Поиск по архиву

Газета "Вестник" №47

Учимся понимать, или ретроспективный взгляд в этимологию русского языка

История русского языка непроста. Многие аспекты его развития до сих пор не находят единого мнения у исследователей. Одно известно точно - язык, на котором разговаривали наши предки, не представлял из себя что-то монолитное. К XI-XII векам на территории нашей страны существовало несколько различных диалектов, причем развивавшихся независимо друг от друга, например: древненовгородский, древнепсковский, древнекиевский и др.

Не малую роль в появлении языковых разделений сыграло разобщение Киевской Руси на отдельные княжества, а также татаро-монгольское завоевание. Каждое из этих княжеств (Литовское, Польское, Новгородское и др.) внесло свой отличительный вклад в языковое многообразие Руси. Однако со временем над всеми стало преобладать Великое княжество Московское. И если западные и юго-западные диалекты оказались под сильным влиянием польского языка, то язык Московского княжества подвергся этому влиянию в меньшей степени, хотя и заимствовал некоторые лексические и синтаксические явления польского языка.

Огромную роль в формировании русского языка сыграл церковнославянский язык. В то время подавляющая масса публицистики писалась именно на церковнославянском языке. Москва всячески стремилась к сохранению древних языковых традиций, основанных в большой степени на церковнославянском языке. Именно поэтому русский язык развивался под сильным воздействием церковнославянского языка повлиявшего на его лексику, синтаксис, морфологию и правописание, хотя и приобрел много нового.

Ввиду этого хотелось бы разобрать некоторые слова, имеющие для нас вполне устоявшийся смысл, однако оригинальное значение которых было совершенно другим, порой даже противоположным.

Баловаться. Наверняка все родители употребляли этот термин по отношению к своим детям, когда те вели себя не вполне адекватно. Но баловати означало - лечить, врачевать (от балование, баловьство - медицина, врачевание, лекарство).

Бедный. Слыша это слово мы представляем либо нищету, либо несчастье. Но более раннее значение этого слова означает - безрукий. В Евангелии сказано: «Лучше тебе хрому или бедну войти в Царствие Божие...» (Мф.18:8), то есть без ноги или без руки.

Безнадежный. Как правило так мы называем тех, кто обречен на что-то. Но безнадежный означало - неожиданный (сверх надежды и вопреки ожиданиям).

Безобразным мы именуем кого-то уродливого и отвратительного. Но не нужно забывать, что безобразный - это не имеющий подобия, образа, вида, а это гораздо более широкое понятие.

Беседа у нас бесповоротно ассоциируется с разговором. Но первоначально это слово означало - скамью (от без - вне, снаружи и седение). То есть, это скамейка вне дома, снаружи, где можно было посидеть. Со временем это слово стало означать и сам разговор (беседу), которую проводили на этих скамейках.

Боженька. Этот уменьшительно-ласкательный эпитет относящийся к имени Бог, означал - церковь, часовню.

Бумажник - то, что набивалось хлопчатой бумагой, например, постель. Сейчас бумажником называется кошелек, причем независимо от того, есть в нем «бумага» или нет.

Взор у нас как правило ассоциируется со взглядом. Однако это понятие более широкого плана и означает - вид, образ. Например, «мрачный взор», это не мрачный взгляд, но целиком мрачный вид, что может включать в себя и взгляд.

Возиться (возитися) - означало переправляться через реку, быть возимым, а отнюдь не медленную деятельность.

Вредный. Часто этим словом мы называем всяких принципиальных пакостников. Однако корень вред означает - гнойная рана, проказа, чирей. Отсюда вредный, значит - увечный, имеющий рану.

Ворожба. Слыша это слово, мы, как правило, представляем колдунов и всякого рода шептунов. Однако ворожить в древнерусском означало - говорить, а ворожба - это вражда.

Врать. Всем известно слово - вранье, которое сейчас является синонимом лжи. Но врать (вирать) - означало плести. Враный - плетеный. Есть еще похожее слово вран, то есть - ворон, коршун. Отсюда вранье, может быть вороньем. Другое слово врю (вру), врею, тоже далеко от лжи и означает - пишу, копошусь, толкусь, киплю.

Также нужно помнить, что всемирный - это не только находящийся в пределах всего мира, но и миролюбивый, весьма склонный к миру.

Жрать. Слово, которое для всех представляет связь с приемом пищи, означало - приносить в жертву, заколать. Это слово  постоянно употребляется на Литургии в своем первоначальном значении.

Гадать (гадати) - означало думать, рассуждать.

Забава. Всем знакомо это слово. Однако забавление не означает по-старославянски веселие или развлечение, но - промедление, задержку. Отсюда забава - это затруднение, задержка, препятствие.

Зазор. Это слово мы часто употребляем в смысле промежуток, расстояние, просвет между предметами. Но зазором назывался грех, позор, бесславие. Зазреть - осудить, пересудить.

Злачный. Современное значение этого слова - мрачный, грешный, недостойный. Тогда, как на самом деле оно имеет прямо противоположный смысл. Злачный (от слова злак), то есть изобилующий злаками, обильный, плодородный, добротный, травный, зеленый. «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих в месте злачне...» (последование погребения).

Козырем сейчас называют либо ведущую масть в игральных картах, либо кого-то, имеющего авторитет. Тогда, как в древности козырем назывался высокий, красивый воротник, украшенный драгоценными камнями и закрывавший весь затылок. Он являлся предметом щегольства. Отсюда выражение "ходить козырем".

Легание. Это слово у нас ассоциируется с коровой или лошадью. Тогда, как легание - это лежание или опочивание.

Лихо. Это слово мы употребляем в значении - быстро, искрометно. Но лихо - это в первую очередь беда, несчастье, зло (лихость - злоба). 

Мошонка (мошна). Мошной назывался кошелек, который делался из кожи, бархата, атласа и различно украшался. Отсюда мошенник - тот, кто залазил в чужой кошелек (мошну).

Продолжение следует.

Иеромонах Роман (Кропотов)

 

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь