Газета "Вестник" №6 - 2014 г.

Все ли болезни за грехи?

Большой популярностью у читателей пользуется православный Интернет­проект духовно­психологической помощи «Пережить.ру». Над этим проектом работают православные священники и лучшие психологи России. Проект «Пережить.ру» наполнен жизнью и любовью, потому что там стремятся бескорыстно помочь людям и хорошо знают, как это сделать. На основе материалов этого Интернет­издания вышли книги. Одна из них называется «Примириться с болезнью». Именно на содержании данной книги хотелось бы сделать основной упор в размышлении об основных духовно­психологических причинах болезней.

  

Как­то один верующий спросил известного доктора Павла Евдокименко: «Не могу понять, что я делаю не так. Ведь я человек набожный, хожу в церковь, соблюдаю все посты и все предписания священнослужителей; никому не желаю зла; по возможности всем сочувствую и помогаю. Так почему же я болею?»

Как вы думаете, если человек спрашивает у врача совет по поводу своего здоровья, то с какой точки зрения будет дан ответ: с духовной или медицинской? Разумеется, с медицинской. Вот доктор и ответил по­светски, но вполне «душеполезно»: «В первую очередь, состояние вашего здоровья определяется тем, какой образ жизни вы ведете и какие эмоции испытываете. Вы наверняка видели религиозных людей, которые ежедневно ходят в церковь, истово молятся, но при этом злятся и «шипят» на других, что те не так одеты или не совсем правильно что­то делают в храме. Наверняка вы видели людей, которые соблюдают все религиозные обряды и посты, но при этом ежедневно раздражаются или ругаются с окружающими, со своими близкими и родственниками. Иными словами благодушие многих (не всех) религиозных людей только видимое: часто на лице оно есть, но в душе его нет. В сердце бушуют те же страсти, что и у большинства неверующих людей. А жизнь на отрицательных эмоциях одинаково подкашивает всех - и верующих, и неверующих... Если вы верите в Бога, то должны предполагать, что законы физиологии и функционирования нашего тела (организма) тоже заложены свыше... Потому надо помнить: болезнь возникает при неправильном образе жизни и мышления. (От себя добавлю: слово «покаяние» переводится с греческого как «изменение ума»  - авт.). Если мы предполагаем, что иногда болезнь - это воспитательный механизм, то должны понимать, что этот механизм работает практически одинаково для всех».

Итак, доктор в своем ответе выделил основные моменты: здоровье определяется образом жизни и образом мыслей, а также тем эмоциональным фоном, в котором пребывает человек.

Теперь попробуем представить, как на вопрос: «почему люди болеют?» - ответили бы многие воцерковленые верующие. Наверняка они бы сказали, что все болезни за грехи. Это  распространенное мнение среди многих рядовых верующих, не обременяющих себя различным богословско­философским мудрствованием: болезни - за грехи, чего, мол, тут еще размышлять...

Для того чтобы дать более основательный ответ на данный вопрос, обратимся к книге церковного ученого и писателя Г.И. Шиманского «Болезни и их значение в религиозно­нравственной жизни христианина» (рекомендованной к публикации ИС РПЦ): «Откуда недуги? - спрашивает святитель Василий Великий. - Откуда телесные повреждения? Господь ведь создал тело, а не недуг, душу, а не грех». Если таким создан человек, то что «больше всего ему полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя же эту любовь, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам».

Могут спросить: неужели каждого больного надо считать осужденным на страдания за грехи, неужели все болезни от грехов?»  (И вот с этого момента читаем внимательнее - авт.)

«Не все, - отвечает святитель Иоанн Златоуст, - но большая часть». Случаются болезни и по другим причинам: для испытания и усовершенствования в добродетели, для большей награды духовными дарованиями здесь или в будущем веке. Некоторые же болезни бывают от беспорядочной жизни, от беспечности и небрежения о здоровье, от бездействия и лености, от чрезмерного воздержания и поста, от тяжелых условий жизни и изнурительных трудов, от сильных переживаний в бедах и скорбях; у некоторых людей - от естественной немощи по преклонному возрасту или слабости организма».

Таким образом, мыслить штампом «болезни - за грехи» не совсем корректно с богословской точки зрения. Хотя если «грех» понимать как «зло, которое человек причиняет сам себе», допустим, вследствие нарушения заповедей Божиих, то  это может быть вполне обоснованно. Вообще каждый человек индивидуален, и поэтому невозможно дать универсального ответа на вопрос, почему кто­то заболевает в том или ином случае. Например, как утверждает психология, более 80 процентов заболеваний имеют психосоматический характер, проще говоря, подавляющая часть болезней - «от нервов». Поэтому заболевшему не стоит мучить себя вопросами: за что это со мной? А лучше прислушаться к словам святителя Филарета Московского: если приходит болезнь, то «не приготовляй сам себе (христианин) яда из помыслов уныния, боязливости, нетерпеливости, ропота, но составь себе всецелебное врачество из здравых помышлений и чистых чувствований веры, молитвы, упования на Бога; разумевай (познай и восчувствуй) из Его слов, что если Он «поражает», то для того, чтобы «исцелить»: веруй, что Он охранит или исцелит тебя от болезни или поможет тебе переносить болезненное изнеможение и страдание и обратит твою болезнь к уврачеванию, очищению твоей души...»

А теперь, думаю, самое время поделиться впечатлением о книге «Примириться с болезнью» ­ совместном труде священников и психологов. Как сказано во вступительной статье этой книги: «Нетрудно понять, что исцеление болезни, как и прощение грехов, требует с нашей стороны определенных знаний и труда. Бог может и не дать нам исцеление, но все­таки при правильном отношении к исцелению мы имеем больше шансов его получить».

В основной состав этого сборника входят статьи священников: протоирея Игоря Гагарина и иерея Виталия Беспалко, а также психологов: Елены Орестовой и Михаила Хасьминского.

«Болезнь - повод задуматься о вечности».

По мнению протоиерея  Игоря Гагарина, «болезнь - это повод задуматься о вечности». Назвать болезнь благом трудно, а представить, как можно ее кому­то пожелать - просто невозможно. Но назвать болезнь безусловным злом нельзя. Иногда это может быть меньшим злом, чем то, которое произошло бы без нее. В некоторых ситуациях болезнь приносит человеку пользу. Я действительно встречал людей, которые благодарны, что Господь попустил им ту или иную болезнь». В самом деле, есть вещи, которые нельзя понять, не пережив.

Например, как верно заметил батюшка: «Мы все знаем, что умрем, но мало на свете людей, до которых это доходит. Есть истины, которые человек знает умом, но они не доходят до его сердца, он их не чувствует...». Отец Игорь продолжает: «...в каждой конкретной ситуации болезнь бывает попущена Господом с разной целью. Но, я думаю, что чаще всего болезнь входит в жизнь человека, чтобы заставить его серьезно задуматься о том, о чем он должен был думать всегда: о смысле своей жизни, о своей причастности к Богу, о вечности».

Батюшка на основе своего пастырского опыта дает совет чаще обращаться к Евангелию и приводит такой случай. «Мне рассказали об одной женщине, которая болела раком. В больнице с ней оказалась христианка, которая дала ей Евангелие. Та стала его читать. У нее были какие­то вопросы, ей помогали в них разобраться. И это перевернуло все в ее жизни. Она стала молиться, обращаясь к тому Христу, о Котором она читала в Евангелии. И произошло чудо. Это происходит далеко не всегда, но с ней это произошло. Она выздоровела. Более того, она не только сама выздоровела... Об этом мне рассказывал ее муж, который был алкоголиком. Он сказал: «Моя жена выздоровела и так уверовала, что после этого стала молиться за меня каждый день. Вот меня приносят домой пьяного, укладывают в постель. Она худого слова не говорила, а каждый день в семь часов вечера вставала на колени и молилась за меня». Ровно через год, день в день с того времени как она начала молиться, он бросил пить. Такие совпадения важны, потому что через них Господь показывает нам, что это не случайное совпадение, что это все под наблюдением». По словам отца Игоря, в определенный момент этот мужчина, страдавший алкоголизмом, почувствовал, что все, хватит пить... С тех пор прошло уже четыре года. Мужчина больше не выпивает, у него сейчас совершенно другая жизнь.

«Возвращаясь к этой женщине, - пишет батюшка, - хочу сказать, что самое главное - это чтение Евангелия. И желательно, чтобы рядом был человек, который может что­то пояснить. Хотя мне многие жалуются, что ничего не понятно, но это неправда, значит и не пытались.

Всегда советую начинать с Евангелия от Луки. Евангелие от Луки больше всего похоже на ту литературу, к которой привык современный человек. Для меня важно убедить человека, чтобы он хотя бы один раз одно из четырех Евангелий прочитал, чтобы он знал хотя бы общий сюжет. А уж дальше задача священника объяснить те или иные места, показать, какое имеет отношение то, что мы прочитали в Евангелии, к его жизни.

Почему больным хорошо читать Евангелие? Большая часть чудес, которые совершал Иисус Христос, - это исцеления больных. Через все четыре Евангелия проходят сквозной линией истории о том, как люди обращаются к Христу в тяжелых болезнях, и Господь их исцеляет. Это укрепляет надежду больного. Если Он исцелил и слепорожденного, и прокаженного, и сухорукого, то почему и я не могу обратиться к Нему и тоже надеяться и ждать исцеления? Можно прийти к Нему прямо сейчас в церковь - то место, где происходит встреча человека со Христом и где он может с таким же дерзновением просить о помощи, об исцелении, с каким просили те, кто приходил к Нему в Его земной жизни, описанной в Евангелии».

«Болезнь - средство стать лучше»

По мнению священника Виталия Беспалко, «если ты не знаешь заповеди Божии, это не значит, что они не существуют. Это гигиена твоей души, гигиена духовного пространства, которую тебе лучше бы знать».

Отец Виталий пишет: «Заболев, многие приходят к батюшке и просят: «Я хочу исцелиться! Непременно хочу исцелиться». Заказывают молебен. Они уверены, что выздороветь - это очень хорошо для них. А на самом деле, полезно ли такому человеку исцелиться? Ведь болезнь дается не как наказание, а как средство стать лучше.

Если человек осознает, что болезнь появилась вследствие греха, вследствие неправильной жизни, он может перенаправить ее в полезное русло. «Ну как же, батюшка, печенка болит?» Да, но эту боль ты можешь направить так, чтобы она помогла твоему сердцу смириться. До сих пор, например, ты пил литрами вино и таким гордым был: «Смотри, сколько я могу выпить!» А теперь возьми эту болезнь, которая пришла от твоего винопития, и направь ее в смирение. Покайся перед Господом, что безрассудно свое здоровье загубил...»

Батюшка ставит верный акцент: «Любую болезнь попускает Бог, когда видит, что человек по своей воле уже никак не исправится.  Не ломает в прямом смысле руки, ноги, просто ввиду того, что человек нарушил те или иные заповеди, от него отходит благодать Божия. И тогда человек становится беззащитным, с ним случаются несчастья на «голом месте». Почему отступает благодать? Чтобы эта самая болезнь тебя вернула к тому качеству жизни, которое подобает человеку».

Далее отец Виталий дает совет, что делать заболевшему человеку: «В скорбях и болезнях необходимо вспоминать Господа. Просто довериться Богу. Что это значит? Ребенок заболел, он жалостливо смотрит на родителей. Ему плохо, он не знает, как справиться, он не знает, как колоть себе уколы, какие нужны таблетки. Он жалуется родителям. Так же и нам можно обратиться к Отцу Небесному. И Господь поможет. Когда вспоминаем о Творце, Господь тут же как­то посылает и разум, и мудрость. 

По мнению священника, «смысл болезни в том, что ты понимаешь, что нуждаешься в Спасителе, в Том, Кто поможет тебе выкарабкаться из этих болезней. Значит, мы признаем: «Господи, не можем мы без Тебя, помилуй нас!». Признаем в Нем Отца, признаем в Нем источник жизни. И это открывает для нас источник благ, более ценных, чем телесное здоровье.

Хуже всего, когда люди при этом идут к целителям, бабкам, экстрасенсам. Ведь смысл болезни в том, чтобы мы обратились к Богу, а не в том, чтобы мы обратились к сатане».

Отец Виталий считает, что в болезни ни в коем случае «не надо себя винить. И не надо думать, что вас наказал Господь. Лучше признать, как есть: «Я болен, я поражен болезнью и, видимо, из­за грехов. Я нуждаюсь в Исцелителе...» Нужно признать в Спасителе своего Бога, который о тебе печется. Не наказывает тебя, а заботится о тебе. Когда мы это осознаем, должно возникать не чувство вины, а чувство нашей ценности для Бога». Замечено, что, в результате болезни, часто у человека меняется характер в лучшую сторону, он становится более спокойным становится.

 «Господь все делает нам на благо...»

«Можно, конечно, рассуждать о том, что причина болезни - предрасположенность или экология, но на самом деле ответ лежит только в духовной области, - утверждает психолог Елена Орестова. - Известно, что все, что делает Господь, делается нам во благо. Если это случилось, то значит, нужно что­то сделать, как­то изменить отношение к происшедшему и ко всей своей жизни, чтобы извлечь из этого пользу и чтобы в конечном итоге нам стало хорошо. Мы в себе должны увидеть и понять что­то, что сделает нас более счастливыми и более свободными.

Известный американский психотерапевт И. Ялом неоднократно наблюдал, что многие раковые больные, благодаря осознанию и восприятию возможности личной смерти, поразительно изменялись, проходя через внутренние перемены, которые он характеризовал как личностный рост. Его клиенты признавались ему, что как только первая волна паники отступала, приходило поистине золотое время. Они говорили, что болезнь им помогла стать мудрее, лучше узнать себя, заставила сменить приоритеты, отказаться от множества пустых и ненужных вещей и начать ценить то, что обладает истинной ценностью: семью, друзей, близких.

На самом деле болезнь нас очень обогащает, дает возможность многое в себе увидеть и понять. Увидеть какими были мои ценности и какие ценности - настоящие. 

Человек, который примирился с болезнью, начинает меняться в совершенно удивительную сторону. Вдруг он начинает понимать, для чего он живет. Оказывается, что самое важное в его жизни было: любовь, дружба, поддержка другого человека, мир, скрытый в другом человеке. А вовсе не то, о чем он думал, и ради чего тратил все силы.

И он понимает, что даже если ему дано не очень много времени, он может очень многое успеть. Прежде всего, исправить ошибки. Можно, например, наладить отношения с людьми, с которыми были они испорчены. В такой ситуации многие люди сблизились с родителями или детьми, отношения с которыми были разрушены. Одна из задач нашей жизни - не просто принять себя и свою жизнь, но и другого человека принять таким, какой он есть».

«Болезнь как возможность духовного роста»

Как правильно отнестись к вести о своей болезни или о болезни близких людей? На этот вопрос отвечает психолог Михаил Хасьминский. «Надо отнестись с пониманием, смирением, внимательно поразмыслив, не нервничать. Однако ведь никто к своей болезни так не отнесется, потому что это сильнейший эмоциональный удар, резко, коренным образом изменяющий ситуацию, к которой человек еще не адаптировался. И в данном случае, на мой взгляд, самым правильным будет не впасть в панику.

«Не впасть в панику» звучит  как некое доброе пожелание. Но мы поймем опасность паники, если обратимся к социальной психологии. Когда человек находится в подобном состоянии, он мало что понимает, руководствуется эмоциями - причем обычно низшими эмоциями (страх, ужас, попытки спастись и т.д.). Ущерб от этих эмоций намного больше, чем от источника паники.

Так вот, когда человек сталкивается с болезнью, у него обычно возникает эмоциональная реакция, крайне резкая, человек не может разобраться в ситуации: слишком резко она поменялась, - и остается только эмоциональная сфера, которая начинает доминировать. И это очень опасно. Спасти себя из этой ловушки - паники, ввести в относительно нормальное состояние можно, во­первых, слушая других. Во­вторых, не рисуя страшные картинки. Ведь обычно больной человек рисует в своем воображении самую страшную картинку и начинает ее бояться.   Но часто человек не понимает, о чем идет речь, какие методы лечения существуют, как это все будет происходить и что все в руках Божиих, а полагпет, что спасения уже нет, все пропало, все погибло, и тогда начинается настоящая паника. В этом состоянии человек не способен адекватно воспринимать информацию,  посоветоваться с кем­либо, найти профессионального специалиста - то есть сделать то, что нужно. Это паника, переходящая в истерику, что кстати, относится не только к самим больным, но и очень часто к их родственникам».

Михаил Хасьминский продолжает: «С  психологической точки зрения болезнь - это расширение собственных возможностей, с религиозной точки зрения - путь, новый этап в жизни. Болезнь в духовном смысле есть переход на новый, более сложный уровень жизни. Просто быть духовным человеком, когда у тебя все хорошо, можно поучать других в это время. А когда у тебя все складывается не так уж хорошо, тут как раз и проявляются твои настоящие возможности: поучать других уже не хочется... Замечено, что большей частью больные люди сострадательны,  стараются понять состояние ближнего, бередно относиться друг к другу.

А многие, кстати говоря, постоянно заняты тем, что советуют больным людям: «не нервничай», «забудь», «это испытание тебе дано, ты ближе к Богу становишься...» 

Быть более терпимым к другим людям, понимать их проблемы крайне важно для больного человека, который за своими проблемами перестает видеть проблемы других людей. Очень часто такое случается с бабушками, которые требуют к себе постоянного внимания, все время говорят о том, что они как перст одиноки, жалуются, что дочка приходит к ним всего три раза в неделю. А у дочки  дети, и три раза в неделю ходить в больницу навещать мать тяжело... А бабушка сконцентрирована на себе и считает, что она одинока, хотя это совсем не так...»

Тема болезни весьма обширна, и осветить все ее грани в одной статье, практически, невозможно. Здесь была предпринята попытка лишь прикоснуться к раскрытию темы «Почему возникают болезни». В любом случае, своим здоровьем, как даром Божьим, нужно распоряжаться правильно и мудро. Поэтому хотелось бы закончить статью словами священника Виталия Беспалко, который советует пользоваться своим здоровьем, как средством доброделания: «Если ты христианин, делай добрые дела, сколько можешь... Пожалуйста, можешь пойти в спортзал или бассейн, если позволяет здоровье. Для чего? Чтобы еще чуть­чуть подкрепить здоровье и использовать его для того или иного доброго

дела».

 

 

 

Андрей Сигутин

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.