Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 6

РАЗДЕЛ: ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА
Надежда человечества

Надежда человечества

Родилась Дева Мария у праведных Иоакима и Анны. Само Ее рождение у престарелых праведников было Божественным чудом. Всю свою жизнь эта праведная чета не имела детей и усердно молила Бога о даровании им плода. В те дни бесчадство воспринималось всеми израильтянами особенно остро. Все ожидали пришествия Мессии, благословенного Праведника и Избавителя человечества, пришествие Которого было предвозвещено многими древними пророками. И по пророчествам пророка Даниила и многим другим (Дан.9:20­27; Быт.49:8­10) все знали, что это время приблизилось. Поэтому бесчадство считалось проклятием, ниспосланным свыше за грехи, так как лишало возможности быть в числе потенциальных родителей имеющего родиться Сына Божия. Такие люди подвергались всеобщему нареканию и позору.

Чашу этого незаслуженного позора праведные Иоаким и Анна испили сполна. Не только в своей обычной среде им приходилось выслушивать от невежественных единоплеменников несправедливые укоры, но даже в храме Божием священники отвергали жертвы престарелого Иоакима, считая его, как отверженного Богом, недостойным для принесения жертв.

В этой скорби, слезах и непрестанных молитвах и прожили всю свою жизнь праведные Иоаким и Анна, не теряя, однако же, надежды на исполнение своего желания. Они подозревали, что причина их бесчадства кроется не в их грехах, так как жили праведно и свято, но усматривали в этом некоторый непостижимый промысел Божий. Так в действительности и было. Через это обстоятельство они пришли в такую глубину смирения и упования на Бога, что единственные из всего тогда богоизбранного народа соделались достойными стать родителями Той, Которой предстояло выносить и родить Бога. Как Господу надлежало родиться от Пречистой и Пресвятой Девы, единственной из всего человечества, точно также и Она Сама должна была произойти от достойных и святых родителей.

Когда положенное время настало, Господь послал Своего Ангела с радостной для них вестью, что у них родится благословенное дитя, имя Которой будет Мария (с еврейского «госпожа», или «надежда»). Ее рождение принесет благословение всем народам земли. Услышав эту радостную весть, праведная Анна тотчас же дала обет, что если у нее родится дитя, она отдаст его в храм на служение Богу.

Обетование Божие в точности исполнилось, и в положенное время престарелая Анна родила девочку, которую назвали Марией. Рождение Богородицы Православная Церковь празднует до сих пор. Это радостное для всей вселенной событие является одним из двунадесятых (входящих в число двенадцати самых больших и значимых праздников Православной Церкви) праздников нашей Церкви,  который отмечается 21 сентября.

Жизнь Пресвятой Богородицы покрыта глубокой тайной. И это неспроста. Чистота Ее сердца и любовь к Богу были уникальны и единственны во вселенной. Именно поэтому и Ее переживания, молитвы, Ее сокровенные в глубине Ее сердца отношения с Богом не могут быть достоянием общества, пусть даже и церковного, так как не могут быть выражены простым человеческим языком. На протяжении всего Евангелия Богоматерь появляется всего несколько раз; остальное же время Она смиренно стоит в стороне, в тени Своего Божественного Сына, предоставляя Ему возможность занимать центральное место в евангельском повествовании и вообще в жизни верующего.

 Однако то, что было приоткрыто человечеству из вышеестественной жизни Богородицы, является для нас примером для подражания и благоговейного удивления. Некоторые события из Ее жизни: Ее введение в храм в трехлетнем возрасте, благовещение Ей архангелом Гавриилом радостной вести о рождении через Нее от Святого Духа Сына Божия и Ее славное успение – вошли в историю Церкви как великие праздники, которые будут отмечаться Церковью до конца земной истории человечества.

Три года Мария провела при Своих родителях в отеческом доме. Престарелые праведники берегли и воспитывали свое дитя в страхе Господнем, помня о том великом призвании, которое ожидало Преблагословенную Отроковицу.

Когда Ей исполнилось три года, они, согласно своему обету, отдают Ее на служение Богу. Введение во храм Пресвятой Богородицы было обставлено с великой торжественностью, как и подобало этому радостному моменту. С зажженными свечами такие же девы­отроковицы предшествовали непорочной Деве. В храм вели 15 больших ступеней, на каждой из которых священники при входе в храм читали специальный псалом. Святая Дева, оставив родителей у порога храма, Сама с поспешностью взошла по этим высоким ступеням на самый верх. Там Ее встретил собор священников с архиереем Божиим Захарией. Все чрезвычайно удивились, видя, что такая маленькая отроковица так быстро взошла по высоким ступеням, по которым и взрослым мужам было не так легко подняться.

По внушению Святого Духа архиерей Захария увидел в этой юной отроковице Ту, Которой предназначено стать вместилищем Божества и храмом Пресвятой Троицы. Святитель Димитрий Ростовский, восхваляя Божию Матерь, говорит: «Кто не удивится тому, что за все время от преступления Адамова до воплощения Бога Слова, пришедшего на землю для спасения рода человеческого в половине шестой тысячи лет, не нашлось на земле ни одной такой девы, которая была бы чиста не только телом, но и духом? Одна только Она оказалась первой и последней такой Девой, которая по своей чистоте телесной и душевной сделалась достойной быть церковью и храмом Святого Духа». Богоматерь стала тем избранным сосудом, который смог вместить в себя весь огонь Божества и непостижимым образом, без участия мужа родить Бога. Это было возможно только при помощи Святого Духа, Который, осенив Ее, зародил в Ее утробе Божественную жизнь.

Поэтому архиерей Божий, вдохновленный на это Святым Духом, совершил беспрецедентный до этого поступок — ввел эту маленькую Девочку во Святая Святых Храма, куда вход был запрещен не только женщинам, но даже и священникам Храма. И даже сам архиерей (первосвященник) имел право входить за вторую завесу только один раз в году. Там архиерей отвел Ей место для молитвы. С тех пор Отроковица Мария могла в любое время свободно входить во Святая Святых и предаваться молитве и богомыслию.

Жизнь Матери Божией в иерусалимском Храме была поистине ангельской. Она проживала в специальном помещении для дев, посвященных Богу. К Ней были приставлены старшие по возрасту девственницы для научения Ее чтению, писанию и рукоделию. Уже довольно скоро Она научилась читать и с великой радостью упражнялась в чтении Священного Писания. Кроме того, Она постигла мастерство шитья и занималась вышиванием священнических облачений. Молитва Ее была непрестанной, любовь к Богу совершенной. С третьего до девятого часа Она занималась чтением и рукоделием, а с девятого уходила в святая святых и пребывала в молитве до тех пор, пока Ей не являлся ангел Господень и не приносил Ей небесную пищу. Явление ангела Божия для Нее было естественным, так как и Сама Она жила равноангельской жизнью.

Божия Матерь была первая из земнородных, кто дал обет ради Бога сохранить чистоту своего девства. Как уже было сказано, бездетность понималась в ветхозаветное время, как проклятие, тогда как деторождение, наоборот, считалось Божиим благословением, чем оно и является до сих пор. Поэтому поступок Божией Матери мог показаться весьма странным, так как противоречил тогдашним традициям и народной практике. Человек, налагающий на себя запрет иметь потомство, добровольно лишал себя возможности быть родителем грядущего Мессии, исключал себя из рядов тех, на ком могли бы сбысться древние пророчества. А воплотить непреложное Божие обетование в жизнь хотел каждый уважающий себя израильтянин.

Но только Богоматерь первая поняла ценность девства. Именно от Нее и благоволил родиться Предвечный Сын Божий, так как это рождение было не обычного порядка, а сверхъестественного: именно девственница должна была стать матерью Бога Слова. Ее решение не просто было угодно Богу, но вдохновлено Богом и принято Им как благоуханная жертва.

Как это противоречит современной безбожной практике, когда потомство, это благословение Божие, воспринимается в безрелигиозном обществе как нежеланная обуза, которая мешает жить в свое удовольствие. Матери, вопреки данному им от Бога материнскому инстинкту, сами убивают своих детей, добровольно навлекая на себя древнее проклятие, которое и не замедляет прийти в разных болезнях, бесплодии и невыносимых муках совести за безвозвратно загубленные жизни.

Около двенадцати лет Богоматерь провела при храме. Согласно тогдашним правилам, отроковицы могли пребывать при храме только до четырнадцати лет. После они должны были оставить храм и вернуться в свой дом, чтобы законно выйти замуж. Но когда юная Дева открыла священникам свое сердечное намерение навсегда остаться девой, то поставила их в затруднительное положение, так как в их практике подобного никогда еще не было. Они стали молить Бога открыть Его волю относительно юной Отроковицы. И Господь дал им Свой ответ. Он повелел отдать Ее достойному мужу, который стал бы хранителем Ее девства. По повелению Божию были избраны двенадцать безбрачных и известных своим благочестием мужей, среди которых был и Иосиф из рода царя Давида. Было решено положить на одну ночь их жезлы в алтаре, и тот, чей жезл расцветет, и будет избранником Божиим. Так и было сделано. С молитвой «Господи Боже, яви мужа, достойного обручиться с Девою!» они положили на сохранение их жезлы в алтаре храма. Когда на следующее утро священники вошли в алтарь, то все увидели, что жезл праведного Иосифа расцвел. В тот момент, когда все дивились этому чуду, на расцветший жезл слетела сверху голубица и села на него. Из этого все поняли, что Иосиф и есть муж, избранный самим Богом.

Таким образом, четырнадцатилетняя Отроковица стала жить в доме у праведного старца Иосифа, которому Она была обручена, чтобы он был хранителем Ее девства.

Именно в доме праведного Иосифа Пресвятой Деве явился архангел Гавриил с радостной не только для Нее, но и для всего человечества вестью, что именно Она родит обещанного Богом Мессию, Христа Спасителя. Это радостное и долгожданное событие произошло спустя четырнадцать месяцев после прихода Девы Марии в дом Иосифа Обручника.

«Радуйся, Благодатная, — сказал Деве архангел, — Господь с Тобой! Благословенна Ты среди жен! Ты родишь Сына и назовешь Его Иисус». Несмотря на важность и радость этой вести, Матерь Божия была в естественном недоумении, так как считала, что деторождение несовместимо с данным Ею обетом девства: «Как это будет, – в простоте сердца спросила Она у архангела, – если Я не познала мужа?» Для обычной ситуации и обычного рождения это действительно было бы невозможно; пришлось бы выбирать между обетом и потомством. Но Сын Божий не должен был быть причастным к последствиям грехопадения наших праотцев, которое передается от родителей детям уже в естественном зачатии. Поэтому младенцы, хотя и не сделали ничего предосудительного, уже с самого рождения являются грешными, требующими крещения и нуждающимися в искупительном подвиге Богочеловека.

Поэтому и рождение Сына Божия от Девы было без участия земного мужа. «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, — сказал архангел Гавриил Богоматери в ответ на Ее недоумение, — потому и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим» (Лк.1:35). На это Мария ответила: «Се раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Церковь считает, что именно после этих слов, после согласия Богоматери и произошло то непостижимое зачатие, принесшее спасение всему людскому роду. Господу надо было, чтобы это согласие было добровольным, а не навязанным. Дева Мария могла и отказаться, могла сказать, например, что не считает Себя достойной этой чести, а потому не может на это пойти. Если бы это произошло, то спасение человеческого рода отсрочилось бы на неопределенный срок, а может быть и навсегда, так как второй такой непорочной Девы уже не было бы. Это была бы вселенская трагедия, по своим масштабам равносильная, разве что первому грехопадению прародителей, и даже еще тяжелее, так как после грехопадения людям хотя бы было дано обетование, была дана надежда на спасение их Сыном Божиим. А в случае отказа Богоматери неизвестно, на что нам тогда можно было бы еще надеяться.

Своим неподдельным смирением Матерь Божия даровала нам надежду на спасение, воплотила в жизнь древнее обетование, сказанное Богом еще в раю. И теперь Сама является для нас той самой надеждой, которая не постыжает надеющихся на Нее.

Через девять месяцев исполнилось то, что обещал Бог через Своего архангела — у Богоматери родился Сын, Который одновременно был и Сыном Божиим. Он спас человечество и в полноте исполнил волю Своего Небесного Отца.

Прожив долгую жизнь, Божия Матерь должна была отдать естественный долг человеческой природе. Пришло время Ей разлучиться с телом и отойти на покой в блаженную вечность. Всю Свою жизнь Она посвятила служению Богу и благовестническим трудам. Успение Божией Матери празднуется Церковью 28 августа.

Этот праздник дает нам надежду на вечную жизнь, надежду на всеобщее воскресение, подобно тому, как воскресла на третий день после Своего успения и Богоматерь. В Своем успении Царица Небесная призывает нас к терпеливому несению своего жизненного креста и усердному служению Богу на том месте, куда каждый поставлен Промыслом Божиим.

Наша жизнь есть время самоопределения и самореализации. Но перспектива развития нашей личности отнюдь не заканчивается гробом; она простирается далеко за пределы временной жизни и устремляется за горизонт вечности. Именно от того, как мы реализуем потенциал Богом данных нам возможностей, и будет зависеть наша вечная участь за гробом. И на этом непростом жизненном пути Божия Матерь всегда будет нашей теплой предстательницей и молитвенницей перед Вседержителем Богом, нашей непостыдной Надеждой на спасение, не оставляющей нас ни в скорбной юдоли нашего земного бытия, ни в вечности.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь