Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 1

Если устремления Церкви и власти сливаются воедино, то будет результат

На предложение редакции «Вестника» поделиться своими размышлениями после прочтения Слова Патриарха  откликнулись Людмила

Сергеевна Силаева, зав. отделом образования администрации МО МР «Боровский район»; игумен Марк (Бойчук); Альбина Михайловна Данилова,

учитель ОПК; Татьяна Федоровна Заболотнова, учитель химии;

Геннадий Сергеевич Лукьянов, учитель физики, депутат районного собрания.

 

 

- Что оказалось в Слове Патриарха самым главным для  Вас, Людмила Сергеевна, и как это  связано с проводимой в районе образовательной политикой?

Людмила Сергеевна Силаева. Слово Святейшего Патриарха Кирилла оказалось созвучным моему нынешнему внутреннему состоянию. Наконец-то  выстраивается в единую стратегию то, что мы делаем у себя в районе, то, что говорит в Послании Президент РФ, и на что обращает внимание российских ученых Патриарх  Кирилл. Если власть и Церковь сливаются воедино, то будет хороший результат. Огромный административный ресурс власти и  ресурс Церкви должны подкрепляться активными действиями на местах. Пора выбираться из той бездны, в которую вверглось наше общество. На мой взгляд, и Президент, и Патриарх говорят  об  одном и том же, но разными словами. Суть одна: воспитание определяется  нравственными  координатами, чтобы ребенок  с детства учился различать добро и зло. Это станет его нравственным  стержнем, жизненной опорой. Откуда проистекает нравственное начало? Для меня очевидно, что оно заложено Творцом в природу человека. Помочь ребенку взращивать в себе нравственное начало - в этом задача и родителей, и школы. Святейший правильно говорит о роли школы: это не место, где передается сумма знаний, умений и навыков, здесь происходит мудрая передача опыта. Опыта самого учителя и опыта предыдущих поколений.

Мудрый наставник - вот кого недостает сегодня нашей школе! В профессии учителя Патриарх видит глубокой философский смысл.  У меня невольно возникло ощущение, что Патриарх говорит о возвращении миссии Учителя, которая всегда была в нашем Отечестве. Учитель был примером и образцом, всеми уважаемым человеком.  Что составляло основу учительской работы? Воспитание. Оно строилось на основе мудрости  поколений,  на основе духовно-нравственных  ценностей православной веры...

Патриарх возвращает нас к духовным истокам, без которых проблему  жизненных приоритетов не решить. Современный человек немощен. Его сил недостаточно, чтобы противостоять страшной, разрушающей силе  воздействия СМИ и окружающей среды. Убедителен пример юноши, вырвавшего у девушки мобильный телефон и тут же погибшего...

Патриарх владеет реальной ситуацией в обществе, он понимает, кто перед ним сидит, знает, что среди присутствующих на заседании есть и те, кто не поддерживает религиозный подход. Для некоторых людей просто непонятно, как это вдруг появляется религиозное образование? Ведь до сих пор курс ОПК вызывает у некоторых наших чиновников много вопросов! Думаю, что люди пока не понимают, что у государства, школы и Церкви единые ориентиры. Но при этом свои  методы и формы работы по пути следования к этим ориентирам.

Мне выступление Патриарха Кирилла очень понравилось и по смыслу, и по форме изложения. Я распорядилась разослать по электронной почте текст выступления во все школы. В  преддверии Года учителя и в контексте образовательной политики, проводимой  Виктором Николаевичем Терниковым,  директорам школ будет полезно ознакомиться с позицией Патриарха.

- Известно, что вы, батюшка, много усилий прикладываете к тому, чтобы в боровские школы поскорее вошли основы православной культуры. Вы сами неоднократно выступали перед учителями района, а также перед широкой аудиторией  Образовательных чтений разного уровня: и районных, и областных, и международных. Слышали много раз выступления иерархов православной церкви.  Что скажете о нынешнем выступлении Святейшего Патриарха Кирилла?

Игумен Марк (Бойчук). Лично мне выступление Патриарха  очень понравилось. Прочитал  на одном дыхании. В  доступной форме объяснены глубокие вещи для людей  разных:  верующих  и неверующих. Удивительное снисхождение  к нашей человеческой  немощи.  Форма  доступная и понятная для людей с научным  способом мышления. Выбраны образы и примеры яркие, которые западают в душу. Нет назидания, иногда присущего выступлениям священников. У меня сложилось впечатление, что это была доверительная беседа, в которой Святейший правильно расставил  акценты. На мой взгляд, очень важно, что он обратил внимание и на высшую школу, которая, наряду с общеобразовательной средней школой,  должна заниматься воспитанием! Все остальное приложится, если оно будет на нравственном фундаменте. Хотелось  бы,  чтобы слова  Патриарха дошли до сердец учителей, и особенно до сердец руководителей образования. Чтобы они, каждый на своем месте, стремились реализовать поставленные задачи.

- Вы, Альбина Михайловна, по каналу «Союз» уже успели посмотреть репортаж с заседания Президиума Российской академии образования.  Что Вас  обрадовало в Слове Патриарха?

Альбина Михайловна Данилова. Отрадно, что  Святейший  дает высокую оценку труда учителя. Он говорит о нравственном подвиге учителя. Это меня очень  обрадовало. Хорошо, что Патриарх видит воспитательную роль учителя, то, что учитель не только передает знания. Важно, что Патриарх сказал о проблеме целостного системного мировоззрения. Пока учитель истории или математики не будет смотреть шире своего предмета, ему будет  трудно  вникнуть в суть бытия. А не получив ответа на вопросы: «Кто я? В чем мое предназначение?» - невозможно выбрать верные воспитательные ориентиры.  Классики русской педагогики подчеркивали, что учитель - это детоводитель. А как же водить детей, если учитель сам запутался в жизненных ориентирах? Все размывается, даже граница между добром и злом. Как это помочь понять  взрослым? Как не допустить дальнейшего  падения? Убеждена, пока не будет педагогического подхода на основе духовной традиции православия,  образование и дальше будет  выхолащиваться. Большие надежды Святейший связывает с личностью учителя. Я в этом с ним полностью согласна. Живой личностный контакт с учеником ничто не заменит! Компьютер - это только подспорье, одно из современных средств. Важно, что Патриарх, говоря о нравственном стержне и  жизненных приоритетах, приводит конкретный пример запутавшегося  юноши. Этот пример еще раз подтверждает утрату роли семьи в воспитании личности.

С трепетом я слушала слова о преподавании ОПК. Здесь, как мне кажется, мы давно следуем совету Его Святейшества, «делаем дело с любовью». Хочется, чтобы учителя, преподающие ОПК, больше опирались на труды  К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского. Возможно, такую задачу мы попробуем решить через наше районное методическое объединение.

 

... Курс «Основыправославнойкультуры», нарядусдругимиисторическимиикультурнымидисциплинамишкольногоучебногоплана, призванобъяснитьмолодымгражданамнашейстраны, вчемценностьпрошлого, какмысталитем, чеммыстали, почемунашакультураценитсявовсеммиреипочемунапитавшаяеенашавераименуетсяправославной. Идеяфундаментальностиэтогознаниязаложенавсамомназваниипредмета - «Основыправославнойкультуры». Этокурсобазисенашейкультурыинациональнойидентичности. ПокойныйДмитрийСергеевичЛихачевназывалзнаниесвоейкультурыиистории «нравственнойоседлостью» человека. Безнее, каконполагал, немогутразвиватьсяниличность, нинарод, нигосударство. «Нравственнаяоседлость» невозможнабезосмыслениясвоегопрошлого, азначит, иреабилитациитакойжизненноважнойспособностичеловека, какисторическаяпамять. Историческаяпамять - этоещеипрививкачестностиисмирения, главныхчеловеческихдобродетелей, ведьпомнитьприходитсянетолькоовзлетах, ноиосвоихпаденияхиошибках. Толькотакможноизбежатьлжепатриотизмаиповторенияисторическихпросчетовимировоззренческихзаблуждений. Развиваяпамять, мыукрепляемсовесть...

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,

Приветствие участникам XVIII Международных Рождественских чтений

 

 

 - Известно, что Вы, Татьяна Федоровна, долго работая вместе с Альбиной Михайловной Даниловой в методическом кабинете отдела образования, в свое время всячески способствовали введению ОПК в боровских школах. Что скажете об этой инициативе сейчас?

Татьяна Федоровна Заболотнова.  После того, что случилось  в Москве (речь идет об убийстве отца Даниила), у меня возникает вопрос: «А было бы меньше тех изуверов, которые несколько лет угрожали, а потом осмелились поднять руку на священнослужителя,  если бы в свое время у них была возможность изучить в  школе основы православной культуры?» Хочется думать, что да.

Внимательно прочитала в «Вестнике» Слово Патриарха в Российской академии образования. Как не согласиться с тем, что, действительно, самой фундаментальной ценностью в мире является нравственность. А в чем же состоит подпитка нравственной силы? Конечно же, в вере, в личном религиозном опыте,  когда  пробуждается  внутренний голос  человека - его совесть.

Проработав в системе образования более 30 лет, я пережила многие реформы,  эксперименты, нововведения. И в итоге имеем то, что имеем...

На мой взгляд,  школа все больше сбрасывает с себя воспитательную  функцию, увлекшись лишь общеучебными показателями. Увы, непростительно медленно решаются вопросы по введению в школах ОПК. Видимо, не хватает волевых усилий у тех, кто обладает управленческими функциями. А в результате так истираются в умах и душах молодых людей понятия «добро» и «зло»...

- Скажите, пожалуйста, Геннадий Сергеевич, на какие размышления подтолкнуло Вас Слово Патриарха? Какие вызвало чувства  и мысли?

 

Геннадий Сергеевич Лукьянов. Начну с того, что во мне до сих пор преобладает некоторое замешательство, связанное с тем, что в выступлении я не увидел  отчетливо русской линии, которая сохраняет российское государство.

Я увидел осторожность и дипломатичность Патриарха перед сообществом ученых академии образования. Можно допустить, что Патриарх надеется на учительскую инициативу на местах, где исторически были сильны устои православия, где сохранились или возродились историко-культурные центры православия, такие как, например, наш Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Да, в Боровском районе главой администрации района В.Н. Терниковым проводится политика последовательного возрождения исконно русских корней и духовных истоков православия. Хорошим средством проведения такой политики в муниципальной системе образования является Ваш, Тамара Викторовна, православно-ориентированный проект, который на сегодняшний день обеспечил пусть медленное, но все же поступательное движение школ по формированию духовно-нравственной личности путем широкого введения курса ОПК. Но этот результат стал возможен благодаря концентрации усилий муниципальной  власти, органов образования и монастыря. Однако наш район - это всего лишь небольшая территория, где православная традиции возрождается. И мы вправе ожидать Слова Патриарха о необходимости российскому учительству как можно быстрее, без стеснения и оглядки, поставить задачу формирования национально-культурной идентичности российского школьника. Ведь мы принадлежим к единому русскому народу, к единому Отечеству - Святой Руси.

- Можно ли  сказать, Геннадий Сергеевич, что Вы почувствовали боль за родное Отечество, за  Россию?

Г.С. Лукьянов. Конечно. Точнее сказать, во мне вдруг с особой остротой «заговорили»  патриотические чувства, может быть потому, что я должного заряда  не получил, а сильно этого ждал. Понятно, что в обществе, да и в мире, идет большая борьба. Но надо наконец-то твердо произнести, а место Российской академии образования позволяет это, что в отечественных  школах современная педагогическая работа должна исходить из русской классической педагогики, которая складывалась на основе духовной традиция православия. Русская культура и духовная культура - вот базовые ориентиры для учителя. Это касается не только учителя русского языка и литературы,  учителя истории, это важно для каждого предметника, потому что он ещё и  классный руководитель, это очень актуально и для учителей начальной школы. Мы все обязаны пробуждать в детях любовь к России.  Главная  задача, как метко выразился Иван Ильин, «вправить душу ребенка в духовный опыт его родины». Принятие и осознание этого не просто задает направление педагогической работы, а прекращает существующий ныне  педагогический  релятивизм, когда в один ряд ставят основы православной культуры с курсами мировой художественной культуры и толерантности. Преподавание последнего в  школах калужского региона насаждает тем самым разнообразное однообразие, порождающее безразличие и отстраненность детей от школы, а ведь это основной институт (наряду с семьей) формирования национально-культурной идентичности.

Конечно, я понимаю дипломатичность Святейшего Патриарха, выступающего перед научным сообществом, которое не то что не обеспечивает научной теорией складывающуюся педагогическую практику преподавания ОПК, а даже не улавливает идущие из этой практики мощные импульсы нарастающей потребности восполнить духовный компонент базовых предметов. Рядовой учитель понимает, что без этого восполняющего дополнения не  воспитать в детях чувство любви к Родине  и гордость за принадлежность к великому русскому народу.  На мой взгляд,  именно в этой среде и нужно четко говорить о духовности, которая задает нравственные координаты, о духовной традиции православной веры, скрепляющей все народы, населяющие Россию. В противном случае мы так и будем топтаться на месте: вчера ввели курс толерантности, сегодня ОПК, а завтра основы мировых религий. Так недолго потерять уже достигнутое, педагогический релятивизм может породить качания  и ситуативный выбор...

- Трудно с Вами не согласиться.  Думаю, что Вашу озабоченность разделяют и другие люди.  Поэтому предлагаю обратиться к программному выступлению Его Святейшества на открытии III Ассамблеи Русского мира, которое проходило  в эти же дни, в начале  ноября 2009 года, в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова.  Патриарх представил церковное видение Русского мира и пути его укрепления и развития. Но мы не будем рассматривать все его выступление, а ограничимся  цитатами,  которые, на наш взгляд, служат прямым ответом на вопросы, поставленные  Вами, Геннадий Сергеевич. Мы рассчитываем также, что это  существенно дополнит позицию РПЦ в  отношении  задачи  формирования национально-культурной идентичности современного растущего человека.

ФрагментывыступленияСвятейшегоПатриархаМосковскогоивсеяРусиКирилланаоткрытии III Ассамблеи  Русскогомира

...Церковь называется Русской не по этническому признаку. Это наименование указывает на то, что Русская Православная Церковь исполняет пастырскую миссию среди народов, принимающих русскую духовную и культурную традицию как основу своей национальной идентичности, или, по крайней мере, как ее существенную часть... В то же самое время Русская Церковь является самой многонациональной православной общиной в мире и стремится развивать свой многонациональный характер.

...К русской культуре может принадлежать и русский, и татарин, и украинец, и грузин... Русская культура - это явление, которое не вмещается в границы одного государства и одного этноса и не связано с интересами одного государства, что очень важно сегодня понять; ...  Прежде всего русская культура - это самобытные способы и формы выражения ценностей, исторического опыта народа Руси, которые определяют личное и общественное бытие миллионов людей.

...Бережное отношение русских людей к своей вере и уважение к вере других привлекало в Россию представителей различных религий и наций. В Российском государстве соотечественники других вер и национальностей всегда имели возможность достичь высокого общественного положения. Достаточно назвать лишь некоторые имена: барон Петр Шафиров, генерал Михаил Барклай-де-Толли, Хан Гусейн Нахичеванский, принц Александр Ольденбургский, мореплаватель Иван Крузенштерн, архитектор Константин Тон, художник Исаак Левитан. Они не были русскими по крови, но считали Россию своим Отечеством и верно и бескорыстно ей служили.

Ценность веры в личной и общественной жизни стала еще более важной для представителей Русского мира после десятилетий господства государственного атеизма. Твердо убежден, что в России, как и в других странах исторической Руси, больше никогда не будут возможны агрессивный секуляризм, воинствующий антиклерикализм в качестве широкого общественного движения, а тем более в качестве государственной политики.

...Современным европейским странам суверенитет не мешает строить самые тесные отношения между собой, несмотря на то, что они являются членами Европейского Союза. У государств исторической Руси есть более веские основания для развития интеграционных процессов: они принадлежат к одному уникальному цивилизационному пространству, в рамках которого накопились ценности, знания и опыт, помогавшие нашим народам всегда занимать достойное место в человеческой семье.

Как можно определить это общее цивилизационное пространство Русского мира, несмотря на то, что у него отсутствуют сегодня общие политические институты? В основе Русского мира лежит православная вера, которую мы обрели в общей Киевской купели крещения.

Благодаря историческому выбору святого князя Владимира, наши предки присоединились к семье христианских народов и стали созидать мощную единую Русь.

Многочисленные святые - иерархи, князья, бояре, священники, монахи, простолюдины - учили наш народ любить Бога и ближнего, страшиться греха и порока, жаждать добра, святости и правды. То есть речь идет о формировании глубинных, базисных духовных ценностей, которые стали реальностью в исторической жизни нашего народа.

Несмотря на различные перипетии, эти ценности были неизменными ориентирами для национальной жизни на все времена, поэтому народ наш и стал называться народом-богоносцем. Не потому, что весь народ был святым - грешников у нас было не меньше, чем в других странах, а именно из-за этой ценностной ориентации нашей истории. Именно потому и земля наша стала называться Святой Русью.

Для русского человека немыслимо противопоставлять «украинского» равноапостольного князя Владимира «русскому» преподобному Сергию Радонежскому («русскому» я, конечно, говорю в кавычках), «русского» благоверного князя Александра Невского «белорусской» преподобной Евфросинии Полоцкой, «молдавского» преподобного Паисия Величковского «российскому» святителю Игнатию (Брянчанинову). Это выглядит просто как анекдот, как шутка. Все это святые Русской земли, поэтому мы должны сохранить единство Русской Церкви, почитать общих святых, посещать святые места Русского мира. Могу лично свидетельствовать о том, насколько сильно скрепляет русское единство паломничество по святым местам Руси. Во время поездок в Белоруссию и Украину меня поразило огромное число людей, которые приходили на богослужения, десятки тысяч людей желали помолиться вместе со своим Патриархом.

...В некоторых государствах бывшей единой страны существует навязчивый страх, что поддержка русской культуры может разрушить местную национальную культуру. Это напрасное опасение. Изначально русская культура формировалась как культура, имеющая стыковочные узлы для соединения с другими национальными традициями.

Истинной русской культуре чужд дух ксенофобии и шовинизма, а также подавления других культур. Если бы это было не так, то никогда из множества племен Киевской Руси не возник бы единый народ и до сегодняшнего дня не сохранились бы самые малочисленные языковые группы и народности.

... В результате совместного творчества народов Руси и тех, кто составлял с ними единое целое на протяжении веков, возник способ общественного жительства, который во всем мире ассоциируется с русской традицией. У наших народов присутствует сильное сознание непрерывности и преемственности русской государственной общественной традиции, начиная со времени Киевской Руси и заканчивая нынешней

Россией, Украиной, Белоруссией, Молдавией и другими странами исторического пространства Руси. Наши предки вместе строили и развивали Русь, обороняли ее от иноземных захватчиков. Так было на всем протяжении существования нашего единого Отечества вне зависимости от господствовавшей политической системы.

За столетия совместной жизни выработались общие подходы к строительству общества. Традиционно народы Русского мира созидали общество на основе таких ценностей, как преданность Богу, любовь к Родине, человеколюбие, справедливость, межнациональный и межрелигиозный мир, стремление к знаниям, трудолюбие, уважение к старшим. В 2000 году Русская Православная Церковь постаралась систематизировать весь накопленный опыт в области общественного строительства на основе православного мировоззрения, приняв Основы своей социальной концепции. В прошлом году был принят еще один документ - «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Эти два документа являются плодом трудов всей Русской Церкви. В их разработке приняли участие иерархи, священнослужители, миряне, богословы, ученые из всех стран канонической территории Московского Патриархата. Они важны не только для Церкви, но и для всего Русского мира. Самобытность русской цивилизации, сформированной на основе Православия, а также с участием других традиционных религий, обеспечивала нашим народам свободу и независимость в определении своей исторической судьбы. Нам необходимо и далее ясно сознавать уникальность русского способа жительства и воспроизводить его не только в странах с доминирующей русской культурой, но свидетельствовать о нем далеко за их пределами, особенно в условиях духовного, нравственного кризиса современной человеческой цивилизации. Но ни в коем случае мы не должны терять того самобытного, яркого, сильного, значительного, что присутствует в нашей традиции, что является ее сердцевиной, что является ее сокровищем. Вот если мы это потеряем, то не нужно будет говорить о Русском мире - тогда останутся только матрешки и самовары...

 

Материалы подготовила  Т.В. Анохина

 

 

*Фонд «Русский мир» был создан указом Президента РФ В. В. Путина 21 июня 2007 года. Основные цели Фонда: популяризация русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, и поддержка программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом. Учредители Фонда от имени Российской Федерации: Министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации. Подробная информация размещается на сайте 

http://  www.russkiemir.ru

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь