Газета "Вестник" № 42 - 2016 г.

Берегите здоровье, как драгоценный дар Божий

«Берегите здоровье ваше, как драгоценный дар Божий», учил преподобный Серафим Саровский. Однако многие люди не берегут этот дар Божий и разрушают себя: кто-то вредными привычками, а кто-то, напротив, занимаясь экстремальными видами спорта или проходя модные ныне стресс-тренинги, где обещают не только увеличить стрессоустойчивость, но и сделать из человека супермена. Однако насколько это полезно для здоровья, как говорится, большой вопрос. Поговорить на эту непростую тему мы попросили врача Дмитрия Бадявина.

Дмитрий Витальевич, что такое здоровье?

– С медицинской точки зрения, здоровье – это объективное отсутствие каких-либо признаков болезней. С социологической точки зрения, здоровье – это отсутствие у человека субъективных ощущений неспособности полноценно выполнять действия, которые выполняются им ежедневно.

С биофизической точки зрения, здоровье – это способность организма осуществлять все свои функции и выполнять необходимую работу в полном объёме своих возможностей. Таким образом, здоровье является показателем высокой степени развития организма. То есть, если человек недостаточно развит физически, значит, он не может считаться по-настоящему здоровым.

С философской точки зрения, здоровье – это категория возможностей, своеобразный потенциал действия, направленный на достижение практического результата, например, перепрыгнуть через лужу или залезть на дерево. Обобщая, можно считать здоровье показателем того, в какой степени человек готов обеспечивать свой быт (уклад жизни) и встречать вызовы окружающей жизни, то есть выживать.

С биохимической точки зрения, здоровье – это качественный обмен веществ. Ежесекундно в организме происходит огромное количество процессов для поддержания баланса жизнеспособности организма, для обеспечения гомеостаза (внутреннего равновесия). И это – динамическое равновесие, а не константа. В беседах о  здоровье часто всплывает стереотип о некой его незыблемости. На самом деле здоровье – это ограниченная во времени и весьма неустойчивая потенциальная возможность что-то сделать. Отсюда вывод о необходимости заранее готовиться к выполнению задуманного.

В стрессовой ситуации, то есть в условиях угрожающей опасности, осуществляется выживание.

Стресс – это одна из форм существования организма, при которой обмен веществ ускоряется до максимально возможной интенсивности. Но всему есть пределы, за которыми возникают сбои и расстройства.

– И тогда возникает невроз…

– Среди неврозов различают три классических типа: неврастению, истерию и психастению. Во всех трех названиях имеется указание на слабость, «астению», которая является следствием срыва адаптационно-приспособительных механизмов организма.

Неврастению называют синдромом раздражительной слабости. Это когда человека всё касается вокруг, он желает действовать, но ничего не может. При психастении человек напоминает осиновый лист на ветру – он лишён силы воли и всего боится. А при истерии человек демонстрирует своё категорическое несогласие с чем-либо и выдаёт концерты с такой «самоотдачей», что окружающих зрителей начинает сильно потряхивать.

Из-за стресса нередко бывает, что расстраиваются функциональные системы организма и функции внутренних органов. Но пусковым моментом для появления неврозов чаще всего является душевно-духовная незрелость личности, её категорический отказ адекватно принимать реальность. Личность, в силу своей нецельности, сталкивается с невыполнимой для себя задачей: требования окружающей действительности к ней оказываются слишком высокими. 

– Мы говорили о духовно-нравственной подоплёке нервных срывов. А что есть невроз с позиции христианства?

– Гордыня, черствость сердца и оскудение любви к ближнему, к человеку в принципе. А как же можно стяжать это чувство любви, находясь в неврозе и пытаясь кого-то победить, пусть даже в игровой форме? Даже игра в салочки в какой-то степени индивидуализирует, то есть отделяет тебя от целого.

– Не вредно ли для здоровья участвовать в психологических стресс-тренингах? Или это испытание, наоборот, закаляет человека?

– От стресс-тренингов для занимающихся на любительском уровне закалки быть не может, потому что стресс-тренинг – это финальная часть достаточно длительной кропотливой тактико-технической и психологической работы индивидуального характера, так сказать, огранка профессионала. Человека сначала нужно ввести в понятийность изучаемого события, дать почувствовать наличие у себя способностей действовать в этом ключе, потом ему необходимо грамотно преподать двигательные азы, затем это нужно соединить с психологическим наполнением. И только потом раскрывать потенциал до конца.

Подобные стрессовые ситуации без соответствующей подготовки равносильны «крещению огнём» необученных новобранцев на войне. То есть это далеко не каждому подходит. Более того, надо понять, что человек, получивший опыт несвоевременного погружения в стрессовое состояние, уже необратимо меняется. И те, кто легкомысленно устраивает эти тренинги, несут полную моральную ответственность за то, что будет потом с человеком. А что будет потом, никто сказать не может, потому что это не прогнозируется. 

– Что такое «зона комфорта» и  насколько оправданно выводить из нее человека на тренировках?

– Психологическое понятие «зона комфорта» мало что раскрывает. Например, в фехтовании и психологии используются понятия дистанции между оппонентами. Большая удалённость друг от друга воспринимается намного легче, чем сближение вплотную. Но это чисто технические категории. Важно не расстояние между партнёрами, а их душевное состояние, психологическая подготовленность к взаимодействию, их мировосприятие.

Обычным нормальным состоянием человека считается или спокойное бодрствование (когда относительно преобладает активность интеллектуальной части) или благодушное пребывание (когда относительно преобладает эмоциональная часть). Когда человека ничто не беспокоит, он всем доволен: о большей части печальных или раздражающих аспектов своей многотрудной жизни он просто физически не в состоянии всё время помнить.

По моему мнению, сейчас очень трудно найти человека, который действительно знаком со своей «зоной комфорта» и регулярно пребывает в душевном состоянии, ей соответствующем. Как правило, речь чаще может идти о людях внешне спокойных, но находящихся в иллюзорных и надуманных состояниях, которые далеки от их реального душевного устроения. Согласитесь, далеко не редкость в наше время увидеть в маршрутке, как из-за пустяка и сущей ерунды респектабельного вида человек может буквально озвереть и вылететь из своего мнимого благодушия со страшной силой. Что греха таить: в общественных местах конфликтологические ситуации возникают непрерывно.

Поэтому без обращения человека за помощью по конкретной проблеме – не надо выводить его из «зоны комфорта»; если ты, конечно, не носитель призвания пробуждения скрытых сил в человечестве (улыбается). Увы, есть агрессивные педагоги, когда человек, возомнив себя вправе вмешиваться в чужую жизнь, как ему вздумается, провоцирует ситуации, в которых люди, конечно же, преображаются до неузнаваемости, но легче от этого никому не становится. И это уже – манипуляция.

– Сейчас немало обычных людей тянется к занятиям экстремальными видами спорта, соревновательными контактными единоборствами. Как это будет сказываться на их здоровье?

– Это – прямая короткая дорога к гипертонии, неврозам, инфарктам, гастритам. Здесь же завышенные требования, мотивация к достижению цели. Она достаточно жесткая, негибкая и провоцирует человека «не ударить лицом в грязь» любой ценой – это саморазрушительно.

– А если это использовать как прививку, дозировано, то помогает ли это в жизни быть более стрессоустойчивым?

– Нет, не помогает. Каждая стрессовая ситуация уникальна, неповторима и реалистична для организма. Мы можем играть и изображать что-то своими действиями, а для эндокринной системы всё равно: притворяемся мы или действительно воюем. С позиции физиологии, каждое схождение бойцов-«фехтователей» омывается их адреналином, ну и, сами понимаете… износ оборудования и побочные эффекты с накоплением артефактов. Каждый стресс, фактически, заставляет нас раскошелиться, чтобы заплатить за него частью своего здоровья. Понятно, что существует запас прочности и у каждого он свой, но вот когда он кончится – никто не знает.

– А если, допустим, у человека неврастения, истощение нервной системы. Ему можно принимать участие в игровых поединках, где присутствует соревновательный момент?

– Можно, если он хочет перейти в более тяжкую стадию болезни, которая может стать неизлечимой. Да, потому что уже есть истощение сил, а вас ещё на баррикады посылают с невнятной идеей. Когда человек уже не может держаться на воде, он начинает кричать: «Караул! Тону!..» Когда человек не может уже постоять за себя при нападении разбойников, тогда начинает звать на помощь: «Помогите!» Так и при неврозе организм кричит о помощи, потому что у него уже нет своих сил держаться в таких условиях, а тут его еще и в стресс соревновательный вводят.  То есть таким – противопоказано.

А, например, в оздоровительной группе несоревновательная физическая культура для невротика полезна?

– Весьма полезны несложные задания на координацию движений, потому что невротик имеет ограничения по контролю за действиями и пребывает в той или иной степени оцепенения. По большому счету нужна именно работа в группе, по поддержке и взаимодействию. Надо человеку помочь снова обрести чувство локтя друга и не бояться подставить плечо ближнему. В принципе, за нашими комплексами неполноценности стоит самолюбование и слепой страх, как бы не стать объектом насмешек.

– Наблюдал во время соревнований у взрослых людей неумение проигрывать: они плакали, если не набирали нужное количество баллов.

– Человек слаб, а слабость проявляется и в сребролюбии, и в стяжательности. «Сокровищствует человек и не знает, кому оставит всё…» Разговор о баллах, об очках, любой намек на соревновательный элемент запускает целую цепочку нашего «совка», и мы ничего с этим сделать не можем. И бесполезно человеку что-то объяснять – он все равно на это не будет реагировать. Поэтому очки и баллы – это тупиковое направление для некоторых людей.

Во время соревновательности возникает состояние стресса, вредное для здоровья – это расшатывает нервную систему.

– А если здоровый мужик ищет экстремальные виды спорта, адреналин. Это его тоже расшатывает?

– Заковывает и расшатывает одновременно. Расшатывание здоровья, если он очень крепкий, ему не повредит в ближайшие 2–4 года, но подтачивать его будет. А вот закомплексовывание в том, что он как бы «получил опыт и якобы понимает, что к чему», может сыграть с ним злую шутку: в авральной ситуации он может начать действовать по шаблону, который сложился в его голове. Он, стереотипизируя свое понимание сейчас, роет себе яму в будущем. Нужно мозги тренировать тоже. В старину за советом не к кулачным бойцам ходили, а к тем, кто в бирюльки играл.

Вообще спортивные поединки, где присутствует постоянная мобилизация, а стрессовые ситуации накатывают волна за волной, повторюсь, неполезны для здоровья. Это тратит очень большие объемы сил, жизненную энергию клеток. Тело изнашивается задолго до положенного ему срока.

Если прихоти влекут, то хозяин – барин. Жизнь без подвигов может оказаться высшим подвигом, для многих недостижимым и немыслимым. Все мы – разные, но будем надеяться, что не совсем однобокие.

– Вспоминается изречение преп. Серафима Саровского: «Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатью Божией, жили долго. Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума...» 

Галерея (1)

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.