Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 6 (2012)

РАЗДЕЛ: ВЕРА И ВРЕМЯ
О возрастании роли СМИ

О возрастании роли СМИ  

Слово председателя издательского совета русской православной церкви

 митрополита Калужского и Боровского Климента на встрече со студентами Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова (в сокращении)

Наша встреча проходит в рамках мероприятий Дня православной книги, приуроченного к выпуску первой на Руси печатной книги диаконом Иваном Фёдоровым. Это была книга «Апостол», вышедшая в свет 1 марта 1564 года (по старому стилю). Выход первой печатной книги, если говорить современным языком, — значимое событие в медиасфере: именно тогда были сделаны первые шаги по освоению информационных технологий, активное развитие которых мы видим в наши дни. И сегодня я хотел поделиться с вами мыслями о роли медиаиндустрии в формировании мировоззрения.

Известно, что способность человека осмысливать и передавать информацию придает ему особый статус во всем физическом мире, отличает его от прочего творения. Обладая разумной душой, человек не только испытывает чувства, он также способен отличать добро от зла; может анализировать, имеет возможность принимать решения. Только человек — разумное существо — может накапливать, обрабатывать и сохранять информацию, передавать ее из поколения в поколение. Современные технологии могут помочь нам осуществлять это. Когда русские купцы пришли на Аляску, местные жители эскимосы были поражены способностью русских посредством письменности передавать информацию на расстояние, увидев в этом сверхъестественную способность…

Мы вступаем в новую эпоху развития общества. Информация становится одним из главных ресурсов, определяющих перспективы не только нашей страны в целом, но и каждого человека в отдельности. Информационные процессы охватывают все стороны деятельности человека, они интегрированы во все сферы нашей жизни, в том числе и духовные. Развитие новых средств передачи информации всегда оказывало и оказывает сильное влияние на жизнь самого человека и всего общества. Пергамент и бумага, гонцы и регулярная почта, книгопечатание и периодическая пресса, телеграф, телефон, радио, телевидение, факсимильная и спутниковая связь – все это вызывало и вызывает изменение в сфере общения (коммуникации) людей. Изменения форм и содержания коммуникации сильно влияют на социум. На жизни общества довольно сильно сказываются развитие и содержание коммуникационных процессов, т.е. способов общения между людьми…

В наше время поиск собственного внутреннего мира пытаются перевести в формат цифровой, выводя общение с Богом из глубин души на формальный исполнительский уровень. Так, все чаще можно встретить людей, которые утреннее молитвенное правило сменили на пассивное прослушивание молитвословий на плеере, смотрят богослужение по телевидению, вместо того чтобы пойти в храм. Однако видеть богослужение по телевизору — далеко не одно и то же, что в нем участвовать. Литургия означает «общее дело», т.е. подразумевает непосредственное участие в ней человека. Когда мы стоим в храме, наши мысли и чувства направлены к Богу, мы с Ним общаемся душой, и каждое слово проникает внутрь нас. Когда же смотрим или слушаем молитвословия по плееру, работает, притом отчасти, всего один орган восприятия. Можно сравнить это с рекламой сока. Видеть ее ­ не одно и то же, что пить сок. Смотреть богослужение  — не одно и то же, что в нем участвовать. В обоих случаях работает только один, максимум, два органа восприятия. Замена участия в богослужении на его прослушивание или просмотр развивает у человека духовную пассивность и приводит к духовной атрофированности…

Важнейший вопрос: часто ли в Интернете, да и вообще в медиапространстве, вспоминают о добродетелях? Насколько люди руководствуются чувством долга, честностью, любовью к ближнему? Не искажает ли виртуальная жизнь представление о добродетелях? Не подменяет ли она истинные ценности стремлением к развлечениям? Приведу одну притчу.

Жили два друга, как­то они поспорили, и один, не выдержав, ударил по щеке другого. Тот, переживая обиду, но никак не отреагировав, написал на песке:

— Сегодня мой лучший друг ударил меня по щеке.

Позднее они оказались у водоема и решили искупаться. Тот, кто получил пощечину, во время плавания стал тонуть, но друг его спас. Придя в себя, он выгравировал на камне: «Сегодня мой лучший друг меня спас». Когда это прочитал его друг, то спросил его:

— Почему, когда я тебя ударил по щеке, ты написал на песке, а когда спас, ты написал камне?

Тот ответил:

— Если кто­то обидел тебя, ты должен написать на песке, чтобы ветер и вода скорее смыли обиду из твоей памяти. Но если кто­то сделал тебе добро, то ты должен написать это на камне, чтобы помнить  его всю жизнь.

Подобные представления элементарны, они должны быть в сердце каждого человека. Однако СМИ обостряют и пропагандируют противоположные христианству ценности. В результате не все могут с достаточной ясностью анализировать поступающую информацию. Во все времена одним из ценнейших умений считалось именно умение рассуждать. Христианство считает его одной из главных добродетелей. Священное Писание говорит: «Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом» (Притч. 24:3). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин считал рассудительность хранительницей и управительницей всех добродетелей.

В то же время стоит отметить, что психологически незащищенных людей, не имеющих должного духовного опыта, отличает неспособность к рассуждению, а значит, иерархическая система их ценностей не сбалансирована. Как говорил Сенека, кораблю, который не знает, в какой порт он плывет, ни один ветер не будет попутным. Человек, не имеющий четкого мировоззренческого приоритета, носим любыми жизненными ветрами, податлив на убеждения, ибо путь его всегда темен. Преподобный Петр Дамаскин, наставляя духовных чад, неоднократно называл рассудительность светом, показывающим время, когда можно начать и как нужно действовать.

Взрослому разумному человеку необходимо владеть своими чувствами, уметь себя контролировать, подчиняться требованиям общественного порядка. Страсти не должны господствовать над человеком.

При всем этом в медиапространстве нам то и дело встречаются слова, служащие для обозначения страстей, и гораздо реже те, что служат для обозначения добродетелей: взаимопомощь, честность, долг, служение, самодисциплина, доброта… Нужно ли людям столь часто твердить о страстях, нередко представляя их как нечто привлекательное и необходимое для человека? Не лучше ли напоминать о добродетелях?...

Приведу один показательный пример.

В Калужской епархии есть приют «Отрада», открытый при Свято­Николаевском Черноостровском монастыре в Малоярославце. При приюте есть хор — девочки прекрасно исполняют духовные и национальные песни,  их часто приглашают к участию в фестивалях, в том числе за границей. После одного из таких фестивалей местная газета опубликовала заметку с информацией о хоре с фотографией девочек. Девочки в прекрасных костюмах с кружевными воротничками исполняют песню, их лица на снимке одухотворены. И на той же полосе газеты — реклама ночного клуба с соответствующей фотографией.

Другой пример, который мы можем наблюдать ежедневно в новостях. Рассказывают о военном конфликте и мирных жертвах. Следом идет сюжет, в котором говорится о детской шалости — подростки закидали рулонами туалетной бумаги дом ветерана войны. Две новости, идущие в одном ряду, невольно выравниваются в нашем сознании, встают на одну планку. Ежедневное подобное восприятие событий детерминистически обуславливает снижение аналитической способности нашего разума.

В наши дни многие люди настолько сосредоточены на материальном, что забыли о духовном. Наши современники помнят о законах рыночной экономики, но с поразительным пренебрежением относятся к законам духовным. Эта духовная индифферентность дает свои «плоды»: рост преступности, разрушение семей, потери друзей, старческое одиночество. К сожалению, наша медиаиндустрия размывает традиционные нравственные ценности. Провоцирует здоровых людей на разрушение собственного психологического и физического здоровья. Подражая экранным «героям времени», люди употребляют алкоголь, наркотики, курят, живут беспорядочной половой жизнью. И это не разрушение в переносном смысле, это действительное физическое, нравственное, духовное разрушение.

В заключение хотелось бы пожелать, чтобы медиаиндустрия предлагала больше положительных примеров, способствовала совершению добрых дел в нашей жизни, звала к созиданию, к тому, чтобы человек задумывался о подлинных ценностях. Важно помочь человеку научиться ощущать себя частью творения Божия, любить свою страну, свою семью, быть ответственным за то, что происходит вокруг, вносить свой вклад в то, чтобы жизнь была лучше и полнее, чтобы не подменялась навязанным суррогатом. Важно помочь осознать, что Бог рядом с каждым из нас и что именно Он есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6).

Да поможет нам Господь на нашем жизненном пути.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.