Газета "Вестник" № 14 - 2017 г.

«Мне отмщение, и Аз воздам…», или Почему нет чувства связи с Богом

Недавно увидел фрагмент телепередачи, в которой рассказывалось о разводе  супругов, проживших много лет в браке. Они вырастили двух дочерей, те уже вышли замуж и родили детей. И вот, думается, у бабушки с дедушкой появились внуки – живи и радуйся. Но молодая бабушка встретила другого мужчину и ушла от мужа. Брошенный муж – бывший спортсмен, вообще не употребляющий спиртное. У него золотые руки: добротный двухэтажный дом, где они жили, он сам построил.   И вот, этот покинутый муж очень близко к сердцу принял измену супруги и даже решил повеситься у себя дома. Но, благо, дочери вовремя успели вытащить его из петли… После этого инцидента его супруга вроде как вернулась домой и прожила с ним еще полгода. А потом опять ушла…  Да, чего в жизни только не бывает… Я уже хотел было выключить телевизор, но вдруг в продолжение этой передачи увидел эпизод, где показали, какое молитвенное место в своем доме сделал этот мужчина. Более того, он даже как-то естественно, безо всякой показушности, прочитал перед иконой Иисусову молитву, которая, как мы знаем, оканчивается словами: «…помилуй меня, грешного». И потом вдруг так же естественно проговорил: «Вот так я молюсь, но что-то пока молитва мне не помогает…»

Я внимательно присмотрелся к его молитвенному месту: небольшой высокий столик, по всей видимости, сделанный его руками, накрытый чистой скатертью, подсвечник с горящей церковной свечой и на стене – всего одна маленькая иконка. Меня тронула эта умилительно-трогательная простота: обычно новоначальные покупают много икон, а здесь все выглядело так аскетично – всего одна иконка. «Удивительно, – подумал я, – почему же ему не помогает молитва?» Потом стало понятно, в чем дело, – об этом рассказал сам этот мужчина.

Оказывается, он очень обиделся не только на свою жену, но и на детей за то, что, по его мнению, они знали о похождениях их матери, но ему не говорили. Дело дошло до того, что он даже выгнал их из дома. А когда жена ушла во второй раз, то, по его словам, его мужское самолюбие было уязвлено настолько, что, находясь в состоянии аффекта, он угрожал ей и даже решил отомстить. Обида перешла в фазу мести. Известно, «обида – это негласное обязательство отомстить», а значит,  если человек не справляется со своей обидой, он осознанно или автоматически будет реализовывать её через месть. В нашем случае получается парадокс: мужчина молится новозаветной молитвой, а сам фактически еще живет по Ветхому Завету, ибо считает правило: «око за око, зуб за зуб» – естественным законом человеческих отношений и собственным «заслуженным» правом. Хотя Священное Писание учит: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19).

Таким образом, причинно-следственная связь: «почему ему не помогает молитва» – была уже достаточно очевидна. Даже не углубляясь в эту проблему, можно четко сказать, что причина «неуслышанности» молитв этого человека кроется, как минимум, в отсутствии покаяния и непонимании элементарных заповедей, а также незнании слов Спасителя: «…если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). 

И вот, что мне тогда подумалось, глядя на эту семейную трагедию: скорее всего, этот мужчина, находясь в таком подавленном состоянии, хотя бы единожды, но заходил в храм. Да и об Иисусовой молитве он откуда-то узнал. Но как-то получилось, что каким «захожанином» он пришел в храм, не зная о том, что необходимо, как минимум, прощать, таким же неизмененным и ушел. Это в очередной раз свидетельствует о проблеме, если можно так выразиться, катехизаторства, ученичества при приходах.

Если даже с точки зрения обывателя посмотреть на священную историю земной жизни Иисуса Христа, то, что можно заметить? Господь много усилий приложил к тому, чтобы научить заповедям и принципам Небесного Царствия 12 человек (Апостолов), чтобы они в свою очередь потом могли так же, уча других основам благовестия, делать из них учеников и последователей Христа Спасителя. По большому счету, эта же задача стоит и перед каждым православным: быть учеником и служителем Христа. Не случайно в Писании сказано: «…жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37), а также «истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Осия 4:6).

Что греха таить, многие люди впервые переступают порог храма, когда в жизни происходят серьезные личностные или семейные проблемы, в период жизненного  кризиса. По большому счету,  в таком душевном состоянии человек сам себе не принадлежит – ему, как воздух, нужна посторонняя помощь, сочувствие, сопереживание, поддержка.

Если же вернуться к случаю с тем мужчиной, то, учитывая большую загруженность священников, в идеале было бы хорошо, если бы при том приходе (где он покупал свечи) был православный психолог, социальный работник или катехизатор, который смог бы с ним поговорить. Или хотя бы висело объявление с указанием номера телефона того же православного психолога, к которому можно обращаться в трудных жизненных ситуациях. 

Помнится, еще восемь лет назад Святейший Патриарх Кирилл говорил о том, что в каждом храме в течение дня должен дежурить священник, «способный дать ответ по всем вопросам духовной жизни и спасения». Ибо, как отмечал Патриарх Кирилл, люди должны получать ответы на волнующие их вопросы именно в церкви, «а не в подземных переходах и не на перекрестках, где ведут свою душепагубную работу сектанты всех мастей, уловляя в свои сети слабые души».

Считается, что человеку с рождения присуще религиозное чувство, то есть мы рождаемся с чувством Бога. Вместе с тем от многих современных людей можно услышать, что они не чувствуют Бога внутри себя, в своем сердце и никак не ощущают Его присутствия в мире. То есть эти люди не чувствуют и не осознают свою связь с Богом. А ведь цель жизни православного христианина – соединение с Богом. Даже слово «религия» так и переводится с латинского языка – восстановление связи.

В отличие от светских людей, православные верят в Бога и доверяют Ему, у них есть уверенность, что Господь всегда рядом, всегда близко и никогда не оставит своих детей, искренне обращающихся к Нему. Таким образом, молясь в храме или дома, воцерковленный православный христианин начинает чувствовать присутствие Божие в своей жизни, и ему уже не нужны другие доказательства бытия Божия. Он знает, что, обращаясь с молитвой ко Господу, он получает по своей молитве все полезное и самое лучшее для себя. Стоит отметить, что Присутствие Божие – это живое ощущение бытия Божиего, предстояние Богу, сообщаемое человеку действием Божественной благодати. По мере очищения покаянием, жизни по заповедям, стяжения чистоты, смирения и умной молитвы человек начинает ощущать присутствие Божие.

Молитва для православного верующего – это способ соединения с Богом, беседа, общение с Ним. Обращение ко Господу в молитве – потребность души верующего, недаром святые отцы называли молитву дыханием души. Например, по словам св. Иоанна Кронштадтского, «молитва есть златая связь человека-христианина… с Богом – Источником жизни». Молитва – это разговор с Богом, наше обращение к Господу, общение с Ним. Это единение с Богом, приобщение к Божественной благодати. Причем такое общение может быть и невербальным, то есть бессловесным. Однако важно учитывать, что Господь – Личность, и любые отношения с Ним могут быть только взаимными. Если Бог не отвечает человеку, возможно, что и у Него есть на это какие-то причины, о которых людям ничего не известно. Вообще, момент молитвенной Встречи Бога и человека — это всегда величайшая тайна!

К каждому из нас Господь обращается лично и от каждого ждет именно его личного, сердечного ответа. Каждая наша молитва должна совершаться с твердой верой, что Бог нас хочет слышать и слышит.  Причем молитва должна быть искренней, сосредоточенной, целеустремленной, то есть наши слова должны быть выражением самых глубоких сердечных переживаний. И вместе с тем молитва должна быть смиренной, чтобы наше «я» не заглушило Божиего гласа, порой очень тихого и «тонкого». Если наше отношение к Богу не будет формальным, то и молитва будет тоже неформальной. Так, в опыте церковной молитвенной традиции лежит горячее и неудержимое стремление человеческого сердца к Богу. Такое приобщение к церковной молитве позволяет нам войти в этот духовный поток, несущий нас в жизнь вечную.

«Когда человек весь проникнут любовью к Богу, – писал  свт. Василий, епископ Кинешемский, – когда каждая мелочь его жизни связана с мыслью о Боге, когда около себя он постоянно чувствует присутствие Бога, невидимо вездесущего, тогда, естественно, Бог является центром всех его устремлений, и каждый поступок определяется желанием угодить Богу и боязнью нарушить Его заповеди».

Архимандрит Андрей (Конанос) очень верно заметил: «Повседневность не мешает нам почувствовать Господа, достаточно лишь иметь чистую и спокойную совесть, мир в душе, иметь Христово благословение в повседневной жизни, в том, что мы делаем… Это ошибка – не верить, что Христос может войти в то место, где ты тренируешься, туда, где играешь с друзьями, туда, где работаешь, всюду, где ты есть: в спальню, на кухню, куда угодно.

Ты можешь представить себе, чтобы Господь отсутствовал даже один миг в твоей личной жизни? Неужели ты веришь в такого Христа, Который не входит в твою жизнь, в твою повседневность… Давайте же с этого момента перестанем раздваивать свою жизнь и говорить: «Сейчас я принадлежу Христу, а сейчас – мирской жизни». Это ошибка».

Кстати, в начале этого года Патриарх Кирилл пожелал верующим всегда чувствовать в сердце присутствие Бога и добавил: «Господь постоянно с нами, и этим православная вера отличается от других вер – по тому, что мы исповедуем Божественное присутствие в нашей жизни. Для того чтобы почувствовать Бога, не нужно быть суперменом, не нужно напрягать сверхчеловеческие силы – нужно только сердечно обратить к Господу свою молитву, и Он отвечает на эту молитву. На этом и основывается наша вера, и этого самого сильного аргумента – личного опыта общения с Богом, никто никогда, на протяжении всей двухтысячелетней истории христианства, не мог лишить людей».

Господь Сам знает, когда нам нужно ощутить Его близость. У митрополита Антония Сурожского был такой пастырский опыт. Однажды к нему за советом обратилась женщина, которая 15 лет занималась Иисусовой молитвой, но ни разу не ощущала присутствия Божия. Он ей сказал: «"Где же Богу вставить слово, если вы все время говорите? Дайте Ему возможность: помолчите!.. отдохните четверть часа в присутствии Божием, но только не молитесь. Будьте так спокойны, как только можете"... И постепенно это внешнее безмолвие стало перетекать внутрь, проникать в нее; молчание охватило ее и открыло ей что-то большее, молчание более "насыщенное", которое было не просто отсутствием шума, а богатым, сущностным молчанием, в сердцевине которого она различила Присутствие. И как только она ощутила это Присутствие, в ней родилось желание молитвы – но на этот раз из самых глубин молчания… Сама молитва стала выражением внутреннего молчания, частью того поистине Божественного безмолвия, которое она ощутила...»

Христос в слове Своем обещает верующим: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). К сожалению, много людей, позиционирующих себя как православных, включая и обыкновенных «захожан», скорее всего, и понятия не имеют, о каком иге здесь идет речь. Не говоря уже о желании взять это иго на себя… Ведь это будет означать как минимум изменение мыслей, контроль за  собственными словами и изменение образа жизни и вообще всей личной философии в свете Евангелия. И лишь когда человек возьмет на себя это иго, тогда его Господь и успокоит, по слову Своему.

Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.