Поиск по архиву

Газета "Вестник" №13 - 2014 г.

Училище благочестия. Положительные стороны отрицательного опыта.

Что такое наша жизнь? После грехопадения прародителей наша жизнь стала сплошным экзаменом, она стала похожа на джунгли, в которых выживает сильнейший, и понятие «естественного отбора» часто становится очень актуальным, когда человек пытается выжить в этих джунглях любыми средствами, как говорится, не считаясь с ценой. И если для людей неверующих жизнь стала школой выживания, то для людей верующих, для людей, которые живут не столько этой видимой реальностью, сколько невидимой, вечной, жизнь является училищем благочестия, когда все - и темное и светлое, доброе и злое, радостное и печальное - христианин пытается использовать на благо своей души и для вечного спасения.

 Действительно, каждый день и каждое событие преподносит нам те или иные уроки назидания, которые, будучи правильно понятыми, приносят христианину пользу.

То же самое можно сказать и про Голгофу. Это тоже училище благочестия, это тоже школа жизни, которая научает нас многим важным вещам.

Принято много говорить про благоразумного разбойника, который явил собой пример смирения с волей Божией, с наказанием Божиим, пример самоосуждения и самоукорения, за что и сподобился услышать от Господа: «Сегодня же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43).

Но совсем не принято говорить про другого разбойника, разбойника-­богохульника, разбойника-­невера. А ведь и этот разбойник тоже может нас кое-­чему научить. Как известно, отрицательный опыт - это тоже опыт, и осознавать свои ошибки, свои заблуждения не менее полезно, чем стремиться к добродетели и совершенству святых.

Если задуматься, то мы можем увидеть в себе много сходного с поведением этого разбойника. Как часто мы согрешаем малодушием, которое всегда соединено с маловерием. Как часто мы не хотим нести свой жизненный крест, ропщем и унываем. Мы приводим в пример благоразумного разбойника, но сами не можем потерпеть даже какой-­то малости ради Христа, например, какую-­нибудь свою коллегу по работе или строптивого начальника. Какая буря негодования накатывает, когда нам предпочитают кого-­то другого, особенно нашего недруга. И, напротив, какая радость и отрада наполняет наше сердце, когда наш враг спотыкается и падает, получает понижение или увольнение, когда его обворовывают или он становится погорельцем. И вместо того, чтобы пожалеть своего недоброжелателя, проявить хотя бы сердечное соучастие, не говоря уже о деятельном, у нас хватает наглости еще и думать, что это его из-­за меня постигла такая напасть, что это за меня Господь отомстил ему, за притеснения меня, любимого.

Чем мы отличаемся от того неблагоразумного разбойника, когда, читая по многу раз в день молитву «Отче наш» и повторяя в ней прошение «да будет воля Твоя», мы никак не хотим смириться с этой Божественной волей и ропщем то на одно, то на другое: с работы увольняют - мы скорбим, ребенок капризничает - мы злимся, на дороге лихач подрезает - мы сквернословим, по телевизору кто-­то проводит свою политику - мы осуждаем, супруг не такой, каким бы хотелось его видеть, - мы недовольны и унываем, не получаем просимого в молитвах - малодушествуем и сомневаемся.

Чем весь этот наш ропот, уныние и осуждение отличается от фразы, сказанной тем неразумным разбойником: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас?» Да ничем не отличается. Это все то же маловерие, сомнение и отчаяние. И еще лукавство, так как обещая в молитвах одно, мы по жизни совсем другие.

Мы почитаем благоразумного разбойника, но сами не подражаем его благоразумию. Мы похваляем его смирение и послушание воле Божией, но сами не стесняемся, прикрываясь словами Священного Писания, творить свою, а не Божью волю. Мы осуждаем лукавство неразумного разбойника, но сами не стыдимся превратно истолковывать благословения наших духовников и толкуем их так, как нам это удобно. Мы порицаем самооправдание неразумного разбойника, но сами очень часто не хотим нести ответственность за свои дела и перекладываем эту ответственность на священников и духовников. Мы именуем разбойника  хулителем (богохульником), не захотевшим смириться с заслуженным наказанием, но сами постоянно грешим самооправданием или ропотом на жизнь и своими делами и помышлениями хулим образ Божий, который незаслуженно имеем от Бога.

Разбойник-­богохульник - это наша отрицательная сторона, наш смертельный недуг, наша зловонная язва, это наше проклятие. Каждый раз согрешая самооправданием, каждый раз не желая принять волю Божию такой, какая она есть, мы все больше отдаляемся от Бога и позволяем нашему душевному недугу прогрессировать, а сами усваиваем себе качества разбойника-­хулителя. Ведь кто такой богохульник? Это не только тот, кто произносит явные хулы на Бога. Это еще и тот, кто выставляет себя умнее Бога, кто выказывает свое недовольство тем порядком вещей, которому Бог повелел быть. Богохульник - это тот, кто отчаивается в своем спасении и выставляет Бога не способным его спасти. Именно поэтому самоубийца является богохульником. Богохульник - это тот, кто не принимает волю Божию такой, какая она есть, и спорит с Богом, навязывая Ему свою падшую богопротивную волю.

Братья и сестры, все вы знаете, что лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Так посмотрим на эту величайшую в истории ошибку человека - разбойника­-хулителя, своим неразумием потерявшего вечное спасение, и не повторим этого никогда. Отрицательный опыт - это тоже опыт. Этот разбойник - пример человека, не знакомого с покаянием, пример отчаявшегося в жизни человека, человека несчастного, потому что не знает Бога. А ведь Христос мог войти в рай и с двумя разбойниками, потому что явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков (Тит. 2:11), но только один оказался расположенным к покаянию. Только один понял, что любовь Божия безгранична, что все в жизни поправимо, но поправимо с условием, что человек извлечет урок и будет стремиться к исправлению.

И если мы называемся христианами и считаем себя такими, то будем Христовыми во всем и ни в чем, даже малом, не опорочим этого славного и святого имени, в котором одном для нас спасение.  Аминь.

Иеромонах Роман (Кропотов)

Слово на Пассии 16 марта 2014г.

Другие статьи номера
Православный календарь