Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 1 (2010)

Каковы перспективы?

О боровском варианте решения проблемы духовно-нравственного

развития личности на страницах нашей газеты размышляет

Тамара Викторовна Анохина, старший научный сотрудник

Института развития дошкольного образования РАО

Альбина Михайловна Данилова ведет урок по курсу А.В. Бородиной «Основы православной культуры»

 

В Боровском районе попытки ввести полноценный курс «Основы православной культуры» предпринимались с 1994 г. И наступило время, когда управление образования вынуждено было искать новый подход к преподаванию «Основ православной культуры», чтобы оно приносило ощутимую пользу.  Выход был найден в обращении к предмету «ОПК» в более широком контексте актуальной проблемы  духовно-нравственного развития личности ребенка средствами образования.

Чтобы понять логику нашего пути, остановимся на своеобразии ситуации системе образования Калужской области. Стимулирующего распоряжения «сверху»  вводить предмет ОПК никогда не было, хотя на словах все «за». Но по официальным бумагам, например, приказ о наполнении национально-регионального и школьного  компонента  по начальной школе содержит совсем другие предметы. Пропагандируются  региональные учебники, якобы содержащие те нравственные и духовные ценности, которые нужны православным людям. А сам предмет «Основы православной культуры» появляется лишь с  5 класса. Но мы, педагоги, знаем, что поздно начинать с 5 класса. Даже известный поэт нам подсказывает: «Крошка сын к отцу пришел,  и спросила кроха: «Что такое - хорошо, и что такое - плохо?»». Если серьезно подходить к проблеме, то надо вводить курс религиозно-познавательного содержания с  детского садика или, по крайней мере, с начальной школы. Как же обойти эти препятствия Боровскому району, который культурно и исторически выделяется в ряду других?

На сегодняшний день нет ни одного из тех, кто отвечает за образование на всех уровнях, кто не согласился бы, что проблема духовно-нравственного развития личности - одна из самых актуальных проблем. А раз так,  то можно вместе обсуждать,   как эффективно  её решить, опираясь на те или иные исторические, культурные и педагогические условия конкретного места.

Каковы же условия, выделяющие  Боровский край в ряду других районов Калужской области? Их с полным правом можно назвать уникальными. Почему? Многим людям известно о светлых лучах, которые видел преподобный Пафнутий. Свет, который освятил боровскую землю и указал место для собора Рождества Пресвятой Богородицы. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь входит в число самых известных на Руси. Его основал Преподобный Пафнутий в 1444 г. Это место, которое является одним из исторических и культурных центров Православия. Это место всегда притягивает людей, а с  возрождением монастыря, с середины 90-х годов, его роль в жизни района сразу же стала заметна. Думаю, не случайно жители района и бизнес-сообщество видят в ближайшей перспективе Боровск центром православной культуры и народных промыслов. Спрашивается, как же не прорасти на святой боровской земле основам православной культуры в общедоступной государственно-общественной (светской) школе?

Вторая уникальная особенность связана с Образовательными чтениями. Инициатива их проведения возникла в 2000 г. и стала доброй традицией. В перспективе Свято- Пафнутьевские Образовательные чтения станут общим совместным делом государственных учреждений и Церкви,  реально влияющим на ситуацию в образовании района.

Третья особенность просматривается в истории становления современной практики духовно-нравственного развития. Начинается отсчет с 1994 г., когда ввели предмет «Духовная культура» в школе-лицее г. Боровска и предмет «Основы православной культуры» в общеобразовательной средней школы №3 г. Боровска, ближе всех расположенной к монастырю. В это же время открываются и Воскресные школы при Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре и при храме Иоанна Крондштатского г. Балабаново. На сегодняшний день в таком небольшом районе как Боровский, работает 4 Воскресные школы для детей и одна Воскресная школа для взрослых.

Четвертая особенность касается сферы воспитания. Исторически складывается так, что инициативы в воспитании, рождающиеся в системе образования района, носят опережающий характер. О каком опережении идет речь? Сначала инициатива  прорастает в школах района, оформляется и только потом идет по  стране. Приведу три конкретных примера. 1. Классный воспитатель, которого придумал Олег Семенович Газман, известный учёный, педагог, общественный деятель-реформатор, сначала появился в боровских школах, потом стал распространяться в других регионах. 2. Педагогическую поддержку как новую современную  технологию изначально спроектировали ученые Института педагогических инноваций РАО  совместно с боровскими педагогами, и только потом к ней стали обращаться другие ученые и педагоги-практики.

3. Что касается предмета ОПК, если отбросить имевшие место взлеты и падения, то его также ввели сначала в Боровском районе (правда, наряду с другими, если брать масштаб страны).

Учитель Данилова Альбина Михайловна сама вышла на учебно-методический комплект А.В.Бородиной, после того как перепробовала много других учебников, и с 2004-2005 учебного года перешла на системное преподавание по программе А.В.Бородиной «История религиозной культуры». Сегодня на системное преподавание претендует и ряд других школ  района. И вот совсем недавно делегация педагогов, побывавшая 20-21 декабря на Российской конференции в Калуге, привезла хорошую новость о разработанной концепции  введения курса ОПК по всей стране  в государственных образовательных учреждениях в одном ряду с обязательными базовыми предметами.

И, наконец, самый главный определяющий фактор уникальных условий, благодаря чему возможно введение «Основ православной культуры». Это личностная заинтересованность  главы администрации Виктора Николаевича Терникова. В чем он заинтересован? Именно в том,  против чего ни один чиновник в образовании не возражает - в эффективном решении проблемы духовно-нравственного развития населения района. Конечно же, глава администрации шире смотрит и ставит задачу духовно-нравственного развития населения, а  не только развитие  детей,  подростков и молодежи. Вот это как раз и есть  гарантия сохранения выбранного приоритета в образовании.

Позиция В.Н. Терникова широко известна из публикаций в прессе, из выступлений на районных собраниях депутатов, на  совещаниях,  из  публичных отчетов перед населением района. Так, почти год назад на совещании, где обсуждалась идея общедоступной  общественно-государственной школы с православной ориентацией, Виктор Николаевич подчеркнул важность, «чтобы образованный человек не только обладал знаниями, а  чтобы у него что-то было в душе. То, что сегодня проповедует Церковь - должно быть в душе каждого человека - и молодого человека и ребенка из  детского сада. Традиционные  духовные и нравственные ценности Православия полностью соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Такое воспитание надо начинать с детского возраста. Можно воспитать образованного негодяя, а можно - образованного Человека...».

Итак, мы познакомились с некоторыми уникальными условиями Боровского края, которые и дают возможность эффективного решения средствами  образования задачи духовно-нравственного развития личности ребенка. Стоит добавить ещё одно условие, которое связано с проектированием социокультурной среды духовной ориентации. В Боровске наметился социокультурный подход. Что это такое? А лучше сказать для чего? Чтобы законно отстаивать интересы коренного населения района, по-настоящему заботиться о личностном развитии и качестве образования подрастающего поколения. Ведь на самом деле,  как бы не тормозило региональное министерство  законное введение предмета «Основы православной культуры»,  никто из  чиновников не может запретить реализовывать программы для населения или отдельных его категорий, принятые районным собранием депутатов. Подобные примеры есть и на уровне областей, где, например,  законодательно принимается решение о введении в школах курса ОПК.

Так вот,  в конце 2005 г. управление образования инициирует разработку совместно с другими институтами  района  целевой  Программы  «Духовно-нравственное воспитание населения Боровского района на 2006-2008 г.г.». А уже в рамках  этой программы, утвержденной депутатами, после нескольких встреч и консультаций с внешними специалистами, зав. отделом образования Л.С. Силаева  поручает автору статьи разработать проект, который бы отвечал на вопрос  «Как средствами образования эффективно решить проблему духовно-нравственного развития личности ребенка?». Ответ предложен  в проекте «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры как условие развития личности ребенка»

(Проблема развития личности и духовная составляющая  культурной среды школы // На пути модернизации. Вып.№3 серии «Новое в образовании Боровского района»/ Под ред. Т.В.Анохиной. Обнинск: ОГИЦ, 2006 - 120с.).

На сегодняшний день есть первые итоги работы по проекту, несмотря на то, что  в октябре 2006 г. заявка на присвоение Боровскому району статуса экспериментальной площадки  по теме проекта не была удовлетворена. На экспертном совете Министерства образования, культуры и спорта Калужской области около часа продолжалась дискуссия. Чиновники утверждали, что в школе уже достаточно предметов, которые несут детям духовность и нравственность, и сильной нужды вводить курс А.В.Бородиной - нет! Говорили, что для детей нет никакой разницы, если историю или литературу преподает учитель, которому не известны основы христианского мировоззрения, не знакомы выдающиеся события христианской истории, который не  понимает духовную  лексику.

Правда, до сих пор в отдел образования так и не поступило  письменное заключение экспертного совета, где бы указывались конкретные основания отказа в заявке на присвоение статуса областной  экспериментальной площадки. Тем не менее,  с больших трибун  мне приходится не раз слышать, как областные чиновники упоминают об успешно идущем эксперименте в Боровском районе, хотя таковой  официально нигде не зарегистрирован. По-прежнему работа в этом направлении боровских педагогов и директоров школ областью никак не стимулируется. Это лишний раз подтверждает своеобразие образовательной ситуации в регионе, которое можно назвать двуликостью. Вот почему нужны целевые районные Программы, помогающие качественно работать образовательным учреждениям. Еще раз подчеркну, что только благодаря  инициативам, идущим снизу, министерским чиновникам удается неплохо выглядеть  на солидных форумах, проводимых в Москве, Калуге, Обнинске, Белгороде, докладывая об успехах Калужской области в духовно-нравственном воспитании, в частности, о введении предмета «Основы православной культуры».

После отказа на экспертном совете был собран пакет документов и подано личное прошение Владыке Клименту. По благословению Климента, Митрополита Калужского и Боровского, проект реализуется в образовательных учреждениях Боровского района с ноября 2006 г.

Какой базовый принцип заложен в разработку Боровского варианта решения проблемы духовно-нравственного развития личности ребенка? Это принцип восполняющего дополнения духовными традициями и нравственными ценностями Православия.

В каких сферах требуется  восполняющее дополнение? На наш взгляд, их три. Первая и принципиальная затрагивает историко-культурологическое образование, где должно быть введено  системное изучение курса «Основы православной культуры» по программе А.В.Бородиной «История религиозной культуры», а также усилен духовный компонент в  базовых предметах гуманитарной направленности и разработаны элективные курсы.

Вторая сфера - это педагогическая среда и уклад школьной жизни. В них предстоит  целенаправленное изменение. О чём идет речь? Это то - какие учителя работают в школе (их квалификация, авторитет среди детей, примеры их нравственного поведения, владение адекватными методами воспитания и обучения, в числе которых педагогическая поддержка ребенка в его личностном выборе); какие культурно-бытовые условия (современная библиотека, столовая, рекреация, раздевалка, туалеты); какие средства обучения (наличие оборудованных лабораторий, компьютерных классов и др.); каково педагогическое обеспечение общения сверстников и общения взрослых и детей, какова смысловая составляющая деятельности соучастников детско-взрослой со-бытийной общности; каковы педагогические традиции и педагогические инновации, укрепляющие качество образования и образовательной среды.

Третья сфера - это пристальное внимание к профессиональному развитию педагогов, не по своей воле лишенных религиозного образования.

Кстати, о важности педагогической среды и уклада школьной жизни  своевременно прозвучало мнение зам. министра образования и науки РФ Калины Исаака Иосифовича, высказанное им  на Российской конференции 20 декабря в Калуге, где обсуждалась концепция введения новой образовательной области «Духовно-нравственная культура». Ведь не секрет, что любое содержание, «перемешиваясь» с  условиями педагогической среды и уклада школьной жизни, всегда дает «надпредметный результат». Когда дети любят и уважают учителя, то это сильно сказывается и на результатах обучения  предмету. В противном случае, какое бы новое содержание не вводилось, у нелюбимого учителя или у учителя, который не владеет адекватными методами обучения и воспитания, всегда будут средние и низкие результаты.

Зам. министра подчеркнул, что не учитывать это больше нельзя, вот почему вводится стандарт на условия. А это в свою очередь подводит  нас к третьей сфере, требующей восполняющего дополнения. Это пристальное внимание к профессиональному развитию педагогов, не по своей воле лишенных религиозного образования. Здесь, я думаю, не надо уточнять познавательный характер религиозного образования, а прямо признавать, что с детьми сейчас работают люди, ставшие заложниками атеистической государственной системы.

К каким направлениям деятельности применяется базовый принцип восполняющего дополнения?

1. Историко-культурологическое образование.

2. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности.

3. Социально-ориентированная деятельность.

Почему особое значение нами придается системному преподаванию курса «Основы православной культуры» по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры»? Чтобы ответить на этот вопрос, придется рассказать горькую правду о том, какова была ситуация вокруг ОПК перед запуском проекта. По поручению зав. отделом образования сделали экспресс-анализ. Что получили?  Оказалось, что ведут предмет в разных школах 7 человек, не все из них имеют педагогическое образование, правда,  имеют высшее  техническое.

У пятерых есть свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации по предмету «Основы православной культуры». Кроме одного, все педагоги  на начало 2006-2007 учебного года работают по своим авторским программам, которые утверждаются директорами школ и согласовываются в районном методическом кабинете. Учебников у детей фактически нет. Концепции  введения в школах нового предмета нигде не оказалось. Спрашивается, что думает директор, когда вводит предмет ОПК сначала в 5-ом классе, потом вдруг в 7-ом классе? Или почему вводится предмет со 2-го класса, а не с 1-го класса? Ответ  до банальности прост. Надо догрузить учителя до ставки. Или по учебному плану остается час, его-то и заполняют новым предметом. А что будет в следующем году - никто не знает. На системный подход претендовала лишь одна школа, о которой я уже не раз упоминала, и тому есть свои причины.

Каково же было мое удивление, когда гораздо позже я встретила подробно прописанные А.В. Бородиной условия эффективного введения предмета в книжке «Основы православной культуры: организация курса». Ведь район давно в этом направлении работает, но никто из ответственных специалистов  не открыл нужную книгу на нужной странице и не воспользовался готовой и так  необходимой  управленческому звену информацией. Все снова оказывается до банальности просто. Вот в каких условиях  строилась практика введения предмета ОПК. И совсем не случайно, а вполне закономерно, что в истории развития данного направления был пережит период снижения темпов развития, а лучше сказать - наблюдалась «пробуксовка», «топтание на месте», даже «откат».

Поверьте, реальность такова, и говорить об этом надо, чтобы другие люди понимали, в каких обстоятельствах они могут оказаться, предлагая директорам по своей инициативе вести предмет ОПК. Да ещё преподавать не по целостному учебно-методическому комплексу, а по понравившемуся одному учебнику, разработанному совершенно для иных условий, или по понравившейся программе, не обеспеченной ни учебными пособиями для школьников, ни методическими пособиями для учителя. Ведь за окном не 90-е годы прошлого века, когда только начинались разработки программ и пособий. Ситуация в корне изменилась. Теперь есть возможность сравнивать разные программы, разные учебники и осознанно из них выбирать. Что мы, кстати, и сделали до запуска проекта. Вот почему, разрабатывая проект, направленный на решение проблемы духовно-нравственного развития личности ребенка, нами сразу  отводилось особое место системному преподаванию курса «Основы православной культуры» по программе А.В. Бородиной «История Религиозной культуры».

Ничто были бы наши проекты, если бы не было учебников. Так вот, на конец 2007 г. было приобретено учебников, рабочих тетрадей и методических пособий на сумму более 250 тыс. рублей. Откуда эти деньги? Это государственные деньги - не спонсорские, не деньги  монастыря.

Кто преподает ОПК? В основном это учителя начальной школы, окончившие краткосрочные курсы. Есть учителя истории, русского языка и литературы. Есть и опытные педагоги, неоднократно повышавшие квалификацию по ОПК, но не преподающие базовые предметы и не выполняющие обязанности классного руководителя. Зачем такие подробности, спросите вы? Важно, что в подавляющем большинстве  теперь преподают ОПК педагоги, для которых школа является основным местом работы, где они не только учат детей  базовым предметам, а и находятся в постоянном диалоговом общении с детьми, наблюдают за ними, организуют в классе воспитательную работу.

Как учителя готовились к преподаванию ОПК?

С августа по ноябрь 2007 г. на базе школы №1 г.Балабаново проходили курсы (72 часа) Калужского областного института повышения квалификации работников образования (45 учителей и воспитателей и 2 специалиста отдела образования). В предложенную программу «Православная культура и образование. Психолого-педагогические аспекты» (автор Миронова М.Н.) мы дополнительно ввели разделы другой программы - «Основы православной культуры в светском образовании» (автор А.В. Бородина). Значительную часть лекций читал игумен Марк (Бойчук), выступал также и инок Максим (Смирнов). Зачет был организован в активной форме, с использованием  мультимедийных презентаций. Среди слушателей - педагоги, лауреаты премии «Лучший учитель» в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование»  по итогам 2006 г. и 2007 г. Это учитель физики, заслуженный учитель РФ, Лукьянов Геннадий Сергеевич, учитель музыки Сидорова Оксана Сергеевна, учитель начальной школы Криволуцкая Наталья Олеговна. Их личностный выбор в повышении квалификации ещё раз подтверждает верный курс образовательной политики, проводимой в районе.

Кстати, когда Г.С. Лукьянов впервые познакомился с учебниками,  искренне был удивлен богатством и глубиной содержания, красочностью оформления и признался, что этого содержания как раз и не достает нынешней школе, а еще - что по этим учебникам могут учиться взрослые: учителя, родители. Он сам с большим интересом изучает эти книжки, чтобы с будущего года вести предмет в 5 классе, где он будет классным руководителем.

Не стану говорить о личностных и профессиональных трудностях, с которыми, естественно, столкнулись учителя, впервые взявшиеся за преподавание ОПК. Коснусь полученных данных по другой позиции: «Каково отношение  школьной администрации к введению предмета ОПК?» Наряду с положительным отношением приблизительно треть педагогов высказалась примерно так: «Терпимое». «Уже нормальное». «Вынуждены мириться с приказом свыше». «Им все равно!!!». Трудно не согласиться, что подобная нейтрально-выжидающая позиция сильно тормозит наше дело.

Осмелюсь предположить: выявленная позиция администрации, скорее всего, будет меняться даже до того, как из федерального  министерства  придет указание вводить предмет как обязательный. Почему? Недавно я сильно удивилась, разговаривая с региональными специалистами, с которых уже требуют информацию о том, как  область работает по реализации новой задачи, прописанной недавно в Законе РФ «Об образовании».  Какой задачи? По формированию духовно-нравственной личности. О чем это говорит? Только об одном - теперь со школы, района,  области  за это будут спрашивать. А раз будут спрашивать, то нейтрально-выжидающая позиция  вынуждена изменяться  в сторону одобрения курса ОПК. И несогласие, скорее всего,  переместится на поле выбора того или иного учебно-методического комплекса, той или иной авторской программы, концепции курса.

Правда, здесь возникает очередная «загогулина». Если кто внимательно слушал на Международных Рождественских образовательных чтениях Министра образования и науки А.А.Фурсенко, то не мог не заметить, как  он старался показать, что уже Министерство поддерживает школы с православной ориентацией. Как это было сделано? Внимательно поискали и нашли среди Лучших школ России школу с православной ориентацией.

Таковой оказалась православная гимназия из Академгородка г. Новосибирска. А поскольку в зале, наверняка, присутствовали чиновники региональных министерств образования,  то они получили  ориентир для действий на местах. Приедут после чтений и быстренько посмотрят, а есть ли среди лучших школ те, где преподается ОПК. И если таковые окажутся, то можно работать дальше спокойно -  уже есть чем отчитаться, не  прилагая никаких усилий. Такая опасность есть и в Калужской области, где в Боровском районе  МОУ «Средняя общеобразовательная ноосферная школа г. Боровска» - Лучшая школа России 2004 г., лауреат миллионного гранта. В этой школе с первых дней преподается предмет православной ориентации, есть ряд других достоинств... Будем надеяться, что мои домыслы не сбудутся: и региональные министерства серьезно отнесутся к реализации новой задачи и действительно помогут в этом трудом  деле образовательным учреждениям.

В заключение остановлюсь на проблемах.

1. Неитрально-выжидающее отношение школьного управления к системному введению нового содержания (курс ОПК) и условиям его эффективной реализации (изменение культурной педагогической среды и уклада школьной жизни, профессиональное развитие педагогов).

2. Неполное изучение образовательными учреждениями района  (или отсутствие такового, например, в учреждениях высшего и средне-специального образования) образовательного запроса граждан на преподавание курсов духовной ориентации, в первую очередь курса «Основы православной культуры».

3. Отсутствие дифференциации в существующих программах повышения квалификации педагогических работников. Трудности в подборе квалифицированных преподавателей для обучения учителей, осваивающих курс «Основы православной культуры».

4. Допуск к ведению курса «Основы православной культуры» учителей и воспитателей без рекомендации Русской Православной Церкви.

5. Отсутствие информации о возможностях образовательных учреждений в предложении родителям и детям  преподавания элективных курсов и  модулей по разным годам обучения, таких, например, как «Жития Святых», «История Церкви», «Христианское искусство», «Церковное пение», «Православный календарь» и др.

6. Низкая культура проектной деятельности, обусловленная арефлексией (отсутствием рефлексии) педагогов, школьного управления, специалистов  иных структур.

7. Отставание по темпам развития в направлении духовной ориентации некоторых социальных институтов района от значительной группы образовательных учреждений.

8. Недооценивание роли и духовного потенциала Свято-Пафнутьевских образовательных чтений в решении проблемы духовно-нравственного развития личности.

О некоторых проблемах подробнее. Первая из них уже названа как нейтрально-выжидающее отношение школьного управления. Но такое отношение может сопровождать любое новое содержание. Для Боровского района предмет ОПК стоит  в одном ряду с введением института классных воспитателей и внедрением педагогической поддержки. Да, замечательная идея, хорошие результаты работы классных воспитателей, но сверху-то не требуют их введения  и специально ставок не выделяют, более того, предлагают сокращать ставки школьных психологов, социальных педагогов. Сохранились ставки, которые были выделены еще во время эксперимента при жизни О.С. Газмана,  так пусть люди и работают.  И невдомек, что именно классные воспитатели и лучшие учителя района стали первыми бить тревогу, что дети сталкиваются все чаще с такими препятствиями, преодолеть которые можно только в Церкви. Конечно, школа должна быть «не заменою, но необходимым преддверием Церкви...» (И.В.Киреевский). Речь идет о том, чтобы в государственной общедоступной школе от детей не скрывали истинные основы культурообразующей религии России. Чтобы доступным языком излагали духовные и нравственные понятия, раскрывали главные ценностные положения религиозного мировоззрения, выдающиеся события христианской истории, одним словом то, что вмещает православная вера, скрепляющая  наше Отечество.

Обращаю внимание на вторую проблему, где речь идет об изучении образовательного заказа. Он может быть неполным или вовсе отсутствовать.  Мы должны провести качественное социологическое исследование: что же хотят наши родители? Эта информация должна быть у директора. В этом могут помочь учителя, которые хотят вести предмет. Даже когда будет введена образовательная  область  «Духовно-нравственная культура»,  все равно надо будет подкреплять образовательным заказом родителей.

Третья трудность федерального масштаба, и в разных регионах она решается по-разному. В нашем районе из-за того, что курсы были краткосрочные (72 часа), зав. отделом образования откликнулась на предложение проводить регулярные занятия Районного методического объединения учителей и воспитателей, преподающих ОПК, один раз в месяц на протяжении двух учебных лет.  Здесь же назову и шестую проблему - низкая культура проектной деятельности, обусловленная арефлексией (отсутствием рефлексии) педагогов, школьного управления, специалистов  иных структур.

Четвертая проблема носит дискуссионный характер. В пример приведу Беларусь, где слушать курс Бородиной А.В. приехали только те педагоги, которых благословил священник. А мы пока начали преподавать без рекомендации  РПЦ.

Пятая проблема, на мой взгляд, с расширением практики преподавания ОПК,  заинтересованностью учителей предметников, а также с пополнением школьных библиотек специальной литературой,  постепенно решится.

Седьмая проблема специфична для нашего района, где образование сделало рывок, почти не замеченный социумом. Например, в праздник Рождества Христова  Дома культуры закрыты. Зато  5 января, когда постится православный народ, в Доме культуры организуется праздничный концерт, посвященный Году Семьи. Эти и другие противоречия  мы видим, готовы их обсуждать.

Почему я решила  заострить внимание на перспективах Боровского варианта?  Дело в том, что первые позитивные результаты имеют скорее формальный характер (рост количества школ, где преподается  курс ОПК, увеличение числа школьников, изучающих этот курс, значительное число педагогов, окончивших специальные курсы, участие детей в конкурсах, фестивалях).  А чтобы вслед за формальными показателями последовали качественные изменения в формировании духовно-нравственной личности  - предстоит большая и серьезная работа.  Известно, что ориентир на конечный результат, а значит, соотнесение замысла и реально получившегося результата, в значительной мере  зависит от желания и умения людей, вовлеченных в общее дело, осознавать личный вклад в этот результат. Ведь одни и те же люди могут как способствовать успеху дела, так и тормозить действия других, сами того не желая. Это может в итоге и вовсе загубить хорошее, дружно начатое общее дело. Ведь самое главное своеобразие районной Программы и реализуемого в образовании Проекта - ориентир на духовность и нравственность. А значит, ответственным людям  рано или поздно придется признать взаимозависимость и прямую связь результата Программы и Проекта с личным  религиозным опытом и волей Божьей.

Кто же теперь запретит или откажется формировать духовно-нравственную личность способом, который включает новое содержание (курс ОПК), культурные условия его освоения (педагогическая среда и уклад школьной жизни)  и пристальное внимание к развитию  педагогов, не по своей воле лишенных религиозного образования?

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.