Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 6

РАЗДЕЛ: ЦЕРКОВНЫЕ ТАИНСТВА
Крестоношение

КРЕСТОНОШЕНИЕ

 

«Истину говорю вам: кто

не возьмет креста  своего

и не последует за Мной,

тот не   достоин  Меня».

(Мф. 10:38)                      

 

Почему мы почитаем Крест?

 

Для православного человека Крест — не просто напоминание о крестных страданиях Иисуса Христа, о Его искупительной жертве. Крест — это оружие на диавола,  «крест — ангелов слава и демонов язва».

Пришествие в мир Христа положило начало возрождению людей, их изведению из области тьмы в область света Небесного. Сам Господь распростер Свои божественные длани на Кресте, призывая своих последователей идти тем же спасительным крестным путем. «Возьми крест свой и следуй за Мной», ­ говорит Он каждому христианину. И иного пути для спасения нет. Только у каждого — свой крест. Претерпеваешь ли ты болезни, душевные скорби, сталкиваешься ли с предательством, знай: эти испытания посылает тебе Господь. Это и есть твой жизненный крест, который необходимо пронести достойно. И знамение Креста, имеющее действительно животворящую, спасительную силу, помогает в этом. Этим знамением побеждаются враги.

Крест — это великая, страшная святыня. В каждом кресте таинственно и незримо присутствует Сам Христос. Всякий крест, будь то большой аналойный крест или маленький нательный крестик, несет на себе образ Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа.

Символы Креста в виде нательных крестиков известны с самых ранних веков христианства. На первых крестах не принято было изображать Самого Распятого Иисуса Христа. Для людей первых веков христианской эры Крестное Древо ассоциировалось с орудием смерти и слишком живо напоминало о человеческом страдании. Поэтому для первых христиан достаточно было изображения одного лишь креста как символа Крестной Жертвы Спасителя. Причем крест любой формы является священным.

 

Сам Господь явил людям чудесную силу знамения Креста

 

Многие чудесные знамения, связанные с явлением Креста, дошли до нас из христианской древности.

Жизнь первого христианского благочестивого императора Константина Великого насыщена такими чудесными явлениями. Об этом свидетельствует создатель его жития греческий историк церкви Евсевий Памфил в книге «О жизни блаженного Константина». Он пишет о том, как святой царь Константин Равноапостольный увидел сон: небо и знамение на нем. И явился ему Христос, и повелел сделать знамя, подобное виденному на небе, чтобы употреблять его для защиты от нападения врагов. Константин, выполняя волю Божию, соорудил знамя. Евсевий Памфил был свидетелем этих событий, сам видел знамя и оставил его описание. «Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, а из середины выходила буква «Р».

Такую монограмму царь носил потом на шлеме. Константиновская монограмма стояла на многих императорских монетах и вообще широко использовалась.

Сам царь Константин свидетельствовал о чуде, происшедшем с ним 28 октября 312 года, когда он со своим войском воевал против Максентия. «Однажды, в полуденные часы дня, ­ вспоминал император, ­ когда солнце начало уже склоняться к западу, я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение Креста с надписью: «Сим победиши!»  Это чудо видели царь и все его войско.

Свидетельствует об удивительном явлении и Артемий исповедник на допросе перед Иулианом Отступником: «Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение Креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели его знамение и читали буквы, видело его и все войско. Много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их».

Этот крест, чудесно явленный на небе, был четвероконечной формы. И этот образ Креста с тех пор, как Сам Бог показал его, стал особо важным для христиан. Император Константин, укрепляемый силой Божией, одержал победу над Максентием, творившим в Риме дела преступные, нечестивые.

Таким образом, будучи у язычников орудием позорной казни, крест для христиан стал знамением победы и предметом благоговейного почитания.

С тех пор такие кресты ставились на договорах и означали подпись, «достойную всякого доверия». Решения церковных соборов скреплялись изображением креста. Одно из постановлений императора Константина гласит: «Повелеваем всякое соборное деяние, которое утверждено знамением святого Креста Христова, так хранить и так ему быть, как оно есть».

 

Отчего наши враги так не любят образ Креста Христова

 

Получив в таинстве Святого Крещения печать Духа Святого и нательный крестик как знак верности Христу, христианин обязуется до самой смерти носить этот крестик на груди, что является образом Крестоношения — крестного пути на Голгофу Господа нашего Иисуса Христа.

Нательный крест хранит православного человека от видимых и невидимых врагов, бесов прогоняет, от бед избавляет. Козни злых духов не прикасаются к тому, кто с благоговением и верой носит свой крест. Считается, что особенной силой обладает крест от самого таинства Крещения. Потому и ненавистен нашим врагам крест ­ знамение спасения.

Множество свидетельств чудесного покрова крестного оставлено людьми, которым довелось выжить  в тяжелых испытаниях — болезни, стихийных бедствиях или в условиях войны. Многих воинов спас крест на полях сражений, иных вывел из плена.

Но случается так, что сам Господь требует от человека свидетельства его веры, испытывает его «на прочность». Тогда перед христианином встает выбор либо исповедничества и мученичества, либо измены, предательства Христа.

 

«Будь верен Мне до смерти ­

 и дам тебе венец Царствия»

 

23 мая 1996 года — день гибели в чеченском плену русских воинов Евгения Родионова, Игоря Яковлева, Андрея Трусова и Александра Железнова.

Четверо рядовых солдат попали в плен, где на протяжении трех месяцев подвергались издевательствам и пыткам. Им сказали: «Кто хочет остаться в живых, пусть назовет себя мусульманином». Их принуждали предать Родину, своих матерей, товарищей. За отказ  выполнить требования бандитов воины были убиты.

Для рядового Евгения Родионова 23 мая — день его рождения. В 1996 году ему исполнилось девятнадцать. Это был еще и день празднования Церковью Вознесения Господня. В этот день и душа Жени вознеслась к небу...

Нательный крест был только у Евгения. За то, что он отказался принять чуждую веру и снять с себя крест, который носил  с двенадцати лет, чеченцы зверски его казнили — отрезали голову.

Мама Евгения,  Любовь Васильевна, в течение нескольких лет искала  могилу сына и    опознала его по крестику, который бандиты так и не сумели снять. Сейчас этот серебряный крестик хранится в доме Любови Васильевны Родионовой и благоговейно почитается как великая святыня многочисленными паломниками, приезжающими в подмосковный город Курилово в день памяти Жени и его товарищей.

В 1999 году рядовой Евгений Родионов был посмертно награжден орденом «Слава России». И хотя воин Евгений официально не канонизирован Церковью, в сердцах православных людей он почитается как мученик за веру Христову. Так часто бывает, что любовь и народное прославление святых намного опережают решения церковных соборов.  Для христианского сознания воин Евгений, бесспорно, исповедник и мученик за веру.

Другие статьи номера
Православный календарь