Газета "Вестник" № 41 - 2016 г.

ЗА ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЕЙ – БУДУЩЕЕ!

Богородично-Рождественские образовательные чтения (координатор по Калужской области – Т. В. Анохина) стали уже традиционной формой диалога Церкви, общества и государства в вопросах духовно-нравственной жизни общества, а также воспитания здорового поколения детей и молодежи.

30 сентября во вступительном слове на Круглом столе, проводимом в рамках ХIX Богородично-Рождественских образовательных чтений, митрополит Калужский и Боровский Климент отметил, что Образовательные чтения превратились в крупное общественно-значимое событие, привлекающее к своей работе известных ученых, богословов, государственных и общественных деятелей. В результате на Калужской земле складывается плодотворные церковно-государственные отношения, которые с полным основанием могут называться соработничеством Церкви и государства в духовно-нравственной сфере. Владыка Климент также подчеркнул, что именно в Обнинске в 1997 году, усилиями организаторов: архимандрита Георгия (Евдачева) и монахини Софии (Ищенко) – были проведены первые в нашем крае Чтения. Поэтому ему особенно приятно участвовать в работе круглого стола с такой актуальной темой: «Православная позиция на политические и социальные явления в обществе», тем более что Чтения, как и 19 лет назад, проходят в обнинском Доме ученых. 

Стоит отметить, что в заседании круглого стола приняли участие: владыка Климент, глава Администрации города Обнинска Владислав Шапша, руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа», историк и дипломат Александр Ноткин, методист ГБУ «Калужский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» Инна Евченко, иерей Виталий Шатохин, преподаватель лицея «Держава» Татьяна Ламыкина, а также педагоги, деятели культуры, представители СМИ.

В своем вступительном слове митрополит Климент сделал экскурс в библейскую историю, из которой отчетливо видно, что из-за мерзостей греха, увлечения магией и прочих непотребных деяний погибли многие древние цивилизации. Господь в буквальном смысле стер эти народы с лица земли, чтобы зло и грех дальше не распространялись, и даже в памяти людей не осталось свидетельств об их непотребствах плоти и духа.

Владыка отметил, что Россия с 1917 до 1990 годов прошла через сложный период. Было пролито много людской крови, и всё ради того, чтобы построить рай на земле, общество счастливых людей.

Да, развитой социализм построили, но не удержали – «общество опять пошло к перезагрузке». И все из-за того, что была забыта простая истина: нельзя жить без веры, любви и духовных ценностей.

При социализме в гонке за производственными достижениями забыли о бессмертной человеческой душе. В наше время мы не имеем права совершить ту же ошибку. Осмысливать современные реалии жизни, не удаляясь от духовно-нравственных ценностей, нам хорошо помогают Образовательные чтения. Более того, во многом благодаря именно Образовательным чтениям, у нас хорошие показатели по Основам Православной культуры. Это очень важно: школьники и молодежь должны знать родную культуру. А наша русская культура родилась в недрах церковной православной культуры. Она взращивалась в Православии. Художественное, литературное, музыкальное искусство – это все родилось в Церкви. И это важно помнить. А значит, мы сами должны хорошо знать нашу культуру и веру – только тогда сможем передать это своим детям. И когда дети увидят в нас носителей этой культуры, то будут тоже стараться жить по правде и по заповедям Божиим.

По словам ведущей круглого стола монахини Софии (Ищенко), история человечества с неумолимым постоянством повторяется. Отнесение нас к библейской истории дает нам глубокое понимание, что если мы не будем верны Богу, то нас может просто не быть.

Далее приветственное слово было предоставлено мэру города Обнинска Владиславу Шапше:

– Хотел бы обратить внимание на тему этого круглого стола. Мы все прекрасно знаем, какие явления у нас вызывают крайнее возмущение: это насилие, наркомания, бездуховность. И несмотря на то, что мы живем городе, который известен своей историей, связанной с развитием науки, эта часть жизни и нас не миновала. Поэтому очень важно, что есть такой серьезный институт нашего общества, как Православная Церковь. И многие люди могут найти решение своих проблем, укрепить свои силы, обращаясь к Богу.

Те заповеди, которые есть в Православной Церкви, должны воплощаться в нашей жизни. Хотел бы сказать о том, что сегодняшнее мероприятие  вселяет надежду, что большее количество людей сможет найти некую точку опоры  в их жизни. Мы все сильные и мощные, когда у нас все хорошо. Бывает так, что и в Бога люди не верят, но когда в их жизни случаются несчастья, то они находят в себе силы обратиться за помощью именно в Церковь.

Затем слово взял московский гость  – Александр Нотин. Он отметил, что в наше время современная цивилизация постоянно саморазрушается и не находит выхода из своего положения:

– У меня возник такой образ: наш «вагончик» – Россию – Рукою Всевышнего как бы отцепило от поезда мировой цивилизации, летящего под откос, и отвело в некий тупичок… Да, мы в определенном смысле отстали, скажем, наша экономика занимает 5–6 место в мире и т.д. Но тогда стоит задуматься над тем, что такое современная мировая экономика?.. Махинации, спекуляции, виртуальные деньги, дутые финансовые рынки, биржевые операции, которые не имеют ничего общего с реальным производительным трудом. Американский долг составляет более ста триллионов долларов. Они уже не могут его обслуживать… Тупик. Если даже взять другие сферы деятельности, там тоже кругом одни тупики: нигилизм и сатанизм…

Сегодня, задумываясь над тем, что происходит  в России, мы начинаем более остро и точно понимать, что на Россию возложена какая-то гигантская историческая задача попытаться найти выход из этих тупиков. Но не с помощью лжеметодов человеческого разума, но обратившись к апостольской, святоотеческой науке о Боге и человеке, к Священному Писанию – к этим корням, от которых человечество в какой-то момент оторвалось, понять, что произошло и что надо делать. Другого пути нет. 

Владыка Климент точно сказал о сегодняшней науке, которая изучает только внешние формы вещественной формы бытия. В отличие от религии, которая смотрит на духовные корни, ибо дух творит себе форму. И если мы хотим понять, что происходит не на уровне формул, надо заглянуть глубже, где течет река Жизни, церковная история.

Будущее – за Россией, потому что у нас есть Православие. Православие – это религия Откровения, религия правды о Боге, о человеке, о Вселенной. 

С такой позицией согласна и методист ГБУ «Калужский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» Инна Евченко, приведем лишь небольшой отрывок из ее выступления:  

– Православная позиция обращается в первую очередь к человеку, к его личности. А светский взгляд на историю – это как раз перечисление фактов, имен, хронологии дат. Работая с коллегами-историками, сталкиваюсь с тем, что до сих пор делят историю на церковную и светскую, несмотря на то, что все больше людей понимает, что история у нас одна, она единая. Следующий год будет юбилейным: 100 лет со дня совершения октябрьского переворота.

Сущность октябрьского переворота – ужасная и трагичная для нашей страны. Если брать хронологически 1917 год, то все начиналось с февральской революции, в результате которой последовало отречение Императора Николая II от престола. И это событие вызвало неоднозначную оценку в обществе и в среде духовенства. Было либеральное духовенство, которое приветствовало революцию, не говоря уже об обществе. К власти приходит Временное правительство. И здесь начинаются события смутные, трагичные. В нашей памяти отображается тот момент, что Закон о свободе совести, Закон об отделении Церкви от государства – за большевиками. Но мы забываем о том, что первый Закон о совести был как раз провозглашен Временным правительством в июле 1917 года. Это яркий показатель его духовной сущности. 

В 1920–1921 годы в Поволжье, на Кубани был жуткий голод. Поэтому был создан Комитет помощи голодающим, в который включилась и Русская Православная Церковь. Призыв Святейшего Патриарха к верующим помог собрать значительную часть денег для голодающих. Но советская власть пыталась отстранить Церковь от этого благотворительного действия.

Еще одна из трагичных страниц истории нашей Калужской земли и вообще Русской Православной Церкви – закон об изъятии церковных ценностей. Начиналась кампания по разграблению монастырей. Верующие, сопротивляющиеся этому, священники, настоятели монастырей подвергались многочисленным арестам, ссылкам, вплоть до расстрела. И здесь начинается время новомучеников…

После такого глубокого экскурса в историю начала двадцатого века, познавательного и полезного особенно для педагогов, со своим докладом выступил клирик храма Рождества Христова в Обнинске священник Виталий Шатохин:

– Можем ли мы говорить о христианской политике и христианах-политиках? Думаю, можем. Ведь «политика – это такая же сфера жизни, как земледелие, экономика, медицина, и в каждой из этих сфер можно разрушать, а можно созидать». Политик-христианин обязан созидать…

Осознавая себя на земле странником и не строя никаких иллюзий насчет земного счастья, христианин в то же время призван быть закваской и солью того мира и того общества, в котором он оказался волею Божественного Промысла. Это значит, что христианин призван менять этот мир. Он обязан быть небезразличным к той действительности, которая его окружает, он призван ее преобразить. И не только отдельно взятый христианин, но и вся Церковь как соборное единство тех людей, которые приобщены к Богу.

Отец Виталий также отметил, что прежде всего православный христианин должен защищать следующие ценности: во-первых, образ Божий в человеке, во-вторых, семью. «Защита семьи в настоящее время – дело наиважнейшее, поскольку агрессивное политическое наступление на семью наблюдается невооруженным глазом. В-третьих, Отечество. В-четвертых, Природу…

Итак, христианскому политику необходимо защищать: личность, семью, Отечество и природу. Но не следует думать, что эти ценности самоочевидны и не требуют защиты. Современная жизнь демонстрирует обратное. И Божественные черты человеческой личности, и семья, и отеческие традиции, и природная гармония окружающего мира оказываются порой беззащитными перед недоброй человеческой волей, наделенной властью», – подчеркнул отец Виталий.

В завершение мероприятия митрополит Климент, обращаясь к священству, сказал:

– Дети и школьники не должны бояться подойти к священнику и задать ему любой вопрос. Многие ребята не ходят в храм, потому что боятся и не знают, что там делать. У нас есть лагерь «Златоуст», куда я иногда приезжаю и навещаю ребят. Бывает, они идут в поход, а я спрашиваю: «И я с вами, возьмете?» – «Владыка, с удовольствием!» Пройдусь километров двадцать – как хорошо!.. Какие замечательные эти ребята! Удивительно: 4–5 часов ходим по лесу, они не поссорятся даже. Ведут себя тихо, скромно, не говорят никаких плохих слов. У нас даже «блин» запрещено говорить. И только друг другу говорят: «Тихо! Владыка с нами!..» Они начинают задумываться о том, как правильно, по-христиански, себя вести.

Важно детям помочь встать на правильный путь и научиться их понимать. В наше время говорили ребенку: «Подумай о смысле жизни». Этому очень способствовало чтение серьезной литературы. А сейчас этого нет – ребенок бессмысленно принимает информацию из телевизора, Интернета, проводит время, играя во всякие игры-стрелялки, которые вообще не способствуют развитию мышления.

– Очень хорошо было бы детей возить на экскурсии по нашим монастырям и храмам, но чтобы с ними ездил священник, и в неформальной обстановке мог бы общаться с ними, – поделился своими пожеланиями владыка Климент.

 

Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.