Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 1

Главное – мы находимся на правильном пути

Вот уже три года в муниципальной системе образования реализуется проект «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры». Что изменилось за это время? Если в 2006 г. Боровский  район был в стране в числе первых, кто серьезно начал заниматься решением проблемы духовно-нравственного развития средствами образования, то теперь этим по-настоящему озабочены и государство, и чиновники регионального Министерства образования и науки. На днях в Калуге состоялся областной семинар, где впервые на региональном уровне прозвучала четкая  рекомендация по  введению в образовательных учреждениях  курса «Основы православной культуры», пожелание смелее взаимодействовать с Русской Православной Церковью в таком важном деле, как духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Трибуну предоставили участникам семинара из тех районов, где работа ведется уже много лет. Организаторы надеялись таким образом привлечь внимание тех, кто до сих пор еще раздумывает о нужности и своевременности введения ОПК. Не будем судить о том, насколько удалось Министерству образования решить поставленную задачу, а отметим позитивный результат, с которым вернулась делегация Боровского района. В ее составе от отдела образования были Людмила Сергеевна Силаева, Зинаида Алексеевна Лузгачева, Елена Юрьевна Мурашова, а также директор школы №3 г. Балабаново Виктор Иванович Локтюхин.

«Главное - мы находимся на правильном пути», - отметила в разговоре со мной  Людмила Сергеевна после возвращения из Калуги. «То, что мы в последние годы плотно занимаемся  возрождением духовно-нравственной традиции Православия, теперь становится актуальным и  для других.  Радует, что начался широкий обмен опытом внутри области. Не буду скрывать, что по сравнению с другими районами, у нас работа поставлена гораздо лучше. Взять хотя бы материальную базу: фактически все, кто хотел ввести ОПК, имеют полные учебно-методические комплекты Аллы Валентиновны Бородиной по программе «История религиозной культуры».  А это не только учебные пособия для детей - это и хорошая наглядность, словари, хрестоматии».

На мой вопрос: «Какой аспект оказался без должного освещения на семинаре?» - Людмила Сергеевна, не задумываясь, ответила так: «Хотелось бы больше услышать на региональном уровне о повышении квалификации учителей, не только преподающих ОПК, о чем очень кратко успела сказать Марина Николаевна Миронова, зав. кафедрой педагогики и психологии КОИПКРО, но и учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, заместителей по учебно-воспитательной работе, то есть всех категорий педагогических работников. Введение ОПК - это лишь только первый шаг, дальше предстоит большая работа по созданию условий, в которых изменится мировоззрение тех, кто причастен к развитию личности растущего человека. Ведь не за горами тот день, когда каждый учитель и воспитатель должен будет усиливать духовно-нравственный компонент в содержании своего предмета. Уместно было бы уже на этом семинаре сказать о корректировке программ повышения квалификации. Здесь же хорошо бы  сказать и о преподавании ОПК в нашем педагогическом университете: как студента готовят (или предполагают готовить) в вузе к работе по духовно-нравственному воспитанию. Этого, к сожалению, не было ни в одном выступлении...»

Разделяя мнение  Л.С.Силаевой, добавлю, что трудности реализации муниципального проекта о подлинно культурной педагогической среде как раз и связаны с необходимостью выработки целостного мировоззрения, которое является критерием и результатом истинного образования. Ещё В.А. Сухомлинский писал, что педагог сначала сам  определяет, что он должен передать детям, а потом думает, как это сделать. Это означает, что даже при наличии хороших учебников по курсу ОПК проблема «передачи» учителем того, чего он сам  был не по своей воле лишен государством в период учебы в школе и вузе по причине отсутствия  религиозного образования, становится весьма актуальной.

Учителю для достижения целостного мировоззрения «недостаточно наполнить свою голову программным множеством всяких познаний, а нужно еще создать в голове живое ядро, которое могло бы всасывать в себя нужные ему материалы из всей груды приобретенных познаний и,  развиваясь на счет этих материалов, могло бы вырасти в живой организм и вместе с тайной бытия могло бы осветить человеку ценность и цель его личности». (В.И.Несмелов, 1898). По мысли проф. В.И. Несмелова, можно быть великим ученым и в то же время оставаться необразованным человеком. Знания по своему значению (будь то знания по учебному  предмету, знания человека о самом себе,  или вообще знания о мире) являются вторичными для человека.

Они не имеют для человека абсолютного значения и служат для достижения целей земного бытия. Зачем человеку много знать, если он не знает, кто он и зачем он в этом мире, если он не имеет твердого основания любого знания в себе самом? Вот почему ключевым условием эффективной  реализации проекта становится  развитие педагогической культуры учителя.

Это означает не только расширение представлений в области историко-культурологического, гуманитарного образования,  но и личностно-смысловое самоопределение в отношении к Богу и с Богом. Если педагог верит, что человек -  венец Творения, то, чтобы  познать себя самого как образ Божий, он непременно захочет знать, что Бог eсть и чтo есть Бог, т.е. захочет иметь о нем представление. И тогда отпадут всякие сомнения о целесообразности участия в курсах повышения квалификации священника и личного участия педагога в церковной жизни. Тогда понятны будут учителю, начавшему преподавать ОПК, слова В.В.Зеньковского, что христианское знание необходимо ребенку, поскольку «дитя нуждается в том миропонимании, при котором для него все в мире имеет смысл, все восходит к Творцу и Отцу небесному». Христианство позволяет ребенку «жить в поисках и сознавании ясных, не допускающих ни малейшего сомнения жизненных истин». (Песталоцци, 1984).

                *      *      *

Так получилось,  что за неделю до семинара в отделе образования состоялось обсуждение перспектив реализации проекта в ближайшие годы. Было намечено продолжить работу районного методического объединения учителей и воспитателей, преподающих ОПК. По-прежнему его работой будет руководить Альбина Михайловна Данилова. Говорили также о потенциале отдельных школ и детских садов. Решено в ближайшее время начать ремонт помещения, которое выделено в Центре детского творчества, чтобы его оборудовать как районный консультативно-методический кабинет «Основы православной культуры». В нем планируется сосредоточить всю необходимую литературу, наглядные пособия, а также создать медиатеку по духовно-нравственному воспитанию. Есть и другие управленческие решения, которые закреплены Л.С.Силаевой специальным приказом «О целенаправленной работе по формированию духовно-нравственной личности».

 

Т.В.Анохина

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь