Поиск по архиву

Газета "Вестник" №12 - 2014 г.

"Духовная основа культуры и образования как условие укрепления семьи и государства"

  ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА


 

В течение двух недель на Калужской земле по благословению Владыки Климента проходили XV Свято-­Пафнутьевские образовательные чтения «Духовная основа культуры и образования как условие укрепления семьи и государства», посвященные 900­летию памяти священномученика Кукши Печерского, 700­летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и Году культуры  в Российской Федерации. Работа Чтений проходила в шести секциях: «Церковь и культура», «Церковь и школа», «Церковь и молодежь», «Церковь и семья», «Церковь, государство и СМИ», «Православная книга».

 

 

26 февраля в рамках этого крупного мероприятия (секция «Церковь и школа») в обнинском лицее «Держава» проходил научно-­методический семинар «Интеграция основ православной культуры в предметы гуманитарного цикла как условие формирования духовно­­нравственной личности обучающихся». Основной целью данного семинара было повышение профессиональной компетентности и творческой активности учителей гуманитарного цикла в процессе освоения ими Федеральных государственных образовательных стандартов. В семинаре участвовали ученые, педагоги, среди которых автор первого учебника «Основы православной  культуры» Алла Валентиновна Бородина, священники: иерей Сергий Балахонов, иерей Владимир Финогенов, а также инок Максим (Смирнов), насельник Свято-­Пафнутьева Боровского монастыря.

С приветственным словом к собравшимся обратились: Татьяна Сергеевна Попова, заместитель главы администрации по социальным вопросам города Обнинска, Тамара Викторовна Анохина, член координационного Совета по духовно­нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области и Оксана Николаевна Копылова, директор МБОУ «Лицей «Держава».

О.Н. Копылова

 

После этого все гости и участники секции распределились по классам, где проходили открытые уроки литературы, истории и «Основ православной культуры» по комплексному предмету «Основы религиозных культур и светской этики». В мероприятии были задействованы лицеисты 4­го, 8­го и 10­го классов. Мне удалось посетить три урока в 4­х классах. Тема занятий была «Христианское искусство. Икона». Их проводили педагоги: И.С. Жмакина, А.Н. Иванова, Е.А. Ермакова. Сначала я побывал на открытом уроке педагога Ирины Сергеевны Жмакиной.

Урок ОПК. Учитель И.С. Жмакина

 

Школьники работали очень увлеченно. Выступления ребят были живыми и интересными. Запомнился яркий и познавательный рассказ четвероклассника Севы о православных храмах Ташкента. Как выяснилось позже, мальчик переехал в Обнинск из Узбекистана, поэтому именно ему педагог поручила сделать доклад на эту тему. Кстати, одна девочка, тоже по внешнему виду из Средней Азии, активнее всех принимала участие в обсуждении вопроса «Что такое икона?». Она постоянно поднимала руку и обстоятельно отвечала на поставленные вопросы. Вообще в классе царила творческая и не по­-детски рабочая атмосфера. Чем­-то она напомнила мне обсуждение знатоков в клубе «Что? Где? Когда?». Дети не по возрасту четко и основательно высказывали свою точку зрения и отвечали на вопросы. Честно говоря, я им по-­доброму позавидовал, думая о том, что, к сожалению, в мое время, при советской власти, таких уроков не было... На занятии, помимо интерактивной доски и учебников, использовались еще и раздаточные материалы, которые педагоги ОПК изготовили своими руками. Причем эти материалы удачно составлены не только с культурологической, литературной, но и психологической точки зрения. Например, детям было дано задание определить: где пороки, а где добродетели. Но как это было сделано. Учитель говорил детям твердым голосом: «Ненужное - пороки - зачеркните, оставьте в списке только добродетели...». Здорово придумали, не правда ли?

К слову сказать,  в 10­-м классе на уроке истории инок Максим  (Смирнов), насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря,  отвечал на вопросы старшеклассников.

Инок Максим (Смирнов)

 

После открытых уроков в лицее «Держава» были организованы две дискуссионные площадки: «Интеграция основ православной культуры в предметы гуманитарного цикла» и  «Изучение ОПК как условие формирования духовно­нравственной личности». Мне довелось участвовать в работе второй дискуссионной площадки. Слово было предоставлено священнику Владимиру Финогенову, который уже не первый год духовно окормляет лицеистов. Отец Владимир поделился опытом работы священнослужителя в этом образовательном учреждении. Свое выступление он закончил словами:

Суть православной религии именно в Любви. Сейчас у нас благодатное время, когда можно всю красоту Православия, всю глубину нашей веры, нашей культуры открыть и принести детям. И это обязательно даст свои плоды сейчас или потом, во многом определив будущее нашей страны.

Далее выступал иерей Сергий Балахонов, помощник благочинного 3-го округа по религиозному образованию и катехизации. В своей речи он выразил озабоченность тем, что отдельные директора школ наукограда навязывают родителям модуль «Основы светской этики» в комплексном предмете  «Основы религиозных культур и светской этики».

При этом хорошим и обнадеживающим дополнением к словам батюшки послужил рассказ заместителя директора по начальной школе лицея «Держава» Татьяны Валентиновны Куликовой.

- В прошлом учебном году для учеников 4­х классов был введен этот предмет. И мы с Натальей Ильиничной Куликовой, автором школьной программы «Духовность», приходили во все четвертые классы на родительские собрания, где беседовали  с родителями, и ни один из них не сказал, что нам не нужны «Основы православной культуры». В четырех классах из пяти родители школьников выбрали именно ОПК. А один класс разделился наполовину. И в течение года, когда детям преподавался модуль «Основы светской этики», родители поняли, что уроки «Основ православной культуры» несут больше нравственности.

Перед началом нового учебного года мы опять пошли на родительские собрания в начальные классы. И уже 100% родителей дали согласие на то, чтобы в их классе проводились уроки «Основ православной культуры». Правда, у нас был единственный родитель, который сказал на собрании: «Можно я подумаю?». Он взял учебники по ОПК, проштудировал их в течение недели и ответил нам так: «Я все хорошо изучил и хочу, чтобы мой ребенок знакомился с православной культурой».

Хотелось бы остановиться и на выступлении Тамары Викторовны Анохиной. Она отметила, что недавно в Министерстве образования и науки РФ состоялось заседание Межведомственного совета, где обсуждались предложения Церкви к государству с просьбой расширить преподавание ОПК на всех ступенях средней школы с предоставлением свободного выбора родителям этого модуля в комплексном предмете «Основы религиозных культур и светской этики».  К сожалению, многие  чиновники в системе образования до сих пор считают, что школа настолько отделена от Церкви, что в ней  должно главенствовать только прежнее атеистическое мировоззрение. Это собственные  соображения чиновников и руководителей образования, а не положения законодательства. Если мы сравним новый закон «Об образовании в Российской Федерации» с прежними законами, то увидим статью 87 об особенностях изучения основ духовно­нравственной культуры народов России. В нашем регионе принята государственная программа развития образования в Калужской области. И там также появилось положение о формировании стремления к духовному развитию. Сейчас перед нами стоит задача помочь педагогам понять, чем отличается  «духовное» от «нравственного», откуда проистекает духовность человека».

Кстати, в своем выступлении перед десятиклассниками инок Максим привел в пример поздравление В.В. Путина в день 5­летия интронизации нашего Патриарха Кирилла. Владимир Владимирович выразил огромную благодарность Патриарху за то, что сейчас в России православные храмы появились практически во всех отдаленных уголках нашей необъятной Родины. И это говорит о том, что Церковь действительно свободна,  власть ей не диктует, а, напротив, благодарит, потому что есть во власти люди, которые понимают важность духовного просвещения народа, ибо без этого невозможно процветание нашей страны и укрепление государственности. 

В ходе дискуссии педагоги Обнинска выразили желание почаще встречаться со священниками, чтобы иметь возможность задать им интересующие учителей вопросы.

В заключение семинара состоялась рефлексивный круг, проще говоря, интерактивный опрос участников данного мероприятия с подведением статистических итогов.

Е.С. Ермакова

 

Когда все стали уже расходиться, мне удалось задать несколько вопросов Елене Александровне Ермаковой, учителю начальных классов,  который проводил открытый урок по ОПК.

- Как, на Ваш взгляд,  прошел сегодня открытый урок?

- Дети работали великолепно, на одном дыхании, хотя тоже волновались, как и я. Когда я была еще молодым учителем, то давала открытые уроки легко и просто. Мне казалось, что в этом ничего особенного нет, я имела право на ошибку. Сейчас с таким стажем работы  (34 года) я понимаю, что на мне лежит очень большой груз ответственности, особенно в связи с уроками ОПК. Тут нельзя сказать или сделать что­то неправильно, поэтому мы обращаемся к специалистам, сведущим в этой области, советуемся друг с другом, берем информацию с православных сайтов, из дополнительной литературы. Сегодня тем, как прошел открытый урок, я довольна: цели, которые я ставила, были достигнуты.

- По какому учебнику работаете?

- Существует несколько учебников, которые мы можем использовать в работе. Начинали мы по учебнику протодиакона Андрея Кураева, потом перешли на учебник Аллы Валентиновны Бородиной. Этот учебник, написанный педагогом, не оставил равнодушными ни детей, ни родителей класса, ни меня как учителя. Родители класса выражают благодарность и признательность автору. По словам родителей, это настольная книга, по которой они вместе со своими детьми постигают  культуру своего народа, расширяют свой кругозор.  Материалы учебника заставляют задуматься не только детей, но и старшее поколение. Можно сказать, что это «семейный учебник».

Андрей Сигутин

Фото: Андрея Сигутина

 

 

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь