Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 6

РАЗДЕЛ: СОБЫТИЕ
Патриаршая служба в успенском соборе кремля – милость Божия в год российской истории

Патриаршая служба в успенском соборе кремля – милость Божия в год российской истории 

 

2 июля 2012 года, в день памяти святителя Иова, патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. В богослужении приняла участие делегация Калужской епархии.

 

Его Святейшеству сослужили: митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; епископ Дмитровский Феофилакт, епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного Секретариата Московской Патриархии; епископ Людиновский Никита, викарий Калужской епархии; протоиерей Владимир Даваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; духовенство Калужской епархии и г. Москвы.

 На Литургии присутствовали губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, глава Законодательного собрания Калужской области В.С. Бабурин, городской голова г. Калуги Н.В. Полежаев, главный федеральный инспектор по Калужской области А.А. Савин, глава представительства Калужской области при Правительстве РФ В.В. Потемкин, духовенство, монашествующие и миряне Калужской епархии, а также воспитанники детского православного лагеря Калужской епархии «Златоуст».

За богослужением пели: сводный мужской хор Калужской епархии (регент — священник Сергий Марин) и хор детского приюта «Отрада» при Никольском Черноостровском женском монастыре г. Малоярославца (регент — монахиня Серафима (Тубольцева)).

По окончании Литургии у раки с честными мощами святителя Иова была прочитана молитва и совершено славление.

Затем Святейший Патриарх Кирилл приветствовал делегацию Калужской епархии и обратился к верующим с Первосвятительским словом.

 Предстоятель Русской Церкви также приветствовал епископа Дмитровского Феофилакта:

 «Владыка Феофилакт защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по теме, связанной с жизнью святителя Иова. И эта диссертация не осталась, как иногда бывает, пылиться на книжной полке, ­ она была востребована, когда Церковь наша приняла решение о прославлении святителя Иова, и все материалы диссертации, необходимые для канонизации, были при этом использованы. Плоды Ваших трудов помогли сформировать общецерковную позицию по канонизации святителя Иова. Я благодарю Вас, владыка, за этот труд, и радуюсь, что сегодня мы вместе с Вами совершаем здесь богослужение.

 В течение долгих лет Вы несли послушание в качестве правящего архиерея Брянской епархии. Вчера я имел возможность освятить кафедральный собор в городе Брянске, построенный по Вашей инициативе и при Вашем непосредственном участии, — величественный собор, который, несомненно, стал символом города. Я благодарю Вас за эти труды. Вчера в городе Брянске я выразил Вам сердечную благодарность, а сегодня я хотел бы удостоить Вас высокой Патриаршей награды».

 Во внимание к трудам по строительству кафедрального собора Живоначальной Троицы г. Брянска Святейший Патриарх наградил епископа Дмитровского Феофилакта орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени.

 Затем Святейшего Владыку приветствовал митрополит Калужский и Боровский Климент, который, в частности, сказал:

 «С момента Патриаршей интронизации Вы отдаете все силы, чтобы все слои общества могли услышать слово о Христе и принять Христа в свою жизнь. И верующие Калужской земли всегда следят за каждым Вашим словом и каждое Ваше наставление, как надо устраивать церковную жизнь, воспринимают как указание к исполнению. Многое предстоит нам сделать на Калужской земле, но с Вашим благословением, при Вашей поддержке и с помощью Божией, думаю, все будет сделано».

 Митрополит Климент коснулся отмечаемого в этом году 200­летия Отечественной войны 1812 года и напомнил, что многие ключевые события той войны проходили именно на Калужской земле, в том числе сражения в районе села Тарутино и под Малоярославцем. Рассказав о свидетельствах, как с русской, так и с французской сторон, о явлении Калужской иконы Божией Матери в небе над русским воинством в бою под Малоярославцем, архиерей преподнес Его Святейшеству список Калужской иконы Пресвятой Богородицы.

 В память о богослужении Святейший Патриарх Кирилл благословил раздать верующим иконки святителя Иова с Патриаршим благословением.

 

 

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка митрополит Климент! Уважаемый Анатолий Дмитриевич, губернатор Калужской области! Высокие представители светских властей Калужской области! Дорогие отцы, представители духовенства Калужской епархии, братья и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с большим праздником и для града Москвы, и для Церкви Русской. Мы совершаем память первого Патриарха всея Руси — святителя Иова. В то время, когда Святая Русь находилась на гребне своей славы, когда после многих усилий царя Ивана IV Грозного страна наша превратилась в централизованное и мощное государство, признанное всей Европой и всем миром, возвышение Руси сопровождалось и возвышением Русской Церкви. Одно было связано с другим. Еще при жизни царя Ивана IV возникла мысль о необходимости иметь во главе Церкви Русской святителя в сане Патриарха, но эти мысли осуществились только при его сыне, царе Федоре Иоанновиче, при самых активных дипломатических усилиях со стороны Бориса Годунова, который стал царем после царя Федора.

Патриарх Константинопольский Иеремия II прибыл в Москву и возвел в Патриаршее достоинство митрополита Московского Иова. И велика была радость на Руси, особенно когда через год, в 1590 году, Константинопольским Патриархом был созван на Востоке Собор, и все Восточные Патриархи подписали грамоту о предоставлении Патриаршества Русской Церкви. Радовалась Русь, радовалась Церковь.

Но недолго продолжалась эта радость. Мы знаем, что после смерти Бориса Годунова начались опаснейшая борьба за власть, расслоения в государственной элите, среди бояр, усиление иноземного влияния. Все это привело к тому, что Патриарх Иов оказался единственным человеком, которому верили и слово которого воспринимали. И покуда хватало сил у Святейшего, он защищал законный государственный строй, пытался преодолеть разномыслие в светской элите, поддерживал пусть и не очень популярного, но законного царя Василия Шуйского, понимая, что наличие законной власти есть непременное условие мира, благополучия и стабильного развития общества.

Но царь Василий Шуйский был низвергнут, и бояре приняли в качестве царя не просто ставленника иноземной державы, но прямого проводника иноземного влияния и иноземной власти на Русскую землю —  Лжедмитрия. Чтобы придать ему легитимность, от Патриарха Иова требовали признать самозванца. Но он этого не сделал и был низвергнут. Именно на месте, на котором я стою, мой святой предшественник блаженнопочивший святитель Иов собственными руками снял с себя панагию и положил перед Владимирским образом Божией Матери  в знак того, что он уходит, но не принимает условий врага, не дает благословения иноземной власти, незаконной и ложной. Святитель был отправлен в Старицкий монастырь, в Тверскую землю, откуда и был родом.  А когда после низвержения Лжедмитрия был избран законный Патриарх Ермоген, мощи которого также почивают здесь, святитель Иов не пожелал вернуться в Москву, будучи человеком больным и практически потерявшим зрение.

Великий пример святителя Иова помогает нам понять, через какие тяжкие исторические обстоятельства проходили Отечество наше и Церковь наша — плоть от плоти и кровь от крови народа своего, душа и совесть народа, которая в самые судьбоносные моменты призвана свидетельствовать о правде Божией, даже если эта правда не нравилась сильным мира сего. И не убоялся святитель Иов говорить о правде, хотя большинство бояр, вся сила русского общества были против него. Он твердо стоял на правде и, будучи даже низвергнутым, вошел в историю как святой угодник Божий.

А что было бы, если бы святитель, вступив в эту сложную политическую борьбу, действовал как его противники? Если бы он руководствовался не христианскими принципами, а человеческой злобой и, даже будучи правым, избирал такие средства борьбы, которые не соответствовали бы евангельским заветам? Может быть, он остался бы в гражданской истории как лицо, сыгравшее важную политическую роль, но он никогда бы не вошел в сонм русских святых. А почему? Ответ на этот вопрос мы находим в сегодняшнем апостольском чтении — в послании к Римлянам. Обращаясь к христианам Рима, апостол Павел говорит: «Насколько возможно с вашей стороны, имейте мир со всеми людьми» (Рим. 12:18). Замечательная оговорка — «насколько возможно с вашей стороны». Это означает, что христианин не должен быть источником раздора, однако это не значит, что во имя мира верующий человек должен отказываться от своих принципов, от того, что для него свято, что является непререкаемой истиной. Эта оговорка — «насколько возможно» — предполагает сохранение принципиальной жизненной позиции, но одновременно стремление к миру со всеми людьми.

И дальше удивительные слова мы слышали сегодня: «Не мстите никому, возлюбленные, оставьте место для гнева Божиего, ибо написано: Мне отмщение и Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). Давайте вдумаемся в эти слова. Какой огромной духовной силы они исполнены, какой величайшей мудрости! Ведь сколько сил уходит у людей на то, чтобы отомстить за обиду, за оскорбления, за интриги! Иногда огромные силы, а подчас и вся жизнь уходит, чтобы только отомстить. А Господь говорит: «не мстите, возлюбленные, оставьте место гневу Божиему». А почему? А потому что никакая человеческая месть не может покарать так, как карает Божие правосудие и гнев Божий. Великие слова: Бог, любящий Отец, проявляет гнев, когда нарушается Его закон жизни, Его правда, и не стоит тратить силы ни на какое мщение, потому что никакое человеческое мщение не будет столь справедливым, законным и столь губительным, как гнев Божий.

Вот и святитель Иов, даже когда изменилась политическая ситуация в стране, когда он мог вернуться к своему служению в Москве и, опираясь на свой Патриарший авторитет, наказать своих обидчиков, этого не сделал. Он остается в Старицком монастыре, он предоставляет место гневу Божиему. И мы знаем, что произошло со всеми обидчиками святителя Иова, со всеми соблазнителями народа нашего, с теми, кто принес смуту в русское государство, стремясь подчинить его иной воле и иной власти. Гнев Божий пролился на всех, а народ наш и Церковь наша вышли из потрясений Смутного времени еще сильнее. И мы знаем, что в результате этой победы над смутой, над нестроениями человеческими народом нашим был обретен внутренний духовный импульс, который дал возможность многократно расширить пределы Отечества нашего — и Сибирь, и позже Дальний Восток были присоединены именно как результат Божиего промысла и победы над врагами Руси в тяжкое Смутное время.

«Не мстите, возлюбленные, оставьте место гневу Божиему». И в своей жизни мы должны руководствоваться этим принципом и никогда не тратить силы на то, чтобы выстроить некий план борьбы, с тем чтобы наказать обидчика. Нужно предоставить его Богу, и если мы действительно были обижены несправедливо, то наказание придет не от нас, а от Бога Всемогущего. И насколько спокойнее и мирнее была бы наша жизнь, насколько добрее были бы отношения между людьми, сколько было бы сэкономлено духовных, и физических сил, если бы месть человеческая ушла из межличностных отношений и если бы люди умели уступать место гневу Божиему.

Сегодняшняя память о святителе Иове, его жизненный подвиг, пронзительные слова апостола Павла в послании к Римлянам учат нас великой Божией правде, которая несет человеку силу, душевный мир и спокойствие. И да поможет нам Господь, опираясь на примеры нашей истории, вслушиваясь и принимая всем умом и сердцем Божественную истину, следовать этой истине, явленной в замечательных примерах нашей церковной и отечественной истории. Аминь.

 

Пресс­служба Патриарха

Московского и всея Руси

Другие статьи номера
Православный календарь