Газета "Вестник" № 29 - 2016 г.

Ритм: привнесение в жизнь порядка

Всё в мире имеет ритм, а значит, вне ритма не протекает ни один жизненный процесс. Это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе,  – везде и всюду мы можем его слышать и видеть. Например, это смена времени суток и сезонов года, космические ритмы или циклы; в определенном ритме бьется наше сердце и сокращаются стенки сосудов и мышц, существуют ритмы головного мозга и т.д.

 

 

Ритм в переводе с греческого означает «мерность» – это равномерное чередование, повторение каких-либо элементов. Также еще различают темпоритм (мы к нему еще вернемся), темп (медленный, умеренный и быстрый) – это скорость изменения ритма.

Таким образом, ритм позволяет описывать и объяснять различные жизненные феномены и явления культуры. Например, даже гармоничные семейные отношения, сочувствие, взаимопонимание можно рассматривать в категориях ритма. Что такое настоящая совместность в быту или на работе через призму ритма? Это означает быть с другим человеком на «одной волне», в одном ритме. Никакая совместная деятельность невозможна без совместного пространства и единого времени (ритма), поскольку иначе все действия членов коллектива будут рассогласованными.  Более того, у каждого человека есть свой индивидуальный ритм «Я» (кто-то более быстр, кто-то более медлителен), который важно уметь сочетать с совместным ритмом «Мы» (коллектива или общества). Например, те же суета и спешка часто свидетельствуют о том, что человек живет не в своем ритме. Ритм лежит в основе мышления, действия и речи.

Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Один древний философ писал: «Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и асимметрия безобразны и вредны». Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. «Бог не есть Бог неустройства, но мира...» (1 Кор. 14:33). Наш Господь есть Бог порядка, устройства и мира. Бог во всём творит порядок: от Вселенной до человеческого тела (однако человек сам делает в своей душе и теле греховный «безпорядок»). Даже когда воскрес Христос, то апостолы Петр и Иоанн увидели во гробе «плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Иоан. 20:7). Наш Бог не Бог хаоса, а Бог порядка.

Ритм является структурообразующим, упорядочивающим элементом. В ситуации постоянного давления хаоса ритм организует бытие, выстраивает пространство, определяет время. Сбой ритма влечет за собой утрату порядка. Философ С. А. Троицкий в статье «Ритм в русской народной культуре» отмечает, что «ритм задает границы, совершает работу по окультуриванию среды. Представления человека о мире во многом определены тем, как они ритмически организованы. Структурирование сознания человека и, следовательно, мира, в котором он живет, тесно связано с ритмизацией. «Закон природы – вечный ритм смены бытия и небытия». Ритм выступает как сочетание элементов «присутствия» и «отсутствия», выстроенное в определенном порядке… Ритмизация сознания отражается также и в народном орнаменте (постоянном повторении элементов). С ритмом связывается и появление письма… В основе математического счета лежит передача постоянного повторения». В общем, в основе осознавания мира лежит ритм. Известный русский философ и культуролог Михаил Бахтин определял ритм, как ценностное упорядочение внут­ренней данности, предопределяющее желания и стремления, пережива­ния и действия, преодолевающее границы между прошлым и будущим в пользу прошлого. По Бахтину, ритм имеет дело не с предметом, а переживанием предмета. Поэтому мы можем говорить о беспредметности ритма.

Православное богослужение и вообще православный образ жизни также не мыслимы без ритма. Например, Православный Календарь  – это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним человеком в некое гармоничное целое… Неслучайно Н. А. Стрелецкий в «Кратком курсе практических занятий по богослужебному чтению» пишет, что темп и ритм – это душа богослужения. У о. Павла Флоренского в статье «Наброски о богослужении» есть такие слова: “У каждой части службы есть внутренний, присущий ей ритм и темп, и если эти последние соблюдены, то чтение, пение, возглас, молитва производят свое молитвенное действие на душу молящегося... Темп службы – это ее внешняя форма, а внутренний ритм – это ее содержание, молитвенный поток, выраженный в последовательности разумно произнесенных псалмов, возгласов, прошений и молитв».

Профессор  прот. Глеб Каледа много писал для семейных православных о важности созидания «ритма дома»: «Молитвенная жизнь Церкви подчиняется ритму богослужебных циклов: дневного, недельного и годового, подвижного и неподвижного… Ритмичность и периодичность, наряду с развитием, – всеобщий закон мироздания, который проявляется в строении атомов и галактик, в развитии земной коры и жизни организмов… Ритмичность жизни – необходимое условие для нормального физического и духовного развития семьи и ее членов. В ее ритмах должны проявляться в единстве физические, душевные и духовные потребности и свойства человека. И на семейном уровне нельзя забывать о трехчастности человеческого существа. Ритмы семейной жизни включают в себя молитву и принятие пищи, трудовые будни и праздники, выполнение служебных и учебных обязанностей и ведение домашнего хозяйства. Ритмы помогают создавать ощущение домашнего уюта и позволяют использовать время с максимальной пользой. Ритмы дисциплинируют и тело, и душу, и дух человека…»  И еще важный акцент ставит отец Глеб, говоря о ритме дома, важно упомянуть о его внешнем виде. «В доме должен быть порядок, ибо внешние проявления порядка дисциплинируют человека и внутренне. Однако порядок должен быть живым, нельзя и даже греховно из порядка делать культ. Христианский дом должен быть уютным прежде всего благодаря отношениям между членами семьи, царящей в ней любви и дружбе…»

Наверное, каждый интуитивно понимает, что существуют разные ритмы жизни: есть ритм деревни, ритм города, ритм мегаполиса, ритм леса и т.д. Существует и "ритм" Православия, который во многом не совпадает с ритмом современной жизни. Становясь православным, человек вынужден кардинально сменить этот вечно спешащий «светский» ритм мира сего, а это весьма непросто. Причем найти этот свой «духовный» ритм необходимо, ибо в противном случае душа легко выпадает из молитвенной и аскетической жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю.

Ритм характеризует еще и качество контакта человека с тем, что его окружает, и с самим собой. Стоит только ускорить свой жизненный ритм, как сразу теряется контакт не только человека с тем, что его окружает, но и с самим собой. А значит, теряется осознанность, трезвение. Ритм — это форма всего.

В психологии известен феномен толпы, когда объединенные общим ритмом деструктивной, агрессивной деятельности, люди легко в ней теряют свой культурный и человеческий облик. Этот же феномен «ритмической» промывки мозгов используется и в тоталитарных сектах.

В этом смысле можно смело говорить о психологии ритма. Давно было замечено, что младенцы легко засыпают под звуки колыбельной песни и активизируются при быстрой ритмической музыке.

А дети, в силу своего возраста еще не умеющие ходить, а только стоять, держась за бортик кровати, уже активно реагируют покачиваниями в такт музыке. Ритм очень близок природе человека и, воздействуя на рефлекторном уровне, способен вызывать ответную реакцию. А любая ответная реакция – это уже диалог, общение человека с внешним миром, первое ощущение единения с ним. Не зря говорят, что ритм  – изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем. К слову, у нас каждый орган имеет свой ритм, определенную частоту колебаний. Известно, что умение задать и удерживать ритм собственной деятельности помогает человеку физически слабому преодолеть многие свои ограничения, то есть ритмичная деятельность делает человека более выносливым и продуктивным.

К тому же ритм является организатором и регулятором телесных движений, способствует сосредоточению внимания. Благодаря ритму вырабатывается внутренняя собранность, умение ориентироваться в пространстве, развивается координация. Ритм необходим человеку в той же мере, что и сила, быстрота, выносливость. При своем ритме человек наиболее успешно выполняет работу, а значит, в конечном счете, полнее осуществляется.

Ритм является сильнейшим выразительным средством. Например, плавный ритм придаёт музыке лиричность, а прерывистый – создаёт ощущение тревоги, напряженности, волнения. И музыка, и ритм даны нам Богом как инструмент общения. Вопрос в том, как мы этим инструментом пользуемся: во славу Божию или нет. Достаточно вспомнить, какие негативные последствия могут оказывать на неокрепшую подростковую психику деструктивные ритмы современной молодежной музыки, которую и музыкой-то назвать сложно, скорее какофонией.

Понятие ритма тесно связано с волновыми или колебательными процессами. Испокон веков известна целительная сила православного колокольного звона. По словам известного ученого Фотия Шипунова, «колокол излучает огромное количество резонансной ультразвуковой радиации, которая духовно и физически очищает пространство… Там, где есть колокольный звон, там жизнь поддерживается на максимальном уровне». Таким образом, даже с физиологической точки зрения (не говоря уже о духовной) и православное церковное пение, и колокольный звон целительны для нашего организма и психики.

Кстати, сейчас активно развивается ритмотерапия – это одно из направлений психотерапии, позволяющей найти баланс между разумом и чувствами. Ритм – средство эмоционального воздействия и обращен к чувствам и настроениям людей. Чувствовать ритм мы умеем с рождения, причем, как и отпечатки пальцев, человеческие ритмы индивидуальны. Более того, наши эмоции всегда связаны с тем или иным темпоритмом.

Согласно ритмотерапии, человеку нужны разные ритмы, необходим определенный баланс его эмоциональных состояний. Каждая эмоция «привязана» к тому или иному ритму. Поэтому терапевт старается проводить клиента по различным ритмам и темпу. Обычно начинают с того ритма, в котором человек находится в данный момент и на который настроен, чтобы оттолкнуться от этого ритма и немножко ускорить его или замедлить. Все зависит от поставленных целей и задач. Иными словами, работа с ритмом – это эффективный инструмент для гармонизации эмоционального состояния. Некоторые практические психологи выделяют внутренний и внешний темпоритм.

Поясню на примере. Допустим, человек опаздывает на последнюю электричку. Разумеется, чтобы успеть, ему приходится идти очень быстро и даже временами бежать. Обычно вместе с внешним ускорением у человека разгоняется и внутренний темпоритм, он начинает внутренне торопиться. И вот наконец, успев на поезд и присев на сидение, зачастую человек не может внутреннее остановиться. Внутренне он продолжает «бежать» и нервничать. То есть скорость мира поменялась, а человек по инерции движется в прошлом темпоритме. Поэтому ритмотерапевты стараются научить людей сохранять спокойный и размеренный, как стук метронома, внутренний темпоритм, даже если человек бежит или куда-то опаздывает. Такой внутренний настрой позволяет человеку в стрессовой ситуации действовать более адекватно и целесообразно. Проще говоря, человек научается быстро двигаться (вписываться во внешний ритм) и при этом не испытывать внутренней спешки.

Вот почему так важно современному человеку найти правильный для себя ритм и жить в нем постоянно. Любое выражение гнева и раздражительности всегда связано с повышением эмоционального уровня, а значит, и темпоритма. Это слышно даже по возрастанию темпа речи гневающегося человека: тук-тук-тук туктуктуктук… то есть  происходит ускорение к концу фразы. Когда человек это осознает, то ему становится легче контролировать себя.

Однажды я был свидетелем того, как одна женщина в гневе накричала на своего ребенка. Если абстрагироваться от смысла ее фразы, то отчетливо можно было услышать ее повышающийся ритм высказывания: та-та-тата… это было настолько явно, что его можно было даже нахлопать ладошами. Именно на это я и обратил внимание женщины... Если в стрессовых ситуациях человек, помолившись, «включит» уравновешивающий его ритм, то это позволит ему не выходить из себя. Когда человек чувствует, что уже эмоционально взвинчен и готов взорваться, необходимо срочно начинать молиться в медленном темпе (держа внимание в словах молитвы) и при этом хорошо бы еще послушать церковное пение. Также можно вспоминать свое внутреннее состояние при посещении храма, участии в богослужении, настроиться на умиротворяющую волну церковного пения и пережить его внутренний ритм и темп.  Если успеть поймать этот момент «до точки кипения», вовремя обратиться к Господу за помощью и правильно настроить себя, то человек, с Божией помощью, сможет удержать себя от греха гнева и раздражительности. Как сказано в Писании: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:31).

Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.