Поиск по архиву

Газета "Вестник" №11- 2014 г.

Трагедия в Отрадном — пора задуматься!

Наверное, многие слышали о недавней трагедии в столичной школе №263 в Отрадном, где старшеклассник Сергей Гордеев застрелил учителя географии и полицейского, слава Богу, что не пострадали одноклассники стрелка, находившиеся в заложниках. За рубежом случалось подобное  (когда обиженные школьники брались за оружие), но чтобы такое произошло в Москве прямо во время урока в школе - такого еще не было... Эта новость никого не оставила равнодушным: ни власть предержащих, ни простых граждан. Поэтому важно всем из этой трагедии сделать правильные выводы, чтобы впредь такого не случалось.

Вкратце восстановим хронологию печальных событий 3­го февраля. Около полудня пятнадцатилетний Сергей Гордеев, вооруженный малокалиберной винтовкой и охотничьим карабином (по некоторым данным, при нем был еще кинжал), вошел в школу. Пригрозив охраннику оружием, подросток направился в класс, где проходил урок географии. Войдя туда, он застрелил 29­летнего преподавателя Андрея Кириллова. На тот момент охранник уже успел вызвать наряд полиции. Отряд оперативного реагирования прибыл на место преступления в течение пяти минут. Оба полицейских были экипированы должным образом: на них были бронежилеты и каски, при себе имелось оружие. Один из них, 38­летний Сергей Бушуев, приоткрыл дверь кабинета - мгновенно последовал выстрел старшеклассника. Пуля попала в не защищенную бронежилетом левую часть тела, в результате чего полицейский скончался на месте. Его напарник, 29­летний Владимир Крохин, принялся спасать товарища из­под огня и тоже получил ранение в левую часть грудной клетки. Это наводит на мысль, что подросток точно знал, куда надо стрелять и, по всей видимости, неплохо умел это делать. По некоторым данным, отец Гордеева ( якобы сотрудник спецслужб ) неоднократно брал сына с собой на полигон, где обучал стрельбе.

В течение нескольких минут к зданию школы уже подтянулись силовики. Подросток стал отстреливаться, взяв весь класс в заложники. В общей сложности школьник произвел 11 выстрелов. Неизвестно, чем все это могло закончиться, если бы спустя полтора часа переговоров отец стрелка не уговорил своего сына сдаться...  К слову сказать, подросток был из благополучной семьи, отлично учился, активно участвовал в различных олимпиадах и, по его словам, считал себя гением. Стоит отметить, что Сергей увлекался игрой в «шутеры» ­ компьютерные «стрелялки», которые, по сути, пропагандируют профессиональное насилие и фактически являются военными обучающими программами.  Если подросток часами убивает людей на экране монитора, то ему не составит большого труда перенести этот опыт в реальную жизнь, так как он уже запрограммирован на жестокость и агрессию...

Итак, что мы имеем в «сухом остатке»:       школьник поднял оружие на своих одноклассников, убил учителя и сотрудника полиции, а также тяжело ранил его сослуживца.  Естественно, возникают вопросы: «Почему? Как такое могло случиться? И кто в этом виноват?».

 

Прокомментировать трагическую ситуацию мы попросили священника Анатолия Чернова, который  ведет уроки в Кривской общеобразовательной школе:

- Причин произошедшего в Отрадном  несколько. Попробую их кратко перечислить. Не в каждом доме есть оружие - в доме родителей будущего убийцы  оно было. Мы помним слова классика: «Ружье, которое висит на стенке в первом действии пьесы, в последнем акте выстрелит!» Взрослым надо думать о том, что следует, а что не следует иметь в доме. Не верится, что мелкокалиберной винтовкой никто раньше не пользовался. Может быть, тренировались на голубях и собаках, а потом очередь и до людей дошла.

Сегодня школа говорит об обучении, а настоящего воспитания правильно настроенной на отношения с миром личности, увы, не происходит.

К  сожалению, сейчас многие полагают, что человеку достаточно дать лишь хорошее образование, ведь главное в жизни то, что в будущем даст ребенку карьерный рост, финансовую состоятельность, положение в обществе. Ростки потребительского отношения к окружающим и к жизни вообще, которые активно насаждались, особенно в перестроечные годы, сегодня приносят свои горькие плоды. Погоня за благосостоянием приносит нравственную деградацию. Нравственными ориентирами для подрастающего поколения становятся не их родители, не учителя, не деятели искусства и даже не спортсмены, а герои компьютерных игр и западных боевиков.

Невооруженным глазом видно, как в нашем обществе правит бал дух алчности, эгоизма, вседозволенности и разврата.  Если юноша вместо того, чтобы задуматься о причинах своего конфликта с другими людьми и сделать выводы о том, что и он может быть в чем­то неправ, берется за оружие, то это говорит о полном провале дела воспитания человека семьей, школой да и обществом в целом.

Где, как не в семье, формируется личность? Если родители заняты зарабатыванием денег, а от ребенка откупаются подарками, то пусть будут готовы к тому, что из их чада может вырасти закоренелый эгоист, который знает одно слово, и это слово «хочу!», и не знает слов «можно», «нельзя» и «надо»!

На голливудском ширпотребе с драками и насилием, «великими подвигами», совершаемыми во имя ничтожной цели, при этом еще и расправляясь с «плохими парнями», воспиталось поколение, «которое выбирает «пэпси». А «убивалки» в виде мерзких компьютерных игр довершили формирование некоторых молодых личностей как «отморозков», которым доставляют радость чужие страдания.

Как несложно после виртуального расстрела плохих парней на экране перейти к расстрелу живых людей! К сожалению, сознание закоренелого компьютерного игромана начинает плохо отличать реальность от игры.

В США ежегодно десятки детей и взрослых погибают от оружия, стреляющего из рук детей и подростков в классах школы. Будем продолжать копировать в России западный образ жизни - придется еще чаще платить жизнями и здоровьем своих сограждан, юных и не очень.

И еще один момент.  Бывает, что у подающих большие надежды юношей гордыня в душе шепчет: «Все недоумки, а ты - гений!» Через того, кто встанет на пути, гений, да еще науськанный своей  гордыней, может запросто переступить. Психология «наполеончиков», типа Родиона Раскольникова, весьма хорошо описана Федором Достоевским в «Преступлении и наказании».

- Меры безопасности в школах сейчас усиливаются ...

- От того, кто идет умирать и желает утащить на тот свет других людей, 100% защиты быть не может. Даже если мы посадим рядом с каждым ребенком вооруженных до зубов пап или мам, полной гарантии безопасности детей в школе тоже дать нельзя. Я иногда смотрю на заборы вокруг школ и думаю: случись беда, детки разбежались бы и многие спаслись, а так - заперты, как кролики в клетке...

- И что тогда делать?

- Нужны совместные действия властей, общественности и Церкви. Поясню. Властям давно уже следовало принять меры по защите традиционных ценностей российского народа: семьи, верности в служении Отечеству, честного труда на благо общества, отвращения к неправедно нажитому богатству, любви к ближнему. Слово «совесть», а у православных людей это синоним понятия «страх Божий»,  практически полностью вышло из употребления в российских СМИ. Слово «деньги» слышим по сто раз на день, а слово «совесть» за год ни разу! 

Человек культурный и воспитанный не поднимет винтовку, чтобы убить или ранить человека. Ему и в голову такая гадость не придет!

- А еще что необходимо, кроме того, чтобы вернуть слово «совесть» в обиход?

- Если хотим растить людей, способных побеждать свои прихоти и радоваться чужим успехам, то в семьях должно быть не по одному ребенку, как это сейчас модно.

И еще. Работодатели, заботящиеся о благе российского народа (а других надо на пушечный выстрел к управлению любого уровня не подпускать!),  должны создавать такие условия для своих работников, чтобы им не страшно было создавать большую семью. Государству нужно бы снять с них часть налогового бремени, а то и премировать - не обеднеем!

Если власть печется о приумножении доверенного ей в управление народа, то давно могла бы догадаться, что надо поддерживать тех любящих свой народ предпринимателей, в чьих предприятиях «усилиями»  наемных работников совершается стабильный реальный прирост коренного населения.

Иллюзорная дополнительная прибыль бизнеса, полученная от нарушения Божьей заповеди: «Плодитесь и размножайтесь», - в первую очередь, не идет на пользу самому бизнесмену. От духовных законов этого мира не спрячешься ни в туманном Лондоне, ни в Майами. Следующие поколение немилосердных хозяев, их собственные дети, - их самый страшный враг. Примеров того, что яблоко от яблони недалеко катится, известно много. Пресытившись всеми покупаемыми за деньги «радостями» мира, не имея высокой и благородной цели в жизни, многие из «золотой молодежи» уже умерли от передозировок или совершили преступления, в том числе и  от жгучего желания потратить папины денежки.

- О воспитании личности можете еще что­то добавить?

- Мне кажется, что неслучайно по времени один за другим проследовали показ событий в Киеве, где распоясавшиеся от безнаказанности боевики поджигали милиционеров, и трагедия в Отрадном. Зло должно было быть наказано! Ни в одной другой стране мира нападение на полицейского, да еще «при исполнении», не сошло бы с рук!

А без наказания не бывает воспитания детей! Я с пяти лет спокойно пью самые противные лекарства - помог папин резиновый тапочек, несколько раз им больно приложенный к одному моему мягкому месту. От этого я сразу заметно поумнел.

Наказание должно быть без жестокости и с объяснением причин. Если родители не воспитают в ребенке доброту и милосердие, любовь и уважение к себе и другим людям, то их наказания могут принести неправильные плоды.

- Вы считаете, что случай в Отрадном закономерен?

- Конечно! Современный молодой человек формируется в молодежной и информационной среде, наполненной злобой и насилием. Откуда взяться росткам мудрого, доброго и вечного?  Ребенок рождается безгрешным, а потом враг рода человеческого через своих слуг сеет в его чистую душу плевелы. Толерантность - наличие нескольких «правд», сегодня насаждается как высшее достижение передовой человеческой мысли.

А правда одна! И эта правда говорит, что каждый человек - творение Божье, и у него есть  определенные  права и обязанности перед Богом, людьми и самим собой. И эти права и обязанности находятся, в идеале, в некоторой гармонии, как при отношениях любимого дитя и любящего родителя.

Жизнь человека - величайший дар Божий, и самовольно, из глупой прихоти или мерзкой корысти,  ее уничтожить или искалечить непозволительно!

- Такая постановка вопроса может быть применена и в отношении абортов?

-  Согласен! Об этом сейчас много говорится, и мне бы не хотелось повторяться. Однако, думаю, что при обсуждении проблемы абортов постоянно упускается один важнейший момент. Никто в этой связи не говорит о мужчинах! И это очень странно. Разве ребенок в утробе женщины может появиться только по желанию самой женщины, без участия представителя другого пола?!

Если мужчина­муж берет на себя ответственность за зачатого им еще не рожденного ребенка, вряд ли будущей матери придет в голову мысль избавиться от  него! А чтобы и мысли не было, что ребеночек от другого, нет иного пути, как возрождать благородство отношений между юношами и девушками, чтобы добрачные и внебрачные связи перестали быть нормой в молодежной среде.

Есть еще и проблема абортов среди школьниц. В отношениях между полами все меньше романтики и тайны. Слово «любовь» теперь ухитряются использовать даже при описании отношений однополых пар! Статистика российских разводов страшная, и пусть люди не очень радуются некоторому относительному уменьшению их, в сравнении с количеством заключаемых браков.

Сегодня на нашей земле гости из солнечных республик вступают в прочные браки. А у коренного народа   как было, так и осталось: на десять браков - восемь разводов. Чтобы не брать на себя ответственность друг за друга и за возможных детей, люди придумали удобный «пробный» (или «гражданский») брак, который Православная Церковь считает «блудным сожительством» - смертным грехом!

Многие не хотят нести крест семейной жизни и терпеть рядом с собой другого человека с его особенностями характера и привычками. Молодые от брака ищут наслаждений и новых развлечений, а оказывается:надо во многом  себя ограничивать! Но ведь так хочется вечного праздника, которому дети - помеха, больная жена - помеха, старые больные родители - помеха!.. Эгоист делает простой и логичный вывод, что намного проще сменить окружение, чем пожертвовать своим благополучием и, работая над собой, измениться к лучшему.

Сегодня телевизор и интернет, а также глянцевые журналы в киосках нафаршированы всякой порнодрянью. Ранний интерес к половым отношением приводит к тому, что те, кто досрочно все перепробовал, становятся глубоко несчастны от того, что все ищут и ищут некий «идеал», которого нет и быть не может!

Всему свое время. В течение всей истории человечества, до последних нескольких десятков лет, мальчиков и девочек воспитывали порознь и воспитывали по­разному. До времени, когда это может быть воспринято правильно, целесообразно держать деток в неведении физиологических деталей отношений мужчины и женщины: посеянная в снег в январе пшеница погибнет, а урожай даст та, которую посеют в мае, и не в снег, а в землю!

В раздельном воспитании нет никакого унижения или ущемления чьих­то прав! Роль  каждого пола в этом мире неповторима и прекрасна, если она реализуется  в соответствии с Божьим замыслом.

Некоторые политики на Западе давно отмерили планку для русских в пятнадцать миллионов человек. Что ж, эти планы пока успешно реализуются. Те, кто губит наших детей и юношей, развращая и отравляя их, прекрасно знают, что делают.

Но надежда, как известно, умирает последней.Жить по законам правды и совести может начать каждый. Это трудно, это - подвиг! Но это лучше, чем, погрязнув в беззакониях, захлебнуться собственным злом. Пока мы не сдались - нас не победили!

- Слышал, что у вас в Кривском начинают работать кружки в создаваемом приходом духовно­просветительском центре.

- За год были отремонтированы за счет средств прихода и пожертвований благотворителей: ЗАО «Кривское», ООО «Кривское», «Обнинский колбасный завод», фирм «Андромета», «СДС» и «Раритет», а также нескольких частных лиц ­ восемь комнат и санузлы на втором этаже здания, где сейчас временно располагается наш храм. Эти помещения подготовлены для кружков и студий.

Пока начала работать только изостудия, а хочется, чтобы там и мальчишки спортивной борьбой занимались,  и девочки учились шить и вышивать,  чтобы «Школа милосердия» начала работать, а всех желающих приняли туристический клуб, киноклуб, клуб любителей книги, школа бальных танцев, кружок резьбы по дереву... Есть планы открыть воскресную школу для детей и библейскую школу для взрослых.

Для работы кружков и студий  еще много чего не хватает: нет столов, стульев, шкафов, вешалок, необходимого оборудования.  Также нет денег на оплату труда руководителей кружков и студий. Почти все небольшие средства, пожертвованные благотворителями, уходят на оплату за тепло. Последний счет за месяц - 39 тыс. рублей, это для прихода, где в основном  сельские пенсионерки, неподъемный.

Мне бы сейчас бегать по городу и округе с протянутой рукой, обращаться к бизнесменам и директорам, прося помощи на доброе дело. Да   вот  приходится сидеть дома с загипсованной сломанной левой рукой. Я не знаю, где найдем средства заплатить за тепло за февраль, но верю в то, что Господь нам поможет.

- Отец Анатолий, а местные и районные власти разве вам не помогают? Ведь это дети местных жителей придут на занятия. И, может быть, те знания и навыки, а самое главное, те доброта и милосердие, которыми они будут окружены там, не позволят на Кривской земле совершиться чему­то злому и страшному, подобному тому, что случилось в московной школе.

- Власти говорят, что у них нет средств...

У меня на 16 февраля прошел творческий вечер в клубе в Кривском. Там я был представлен и как священник, и как художник, и как поэт. Пользуясь случаем, обратился к людям с просьбой о помощи.

Андрей Сигутин

 

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь