Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 1

Школа – преддверие церкви

«Школа должна быть не заменою, но необходимым преддверием Церкви...»

И. В. Киреевский.

«ДругдругатяготыноситеитемисполнитезаконХристов»,- такучитнасапостолПавел, призываяжитьпозаконулюбвикближнемуиименноэтоймеройизмерятьвсенашипоступкиимысли. Какхорошожилибымы, еслибывсе, откогозависитнашажизнь, следовалиэтомупростомуправилу. Руководителинаработе, врачивполиклиникахибольницах, учителявшколах- отэтихлюдеймызависимы, потомучтодоверяемимсвоижизни.

Сегоднясновапоговоримошколе. Кэтойтеменастраницахнашейгазетымыобращаемсядовольночасто, таккаксчитаемееоченьважной. Школемыдоверяемнашеглавноесокровище- нашихдетей, азначит, следуяистине: «Гдесокровищеваше, тамбудетисердцеваше», волеюсудьбымыстановимсяпривязаннымикшколенадолгиедесятьучебныхлет, поканашидетипутешествуютнаэтомкораблезнаний.

Чтонеобходимодлятого, чтобыэтидесятьлет- оченьважныхвихжизни- прошлиснаибольшейпользой? Какчувствуютсебянашидетивстенахшколы? ЭтимивопросамимноголетзанимаетсястаршийнаучныйсотрудниклабораториипрофессиональногоразвитияпедагоговИнститутаразвитиядошкольногообразованияТамараВикторовнаАнохина, котораяявляетсягостемнашейредакции. МыпопросилиТамаруВикторовнурассказать, почемуименноэтойпроблемойонарешилазаняться, вчемактуальностьтакогоисследования?

- Дело в том, что сегодня массовая общеобразовательная школа не повернута в сторону ребенка. Она озабочена, в первую очередь, тем, чтобы были хорошие оценки и чтобы дети были дисциплинированы. Остальная жизнь, кроме учебы и поведения, малоинтересна учителям, да и работу их оценивают по четвертным оценкам, по участию в олимпиадах, по количеству учеников, поступивших в ВУЗы, и по отсутствию правонарушений. Но ведь это не те показатели, которые говорят о том, что ребенок полноценно и радост­но проживает десять лет своей школьной жизни, когда формируется характер, закладываются основы личности. А. М. Прихожан, известный специалист в области возрастной психологии, утверждает, что сегодняшняя школа - место не совсем благополучное, и у многих детей она вызывает чувство страха. По недавним подсчетам психологов, непреодолимый страх перед школой испытывают примерно 40 % учащихся, но встречаются такие классы, где практически у всех детей - широкий аспект школьной тревоги. Для сравнения скажу, что международная статистика по всем видам страхов - 10-15 %.

- ТамараВикторовна, ачтоконкретновызываетудетейстрах?

- Наибольший страх у многих детей вызывает «место у доски». Травмирует детей также непомерный объем домашнего задания, обзывание и унижение детей, столь распространенное среди школьников. По мнению психологов, «горячие места» в школе - туалеты, раздевалки, место перед столовой, где моют руки, чердаки и подвалы. Школа сегодня не может обеспечить ребенку эмоциональную безопасность, школа также не осознает своего предназначения защитить ребенка. Олег Семенович Газман, выдающийся отечественный педагог, ученый и практик, в научной группе которого я начинала свои исследования, обращал наше внимание на то, что одной из жизненно важных потребностей человека является его потребность в защите от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества... Школа полностью перекладывает эту задачу на семью, поэтому дети не видят в учителях тех людей, на которых можно рассчитывать в трудную минуту.

Чтобы реализовать в школе идею защиты ребенка, О. С. Газман предложил ввести должность воспитателя-профессионала, призванного оказывать детям педагогическую поддержку. Такой воспитатель приходит в класс не для того, чтобы обвинять детей в каких-то проступках, делать замечания по жалобам других учителей. Он приходит для того, чтобы поговорить с детьми, иногда со всем классом, иногда с отдельными школьниками. Он должен знать все: почему трудно мальчику или девочке, отчего ребенок грубит, что мешает ему жить в дружбе с другими детьми, что мешает получать хорошие отметки. Помогая детям, классный воспитатель поддерживает в них внутренние силы, учит самостоятельно решать проблемы своей жизни, делать самостоятельный выбор и ответственно действовать в связи с принятым решением.

Протоиерей Василий Зеньковский, известный российский педагог и философ, необходимость оказания такой помощи называл аксиомой педагогики. Он говорил о том, что «школа должна помочь ребенку в главном, в том, без чего он не может стать духовным человеком. Забота же школы о том, чтобы каждая область знания была поставлена достаточно высоко, является фикцией. Нельзя, например, от всех требовать углубления в математику, так как не все к ней способны. То, что у ребенка есть различные возможности души, требует не энциклопедического образования, а развития этих возможностей». По смыслу это очень близко к высказываниям моего учителя О. С. Газмана, который призывал отказаться от формализма и самообмана в постановке целей образования и воспитания и встать на реальную почву. Он выдвинул идею базового образования как ближайшей перспективы и как того минимума, который необходим каждому человеку и который государство и общество могут и должны обеспечить каждому человеку. Базовое образование даст возможность школьнику включиться в самостоятельную жизнь и совершенствовать себя:  свой ум, таланты, свои индивидуальные дарования - всю последующую жизнь. Он говорил об этом: «И если при этом все же у талантливого артиста не будут развиты технические способности, а у землепашца-экспериментатора не разовьется музыкальный слух или дар конструктора - придется с этим смириться».

- МыговорилисВамионеобходимостиболеевнимательногоподходакдуховномумируребенка, именнодляэтойцелиибылоразработаноновоенаправлениевшкольнойработе, котороеполучилотакоеемкоеиточноеназвание- педагогическаяподдержка. Вывчислетехноваторов, которыенетолькоразрабатывают, ноистараютсяпривнестившкольнуюжизньэтоновоеотношениекученикам. Нетольконеблагополучнаяшкольнаяатмосфератребуетоказыватьдетямтакуюподдержку: нередкопробелыиупущениясемейноговоспитаниянуждаютсявисправлении. Проведенныепсихологамиисследованияпоказали, чтозапоследниедесять-пятнадцатьлетумногихдетейвзаментрадиционныхценностей, такихкаксемья, родители, друзья, появилисьновые «авторитеты»- телевизорикомпьютер. Такаяподменаценностейтожеразрушаетмирдетства.

- Недавно мы вместе с калужскими педагогами проводили исследование влияния «экрана» (это обобщенный образ экрана телевизора, компьютера, видео) на процесс развития личности ребенка. Выводы, к которым мы пришли, говорят о надвигающейся новой угрозе, которая пока, к сожалению, не воспринимается массовым сознанием. Получается так: родители, чтобы отвлечь ребенка от улицы, покупают ему компьютер, наступает относительный покой в доме, сын или дочь постоянно сидят дома - занимаются или играют за компьютером, но не все понимают, что за этой тишиной кроются страшные последствия. Те компьютерные игры, в которые играют наши дети, в большинстве своем носят разрушительный, агрессивный характер, у подростков происходит искажение мировосприятия и системы ценностей, нарушения в коммуникативной сфере, усиление агрессивности, «роботизация» поведения и предрасположенность к личностным аномалиям в будущем. Агрессивные компьютерные игры с кровопролитиями и убийствами как бы раскупоривают архитипы сознания, словно открывая дверь в комнату ужасов. И это не проходит бесследно для неокрепшей детской психики.

- Школапоможетребенкувэтойситуации? Чтоонаможетсделать?

- Конечно, эту задачу должна попытаться решить школа, но для этого ребенок должен попасть в благоприятную культурную педагогическую среду. Приведу такой пример: чтобы огурчики хорошо просолились и стали вкусными, должен быть правильно приготовлен рассол, таким «рассолом» должна стать культурная среда школы, поэтому мы говорим, что в современном обществе проблема влияния педагогической среды на развитие личности ребенка чрезвычайно актуальна. Личностное развитие человека сопряжено с духовными истоками и выступает сегодня как ключевая проблема государства. Сегодня в российском обществе существует огромный разрыв между декларируемыми общечеловеческими ценностями, ценностями русской духовной традиции и реальными ценностями личности и общества. Для обозначения разрыва появилось особое понятие - «антропологическая катастрофа». За этим понятием стоит кризис человека.

- ТамараВикторовна, нокаксформироватьтакуюблагоприятнуюпедагогическуюсреду? Какпреодолетьдефицитдоверияученикакучителю? Недостатоквниманияучителякдуховномумируученика? Гдеискатьвыход?

- Когда я плотно соприкоснулась с проблемой педагогической поддержки, то поняла, что здесь нередко встречаются вопросы, которые мне не под силу решить даже при очень большом желании, потому что не все я могу, только Господь Бог может все. Подобные размышления прозвучали на семинаре по педагогической поддержке как норме педагогической деятельности, в котором принимали участие педагоги и директора четырех школ. Там впервые, хочу особо подчеркнуть, в совместной дискуссии прозвучала мысль о том, что есть еще один путь, на котором растущий человек может получить помощь - это исповедь. Исповедь в церкви, исповедь духовному отцу. Как отдельные люди, ни слова не говоря о Боге, могут привести к Богу своей личностью, устремлением своей души к вечной правде, так и школа может вести детей к Богу не тем, что и как будет говорить детям о Боге, а тем, куда духовно устремит она движения души, чем зажжет и воодушевит она детские сердца.

- ТамараВикторовна, темаВашегопроектазвучитдовольносложно: «Развитиекультурнойпедагогическойсредыобразовательныхучрежденийрайонанаосноведуховнойтрадицииотечественнойкультуры». Можноперевестиеенаболеепростойязык, используяобраз, окоторомвыговорили, смыслпроекта- научитьсяпедагогамготовитьправильный «рассол», чтобынаши «огурчики» быливкусными, целостнымиличностями. Такчтожедляэтогонадосделать?

- Признать как истину то, что без здоровой, духовной педагогической среды школы мы никогда не воспитаем духовно здоровых детей. Отдать можно только то, что имеешь сам. Значит надо учительским коллективам в свободное после занятий время тоже садиться за парту и изучать традиционные духовные ценности нашей отечественной культуры. Для начала познакомиться с работами В. В. Зеньковского, благодаря которому мы имеем выстроенную систему педагогики в свете и духе Православия, поскольку он осветил проблемы педагогики первой половины ХХ века тем учением о человеке, о его внутреннем мире, о его судьбе, какое живет в православном сознании. Классный воспитатель может и должен обеспечить растущему человеку «преддверие Церкви». В обществе сейчас растет число семей, где исповедуют Православие. Многие семьи  испытывают колоссальные затруднения в воспитании своих детей и не видят путь к спасению, поэтому школа должна быть готова к работе с духовным миром ребенка. Введение специальных предметов и факультативов, проведение праздников - это все необходимо и полезно. Но, прежде всего, надо целенаправленно организовывать культурную среду, возрождать духовные традиции.

- ЖелаюуспешноговоплощенияВашихразработоквжизнь. Благодарюзабеседу.

 

Записала Галина Крупина

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь