Газета "Вестник" № 8 - 2017 г.

Божие домостроительство

Кто внимательно читает Священное Писание, тот знает, что тема Божественного Домостроительства «красной нитью» проходит через всю Библию. Как известно, Домостроительство Божественное (икономия) – это осуществление Божественного замысла спасения человечества в истории. С точки зрения грехопадения человечества, целью икономии является спасение, или искупление, с точки зрения конечного призвания человека – обoжение. Домостроительство спасения людей совершается Спасителем Христом по благоволению Бога Отца при общении Святого Духа. Во Христе исполняется замысел Промысла Божия о всем мире, о всем творении, направленный на спасение, освящение и обожение всех в Богочеловеке.

Стоит отметить, что «икономия», в переводе с греческого, означает «искусство управления домом, домоуправление, домостроительство» и рассматривается в двух аспектах:

1) принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. 2) икономия Божия, Божественное домостроительство – учение о действии Бога в отношении созданного Им мира и человека.

Выражаясь современным языком, домостроительство Божие есть Божие спланированное управление, направленное на исполнение Его вечного замысла. Бог управляет миром. Об  этом хорошо написал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Управляет Бог вселенной; управляет Он и жизнью каждого человека во всей подробности ее. Такое управление, входящее в самые мелочные, ничтожнейшие, по-видимому, условия существования тварей... Но прежде всего христианин должен иметь в виду, что этим миром управляет Бог, а не человек, и за Ним остается окончательное «да» или «нет»…  Бог управляет миром. Слепотствующие грешники не видят этого управления… Для кого нет Бога в Промысле Божием, для того нет Бога и в заповедях Божиих. Кто увидел Бога в управлении Его миром, кто возблагоговел перед этим управлением, кто возблагоговел перед судьбами Божиими, тот только может пригвоздить плоти своя к страху Божию… Закон такого управления прочитывается в природе, прочитывается в общественной и частной жизни человеков, прочитывается в Священном Писании....»

Из Священного Писания известно, что всем, кто служит Богу, вверено определенное управление. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рассмотрим, кто становился управляющим в древние  библейские времена. Тогда управляющим часто становился пользующийся доверием раб, назначенный осуществлять надзор за хозяйством и вести дела  господина. Управляющие имели значительную власть и распоряжались имуществом, деньгами, а также слугами. Например,  Авраам поручил рабу Елиезеру заботиться о своем большом имуществе.

В духовном смысле все, кто служат Богу, являются управляющими. Поручая верующим управление, Господь оказывает им честь, доверие и возлагает на них ответственность. К тому же, по слову апостола Павла, «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель…» (Титу 1:7). В данном случае «домостроитель» и «управляющий» — обозначают одно и то же, это синонимы. Об этом же свидетельствуют и другие новозаветные стихи: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией». (1 Пет. 4:10), а также: «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». (1 Кор. 4:1, 2). Поэтому каждый христианин должен стараться стать таким управляющим, которому доверяет Бог! Кстати, в 12 главе Евангелия от Луки Христос притчами объясняет, «кто верный и благоразумный домоправитель…» (Лк. 12:42).

Митрополит Антоний Сурожский в своем толковании евангельской притчи о неправедном управителе сказал замечательные слова: «Все мы, как правило, управители, не хозяева; если в нас жив евангельский дух, мы – только лишь управители. Помните первое блаженство: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное… Вот где разница между обладанием и управлением. Хозяин воображает, будто он обладает; в действительности никто ничем не обладает. Управление же заключается вот в чем: ничем не обладать, распоряжаться вещами, но не удерживать их себе, и в этом отношении управляющий может пропускать через свои руки гораздо больше ценностей, чем богач, но он свободен от этого богатства, хотя вовсю пользуется этим обладанием.

Бог обладает всем, Он как бы хозяин. Но отношения, которые Он хочет иметь с каждым из нас, это отношения Хозяина и милостивого управляющего, который по-своему расточает богатства своего Господина: не в свою пользу, не так, как блудный сын их растратил, а по-иному… Бог ожидает от нас... чтобы мы сделали из нашей жизни дело любви по отношению к каждому, кто нам встретится…»

Вместе с тем мирянам необходимо понимать, что учиться  искусству управления необходимо начинать со своей семьи, с ближнего круга: «ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5). Как сказал Спаситель: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10)

Но прежде чем человек научится благоразумному домостроительству в своей семье, сначала он должен, с Божией помощью, научиться управлять самим собой. Вообще применительно к земной жизни эффективное управление – это целая наука. В этой связи хотелось бы рассмотреть работу профессора Юрия Орлова «Управление поведением», который  с высоты своего опыта высказал уникальное предположение: «Я полагаю, что постижение структуры управления вообще подвинет каждого к познанию Бога, непостижимо пребывающего в каждой малейшей целостности нашей вселенной...»

Действительно, понятие «управление» поражает своей универсальностью и всеобщностью, так как оно распространяется на все явления макро- и микромира: от атома до Вселенной. Управление присутствует во всех сферах нашей жизни: и духовной, и душеной, и физической, и социальной.  Более того, управление поведением – необходимое условие жизни. Любая организованная и целенаправленная активность предполагает наличие управления. Например, работа человеческого организма и его функциональных систем невозможна без процесса управления (сознательного и бессознательного). Как известно, управление поведением в жизни человека бывает как бессознательное, так и сознательное.

Важно сознавать, что понятия «управление» и «поведение» связаны между собой. Управление существует не само по себе, а всегда является управлением поведением, какой бы вид оно ни имело. Кроме управления поведением, еще говорят об управлении процессом, например, горением дров в печке. Когда наше восприятие не может детализировать или структурировать наблюдаемое изменение (допустим, горение дров), мы говорим о процессе. Например, мы говорим: «Дерево растет», – при этом об управлении не думаем. Но ведь дерево не просто же растет – в нем постоянно происходят всевозможные управляемые биохимические процессы, то есть, по сути,  дерево как бы управляет самим собою. Поэтому управление процессом предполагает управление поведением, связанным с этим процессом. Если кто-то хочет управлять процессом, к примеру, горения дров в печке, то он ведет себя определенным образом, то есть совершает конкретные действия, время от времени подкладывая дрова в печку. Или когда врач делает назначение и выписывает рецепт, то он управляет поведением и аптекаря, и больного, а иногда и его родственников.

Управлять – значит вызывать желательное поведение или устранять нежелательное поведение в себе или в другом. Общение людей предусматривает управление (скрытое или явное) поведением другого и наоборот. Управление без общения невозможно. Например, наивные родители считают, что это они воспитывают детей, а зачастую бывает все с точностью до наоборот. Как сказал о себе один известный профессор-психолог: «Да какой я специалист по сравнению со своим трехлетним ребенком, – вот кто настоящий психолог! Я у своего ребенка только учусь…»

Управление предполагает управляемого и управителя. Причем в качестве управителя может выступать не только личность, например, начальник, но и потребность, эмоция, или даже болезнь, которая с этой точки зрения является изъяном в управлении организма. Приведу еще пример: беря на себя управление, потребность подчиняет себе не только физиологию, но и внимание, интеллект и чувства. Человек может думать, что он действует сам, по своей воле, а на самом деле его воля подчинена его доминирующей потребности, – таков характер зависимости.

А в гневе человек совершает то, что не стал бы делать в обычном состоянии, так как он в это время «не в своем уме», что означает, что управление берет на себя эмоция, а не самосознание. Управление в этот момент полностью передается эмоции, страсти.

Важно отметить, что управление бывает двух видов: ненасильственное и управление принуждением, насилием. «Насилие-ненасилие» – это два различных способа управления своим поведением или другого. Профессор Орлов считает, что мы применяем к себе как насилие, так и ненасилие, в зависимости от того, что у нас лучше получается и к чему мы привыкли. Все зависит от нашей внутренней установки. Например, если человеку по просьбе начальника необходимо сделать неприятный для него телефонный звонок, то он может рассуждать двумя способами. Либо он себя припугнёт, представив недовольное лицо руководителя (защитно-оборонительное поведение), либо настроится на позитив: скажет себе о том, что для него это хорошая возможность проявить свои способности миротворца-дипломата, помочь фирме решить конфликтный вопрос, – это будет творческий подход, ненасильственное самоуправление. По мнению Ю. М. Орлова: «Я, оказывается, волен выбирать схему управления самим собою. В зависимости от того, как часто возникает во мне та или иная установка, во мне зреет или насильник, или свободный человек. Если я склонен насиловать себя (лишаясь инициативы и творческого созидания), то, наверное, мои повадки насильника будут проявляться и в отношении к другим…  Ненасилие не является безусловным отказом от насилия. Жизнь может содержать разные пропорции насилия и ненасилия, что определяется ситуацией, воспитанностью…»

Опасно, когда принуждение или даже насилие распространяется на воспитание и обучение детей.

Принуждение в педагогике – это применение к воспитанникам, отказывающимся выполнять свои обязанности, таких мер, которые побуждают детей это делать вопреки их нежеланию осознавать ответственность и исправлять свое поведение. Принуждение применяется педагогически правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания. При этом для ребенка всегда необходимо создавать перспективу исправления. Прежде всего, надо ненасильственно убедить, а потом принудить. Важно помнить: насилие вызывает сопротивление и требует постоянного увеличения принуждения, чтобы предъявляемые требования были реализованы. Не стоит забывать и про скрытое (латентное) научение. К примеру, родитель угрозой, принуждающей ребенка к занятиям, поначалу рад прилежанию учащегося, но потом он замечает появление у ребенка явного отвращения к учебе. Научение отвращению происходило скрыто от родителя. Бывает, что у ребенка из добропорядочной семьи весьма быстро развиваются пороки, свойственные безнадзорным подросткам. Это свидетельствует о том, что в семье происходило латентное научение. Алкоголизм и наркомания тоже оказываются плодом скрытого научения, имевшего место в потворствующем воспитании в семье.  Или еще пример: мать, обижая ребенка, заглаживает свою вину кормлением. Ей и в голову не приходит, что при таком поведении организм ребенка научается неправильному «пищевому» реагированию на обиду. «Заедание» негативных эмоций приводит к психосоматическим заболеваниям, неврозам, ожирению и прочим. Педагогическая мудрость состоит в способности усматривать в обыденных и привычных делах и отношениях людей тенденции латентного негативного научения.

Продолжение следует

Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.