Газета "Вестник" № 44 - 2015 г.
Не надо бояться подростков
На прошлых выходных мне удалось побывать на шестнадцатичасовом практическом семинаре «Непотерянная жизнь. Подростки», который проводила педагог, психолог Татьяна Николаевна Карпунькина, президент АНО «Научно-практическое социально-образовательное объединение „СемьЯ”», директор Сибирского института феноменологической и экзистенциальной психологии (г. Кемерово). Соавтор программы «Школа социального успеха для старшеклассников», удостоенной второй премии в областном этапе VII Всероссийского конкурса авторских программ.
С 1999 года Татьяна Николаевна непосредственно работает с подростками, причем в основном с особо «трудными», с которыми не справляются ни школа, ни родители, если таковые у них есть. Дело в том, что объединение «СемьЯ» работает еще и с подростками из детских домов и школ-интернатов, в которых зачастую царят «дедовщина», побеги, агрессия, алкогольная и наркотическая зависимости. По словам сотрудников объединения: «В наше время детский дом из детского учреждения превращается в тюрьму, где содержатся малолетние преступники. Именно так эти дети воспринимаются окружающими, именно с такой позиции обычно проводится работа с ними». В каком-то смысле эти педагоги-психологи повторяют подвиг Макаренко, который говорил: «Нет правонарушителей, есть люди, попавшие в трудную ситуацию». О многолетней эффективной работе «Семьи» можно почитать в книгах Т.Н. Карпунькиной "Дорожные знаки. Место психолога в образовательной деятельности", "Душа подростка. Фрагменты из реальной жизни". К слову, некоторые психологи во время этого мероприятия честно признались, что боятся работать с современными подростками.
Стоит отметить, что в Москве подобный семинар для педагогов и психологов Татьяна Николаевна проводит впервые. Эту встречу с известным психологом-практиком помогали организовывать преподаватели факультета психологии Российского православного университета. Да и сама Татьяна Николаевна человек верующий, православный, активно сотрудничает с православными приходами города Кемерово. Конечно, чисто физически невозможно на газетной площади рассказать обо всем, что происходило в течение этих шестнадцати учебных часов, тем более что в основном информация была обращена к специалистам по работе с детьми и подростками. Однако хотелось бы коснуться основных моментов, которые могут оказаться полезными для широкого круга читателей.
Самый простой пример. К сожалению, общение родителей с детьми и подростками в быту часто превращается в формальность, которую можно охарактеризовать двумя вопросами: «Как дела в школе?», «Что ты сегодня кушал?». Почему-то на большее фантазии у родителей, как правило, не хватает. А ведь уже понятно, что если вы спросите ребенка: «Ну, как дела в школе?» – то, скорее всего, получите ответ: «Нормально». Вот и поговорили… Родители со спокойной совестью и чувством выполненного долга продолжают заниматься своими делами, а ребенок остается наедине со своими проблемами. Подобное «общение» рано или поздно приводит к отчуждению и непониманию. В подростковом возрасте особенно опасно, что такое «одиночество в семье» может привести даже к попытке суицида, а родители об этом порой и не догадываются, ведь, по их мнению, с их чадом все в порядке: подросток тихий, послушный и хорошо учится… Поэтому важно научиться искренне, открыто и с пониманием общаться со своими детьми.
Если вы действительно хотите узнать, как прошел день вашего школьника, то помогите ему: задавайте такие вопросы, на которые можно будет ответить подробно. Например: «Что хорошего произошло с тобой сегодня в школе?», «Если бы мы пригласили сегодня твоего учителя к нам в гости, что бы он мне рассказал о тебе, как думаешь?», «Кому ты сегодня помог? Может, кто-то тебе помог?», «Расскажи мне, что нового ты узнал сегодня?», «Было ли тебе сегодня скучно?», «Какое слово учитель чаще всего сегодня повторял?», «О чём бы ты еще больше хотел узнать в школе?», «Чего бы тебе хотелось меньше делать в школе?», «С кем бы ты в своем классе мог вести себя лучше?», «Если бы завтра ты стал учителем, что бы ты сделал?» и так далее.
Хочу сразу предостеречь родителей от излишнего рвения формально анкетировать своего ребенка по этим и подобным вопросам. А то это будет напоминать, скорее, допрос, а не общение от сердца к сердцу. Все-таки общение это не только самая большая роскошь и удовольствие, но и искусство. Нужно как минимум чувствовать ситуацию, когда эти и подобные вопросы уместнее задавать школьнику. Необходимо видеть его физическое и душевное состояние. Порой ребенок и так перегружен информацией, ему хочется помолчать, отдохнуть от школьной суеты, а родители, не чувствуя его состояния, начинают на него давить и требовать «разговора по душам».
Не случайно Татьяна Николаевна говорит, что подростки очень разные – к каждому нужен свой подход. Неблагополучие подростка родом из детства, поэтому необходимо формировать новую культуру родительства, «когда родители будут способны увидеть, почувствовать, понять, а не бояться и игнорировать подростковый максимализм, их эмоциональность и восприимчивость. Самая частая ошибка взрослых – самому превратиться в подростка и начать обижаться в ответ, донимать бестактными наставлениями, унижать бесконечным тыканьем в совершённые ошибки. Любой униженный человек не способен на уважение – на страх, на обиду, на злость, на месть, но только не на уважение! Уважать можно только равного себе, равного в нравственном смысле.
Подросток уже не ребёнок. Он чувствует себя взрослым и очень нуждается, чтобы именно так к нему относились, несмотря на его иллюзию, что он достаточно силён и способен быть самостоятельным. Страх у взрослых перед подростками преувеличен. Они действительно стремятся к самостоятельности, но это не угроза нашему авторитету. Наоборот».
Стоит отметить, что эти слова говорит не какой-то теоретик от педагогики, а самый настоящий практик. Когда Татьяна Карпунькина шестнадцать лет назад пришла на свое первое занятие с «трудными» подростками школы-интерната и решила поговорить с ними «по душам», возникла ситуация, когда один из десятиклассников схватил стул: «Я сейчас вас огрею прямо здесь!». По словам Татьяны Николаевны, этот эпизод «очень сильно всколыхнул внутри меня остроту жизни и дал осознание, что теперь моя жизнь будет посвящена помощи подросткам, особенно тем, кто перестал доверять взрослым».
Психологу важно выдержать такой агрессивный напор и подростковое хамство, когда подросток начинает спорить, высказывать что-то. Надо понимать, что это акт доверия психологу или педагогу. С кем мы сами, как правило, так себя ведем? С близкими, в семье. В обществе мы себя держим, а тут позволяем себе такую слабость – «выпустить пар» эмоционального напряжения, с надеждой, что близкие это выдержат и справятся с этим. То есть когда возникает такая подростковая агрессивность, значит, он либо находится в позиции защиты, либо, наоборот, доверяет вам. По себе, наверное, знаете: когда у вас есть отношения, то если что-то произошло, пар мы выпускаем именно в семье, среди своих.
К слову сказать, сама Татьяна Николаевна – потомственный педагог. В шесть лет она уже читала Сухомлинского и знала, что такое «школа радости». Однако когда сама пошла учиться в среднюю школу и столкнулась с непрофессиональным поведением педагогов, то, будучи ребенком, получила сильную психологическую травму, которая негативно отразилась даже на ее здоровье. Возможно, и поэтому тоже она хорошо понимает детей и подростков. И они отвечают ей взаимностью. У них возникает радость взаимопонимания: Татьяна Николаевна учит подростков и их родителей даже в период подросткового бурления оставаться в прямом и честном контакте, как бы ни было трудно это осуществить, и по-настоящему быть вместе.
Ее терапевтические группы – это интенсивная жизнь во времени, спрессованном переживаниями, необходимыми для усвоения уроков жизни, это осмысленное прикосновение к необычайно высоким ресурсам своей души и духа. Это способ узнать о себе, встретиться с правдой, иногда не очень приятной. Ее групповая терапия значительно уплотняет время, «сжимает» его в точку и разворачивает в вечность. Именно поэтому высока интенсивность и глубина опыта участников. По ее словам, «группа, как зеркало, показывает и возвращает нам наши фантазии, иллюзии и искажения, помогая научиться жить честнее, смелее, ответственнее – взрослее. Подлинное «Я» возможно постичь только в опыте подлинных встреч с другими людьми. Формальное общение обогащает лишь информативно, оно не способно образовать подлинное «Мы», когда главным становится не содержание (разговора или дела), а осознание одновременного духовно-психологического присутствия двух «Я». Следовательно, происходит преобразование духовно-психологических пространств…»
Сама себя Татьяна Николаевна называет не психологом, а социальным терапевтом и, по сути, ее метод помощи подросткам сродни средовому воспитанию того же Макаренко или более понятного для нас И. К. Лизунова, который создает в обнинском Центре общинной педагогики «Спас» здоровую духовно-нравственную жизненную среду для людей, попавших в трудную ситуацию, через что и происходит их реабилитация.
Вот и в работе со старшеклассниками Татьяна Николаевна Карпунькина создает социотерапевтическое пространство. Как она говорит, в образовательной системе «много лет идет спор о том, что и как нужно «дать» детям, и мало кто догадывается спросить, что хотят «взять» дети. В результате, в школах есть пространство реализации образовательных программ, и отсутствует пространство образования детей. Дети стали заложниками самореализации как родителей, так и педагогов». В связи с этим у подростков часто наблюдается отсутствие смысла – отсутствие мужества жить, отказ от личной воли и свободы. А ведь в основании любой деятельности лежит миропонимание и мировосприятие человека. «В нашем случае, – подчеркивает Татьяна Николаевна, – старшеклассники сами сделали запрос на пространство, где «можно чувствовать себя живыми». Эта потребность получения опыта подлинной жизни в подростковом и юношеском возрасте вызвана отсутствием реального образовательного пространства в наших школах».
В этой связи для формирования здоровой, творчески развитой личности необходимо умение наполнять смыслом свою жизнь, а также эффективно справляться с трудными ситуациями, проживая свою жизнь во всей ее полноте и подлинности. Зачастую такой возможности у большинства подростков не бывает. И виной тому бездуховная и безнравственная идеология общества потребления. Информационная перегрузка, разврат и бесконечные искушения в СМИ резко увеличивают вероятность развития психической неустойчивости у детей и подростков. Поэтому от молодых людей требуется решимость и ясное понимание, как отвечать на вызовы современной жизни.
Кстати, у подростков часто возникает отчуждение как переживание потери смысла жизни – значения, которое он осознанно придает своей жизни в каждый конкретный момент. Осмысленность порождает целостность мира в жизни человека – как внутреннего, так и внешнего.
В понимании Татьяны Карпунькиной психологическая помощь – это не раздача «бесплатных обедов» в виде рекомендаций, упражнений, утешительных бесед с целью облегчения жизни подростка. Это труд самого человека, его ответы, его решения. Задача терапии – помогать молодому человеку быть самостоятельным и мужественным перед вопросами жизни. Психолог – лишь более «зрячий» попутчик, делающий путь человека более безопасным и скорым, а жизнь более честной и осмысленной...
Однако вернемся к семинару. В ходе его работы Татьяна Николаевна обозначила три основных дефицита в жизни подростков:
«Первый – дефицит эмпатии (сочувствия) – это потребность быть близким с другим и при этом оставаться самим собой, когда тебя в общении ждут и принимают таким, какой ты есть. Таких жизненных пространств, в которых подросток может быть самим собой, практически нет.
Самое главное в этой форме работы – исключить оценочность и максимально настроить старшеклассников на то, чтобы они трудились сами над собой и не исправляли других. Второй дефицит – это дефицит воли. Воля – это конкретные действия, которые приводят к желаемому. Волевые импульсы у подростков часто подгоняются под псевдожелания. Это, к примеру, неформальные группы, когда групповое мнение становится доминирующим. В таких обществах ты должен соответствовать их правилам, нельзя быть самим собой. В моей практике был такой случай: у ребенка была попытка суицида в связи с тем, что мама, не выдержав многочасового сидения сына за монитором, выдернула шнур компьютера из розетки. В результате этого подросток подвел команду, и они проиграли. Его исключили из команды: «Раз ты не можешь маму свою построить, то ты нам не нужен», а он решил из-за этого покончить жизнь самоубийством. Ничего другого придумать не смог и решил так наказать маму… И третий дефицит – утрачивается социальная инициатива. Когда подросток не способен вообще на сопереживание по отношению к другим. У подростков чуть ли не запрет на альтруизм, даже в бытовых вещах. Они еще не могут смотреть в глубину, и живут, как правило, на поверхности жизни, ориентируясь на то, что сейчас модно. Подростки не задумываются и свою самоценность измеряют стоимостью телефона, машины и т.д. Они не строят свой собственный мир, мир семьи, мир школы – кто-то за них это должен сделать, а они все время недовольны, где они находятся. Поэтому во время занятий с группой подростков мы создаем такие условия, чтобы они могли помогать как волонтеры слабым и обездоленным. Наши «тимуровцы» в ходе терапии помогают по хозяйству одиноким бабушкам и дедушкам.
Участникам московского семинара, на котором я присутствовал, удалось воочию убедиться в действенности социотерапевтического подхода Татьяны Карпунькиной. На второй день семинара туда пришли два подростка. После того, как они с группой поработали два часа, один из них обронил такую фразу: «Как же я раньше мог так жить? Я так бездарно тратил свое время…» Согласитесь, такое изменение в мировоззрении подростка дорогого стоит…