмитрия Донского с ханом Мамаем показала, что есть на Руси сила для борьбы с врагом. Но трудно шло объединение русских земель. Последующие усобицы  ослабили молодое Московское княжество.  Москва была сожжена ханом Тохтамышем. Русские земли были поделены татарами на улусы, а население продолжало платить ненавистным врагам непосильную дань. Новый хан Ахмат, получивший авансом в улус Калужские земли, захотел видеть у своих ног преклоненного князя Московского Ивана III (правнука Дмитрия Донского). Иван III оказался дерзким князем: начал собирать русские земли в единое государство, воздвиг прочные кремлёвские стены из красного кирпича и узаконил российский герб – двухглавого орла. Себя приказывал величать не князем, а государем.  Несметную силу собрал хан Ахмат против Ивана III и привёл её на Калужскую землю к реке Угре. 

На переднем плане диорамы мы увидели лагерь русских воинов с часовней, дымными кострами, лежащими на земле ранеными. Картина «дышит».  От костров идёт настоящий дым, разносимый ветром. Запах степных трав делает наше присутствие реальным. Полотно озвучено. Мы слышим звуки из прошлого: молитву из часовни, что находится недалеко от знаменитого дуба, бряцание оружия, гул войска, готовящегося к сражению.

Справа на полотне диорамы крестный ход с иконой Владимирской Божией Матери, во главе которого идёт преподобный Тихон Калужский. Золотой нимб над головой святого делает его различимым в большом потоке участников крестного хода.

На заднем плане диорамы река Угра. Туманные дали. Тучей летящие стрелы врага.  Тщетные попытки хана Ахмата преодолеть водное пространство.
 Впечатление от диорамы очень сильное. Но у ребят возникает вопрос: «Разве «стояние» может быть подвигом?» И вот здесь, у диорамы, они  узнают о новом и высоком значении слова «стоять». «Стоять насмерть», «стоять за землю  Русскую».
Слово обретает высокий смысл!  Так вот почему «Стояниие на реке Угре» русских воинов названо великим.

Хан Ахмат увидел упорство и смелость собранных Иваном III русских полков. Русичи не испугались несметных полчищ врага и не пропустили его на родную землю, проявив мужество и твёрдость в голодном стоянии в течение нескольких месяцев. 

На полотне диорамы экскурсовод показала нам  маленькую девочку,  оказавшуюся в стане русских воинов. Она стоит перед взятыми в плен татарами. Воины Ахмата кажутся огромными великанами по сравнению с этой малышкой.  В руках у девочки  еда, которой она хочет поделиться с пленными. Маленький эпизод…  на огромном полотне, показывающий доброту и милосердие верующего сердца.

С изучения истории родного края, с любви к малой родине начинается патриотическое воспитание наших детей.  Оно растёт с каждой новой поездкой, с каждым новым рассказом по истории Родины. Ребята из Православного центра милосердия и культуры уже побывали в музее маршала Жукова, посетили несколько монастырей Калужской, Владимирской, Московской областей. Заметен духовный рост этих детей. Меняются в духовном плане семьи,  перед которыми история и монастыри распахивают свои двери.

В здании диорамы мы посетили небольшой музей с миниатюрами из древних книг, изображающими походы русичей, с картами боевых сражений, с воинскими доспехами русских и монгольских воинов.

К доспехам выстроилась очередь, чтобы примерить воинский шлем, подержать в руках щит и сфотографироваться в воинском снаряжении. Хорошо бы надеть ещё и кольчугу, но её  невозможно  даже приподнять, настолько она тяжела.  Для некоторых участников экскурсии примерка оказалось не по силам. Юные защитники Отечества поняли, что словосочетание «сила богатырская» было применимо в XV веке к каждому русскому воину.  Выставка  доспехов в музее диорамы дала возможность ребятам своими руками «потрогать историю». Они поняли, как непросто было стоять на страже родной земли нашим предкам.

На обратном пути мы провели для детей викторину, чтобы закрепить и проверить знания любознательных путешественников. Вот некоторые из её вопросов.

Что предложил преподобный Тихон, чтобы укрепить дух русских воинов и удержать врага на расстоянии?

Задумались… Вопрос оказался сложным. Потом всех разом осенило. Отвечали многоголосицей: «СОБОРНО помолиться и пройти крестным ходом вокруг русского лагеря».
Какое военное новшество применил Иван III для устрашения врага? 

Жубрев Сергей, Добнин Илья, Румянцев Артём: «Иван III снял пушки с крепостей и впервые применил их на ровной местности, но пушки в то время назывались «нарядами». Как запечатлел себя художник на этой картине? Назовите фамилию автора диорамы.

 Катя Зуйкова: художник Павел Рыженко изобразил себя в группе воинов с мечом в руке и перевязанной головой».  

После поездки делилась впечатлением Гурьева Поля (3 класс): «Мне понравился рассказ об Успении Пресвятой Богородицы. Я думала, что попала в рай. Так было красиво в храмах и во дворе монастыря».
Химина Мария (2 класс): «Понравилась диорама. Было ощущение, что это всё живое, настоящее».  Гурьева Валерия (5 класс): «Поездка понравилась, потому что было много интересных рассказов по истории».  Григорян Сейран (3 класс): «Поездка была полезной. Я понял, чтобы защищать Родину, нужно быть сильным и смелым мужчиной».

Дети и родители благодарят Киселёву Людмилу Георгиевну за организацию поездки в Свято-Тихонову пустынь. Поездка заставила задуматься и взрослых, и детей о том, что значит быть  патриотом земли русской, к которым относились и преподобный Тихон,  и наш калужский  художник Павел Рыженко.

Татьяна Квашнина

 

Галерея (1)

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.