Газета "Вестник" № 53 - 2015 г.

«Спокойствие – это инструмент, чтобы мы не ранили друг друга»

Древнегреческие философы высоко ценили спокойствие и внутренне равновесие. Поддерживать гармонию своего внутреннего состояния и сохранять душевное спокойствие, особенно в экстремальных, стрессовых ситуациях — требует от человека большого труда. Но это необходимо делать, так как в состоянии внутреннего равновесия каждый действует гораздо эффективнее, несмотря на то, что не возникает впечатления активной деятельности. Когда разум спокоен, то человек более глубоко и точно понимает, что происходит в той или иной ситуации, то есть более адекватен. Умение сохранять спокойствие приносит добрые плоды во всех сферах жизни: начиная от профессиональной и кончая семейной. 

Неудивительно, что до сих пор в некоторых монастырях Афона руководствуются «правилом 7/8», которое заключается в том, что все наши действия, направленные на достижения очень значимых целей, – лишь 1/8 того, что нам необходимо. 7/8 – это состояние спокойствия и внутренней гармонии. Гоняясь за 1/8, мы зачастую теряем 7/8. А это неблагоразумный выбор. Поэтому афонские монахи советуют: торопитесь не спеша, так как внутренняя гармония важнее внешних достижений. Это правило помогает стяжать умиротворение. Даже если в монастыре случался пожар, «правило 7/8» не отменялось, ибо активно действовать лучше в состоянии спокойного разума.

Ввиду важности темы, попробовали рассмотреть ее с разных точек зрения: психологической, медицинской и духовной. В беседе приняли участие: известный психолог, автор научных работ по теме «Снятие межличностной напряженности в детских группах с помощью методов групповой психотерапии», лауреат региональной премии «Психолог года» Борис Иванович Михалычев, главный врач медицинского Центра «СПАС» психотерапевт Дмитрий Вячеславович Галкин и священник Владимир Войтов. 

Борис Иванович, расскажите, пожалуйста, что в вашем понимании спокойствие?

– Смотрите: на одном полюсе эмоциональной шкалы у нас повышенный уровень тревожности, на другом – абсолютное спокойствие. Мне не хотелось бы понимать спокойствие как отсутствие забот и тревог или их игнорирование, либо уход в этакую «псевдоотрешенность», когда все пускается на самотек. Если я современный разумный человек, то не могу оставлять без ответа жизненные вызовы, скажем так, стимулы извне – мне необходимо «шевелиться», думать, принимать решения. Поэтому, в моем понимании спокойствие – это золотая середина между повышенным уровнем тревожности и чрезмерным спокойствием. Для меня оно больше относится к состоянию уравновешенности. Ведь спокойствие может быть одной из форм психологической защиты, когда я, как нечто толстокожее, закрываюсь от внешних воздействий или, как страус, прячу голову в песок. Это тоже нехорошо, не совсем верно.

Психологи, в основном, работают над устранением у человека чрезмерной тревожности, а именно на спокойствии как таковом акцент не ставится. 

– Как преодолеть чрезмерную тревожность?

– Прежде всего, чтобы снять напряженность, необходима правильная расстановка жизненных приоритетов. То есть необходимо для себя определить те сферы жизни, где мне не стоит волноваться, а где, действительно, волнение оправдано. Например, если это связано с угрозой для жизни, с безопасностью моей или моих близких. В конце концов, в какой-то момент и Отечество может оказаться в опасности – это нельзя снимать со счетов ни в коем случае, и в таком случае мы должны будем обязательно откликнуться.

Спокойствие не должно быть синонимом равнодушия, когда человек замыкается в своем мирке, и более ничто его не волнует. К примеру, сейчас проходит много благотворительных акций для помощи нуждающимся, в которых можно принимать посильное участие.

Если взять молитву Оптинских старцев, то первое прошение там звучит так: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день». В этом смысле необходимо иметь мудрость. Как гласит другая известная молитва: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого». Считаю, что это хорошо подходит к нашему разговору о спокойствии.

– Кстати, в молитве сказано: «с душевным спокойствием встретить всё…». Означает ли это оставаться спокойным всегда?

– Я бы, скорее, трактовал значение этих слов, как находиться в спокойном состоянии духа, уравновешенно.

– «Расставлять приоритеты» – это видеть смысл, иметь философский взгляд на мир?

– По сути дела, житейская философия – это вся наша жизнь. Мы просто можем об этом не подозревать…

– Однако настоящих философов, по сути, отличает спокойствие.

– Да, суету философ может отличить от истинного момента, когда нужно проявлять активность. Но это мудрость, к которой мы идем с годами. Это относится и к расстановке жизненных приоритетов: как понять, когда надо о чем-то беспокоиться, а когда не стоит. Здесь нет универсального «лекала»…

Все-таки я педагог-психолог и мой конек – возрастная психология. Рассуждая с этой позиции, могу сказать: то, что важно для ребенка, подростка, по поводу чего он испытывает беспокойство, уже совершенно не актуально для человека в зрелом возрасте. И когда мы подразумеваем спокойствие для подростка, это может быть совершенно другая картина, нежели для умудренного опытом взрослого. И здесь можно говорить о различении спокойствия для детей, подростков и т.д. Думаю, что это ощущение семейного благополучия, атмосферы любви, понимания и принятия – именно это рождает ощущение безопасности, счастья, спокойствия. Получается, что наши простые земные радости семейные, назовем их так, как раз и являются источником нашего спокойствия и не тревожного отношения к миру.

– А с чем лично у вас ассоциируется спокойствие?

– Наверное, с поведением и образом жизни мудрого,  опытного человека. Причем не с какой-то абстрактной личностью,  а с тем, с кем я могу общаться в повседневной жизни или по работе. И получается, что в авторитетных людях встречается именно то мудрое отношение к жизни, порождающее спокойствие. Они проявляют, чрезмерную активность лишь в том случае, когда это делать действительно необходимо. А к надвигающейся угрозе относятся спокойно, это не выводит их из видимого равновесия, поскольку они знают, как справляться с тревогами и заботами и как реагировать на ту или иную опасность.

– Как сказал известный психотерапевт Пезешкиан, «здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто умеет их решать».

– Да, умение решать проблемы спокойно, деловито, то есть не делать из мухи слона – это действительно залог здорового отношения к жизни. 

– Различают внутреннее и внешнее спокойствие: допустим, внешне человек пытается быть спокойным, а внутри у него все клокочет…

– Наверное, это уже то, чему мы учимся с возрастом, благодаря накоплению жизненного опыта. Есть два пути к спокойствию: через внешнее к внутреннему или, наоборот, от внутреннего к внешнему. Кто-то старается разобраться в себе и через это обретает спокойствие, а кто-то идет от внешнего, с виду пытаясь казаться спокойным, внешне собрать себя в кулак. «Умение держать удар» или «держать марку» – из этой же серии. Если человек научается держать жизненные удары различной силы, то постепенно к нему приходит умение решать возникающие проблемы и справляться с внутренним волнением. 

Согласно академику И. П. Павлову, существует четыре типа нервной системы. И самый из них нехладнокровный – меланхолик: у него высокая тревожность. А все остальные, даже холерик, как ни странно, могут быть хладнокровны. Они могут справляться, как бы темпераментно, с задачами, которые ставит им жизнь. Получается, что самый хороший тип – сангвиник, он может отреагировать оперативно и адекватно. Флегматик также может держать удар и долго везти на себе проблему, но с излишним, может быть, спокойствием; а холерик может остро отреагировать в определенных ситуациях, но, тем не менее, его  тоже в какой-то степени можно назвать хладнокровным. Это сильный тип нервной системы. Кстати, значение слова «хладнокровие» – это ясное спокойствие, выдержка в поведении, во взглядах.

– Как бы мог «оседлать свои эмоции», образно говоря.

– Да. И у них для этого есть больше ресурса, больше фундамента. Меланхолик тоже может научиться этому с годами, но изначально ему будет сложнее. У него слабый тип нервной системы, если так рассуждать.

– Великий полководец Суворов был очень эмоционален, но все решения принимал весьма хладнокровно.

– Да, он умел хорошо управлять своими эмоциями и чувствами и мог пускать их по определенному руслу.      

– Иными словами, спокойствие не есть безэмоциональность – это разные вещи. А как научиться быть уравновешенным человеком?

– Если мы говорим о долгосрочной перспективе – это работа над собой, саморазвитие, которое дает человеку определенное спокойствие, и расстановка приоритетов. Эти две вещи идут рука об руку. А если говорить ситуативно, как справляться с беспокойством, то есть два простых действия. В стрессовой ситуации, чтобы не впадать в состояние, когда эмоции захлестывают, нужно посчитать до десяти – испытано на детях разного возраста. Когда мы досчитаем до десяти, то спокойствие на телесном уровне к нам возвращается, и мы можем дальше более адекватно и рассудительно решать текущие вопросы. Еще в этом случае, так как это излишнее волнение, выброс адреналина, то, чтобы сжечь его излишки, помогает любая физическая активность. Но это относится даже не напрямую к вопросу спокойствия, а скорее к тому, как вернуть себя в уравновешенное состояние. 

Продолжение следует.

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.