Газета "Вестник" №47-2012

О первой исповеди

 

 

Первая исповедь, которую иногда могут называть генеральной, - переломный момент в жизни человека, когда он принимает кардинальное решение изменить свою жизнь. Об этом важном событии в жизни христианина я побеседовал с клириком храма Рождества Христова г. Обнинска священником Владимиром Войтовым.

 

- Переломным моментом в жизни человека должно быть главное таинство - таинство Крещения, для принятия которого необходимо решение изменить жизнь, изменить отношение ко греху, переключившись с услаждения грехом на борьбу с ним. Чтобы Крещение было принято как знак новой жизни с Богом, надо иметь веру во Христа Спасителя, то есть видеть свою духовную погибель без Бога. Но поскольку сейчас подавляющее большинство православных крещено вопреки важнейшему принципу, провозглашенному Христом, что только тот, «кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16),  - у нас огромное количество крещеных людей, по сути не являющихся христианами. На вопрос: «Вы верующий?» - отвечают: «Крещеный». То есть самое главное таинство Рождения во Христе не приобрело для человека решающего значения. Более того, вместо опыта переживания Бога-Любви, который дается в Таинствах Церкви, он даже получил отрицательный опыт ее осуждения. В таких случаях этих «духовных инвалидов» приходится готовить на серьезную генеральную исповедь и помогать им пережить радость встречи с Богом хотя бы уже в таинстве Покаяния, обращения от греха к Богу.

- У человека нет опыта исповеди, он делает это впервые и находится в состоянии неопределенности: у него страх, волнение, смущение и т.п. Внутри него идет борьба со своей гордостью, мешающей открыть свои грехи перед священником. В этой ситуации каким образом священник помогает человеку, не имеющему опыта исповеди: задает наводящие вопросы или, может быть, священник в этот момент молится за человека, чтобы Бог помог ему, открыл его прегрешения, дал силы, разумение?

- Если человек подходит и спрашивает, как ему подготовиться к исповеди, то я его направляю на огласительные (от слова «голос») занятия, которые провожу круглогодично, без каникул, по субботам-воскресеньям. За семь лет этой практики уже стало понятно: какие вероучительные и нравоучительные истины христианства, в первую очередь, необходимо знать всем: кто наш Бог, зачем веровать в Бога; откуда грех в человеке, смертные грехи; зачем пришел в мир Христос, что Он сделал для спасения человека; таинства Крещения, Покаяния. Это уже погружение в стихию Православия. Еще могут быть и личные беседы с человеком.

Но до самой исповеди перед священником у человека должно, конечно, возникнуть раскаяние во всех грехах, то есть во всем бессовестном, что он совершил в жизни. Затем, еще до исповеди, у человека должно быть обращение к Богу с покаянием в своих грехах, которые он видит в себе. На исповеди не надо рассказывать подробности совершения того или иного греха. Святые отцы это строго запрещают, чтобы снова не услаждаться грехом, расписывая его, и чтобы не заразить священника этим своим грехом. Если не описывать подробности греха, то особого страха перед священником не будет.  А вообще некоторый страх может быть и полезен.

- Сколько человеку необходимо времени, чтобы подготовиться к первой исповеди, полностью пересмотрев и осмыслив свою жизнь с семилетнего возраста: от трех дней и более или это несущественно?

- Человек должен увидеть всю мерзость своих грехов, возненавидеть их, увидеть свою неспособность справиться с ними собственными силами, смириться и от всей души обратиться к своему Спасителю с воплем о спасении от греха. Времени требуется столько, сколько каждому необходимо для прохождения этого пути.

- Нужно ли человеку, решившему впервые поисповедоваться, с этого же момента определяться с выбором себе духовника?

-  Смотря кого подразумевать под духовником. Если старшего друга, разумного и скромного, которому можно доверять, то такого всегда хорошо бы иметь, но трудно найти, а если приказывающего выполнять все свои слова неукоснительно, ибо они изречены от Бога, то от такого всегда надо бежать. Мне кажется, что бум на духовников, который был в девяностых, когда каждый нашел себе духовника, и играли одни роль старцев, а другие - послушников, уже кончился. Надо помнить предупреждение настоящего духовника игумена Никона Воробьева: «В полное, всецелое руководство теперь нельзя отдаваться никому».  

- Верно ли, что, в основном, в храм и, соответственно, на генеральную исповедь приходят люди в связи с возникшими большими проблемами в жизни, внутренними и внешними неустройствами?

- Это бывает часто. Но глубина покаяния бывает разная.

- Есть ли зависимость между эмоциональной реакцией человека на исповеди и дальнейшим воцерковлением? Человек чаще посещает храм в дальнейшем, участвует в общинной жизни и т.д.?

- Если эмоции раскаяния выражают внутреннее состояние человека, то да.

- Все ли люди после генеральной исповеди, по вашему наблюдению, уходят из храма с облегченным сердцем?

- Не все. Если человек уходит с исповеди с радостью, чувством начала новой жизни, то действительно совершилось Таинство - таинственное (не видимое глазами) действие Самого Бога. Если же человек не почувствовал освобождения от груза грехов, то ему надо лучше рассматривать себя: что-то здесь не так. Возможно, в этом случае подлинного покаяния у исповедника не было, и Таинство не совершилось. Бывает у человека и смущение после исповеди, когда священник бесцеремонными расспросами расстроил исповедника, тогда - это грех священника.

Как известно, слово «покаяние» («метанойя») в переводе с греческого языка означает «изменение ума», поэтому после первой исповеди для человека важно не только пересмотреть свой образ мыслей, но и, самое главное, - изменить свою жизнь.

В одном из своих писем игумен Никон (Воробьев) говорит: «Вспоминай все свои грехи и в каждом - даже и в том, который исповедала - кайся перед Богом, пока не почувствуешь, что Господь тебя прощает. Это не прелесть - почувствовать, что Господь прощает, это то, что святые отцы называли радостнотворным плачем - покаянием, приносящим радость».

           

 Беседовал А. Сигутин

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.