Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 1 (2010)

«Селигер -2009» - Где вы, русские витязи?

Незаметно пролетели дни августа. А ведь, кажется, только вчера мощные динамики зазывали молодежь «Селигера-2009» на утреннюю пробежку: «Давай, Россия! Давай! Давай!..» Через несколько минут волнующееся море разноцветных флагов, привезенных из семидесяти регионов России, играло перед гостевой сценой. Из микрофона звучала перекличка: Кострома? - Свист, шум. - Здесь!!! Воронеж? - Здесь!  Сахалин? - Здесь! Красноярск, Новосибирск, Сочи... За смену, думаю, представители всех регионов успели покричать и помахать своими  флагами. 

Мы приехали, когда завершалось выступление В.В. Путина, который пожелал и «нашим», и «вашим»  успехов в приобретении знаний. Затем несколько десятков дружинников в красных футболках, взявшись за руки, сделали для Владимира Владимировича коридор к вертолету, и он покинул  селигеровскую землю. Некогда политический выборный проект «Наших» превратился в нечто новое, которое хотелось понять, осмыслить и выработать к происходящему свое отношение. Какой же он, дух нынешнего Селигера? Что за знания дают молодежным лидерам, на что и как их ориентируют? Ведь название - не больше, не меньше - «Лидерская смена».

После отлета vip-персон все занялись своими делами. Хотелось увидеть, кто же собрался в этот прекрасный уголок природы, со  встроенными объектами техногенной и информационной цивилизации. Молодежь страны, какая она разная:  вот стайка студенток прихорашивающихся, чтобы и в походных условиях быть на уровне; вот трое высоких ребят в форме добровольческой армии с православными хоругвями обходят лагерь. Спрашиваю: «Вы из Православной смены?» - «Нет, мы из лидерской, из Гатчины». Перед сценой прогуливаются представители какой-то молодежной субкультуры, разрисованные модными татуировками. Пробежали девушки в платочках и беленьких футболочках с надписью розовою вязью «Православие». Деловито прошла группа молодежи в комуфляже, неся современное туристическое снаряжение. Где-то звучит  барабан горских народов, призывая к лезгинке,  невдалеке под гитару напевают бардовские песни,  слышно, как выкрикивают тренинговые речевки. По общелагерному радио, не переставая, звучат англоязычные шлягеры, напоминая о «планетарных» масштабах и ритмах  века сего.  

Два дня шла пересменка: кто-то уезжал, кто-то приезжал. Автобусы с молодежью, груды рюкзаков, передвижения, сворачивание и разворачивание палаток. Все это напоминало великое переселение народов - тысяча сюда, тысяча туда. Но нигде не было раздражения, суетности, ведь все приехали по своей воле,  часть даже проходила конкурсный отбор. Реклама вершины «Года молодежи», «Селигера 2009», была масштабной. Все и ожидали масштабного «праздника жизни», большинство приехало впервые. Погода и природа усиливали предвкушение праздника. Ласковое солнце нагревало золотистые стволы сосен, которые поблескивали янтариками смолы. Пахло хвоей, лесными травами, озерной свежестью. Все это настраивало на здоровое и трезвое отношение к себе, к происходящему.

Первое утро. Чтобы получить благословение у небесного покровителя местных земель, мы с друзьями  пошли  в  Нило-Столобенскую пустынь, которая находилась рядом. Дорога к мощам преподобного Нила Столобенского шла вдоль лагеря, и можно было обозреть все  масштабы этого молодежного мероприятия. По берегу живописного озера Селигер, в зеркально чистой воде которого отражалось голубое небо и прибрежные деревья соснового бора, расположились тысячи палаток, сгруппированных очаговым принципом. Большие крытые сцены, интернетовский и телевизионный центры и складские шатры, выставочные и учебные павильоны, растяжки, стенды, тренажеры, пляж с причалом,  яхтами и лодками, вертолетные площадки, работающие генераторы, дымящиеся костры, ряды биотуалетов, умывальников, навесы над сколоченными из досок столами, посты охраны по периметру - образовывали целый город, растянувшийся почти на два километра. Это напоминало стан молодежной армии, готовящейся к решительной битве. Хотелось понять, к какой битве готовится собравшаяся здесь молодежная армия. 

В главном соборе монастыря - небольшие группки приехавшей молодежи. Можно было понять, что здесь молодежь не из православной смены. Юноши и девушки, их наставники с бейджиками «Селигера-2009» рассматривали иконы, ставили свечи, поклонялись, как умели, местным святыням.

Когда вернулись из монастыря, нам сказали, что приезжал Белгородский архиепископ Иоанн: человек пятьдесят «Православного корпуса» получили благословение и наставления от руководителя миссионерского отдела Русской Православной Церкви, после чего он покинул лагерь.

Доклады с главной сцены  руководителя проекта «Селигер» и «Росмолодежи» Василия Якименко во второй и третий дни определили направление главного удара семитысячной армии молодежных лидеров России. (Не ручаюсь за дословность, но постараюсь передать  основные мысли и тональность речи).

- Сейчас я буду говорить неприятные для многих из вас  вещи. Мы проигрываем Западу в технологиях. Мы отстали в образовании. Мы не конкурентоспособны в промышленности и бизнесе. Мы в хвосте. Наше высшее образование несравнимо с Гарвардом, Оксфордом, Сорбонной. Кому нужны ваши дипломы, если вы ни на что не способны? Где вы, молодежные лидеры двадцать первого века? Где вы, эффективные менеджеры, интеллектуалы, специалисты? Сейчас ценится умение действовать профессионально, а не ваши документы об образовании. Мы постараемся предоставить здесь вам шанс доказать себе, что вы на что-то способны. Нужны реальные дела, нужны реальные результативные проекты. Думаю, все вы желаете быть успешными, богатыми и счастливыми. Эффективные проекты - результат вашей готовности к жизни.  Высококвалифицированные эксперты: преподаватели, политики, управленцы, бизнесмены - помогут вам в этом. Все зависит от вас. Не упустите свой шанс!

Обобщают установку организатора «Селигера 2009» слова призыва Президента РФ Д.А. Медведева, написанные на одной из многих растяжек: «Учись, или до свиданья!»

Да! Теперь понятно направление главного удара - битва за проектные знания, за индивидуальные  лидерские проекты. Вот за что предлагают сражаться.

 

Приглашение к разговору

по душам

В первый же день начавшейся смены Василий Григорьевич Якименко отвечал на вопросы российской молодежи. Можно было задать их в  микрофон или  написать записку с вопросом. Была просьба: задавать конкретные, а не общефилософские вопросы. Молодежь ринулась в атаку: себя показать, и «Васю попытать» (так между собой называли В.Г.) 

- Какое у вас образование?

- Экономическое.

- Вы согласны, что в нашей стране нет сейчас свободы слова, нельзя критиковать власть?

- Сейчас нас снимают несколько ТВ-каналов. Скажите, что вы хотите, про правительство, про В.В. Путина... Ну, что вы не говорите?.. В России, я считаю, самая большая в мире свобода слова.

- Как здесь себя можно реализовать?

- Написать проект, подписать соглашение, получить возможность стажировки на Западе, получить поддержку и деньги.

- Кто такой лидер?

- Тот, кто добился успеха, признания, результата в политике, культуре, бизнесе.

- Что такое конкуренция?

- Умение  сделать и продать свой товар лучше, эффективнее, быстрее, чем другие.

- Вы счастливы?

- Можно считать, что да...

Вопросы и ответы длились около часа. В заключение организатор и вдохновитель «Селигера» сказал:

- Кто захочет со мною пообщаться, приглашаю для общения на зарядку. Пять километров кросса достаточно для разговора. Но, повторяю, готовьте конкретные вопросы. 

На мой вопрос ответ

не прозвучал

Каждое утро начиналось с приветствия двух ведущих, потом на сцену приглашались последовательно начальник лагеря, главный организатор происходящего, Василий Григорьевич Якименко, за ним выходил его старший брат, руководитель Православной смены, Борис Григорьевич Якименко, затем была аэробика.

Православная смена  была на Селигере впервые. Я с большим интересом и надеждой  ожидал услышать, каким должен быть православный лидер?

В своем выступлении руководитель Православной смены говорил о важности опоры на Православие, на исторические духовные традиции нашего народа, без которых бы не было нынешней России. Были представлены православные секции:   «Православная семья», «Православная мода», «Иконопись», «Анимация», «Православный рок», «Православные блогерство».  Иду на первую установочную лекцию Б.Г. Якименко, где он представил ведущих секций и рассказал о планах Православной смены. Молодежи в шатер набилось много, сидели,  кто как мог устроиться: кто на ковриках, кто на пенках, самые предусмотрительные - на маленьких складных «сидушках». Среди пары сотен слушателей особого воодушевления не наблюдалось, молодежь присматривалась, прислушивалась, настраивалась на новую селигеровскую волну.

Во время лекции часть подготовленной молодежи задавала правильные вопросы, часть внимала, некоторые недоуменно переглядывались: «Чего они хотят от нас?» И потихоньку выбирались на свежий воздух...

После лекции и я отправился погружаться дальше в образовательный процесс. В расписаниях, вывешенных на информационных стендах, просматривался основной предмет - Дизайн проекта.  

 

«Дизайн проекта»

«Дизайн - задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусств»  (Оксфордский словарь 1588 года)

В инструкторской палатке выдали рабочую тетрадь Всероссийского лагеря актива. Она мне напомнила оксфордскую рабочую тетрадь по изучению английского языка, где за разъяснением задания оставлены окошечки для заполнения.  На оранжевой обложке большими белыми буквами выделено ДИЗАЙН ПРОЕКТОВ и маленькими внизу - «Творим своё «завтра»! «Всем, кто хочет реализовать свои инновационные идеи через проекты», - читаю на первой странице.

Прошел по всем павильонам, где преподают этот самый «Дизайн».

«В павильоне «Дмитрий Менделеев» проходит встреча с депутатом Государственной Думы... В павильоне «Петр Чайковский» продолжает работать секция «Православная семья»...» - такие объявления часто можно было услышать по местному радио.

Павильоны названы в честь великих людей России, наверное, как пример для подражания,  для пробуждения исторической памяти, для  поднятия патриотического духа.  Идеи, замыслы, планы, механизмы, критерии, параметры - эти слова можно было услышать в каждом учебном павильоне.

Почти у всех преподавателей в подаче материала ощущался дух шоуменства, как будто идет съемка невидимыми телевизионными камерами скоростного образовательного ток-шоу. Поймал себя на мысли:  «Селигер-2009» с его заданным ведущими с утра, криками, шумом, аплодисментами, ритмом, стилем, музыкой, напоминает образовательное шоу. Другой образ - «образовательный серфинг». Скользим на доске под парусами по основам проектирования, незаметно получая технические навыки управления проектом и навыки межличностного общения. Тренинговый прорыв к пониманию себя, конечно, важен. Но всеобщая установка на скоротечную результативность,  на скороспелые проекты готовит «спринтеров», а не «марафонцев».

Соглашения - это основная «фишка» Селигера. Соглашения с представителями исполнительной и законодательной власти страны, с представителями бизнеса. Это как бы взаимные обязательства сторон о продвижении проектов. За время смены, думаю, были заключены сотни соглашений, но хватит ли духу молодым лидерам нарастить мышечную массу у своих невыношенных детей - проектов? Хватит ли сил преодолеть бюрократические проволочки, инертность и сытость властных элит, реализуя свои формализованные замыслы. Или соглашения - это просто форма спускания пара, молодежной эвристической энергии творчества и созидания?

Уход в форму, без развития содержания, мировоззренческого базиса, не свойственен национальным традициям укоренённости и фундаментальности образования. Ребята из Петербургского университета недоуменно протестовали, обсуждая лагерные установки.

- Наше образование основательнее этой проектной эквилибристики.   А селигеровский дизайн учит поверхностности жизни. Живи проще - не парься, не углубляйся ни во что. Бери от жизни все!...

Православная смена:

большие возможности,

но так и несбывшиеся  надежды

Борис Григорьевич Якименко - руководитель Православной смены - через своих немногочисленных помощников проводил в жизнь программные установки состоявшегося недавно ХIII Всемирного Русского Народного Собора: «Обращение к молодежи предполагает новый «перевод», новую формулировку тех идей, которые заложены в традиционной культуре и в вечных нравственных нормах». Каким этот  «перевод» получился? Присутствие православной темы наблюдалось везде: и в объявлениях, и в стилизованных иконах на растяжках, и в портретах с высказываниями Святейшего Патриарха Кирилла, и в прохаживающемся по лагерю священстве. Было много дискуссий, интересных бесед, встреч, в которых участвовала молодежь православной смены. Основные зримые православные события происходили у небольшой деревянной часовни. Утренняя молитва собирала у часовни пару десятков желающих. Прямо за часовней жили участники православной смены,  здесь был разбит основной их стан. Днем у часовни шла торговля журналом «Наследник», православной литературой и фильмами,  были размещены православные «арт-объекты», по-другому их не назовешь. Воздвигнута необычная деревянная «лествица» к Спасителю...

Палатка «Лаборатория православного рока» в течение недели издавала громкие барабанные звуки. Я не заметил интереса к этому «шуму» у молодежи. Кроме четырех «музыкантов», там никого и не было. На их концерт пришли несколько десятков любопытных. Православный рок-концерт с деревянным двухметровым крестом на сцене, опутанным веревкой, и иконой мучеников российских на заднем плане пугал не только плохим вокалом, но и растрепанными страшными девицами со стилизованными крестами на шее. Вечером на сцене старательно пели барды: батюшки-двойняшки. Слушателей как у православных рок-музыкантов, так и у бардов почти не было. Спешащие по своим делам селигеровцы с любопытством смотрели на необычных исполнителей в рясах. В Интернет-центре  активно занималась группа православных блогеров. Залихватски распевая казачьи песни и показав обряд православного венчания, оживление привнес ансамбль «Казачий круг». Поздно ночью ему дали без освещения попеть с главной сцены. Под свет фонариков казаки пели о казачьей правде, при сердечной поддержке нескольких десятков истинных ценителей их творчества.

Таким был зримый дизайн  православной смены в стиле общего дизайна «Селигера - 2009».  Ориентация на проектное мышление, на получение знаний и навыков проектирования полезна для решения тактических задач, но для стратегических задач нужна идеологическая и мировоззренческая цельность, которую может дать только опора на настоящее, серьезное, без заигрываний, глубинное  Православие.

Православие на Селигере  национальной опорой, главной жизненной силой не было достойно представлено.

Молодежи давали знание, а нужно СОЗНАНИЕ

Власть всегда есть выражение сознания и воли. Власть всегда руководствуется той или иной философией, тем или иным понятием цели и смысла жизни и своей деятельности.  Дать новую молодежную идеологию, смысл жизни и новую жизненную силу молодежи России декларировали организаторы Селигера 2009,  но оказалось, что предлагают  идеологию мира сего - идеологию цивилизованных хищников-потребителей. Понимание  Православия как единственной всепобеждающей силы не прозвучало на Селигере.

Искание истины и правды всегда было нашей национальной чертой. Искание правды - основная нить жизни русского народа, и не случайно, что первый писаный свод законов, который должен был упорядочить жизнь, назван был «Русской Правдой».

 

«Красоту, доброту мы у древних берем,

Сказки, саги из древности тащим,

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем».

(Владимир Высоцкий)

Несмотря на предлагаемый дизайн, мое общение с молодежью на Селигере убедило, что потребность докопаться до Истины еще не пропала, что океан пошлости, нахлынувший  на неокрепшие души, не затушил живой огонек русской души.

В разговоре с молодым человеком из Липецка употребил несколько иностранных слов. Он мне говорит, почему люди не говорят по-русски, ведь у нас в языке все есть. Ловлю себя на мысли, что сам все время об этом говорю - и вот на тебе.

Утром на зарядке бежит с монархическим флагом юноша, спрашиваю:

 - Ты откуда?

 - Из Москвы, из лидерской смены.

Рассказываю молодежи из Новосибирска о движении «Переправа» www.pereprava.ry , они мне приносят материалы, как они борются с алкоголизмом в молодежной среде.

Встречаю знакомую из Сыктывкара, она говорит, что ушла из всех проектов и занимается в группе «Православная семья». Невдалеке от моей палатки под навесом несколько человек утром вслух читают утренние молитвы.

Казаки из Обнинского Центра «Спас» привезли футболки с русским богатырем и словами М.И. Кутузова «Гордитесь именем русских...». К концу смены в футболках ходило уже несколько сотен силигеровцев. Межрегиональная ассоциация «Добровольные дружины страны»  к 2012 году, 200-летию победы в войне 1812 года, собралась организовать всероссийское движение воинской славы с распространением богатырских символов, с героическим призывом «Гордитесь именем русских...»

Небезразлична молодежь к истории и традициям.  Стоит у стилизованного костра, вечного огня, почетный караул в солдатских плащ-накидках. Неподалеку, в шатре «Мининский призыв», юноша и девушка на посту у Нижегородского знамени народного ополчения. Подхожу, читаю: проект «Мининский призыв» направлен на выявление и воспитание молодежных лидеров через участие в мероприятиях, посвященных 400-летию подвига Нижегородского ополчения 1612 года. Мероприятия в рамках «Мининского призыва» позволят каждому нижегородскому студенту к 2012 году принять участие в этом проекте и присоединиться к областным программам подготовки кадров. Молодежь Нижнего Новгорода мечтает поднять всю Россию на «Мининский призыв». Истинным гражданам России Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому - достойную память!

На конференции весной узнал: движение «Народный собор» собирается поставить памятник святителю Ермогену на Красной площади в Москве. Тому, кто духовно подготовил и поднял народ на борьбу против польских захватчиков. Уже создан фонд сбора средств на памятник.  

