Газета "Вестник" № 11 - 2017 г.

Божие домостроительство

Продолжение. Начало в номере № 8, 10

 

Разумное не в смысле скромное – это желание целесообразное, обусловленное нашим разумом, обдуманное, осознанное. Воля начинается с того, когда мы свои желания («хотелки») ограничиваем, заключаем в определенные рамки. По большому счету, говорим желаниям «нет» или «да», но с соблюдением неких условий, – то есть в работу включается наш разум. В этом смысле человеку нужно чаще задавать себе вопрос: «Чему неразумному в своей жизни я говорю «да», хотя нужно было бы сказать «нет»?» 

Итак, по большому счету воля – это процесс, состоящий из трех этапов: желание, принятие решения и действие. Сила воли нужна, чтобы довести что-то до результата или бросить. Значит, чем больше усилий можешь приложить в единицу времени, тем мощнее сила воли. А ее, кстати, можно тренировать и воспитывать в себе. Святые свою силу воли направляли на добро. Если же кто-то направляет ее на злое, то пожинает его плоды либо в этой жизни, либо пожнет в будущей. То есть сила воли нужна не сама по себе, а чтобы изменить жизнь к лучшему. Господу нужен  сознательный  и ответственный  соработник  (со-творец), который  бы  по доброй  и свободной  воле служил Богу и жаждал  Ему уподобиться.

Святые Отцы учили о  тричастности, или трёх силах, души. Св. Григорий Палама отмечал, что «душа тричастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной», то есть в душе три движущие силы: ум, чувства и воля. Считается, что ум – высшая часть души, менее поврежденная грехопадением, по сравнению с чувствами и волей. То есть духовно-нравственное  проявление чувств и воли возможно только в том случае, если  человеческий ум стяжал (приобрел) правильное духовно-нравственное состояние. По слову  преп. Исихия: «Трем силам души мы должны давать движение правильное, сообразное с их естеством и согласное с намерением создавшего их Бога. Именно: силу раздражительную надобно подвигать против внешнего нашего человека и против змия сатаны… Это значит: гневайтеся на грех… чтобы не согрешить против Бога. Силу желательную надо устремлять к Богу и добродетели, а мысленную поставим госпожою над обеими ими, чтобы с мудростью и благоразумием упорядочивала их, вразумляла, наказывала и начальствовала над ними, как царь начальствует над подданными. И тогда сущий в нас разум по Богу будет управлять ими (то есть когда будет господствовать над ними, а не им покоряться)».

Далее св. Феофан Затворник на  основе подхода   к  исследованию трёх  движущих сил души в  трёх различных состояниях человека, двигающегося по пути духовного спасения, выделял девятеричную («девятерную»)  схему (рассматривая дух, душу и тело человека):

«Немудрено заметить, что внутри нас есть три рода действий: ум (мысли, представления, соображения); чувства (чувства всякого рода), воля (желания, склонности, предприятия). Но как в составе существа нашего нельзя не различать трех частей: тела, души и духа, – то и те три рода действий являются в нас на трех степенях или в трех состояниях, именно: телесном (животном), душевном и духовном.

Полагая теперь в основание каждому из сих кругу действий особую силу, мы должны сознать девятерную иерархию сил, во внутреннем нашем мире качествующих и действующих под прикрытием тела, этого грубого вещественно-стихийного состава, как и в природе девятерная иерархия вещественных сил действует под видимым нами грубым составом нашей планеты и как в мире невидимом, духовном есть девять чинов ангельских» («Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии», XXV, c. 233).

Смысл этого духовно-психологического закона сводится к тому, что три силы души (ум, чувство, воля) через призму трёх состояний человека (телесное, душевное, духовное), преломляются  в  душе  на  разных уровнях  следующими  девятью различными состояниями ума, чувства и воли: ум в телесном состоянии (рассудок), ум в душевном состоянии (нравственный разум), ум в духовном состоянии (духовный ум).

Аналогично рассматриваются чувства и воля на трех уровнях: чувство в телесном состоянии (эмоции), чувство в душевном состоянии (нравственные чувства), чувство в духовном состоянии (духовные переживания);

Воля в телесном состоянии (желания), воля в душевном состоянии (нравственная воля), воля в духовном состоянии (духовное намерение, делание). То есть на телесном уровне: рассудок, эмоции, желания. На душевном: разум и нравственные чувства и воля. На духовном: ум, духовные переживания и намерения.

Епископ Варнава (Беляев) пишет: «Святые отцы, когда рассуждают о разумной, раздражительной и вожделевательной силах души, рассуждают не только в отношении плотского человека, но и борющегося со страстями, и даже святого. Они изучают духовную жизнь в трех срезах (духовном, душевном, плотском) по трем сторонам (способностям), сразу с девяти точек зрения! Я не говорю уже про бесчисленные переходы между ними и оттенки...».

Изначально вожделевательная сила  души (желание, воля, намерение) была  дана человеку, как сила устремления к Богу, к духовному совершенству, причем силе воле до грехопадения не было свойственно эгоистическое самоволие. Св. Феофан Затворник отмечал: «В человеке, в невинном состоянии, и была  сия правота в сердце или воле, но чрез падение в нем должно было произойти и действительно произошло превращение. Куда направилась его воля? Как видно из обстоятельств падения, к себе. Вместо Бога человек сам себя возлюбил бесконечною любовию, себя поставил исключительною целию, а все другое средством. Отсюда видно, что главное расположение, гнездящееся в самой глубине души у человека падшего и еще не восставшего, есть самолюбие, или эгоизм». Иными словами, воля поврежденного грехом человека обратила  вектор  своей  направленности  с  Бога  на   мир  и в  результате  ниспала до низшего  телесного уровня, который  и стал главенствующим. То есть воля людей, порабощенная грехом, имеет преимущественно  эгоистический характер – произошла духовно-нравственная деформация воли (желания).

Как уже говорили, сила воли – это сознательное управление или самоуправление, то есть умение управлять собой. Это навыки или способности концентрировать свои ресурсы на достижении поставленной цели. Волевые качества проявляются: в целеустремленности (например, терпение, настойчивость), в моральности (мужество, дисциплинированность, принципиальность), в самообладании (выдержка, решительность, смелость). Силу воли можно тренировать и воспитывать.

Воля – сознательное  регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий.

То есть сила воли – способность доводить свои желания до конца, до результата. Повторюсь, силу воли необходимо направлять к добру, в доброе русло, как это делали святые отцы, а кто-то направляет на злое... К сожалению, в  современной  научной  психологии  сила  воли  не рассматривается в духовно-нравственном контексте. Только православная психология и нравственное  богословие  говорят  о том, что развитие эгоистической силы воли без духовно-нравственных принципов  делает человека, по сути, разрушителем и хищником, опасным для окружающих.

Самоконтроль и самодисциплина – непременное условие духовного совершенствования человека. Причем внутреннего порядка у человека должно становиться больше после того, как он уверовал в Бога. Ибо следование за Христом дисциплинирует каждого верующего. Внимательно читающие святоотеческую литературу замечали, что отличительными чертами в жизни подвижников были дисциплина и порядок. Что и неудивительно, так как наш Бог – Бог Порядка, а святые старались уподобиться Ему. К тому же воля – это антипод лени и праздности, матери всех пороков. Воля – всегда активность и действие, она, в отличие от лени, проясняет ум и собирает человека, делает цельным. Иными словами, лень все силы, ресурсы человека разъединяет и замораживает, а воля – собирает и двигает. Где жива добрая воля, там деятельность кипит: разум просчитывает эффективную стратегию и тактику,  сердце дарит тепло и радость окружающим, тело закаляется в здоровье, то есть, соединяясь с Божьей помощью, дает здравие и уму, и душе, и телу для служения Господу. Такой человек даже внешне сразу притягивает взгляд:  походка легкая, бодрая, тело держит осанку, на лице – доброжелательная улыбка. Более того, сила воли и мужество всегда идут рядом. Мужество – проявление воли в трудных, экстремальных ситуациях. Противоположность  мужества – малодушие, то есть грех. Мужество – это качество ответственного, зрелого и мудрого человека. Как говорится, все взаимосвязано. Неудивительно, что безвольная личность характеризуется нерешительностью, внушаемостью, слабоволием, упрямством.

Считается, что самый распространенный мотив к управлению собой – желание научиться управлять эмоциями. Действительно, у человека возникает много проблем на ровном месте от неумения держать себя в руках. Как известно, эмоция — это реакция человека на степень удовлетворенности его желаний. Наверное, неслучайно испокон веков излишняя эмоциональность считалась скорее недостатком, чем достоинством. Конечно, управлять своими эмоциями весьма непросто, но, приложив немалый молитвенный труд и трезвение, человек через осознание может этого достигнуть. Это тема отдельного разговора, а пока хотелось бы привести расширенную психологическую  классификацию эмоций, ибо нередко кто-то ошибочно считаем некоторые полезные эмоции, внешне негативно окрашенные, –  вредными, и потому избегает их.

Итак, существует четыре типа эмоций:

– «Минус-минус». Агрессивные эмоции, подталкивающие к разрушению и насилию (ненависть); «упаднические», депрессивные эмоции, ведущие к саморазрушению. Эмоции, связанные с навязыванием чужой воли.

– «Минус-плюс». Негативные эмоции, связанные с переживанием трудностей. От них рождается «спортивная злость», помогающая преодолеть трудности. Эмоции полезного страдания. Их мы вызываем добровольно. Например, отказ от вкусной, но неполезной для здоровья пищи  сначала будет вызывать сопротивление и негативные эмоции. Однако они будут окрашены позитивными оттенками, поскольку подобного рода действия приводят к положительному результату.

– «Плюс-минус». Это нездоровое удовольствие от причиненного другим людям зла, то есть злорадство. Например, удовлетворение после мести. Такие греховные эмоции дают минутное удовлетворение, нанося при этом большой вред  духовному  устроению и общему самочувствию.

– «Плюс-плюс». Это чистые позитивные эмоции. Их мы испытываем, например, после качественно проделанной работы, когда с удовольствием смотрим на ее результаты. Один из наиболее сильных источников таких переживаний – это духовные переживания, связанные с работой над своей душой, Такие эмоции дают человеку ощущение счастья и веры в будущее.

Итак, в управлении собой  необходим комплексный подход. Цель – как можно чаще испытывать сильные позитивные эмоции («плюс-плюс») и в то же время овладеть негативными эмоциями («минус-плюс») – это поможет трансформировать страдания в радость. Иными словами, страдая, не страдать. На это способен, в принципе, каждый. В определенном смысле управление эмоциями – это поэтапное освобождение от негативных эмоций и создание предпосылок для позитивных.

В заключение хотелось бы привести слова митрополита Антония Сурожского: «Мы призваны нашим Господином быть управляющими, быть мудрыми, быть верными своей должности тем, чтобы ничего не присваивать себе, но мы призваны также быть управляющими нашего Господина, не любого богача, но Господина, Который желает, чтобы каждый воспользовался Его несметным богатством». Однако чтобы стать соработником в управляемом Богом мире, прежде необходимо научиться управлять собой.

Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.