Газета "Вестник" № 7 - 2017 г.

«…не духовное прежде, а душевное»

«О, времена, о, нравы!» – восклицал в свое время классик. Что же такое нрав и нравственность, а также о важности духовно-нравственного воспитания и управления собой хотелось бы поразмышлять в этой статье… В Священном Писании сказано: «Владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16:32), а также «разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен» (Притч. 17:27). Иными словами, человеку с Божией помощью необходимо научиться управлять собой, так как без этого невозможно ни духовное, ни нравственное развитие.

Как известно, нрав определяется как характер, совокупность душевных, психических свойств.

Согласно психологии, в человеческой психике выделяют три вида образований: процессы, свойства и состояния. Если вести речь об умении человеком управлять собой, то сначала легче научиться управлять процессами, ибо  состояниями и свойствами управлять сложней. Состояния – это общий эмоциональный фон человека, который достаточно устойчив, так как закрепился в подсознании. Еще более устойчивы свойства – стиль поведения, мышления, то есть свойства характера человека, составляющие глубинную природу личности. Процессы – это то, что часто изменяется, они неустойчивы, и потому на них легче всего повлиять; это ежедневные мысли и эмоции, воспоминания, ощущения, переживания…

Нрав можно назвать тем свойством человека, в котором находят отображение общие свойства природы человеческой, стремления его ума, воли и чувства. Поэтому невозможно говорить о духовном воспитании человека прежде нравственного. Ибо, по слову Апостола: «не духовное прежде, а душевное, потом духовное». «Уж так, говорит, закон проявления жизни требовал, чтоб душевное предшествовало, а из него, действием Божиим, возникло и духовное. Так Богу угодно было постановить», – толкует это место Писания святитель Феофан Затворник. Итак, нрав  содержит в себе преобладающие привычки и навыки человека. Он может проявляться в отзывчивости, милосердии, мягкости или, наоборот, – в жестокости, грубости, неуживчивости. А значит, какой нрав у человека, такая и нравственность, то есть его отношение к Богу, ближнему и обществу людей. В основании же всего этого лежит нравственное чувство добра и зла. С его помощью человек анализирует свои отношения, чтобы выявить добро или зло, которое в них присутствует, и развивать одно и удалять другое из своей жизни.

 

Нравственность

Слово «нравственность» возникло в русском языке как синоним латинского «мораль» – «обычай, нрав», и греческого «этика» – «обычай, нрав, характер».

Русские философы видели в нравственности прежде всего религиозную основу. Нравственность, считали они, должна быть религиозной, а высшая нравственность возможна только в Церкви. Нравственность они рассматривали не как нечто застывшее, а как такое свойство человеческой души, которое все время находится в движении и развитии.

И действительно, нравственность человека имеет свойство развиваться, возрастать. Через это человек улучшает свои отношения к Богу и другим людям. В этом ему помогают силы, заложенные Творцом в его природе: разум, совесть, стыд, обязанность, ответственность. «Нравственность – это верное наше отношение к окружающему миру, в первую очередь – к окружающему миру, природе, ко всему творению Божию. Каково оно, это правильное отношение? Укладывается в золотом правиле: не делай другому того, чего не желаешь себе», – считает профессор А. И. Осипов.

Рассматривая подробнее нравственность, надо сказать, что ее можно разделить на естественную и христианскую. Естественная нравственность заложена в самой природе человека и является существенной внутренней потребностью его богозданной природы. Этой нравственности в свое время было бы достаточно Адаму, поскольку первый человек имел личное общение с Богом, пребывая в мире с Ним.  Однако грехопадение исказило духовно-нравственную природу первого человека, так, что полагаться только на свою естественную нравственность нам стало невозможно. Грех нанес природе человека незаживающую рану, исцелить которую может лишь Спаситель Своей благодатью.

По словам святителя Феофана: «Если б не пал Адам, душевность претворялась бы в духовность там же, в раю. По падении же назначен особый продолжительный период душевный, чтоб в течение его, то особыми промыслительными действиями (во всех народах), то особыми учреждениями (в иудейском народе), то, наконец, чрезвычайным домостроительством спасения чрез воплощение Бога Слова, постепенно выработалось человечество духовное, и в свое время явилось в славе. Душевному необходимо предшествовать духовному, как низшей степени к высшей» По мнению А. И. Осипова, естественная «нравственность связана с определенными действиями человека... мы называем нравственным какого человека? Того, который не обманывает, не прелюбодействует, не убивает и т.д. Как видите, мы оцениваем деятельность, поведение, творчество человека с точки зрения тех норм, которые очевидны. Которые можем увидеть, услышать, заметить, и, в зависимости от этого, называем человека нравственным или безнравственным». Но при этом мы не можем видеть мысли и душевное расположение человека. А насчет христианской нравственности этот профессор говорит, что духовное содержание человека определяет именно она: «Нравственность тогда начинает положительно определять духовность, когда она находится в определенном ключе, т.е. когда человек стремится к исполнению Евангелия в своей жизни. Вот тогда его нравственные поступки могут иметь эту положительную направленность и постепенно приводить человека к тем духовным ценностям, без которых вся нравственность сама по себе ничего не стоит», – считает профессор Осипов.

 

О духовности

и воспитании

Что же есть духовность? Согласно определению С. И. Ожегова, это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Светское понимание духовности обычно крайне узкое – это правильное эстетическое воспитание. Хотя слово «духовность» происходит от слова «дух». Как известно, человек состоит из духа, души и тела. Дух – это то, что возводит человека к Богу. Значит, говоря о духовности, православные в первую очередь, имеют в виду Дух Божий, делающий нас Божиими. Другими словами, духовность – это путь, конечная цель которого – достижение обожения. То есть соединения с Богом именно в Духе Святом. Как сказал А. И. Осипов: «Духовность – это Богоподобие. Духовность человека определяется степенью Богоподобия». Поэтому под «православной духовностью» мы будем понимать то, что нас приводит к единению с Богом. Как сказал митрополит Иерофей (Влахос): «Средоточием православной духовности является Богочеловек, в то время как другие религии замыкаются на человеке».

В православном понимании духовность – то, что приводит нас к единению с Богом. И в центре – Сам Спаситель Иисус Христос, Которому каждый христианин призван подражать по слову апостола Павла: «Подражайте мне, как я Христу». И как невозможно, не учась в школе, поступить в ВУЗ, так же не получится стать духовным, не будучи прежде нравственным.

Задуматься об этом важно не только в контексте духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, но и с точки зрения самовоспитания взрослых людей. Ведь те же дети воспитываются, в первую очередь, глядя на нас, родителей, и подражая нам, авторитетным для них людям.

На протяжении веков духовно-нравственное становление человека в нашей стране начиналось с воспитания неокрепшей детской души в традициях православной культуры. Привитие с малых лет понятий о добре и зле, о грехе и добродетели, о любви, дружбе, долге, ответственности и справедливости во все времена давало надежду на то, что, став взрослым, такой человек не свернет с правильного пути. Как сказал мудрый Соломон: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». 

Как известно, все начинается с семьи, а после семидесяти лет безбожия институт семьи в России основательно пошатнулся… «Добрый пример родителей воспитывает детей и ведет их к спасению – говорил старец Порфирий Кавсокаливит. – Родители должны отдать себя Божией любви, стать ради детей святыми – кроткими, терпеливыми, исполненными любви... И радость, которая придет к родителям, святость, которая их посетит, воссияют в их детях благодатью… Чтобы дети избавились от различных внутренних проблем, недостаточно советов, принуждения, доводов логики и угроз. Напротив, тогда проблемы, скорее, усугубляются. Исправление совершается через святость родителей. Станьте святыми, и у вас не будет никаких проблем с детьми». Значит, прежде всего, взрослым нужно начинать с нравственного воспитания самих себя, а затем двигаться дальше, возрастая во Христе и преуспевая в добродетели.

 

Добродетель

Добродетель также различают двух видов: естественную и христианскую. Естественная основывается лишь на человеческом разуме, порой неверно понимающем требования нравственного закона, на внушениях совести, часто заблуждающейся, на усилиях нашей немощной воли, но и она имеет свое достоинство перед Богом. Но все же она остается несовершенной, не способной поселить в сердце человека надежду на спасение, освободить его от мучений совести и страха будущих мук. Добродетель же христианская – это доброе сердечное расположение, проистекающее из любви к Богу и ближнему. Оно рождается в душе христианина силою Божией благодати, которая просвещает разум, укрепляет волю, очищает совесть. Являясь вполне совершенной, христианская добродетель приводит нас в теснейший союз со Христом и дает совершеннейшую надежду на спасение. Такая добродетель – «делание добра» ради Христа.

Добродетель  характеризуется готовностью и способностью личности сознательно и твердо следовать добру. То есть здесь решающее значение имеет наша сила воли, на развитие которой, по сути, и направлены многие аскетические упражнения, в частности, пост. Во время поста мы воздерживаемся от принятия определенных продуктов не потому, что это само по себе грешно, а для того, чтобы выработать у себя навык управления самим собой. Повторюсь, «долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16:32). А проявляется это именно в умении намечать себе цели, соответствующие воле Божией относительно нашей жизни и проявлять дисциплинированность при их достижении. В определенные моменты жизни надо уметь говорить «нет» и побеждать страстные проявления нашего «ветхого» плотского человека, чтобы не быть рабом своих желаний. Лишь в таком случае, даже в стесненных жизненных обстоятельствах мы будем способны выбрать путь исполнения Божиих заповедей, а не самоугождения.

Вместе с тем на пути преодоления себя человеку необходимо радоваться. Ибо «веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17:22). По словам одного врача, многие его онкологически больные пациенты даже не помнили, когда последний раз радовались. Думаю, это о многом говорит. Более того, «кто ропщет на кого-либо, хотя бы даже и на себя, тот малодушествует» (Свт. Феофан Затворник). То есть роптать на себя – малодушие. А малодушие – грех! К слову, роптать – значит, выказывать недовольство кем-либо, чем-либо, обиду на кого-либо, что-либо.

«Всегда радуйтесь», – пишет апостол Павел. Это звучит так, будто состояние радости – то, что человек может генерировать сам. И действительно, только от нас зависит, выбираем мы радоваться или нет. Радость не производится внешними обстоятельствами, поскольку рождается из чувства внутренней удовлетворенности. Тут стоит вспомнить святых, призывавших нас в любых обстоятельствах говорить: «Слава Богу за всё!» И ведь в этом своем благодарении они были абсолютно искренни, так как понимали, что Бог настолько благ, что из всех возможных вариантов Он посылает нам лучший для нашего спасения.

Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.