Газета "Вестник" №47-2012

«Белый камень в голубой оправе»

 

Хребет Ай-юри

 

 

 

 

Церковь Воскресения

Христова в Форосе

 

 

На   этот раз поездка в Севастополь не была запланирована. Она родилась из множества причин и, пожалуй, главной из них было желание попасть на крестный ход, который проходил в те дни в Крыму. За несколько дней до этой поездки мы были в Александро-Невском соборе Ялты и увидели там объявление с графиком посещения крымских городов крестным ходом  с чудотворной иконой святых благоверных князей Петра и Февронии. Севастополь, конечно, тоже был в списке. В определенный день и час, нам нужно было непременно  оказаться у конкретного храма.  И руководители крымской паломнической службы организовали для нас эту поездку.

 

Трудно назвать одним словом чувство, которое охватывает русского человека, увидевшего легендарный город. Мы говорили об этом со многими людьми, и они соглашались, что Севастополь пробуждает в душе трепет и радость, растроганность  и любовь, а самое главное - священный настрой, что ты родился в России и твой народ мужественно отстаивал каждый камень этой земли.

Выехали ранним утром. Крым - это маленький мир, который прекрасен всегда. А Южный Берег, или как его называют ЮБК, вообще что-то дивное  и потрясающее. Амфитеатр гор, яркая зелень лесов и долин, наполненное солнцем море и звучащие так красиво названия:  Ай-Или, Ай-Тодор, Ай-Петри, Ай-Юри, как будто знакомые и неизвестные одновременно.  А ведь это Святой Илия, Святой  Феодор, Святой Петр, Святой Георгий.

Под  живописным  хребтом Ай-Юри, который носит еще название Дракон за свою зубчатую и извилистую вершину, пробит единственный в Крыму автомобильный тоннель. Экскурсовод была верующей женщиной и рассказала, что в светских экскурсионных автобусах всегда соблюдается странный обычай: проезжая тоннель, гиды просят экскурсантов загадать желание, взяться за руки, топать ногами и кричать, как можно громче, тогда желание исполнится.

- Можете себе представить, какой гвалт стоит в этом святом месте, - со вздохом добавила она.

Почему же на побережье так много гор и мысов носят имена святых угодников? Оказывается, во времена заселения Крыма христианами, которые спасались в этой отдаленной римской провинции от иконоборчества, практически на каждом мысу или более-менее высокой скале, видимой с моря, стоял монастырь, скит или часовня. Моряки могли помолиться и взять Божье благословение, не сходя на берег, прямо на своем судне. Традиция эта сохранялась на протяжении многих веков. Какие-то святыни разорялись и уничтожались, что-то отстраивалось вновь и  видоизменялось. И занимательное наблюдение могут сделать те, кто интересуется творчеством Айвазовского. На многих его полотнах можно увидеть маленькие часовенки на берегу, в которых теплятся лампадки.

Справа от нас  вздымает ввысь свои вершины Ай-Петри.

Трудно представить, но когда-то эти скалы были дном океана, и там, в белых известняках, до сих пор находят окаменевших морских обитателей. Дорога оставляет за собой Ялту, Алупку, Симеиз... мы подъезжаем к Форосу. А над ним парит среди гор один из самых необычных и красивейших храмов Крыма - храм Воскресения Христова. Смотровая площадка перед ним давно стала местом посещения туристов. Отсюда видна значительная часть Южного Берега, и, какая бы ни была погода, виды не могут оставить равнодушным ни одно человеческое сердце.

Екатерина II была здесь, когда посещала Крым после его присоединения к империи. Места здесь в ту пору были труднодоступные,  без дорог. Спускать ее ниже Байдарских ворот не решились, (а это недалеко от Форосского храма), и она, пораженная открывшимся ее взору видом, сказала легендарную фразу о том, что Крым - лучшая жемчужина в ее короне.

Но для верующих людей это место связано еще и с памятью незабвенного архимандрита Петра, убиенного в своей келье недалеко от горячо любимой и восстанавливаемой им церкви. В притворе храма перед фотографией батюшки всегда свежие цветы. Невозможно без слез смотреть на нее, понимать и не понимать, какую мученическую смерть принял этот  человек.

Нам нужно посетить Инкерман, Херсонес, центр Севастополя - его знаменитую набережную и успеть на крестный ход. Через Байдарские ворота мы пересекаем главную гряду крымских гор. Отсюда уже недалеко до города-героя. Знакомиться с ним  мы будем с крепости Каламита, расположенной на плато, под которым находится Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь  - колыбель христианства на этой земле.

Для Римской империи далекий и малоизученный Крым был местом ссылки для всех неугодных и провинившихся. Тяжелый и изнурительный труд, жизнь, лишенная не только радости, но и возможности вдоволь напиться, очень высокая смертность -  такими были тавро-скифские  каменоломни, когда туда был сослан папа римский  Климент. Шел второй век по Рождестве Христовом. Тысячи и тысячи заключенных стали, благодаря святому Клименту,  христианами. Источник воды, который забил по его молитвам, сейчас иссяк. Но наверху, в карьере, где происходила выборка камня, теперь озеро. Землетрясения  и войны изменили выход  вод, и они частично затопили карьер. В этом водоеме с удовольствием купаются паломники. Здесь же на плато остатки древней крепости Каламита. Башни и стены сложены из дикого камня. Мы стояли на этой седой земле, и мимо нас проходили события и народы, связанные с ней. 

 

Свято-Климентовский Инкерманский монастырь

 

 

 

 

  Озеро из источника Святого Климента

 

 

Продолжение следует.

Маргарита Драгине

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.