Газета "Вестник" № 51 - 2016 г.
Трезвое отношение к толерантности
16 ноября 1995 года страны, входящие в ЮНЕСКО, подписали Декларацию принципов терпимости. В ней написано, что все люди разные, но все равны в правах и достоинствах. В этом документе терпимостью называют уважение, понимание и принятие многообразия культур, способов проявлений индивидуальности, форм самовыражения. Принципы толерантности стали одними из основных прав и свобод человека... На первый взгляд, казалось бы, с содержанием такого документа трудно не согласиться, однако нашлись серьезные ученые, например, доктор культурологии Л.В. Никифорова, которые разглядели в Декларации, скажем мягко, спорные моменты, которые в будущем могут грозить нам большими неприятностями. В своей статье «Толерантность — императив современной культуры?» она пишет: «В культуре постмодернизма истина утратила статус абсолюта и стала мнением... Этот тезис воспроизведен в «Декларации принципов толерантности» (п. 1.3): «Толерантность — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека».
Подчеркнув, что в качестве альтернативы утраченной истине предложено международное право, Л. Никифорова обращает внимание на многие несуразности, содержащиеся в Декларации 1995 г. «Декларация ЮНЕСКО» (п. 1.4) призывает проявлять терпимость к убеждениям, внешнему виду, положению, (статусу? — Л.Н.), речи (языку, манере говорить, или к смыслу речи? — Л.Н.), поведению и ценностям. Что стоит за перечислением через запятую таких разных понятий? Незавершенная в силу своей неисчерпаемости инвентаризация качеств личности или недопустимое с научной точки зрения смешение уровней? Странным выглядит призыв проявлять толерантность, обращенный (через запятую) и к отдельным личностям, и к государствам (п. 1.2), будто государство способно уважать или ненавидеть…»
По мнению председателя Родительского Всероссийского Сопротивления М. Мамиконян, «фиксируя эти и другие особенности языка Декларации, а также стремительное завоевание (не без помощи грантов) нашего научного и культурного пространства понятием «толерантность», культуролог Никифорова подчеркивает, что это слово «легитимировано и рутинизировано без прояснения содержания». Это отсутствие пояснения содержания, согласимся и мы, есть наиопаснейшая вещь. Потому что человечество, что называется, «играет в темную». Словами «толерантность» и «интолерантность» («нетолерантность») весьма опасным образом подменяют некогда богатую палитру возможных реакций на те или иные проявления. Наших реакций, между прочим. Ведь навязанное и принятое внутрь слово-симулякр не мелочь. Оно определяет восприятие…
Есть еще одно обстоятельство, касающееся слова «интолерантность». «Интолерантность», как считает Л.Никифорова, стремительно принимает негативное звучание, хотя вообще-то научные понятия не носят, не должны носить эмоционального оттенка. «Но зато эмоциональность может восполнить недостающий смысл. Не исключено, что вскоре интолерантность будет квалифицирована в юридических терминах, и тогда слова с расплывчатым содержанием повлекут за собой вполне конкретную уголовную или административную ответственность», – считает председатель РВС.
Кстати, ровно три года назад Президент России Владимир Путин сказал: «…Мы будем стремиться быть лидерами, защищая международное право, добиваясь уважения к национальному суверенитету, самостоятельности и самобытности народов. И это абсолютно объективно и объяснимо для такого государства, как Россия, с ее великой историей и культурой, с многовековым опытом не так называемой толерантности, бесполой и бесплодной, а именно совместной, органичной жизни разных народов в рамках одного единого государства.
Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это ни покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий. Подобное разрушение традиционных ценностей "сверху" не только ведет за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводится в жизнь, исходя из абстрактных, отвлеченных идей, вопреки воле народного большинства... И мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной…»
Неудивительно, что Русская Православная Церковь призывает прививать детям в школах, вместо западного понятия толерантности, традиционные ценности страны. Тем более что Россия имеет свои духовные ценности и многовековой опыт сотрудничества разных вер и народов и не нуждается в заимствовании, в том числе в системе образования, таких понятий, как толерантность. Как в свое время сказал священник Георгий Рябых: «Заимствованный у Запада термин "толерантность" имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране, – и далее подчеркнул: "…безразличие, которое нередко связывается с понятием толерантности, является неприемлемым, потому что христианство говорит об активной позиции человека, в том числе гражданской, о борьбе с грехом в отстаивании истины… Это тот случай, когда вместе с заимствованием вербальным мы заимствуем и смысл, который не связан с нашей национальной традицией». Стоит отметить, что во многих докладах и документах, которые формируются на Западе и содержат жесткую критику России, слово «толерантность» является как раз одним из ключевых.
К слову, например, в биологии, термин «толерантность» обозначает отсутствие у организма реакции на окружающую среду, «и считается, что такие организмы не способны к выживанию». «Если применить данное значение «толерантности» к социуму, то вывод напрашивается однозначный: когда люди становятся безразличными к любым задачам – общественным, политическим, экономическим, это ведет к атомизации, развалу общества», – верно заметил священник.
Стоит отметить, что речь идет не столько о замене неких лингвистических понятий – «терпимости» на «толерантность», сколько о смене нашего культурно-исторического кода. Чем испокон веков присущая нам терпимость отличается от навязываемой нам толерантности, хорошо проанализировал епископ Красногорский Иринарх:
«Понятие «толерантность» произошло от латинского слова «tolerantia», что в переводе означает «способность переносить, терпеливость». Все словари ХХ века однозначно указывают прямое толкование-перевод: толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Однако сегодня, – продолжал владыка, – мы сталкиваемся с новой, нетрадиционной для восточно-христианского мышления версией понимания этого заморского слова, которое пришло к нам из Англии, от английского слова «tolerance», означающего «готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных». При этом даже в том случае, когда эти убеждения-взгляды тобою не разделяются и не одобряются. Здесь очевидна лукавая подмена одного термина, «терпимость», на другое понятие – «готовность», которая (и это совершенно понятно каждому) означает полную обреченность людей воспринимать без сопротивления во всех сферах общественной жизни все без исключения явления мира сего, который «во зле лежит» (1 Ин. 5:19), включая всякую гадость, не соответствующую их нравственным и культурным представлениям и традициям… Таким образом, вместе с навязываемыми нам заморскими принципами толерантности в сознание российского общества пытаются внедрить готовность беспрекословно признавать и принимать противоречащие нашим христианским принципам убеждения и взгляды, которые отличаются от наших собственных и никогда нами не разделялись и не одобрялись. Наш народ учить терпению не надо. Неплохо бы другим поучиться великому терпению многонационального русского народа и преклонить колени перед ним», – подчеркнул владыка Иринарх.
В этом смысле «толерантный» человек со временем, возможно, начнет терпеть гей-парады и ничего не будет иметь против регистрации однополых браков, а также усыновлению этими «семьями» детей. В любом случае, «толерантным» человеком всегда легче манипулировать, в том числе и западным модераторам.
* * *
Поделиться своими мыслями на тему толерантности мы попросили председателя Калужского отделения РВС Владимира Нежельского:
– На мой взгляд, термин «толерантность» появился, чтобы уничтожить понятия добра и зла. Его ввели не сразу. Это не так просто: изменить психологию и менталитет людей, и не только у нас в стране – во всем мире. Поэтому здесь сделали «двухходовку». Сначала ввели понятие «плюрализма». После того, как у нас в стране была однопартийная система, может быть, это было сделать проще: люди хотели иметь разные точки зрения, особенно наша интеллигенция, – что скрывать. Поэтому ищущим разнообразия взглядов на всё и вся легко было подсунуть понятие плюрализма, которое размывало понятия добра и зла: «У меня такая точка зрения, я так считаю!» Но цель у тех, кто хотел это ввести, была более глубокая и далекая. Целью было вообще уничтожить разграничение между добром и злом. А это уже делало понятие «толерантности». Все словари указывают, что «толерантность» – это синоним «терпимости». Но ведь терпимость на Руси была всегда. Как мы могли жить в такой многоэтнической, многоконфессиональной стране, не имея терпимости к другим людям, другим вероисповеданиям, к другой культуре, другому человеку? Но чем отличается толерантность от терпимости? У терпимости есть предел. Любая терпимость имеет ограничение, особенно в нашей стране, где Православие является основным и связующим системообразующим элементом, если взять всю историю русского государства. И Православие, которое всегда было терпимо к другим вероисповеданиям, тем не менее, всегда было нетерпимо к содомскому греху, к инцесту, к педофилии. Так же, как и к врагам Отечества. И Православная Церковь внесла большой вклад в Великую Победу над фашизмом.
Скажем, приходит враг. А если у тебя толерантность: «А я терпим к ним!» – так получается?.. В общем, терпимость необходима для существования, но она имеет свои границы. А у толерантности эти границы практически уничтожены. По сути, идеология толерантности отрицает жизнь по заповедям Божиим. У здравомыслящего «нетолерантного» человека в голове не укладывается, как, например, можно развивать ювенальную юстицию и вводить законы, подобные «запрету воспитания», или «рекламировать» содомский грех, или с детского сада проводить «секспросвет»? Вот поэтому и стараются различные «кукловоды» опьянить всех дурманом «толерантности».
Хотелось бы отметить, что мы работаем не только в Калужской области, но и в других регионах; плотно сотрудничаем с Православной Церковью. Работаем совместно, и, дай Бог, чтобы у нас эта работа продолжалась и дальше. Вместе – мы сила. На мой взгляд, мы очень хорошо дополняем друг друга. То, что мы можем: митинги проводить, собрания – это Церкви не положено. Однако Церковь со своей мощью и авторитетом может сплотить народ для противостоянию злу в различных проявлениях.
Двигаясь в одном направлении, мы быстрее достигнем положительных результатов во благо нашего Отечества и во славу Божию!
Андрей Сигутин