Отсылаю «Мининскому призыву» проповедь Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского о святом Патриархе Ермогене:

«Люди всегда грешны, но важно, но спасительно, когда есть сознание добра и зла, когда есть стремление к правде, ибо тогда может быть восстание (из глубины падения).

В Смутное время Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска.

В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовались», ослабели и спасения ждали от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна, и Россия неминуемо погибла бы, если бы совсем было утрачено сознание Правды. Но Россию, русский народ спас святитель Ермоген. Враги России его держали в подвале, в Кремле, издевались над ним, мучили, добивались, чтобы он покорился им, изменив русскому пониманию Правды. Святитель Ермоген был замучен до смерти, но духовно не сдался и звал Россию на исторический путь христианского государства с христианской властью, звал помнить Истину и быть верным ей.

Святитель Ермоген в вере и исповедании духовно и нравственно возродил русский народ, который снова стал на путь искания Царства Божия и правды его, правды подчинения земной государственной жизни духовному началу, и Россия восстала. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, через год, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно возродились люди.

Тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Россия восстанет, возродится так же, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Россия восстанет, когда полюбит веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников. Россия ждет христолюбивого воинства, христолюбивых царей и вождей, которые поведут русский народ не для славы земной, а ради верности русскому пути правды. «Не нам, Господи, но имени Твоему».

В покаянии, в вере, в очищении да обновится Русская земля и да восстанет Святая Русь.

Учение христианское открывает Божественные истины и выражает высочайший нравственный внутренний закон. Через такие слова, примеры можно донести до молодежи, что Православие - главная жизненная сила России. Главная сила всех начинаний и проектов. Есть еще один подход.

Где вы, русские витязи?

Представьте,  если бы на Селигер, на главную сцену пригласили выступить Татьяну Грачеву, преподавателя Академии Генштаба России, с докладом «Где вы, русские витязи?»

В своей книге «Святая Русь против Хазарии»  www.russvt.ru она  так оценила современную обстановку на идеологическом фронте.

Против России ведется религиозно-идеологическая война за обладание душой и сознанием ее граждан, и противостоять в ней мы должны, используя именно религиозно-идеологическое оружие, основанное, в нашем случае, на Православии как вере и традициях, исторически объединявших в единую имперскую государственность народы России.

Ведь народ наш во многом утратил и силу духа, и религиозное чувство, традиционно укреплявшее его соборный, государственный разум и державное единство. Сегодня многие больше верят в «собственный разум» и силу денег, в гороскопы и магию, нежели в существование души и духовного мира, в котором имеют силу иные приоритеты и иная, Высшая Власть...

У России есть только одно будущее - это будущее православного государства, будущее Святой Руси, Империи, вновь возрожденной на традициях наших великих предков, соборно созидаемой десницей Творца и смиренным талантом Его подданных. Вера первична. Ее сила запускает физические и политические процессы объединения и созидания. Ее слабость есть причина процессов разложения и распада. 

Что же делать?

Первое: изменить, сколько возможно, вектор своих жизненных установок, интересов и устремлений с сугубо корыстных и личных в сторону патриотизма и любви к своему народу.

Жизнь эгоиста-прагматика, как правило, заканчивается ничтожно: трусостью, изменой и обманом.

Сегодня пришло время жертвовать на укрепление духовной ограды нашего общего дома -России.

 Не партийное единство, не узко-корпоративные или родственные связи, но общенациональное единство на уровне единства духовного, религиозного оградит нас и в личном, и в общественном плане от национальных потрясений и бед. И здесь краеугольным оказывается наше отношение к Церкви как к богоустановленному сакральному институту, от которого во многом зависит и наше личное, и государственное благосостояние.

Второе: начните жить церковной жизнью, которая для души есть то же, что лекарства и медицина для тела, - и вы уже через месяц-два ощутите ту самую силу, которая в своем совершенстве сдвигает горы и творит чудеса.

 Из пассивного режима «Ну и что делать?!» мы должны перейти в активный режим внутреннего духовного делания, истинно человеческой жизни, отличающей нас от бессловесных животных. Если начнем духовную жизнь, Господь даст и зрение видеть все, как оно есть на самом деле, даст разум, силы, мужество и сплотит нас в единое воинство. И уже сплоченные единой верой, мы получим и национального вождя, и единственно верное руководство к действию, и уже каждый на своем месте поймет, что делать. Тогда в душе не будет уже страха и малодушия и легче будет освободить ее от страстей и привычек.

 

Александр  Чернавский

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.