Газета "Вестник" № 50 - 2015 г.
Медицина с душой
Медицинский центр «Спас», специализирующийся на помощи нарко- и алкозависимым, первым в Калужской области стал использовать уникальный отечественный метод лечения — ксенонотерапию. Этот экологичный метод лечения газом ксенон быстро снимает боль различного происхождения, оказывает выраженное антидепрессивное действие; резко повышает стрессоустойчивость и даже восстанавливает повреждённые нервные клетки. А значит, Медицинский центр «Спас» теперь сможет эффективно помогать не только зависимым людям, но и обычным (не наркологического профиля) пациентам, допустим, тем, у кого есть нарушение сна (бессонница) или синдром хронической усталости. Стоит отметить, что это медицинское учреждение создано на базе реабилитационного Центра общинной педагогики «Спас», в духовном окормлении которого принимают активное участие насельники Свято-Пафнутьева Боровского монастыря.
Побеседовать об этом, не побоюсь сказать, православно-ориентировном Медицинском центре любезно согласился главный врач «Спаса» Дмитрий Вячеславович Галкин.
– Основное направление работы нашего Центра – сопровождение лиц, проходящих реабилитацию и ресоциализацию в общине «Спас», однако к нам могут обратиться все желающие. Прием ведет врач-нарколог, который может оказывать помощь по неотложной наркологии, поскольку имеет сертификат и по реаниматологии. Также у нас работают врач психиатр, врач психиатр-нарколог, психолог-аддиктолог, занимающийся зависимостью и ее последствиями, а также семейный психолог, ибо корни зависимости, как правило, идут из семьи.
Особенность нашего Центра в том, что мы работаем, в первую очередь, ради людей, а не просто занимаемся коммерцией. Есть возможность выезда на дом и осуществления там медицинской помощи в полном объеме. В отличие от других подобных наркологических учреждений, мы выезжаем даже за пределы города. Человек иногда бывает в таком состоянии, что его транспортировка в Медицинский центр и обратно травматична, а порой и крайне опасна для здоровья пациента.
Примерное время, затрачиваемое при выезде на дом, – около трех часов. Без предварительной диагностики и анализов невозможно оказать грамотную медицинскую помощь. Поэтому врач приезжает, обследует больного и назначает лечение. Как правило, это инфузионная терапия – «капельница» В этом плане работаем как наркологическая бригада «Скорой помощи».
– А почему человек злоупотребляет спиртным?
– Тут два момента, один из них – гедонистический, то есть момент получения удовольствия. Современная культура и масс-медиа направлены на то, что человек должен постоянно получать удовольствие всеми доступными способами. На самом деле это большая проблема, которая вызывает массовость «наркотизации» населения. Все просто. В процессе жизни ребенок формирует свое понимание удовольствия. Раньше детям было приятно получить в подарок деревянную лошадку, а сейчас выбор игрушек очень разнообразный, вплоть до виртуальных. И уже момент удовольствия на физическом плане истощается. Человек уходит в виртуальный мир, где он герой, и получает максимальное удовольствие от компьютерных игр. Следующий этап – психофизическое удовольствие измененного сознания. Выпил спиртного или принял таблетку – мир раскрасился… У нас центр удовольствия сильно «натренирован». Дай современному ребенку деревянную игрушку – он не будет знать, что с ней делать. Отсюда всякие извращения.
В результате употребление алкоголя дает человеку желаемую эйфорию, но за нее потом приходится расплачиваться своей жизнью. Плюс еще накладывается псевдотрадиция: выпивать понемногу при встречах, чтобы диалог шел в более непринужденном русле. На самом деле это псевдокультура и псевдотрадиция. И второе. Алкоголь – хороший транквилизатор и, когда человек находится в стрессовой ситуации, рюмка-другая спиртного позволяет ему расслабиться. Плюс еще сам спирт в процессе утилизации является анаболическим средством, быстро восстанавливая энергоресурс у человека. Люди зачастую подсознательно это чувствуют, и со временем спиртное для них уже становится «панацеей» – «лекарством от всех болезней». Они находятся в группе риска по формированию алкоголизма.
Если мы говорим о психологической зависимости от спирта либо наркотика, то она идет по всем законам формирования страстной одержимости, хорошо описанного в православной святоотеческой литературе. Когда человек уже столкнулся с этой проблемой, то даже небольшое количество алкоголя даст пищу его страсти, его зависимости. И тут нужно знать четко: даже минимальное количество спиртного в его случае является недопустимым. Верующие знают, что страсть, грех ждать умеет, поэтому нужно четко понимать, что таким людям нельзя выпивать ни при каких обстоятельствах.
– При алкоголизме происходит не только социальная деградация личности, но и страдает семья. Расскажите, как у вас проводится, по сути, семейная терапия?
– У нас есть хороший специалист – семейный психолог с большим стажем работы Марина Владимировна Гордейчук. Она из Балабаново, где и ведет прием. Часто причиной злоупотребления спиртным являются семейные проблемы. Марина Владимировна подсказывает механизмы и правила поведения, либо методы работы внутри семьи, чтобы там сформировалась благожелательная атмосфера. Причем семья довольно часто не понимает, каким образом она сама может подталкивать человека к зависимости. Есть особые правила поведения, людей в семье, которые могут помочь человеку, употребляющему алкоголь.
– Как кто-то пошутил, «никто не мечтает стать алкоголиком»…
– Абсолютно верно. Несмотря на нашу работу с зависимостью, при сохранении изначальной причины, подтолкнувшей человека к употреблению, победить её полностью будет сложнее. Устранение же этой причины намного улучшает прогноз и приводит к выздоровлению, даже при минимальном вмешательстве медиков и специалистов-аддитологов. Главное – выявить корень проблемы, а затем непосредственно с ним работать.
– Почему с одними женщинами мужчины пьют, а с другими нет?
– Женщина как хранительница очага и неотъемлемая часть семьи может и оздоравливать семейную обстановку, и усугублять ее. Причин много — например, когда женщина пытается главенствовать в семье.
– В чем это проявляется?
– В отсутствии доверия. Жена, стремящаяся главенствовать в семье, подсознательно берёт на себя роль матери, оставляя мужу роль ребенка. Соответственно, он подсознательно чувствует, что ему не доверяют как мужчине и главе семьи, то есть духовному лидеру. В результате, муж начинает либо полностью уходить в инфантилизм: «чтобы не принимать решение, я буду просто пить», либо, наоборот, будет хотеть принять решение и, чтобы показаться более мужественным, станет прямо как великовозрастный подросток пить, курить и ругаться матом… Если жена сможет поставить мужа во главу семьи, обеспечив ему для этого все условия, то этот союз будет крепким и счастливым. Каждый будет заниматься своим делом и поддерживать друг друга в тяжелых ситуациях.
– А что вы могли бы сказать насчет «малолетнего» алкоголизма?
– Когда заканчивается младшая школа, дети переходят в пятый класс: как бы становятся уже «взрослыми». И, желая выглядеть по-настоящему взрослыми, подростки начинают употреблять так называемые «легкие» наркотики или алкоголь уже с 11–12 лет.
Сейчас молодые люди быстро взрослеют физически, но умственно остаются инфантильными. Причем инфантилизм порой сохраняется ярко выраженным вплоть до 30-летнего возраста. Мягкие игрушечки, брелочки, косички разноцветные, штанишки приспущенные у молодежи – это признаки инфантилизма. Избегая груза ответственности, великовозрастные дети делают всё, чтобы остаться детьми. Каждый взрослый человек должен уметь принимать решение и отвечать за него – это основной критерий взрослости. А ребенок-подросток этого боится и считает, что чем он дольше будет находиться в детстве, тем дальше отодвинется время принятия решений. Его в детстве не научили самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность. Когда он хотел сам завязывать шнурки, приходила мама и говорила: «Ты возишься слишком долго, давай сама завяжу». Потом он вырос, ему стало неинтересно проявлять инициативу, и в определенном смысле он так и остался в том возрасте, с «незавязанными шнурочками».
– Здесь мы уже подошли к философской проблеме смысла.
– Людей, употребляющих наркотики, обвиняют в лживости, потому что они часто говорят одно, а делают другое. Однако психиатры объясняют это таким образом, что у зависимого ежеминутно меняется ситуация. И когда он пять минут назад обещал не употреблять наркотики, то спустя это время у него всё поменялось: это уже другая жизнь. С чем это связано?
Есть понятие «точка удовольствия» – не только физического, но и ментального. Существует момент наступления удовольствия, и если ребенку дать конфетку, то он захочет получить удовольствие здесь и сейчас – съесть её. Ребенок не сторонник отложить ее на неделю. А момент отодвигания этого удовольствия – один из критериев взрослой личности. Чем «дальше» во времени находится мечта человека, чем более длинна к ней дорога, тем его личность более зрелая. Если взять мечту верующего человека, то она стоит за пределами его земного пути, и он идет к ней всю жизнь. Здесь мы уже говорим о зрелой личности. У лиц, употребляющих наркотики, удовольствие во времени отодвинуто на минуты и стоит совсем близко. Ему нужно уколоться прямо сейчас, а что будет дальше, его не интересует. Для него дальше жизни нет.
– Если вернуться к семейной терапии, могли бы привести один из примеров выздоровления?
– Был у нас пациент, который не чувствовал себя больным человеком, считая свою склонность к выпивке особенностью личности. Он считал: кто-то ходит на лыжах, а кто-то пьет водку. Соответственно, пригласили нас. На первом этапе мы, как обычно, его продиагностировали, сняли интоксикацию, а затем начали работать с самой зависимостью. Первое, что нам удалось – показать ему отрицательные последствия употребления спиртного и «отделить зависимость от человека». Это важно, потому что в большинстве случаев люди воспринимают зависимость, как самого себя. То есть «это я хочу пить», «мне это надо». И нам удалось донести до этого человека, что если выпивать не выгодно его организму из-за нарушения работы внутренних органов, и если он сам себе вредит, то это нелогично. Тем более что привычка изрядно выпивать грозит ему потерей работы и семьи. Выходит, не в нем дело – есть что-то, заставляющее его употреблять... Для него это было откровением. Зависимость – это как страстная одержимость, греховная страсть, потому что человек разрушает сам себя. И отождествлять эту болезнь с человеком в корне не верно. Все-таки человек создан не для того, чтобы валяться под забором...
С этого начался период выздоровления. У верующих это называется увидеть грех и отделить его от себя. И когда он отделил себя от этой зависимости, то мы уже подобрали для него поддерживающую терапию. Со временем он начал работать уже сам с собой. Его начало интересовать, с чего все началось? Мы подключили Марину Владимировну. Она сначала работала с ним, а потом – с его семьей. Выяснилось, что дочь воспринимала отца «в штыки», и у него с ней постоянно были конфликты. Он сильно переживал эти разрывы и утешался рюмкой водки. Дочери показали ошибки, которые она допускала в общении с родителями. А с женой велась работа в другом аспекте: она была более успешной в плане карьеры, пыталась доминировать в семье и третировала мужа. С дочерью получилось договориться быстро, она быстрее поняла, как правильно себя вести. А с женой пришлось работать долго. В результате, она все же осознала ошибку в своем поведении и попыталась дать ему возможность почувствовать себя мужчиной без употребления алкоголя. Эффект был действительно хороший. На данный момент период отказа от алкоголя у этого мужчины еще небольшой – примерно год.
– В общине те, кто проходит реабилитацию, окормляются священниками, ходят на церковные службы. Благодаря этому, они понимают смысл жизни и ее цель. С такими людьми, наверное, работать проще, чем с пациентами, к которым выезжаете на дом.
– Конечно. В отличие от других центров, в «Спасе» ведется серьезная психологическая работа. Здесь людей учат разбираться в своей проблеме. Не просто жить без проблемы, потому что зависимость может «догнать» их. Но когда они максимально четко представляют себе угрозы, то больше шансов с ней справиться, даже когда они уходят из нашего Центра.
– Раньше говорили, что нервные клетки не восстанавливаются, а сейчас?
– Уже четко доказано, что они восстанавливаются, только происходит это крайне медленно. Сейчас мы, помимо медикаментозного лечения, проводим еще ксенонотерапию: ингаляции газа ксенон. Это инертный газ без запаха и цвета, который в малой концентрации содержится в атмосферном воздухе. Впервые использование ксенона в медицине предложили советские анестезиологи в далёком 1941 году во главе с Н. В. Лазаревым, но Великая Отечественная война помешала дальнейшему развитию этой технологии. С 1992 года благодаря стараниям профессора, доктора медицинских наук Николая Бурова использование ксенона в медицине получило второе рождение. С 2004 года ксенон начал использоваться не только в анестезиологии, но и в терапии. Сейчас ксенон широко применяется в педиатрии (НИИ Неотложной детской хирургии и травматологии – клиника Рошаля), в лечении наркологических проблем ННЦ Наркологии, в неврологии КБ №1 УДП РФ, коррекция стресса ГВКГ им. Н. Н. Бурденко МО РФ и др.
У нас ксенон используется в основном как нейропротектор – то есть как средство, восстанавливающее нервные клетки, пораженные токсическим влиянием алкоголя или наркотиков или в результате острого или хронического стресса. Есть данные об успешном применении ксенонотерапии в лечении постинсультных состояний.
– Положительные эффекты ограничиваются только восстановлением повреждённых нейронов?
– Нет. Ксенон купирует болевой синдром различной тяжести и рекомендован как основной анестетик при тяжёлых операциях ослабленным детям. Дело в том, что он не оказывает никакого токсического действия на организм, не вызывает аллергических реакций. Николай Евгеньевич Буров (15 лет был главным анестезиологом Москвы) называет его «Богом данное лекарство». Ксенон нельзя синтезировать – можно лишь выделить из атмосферного воздуха в неизменном виде. Очень хорошие результаты мы получаем в работе с пациентами с паническими атаками, депрессией, хронической усталостью.
В КБ №1 неврологи успешно лечат ксеноном мигрень и головную боль напряжения.
Есть ещё одно интересное свойство ксенона — восстанавливать организм после химио- и лучевой терапии, без стимуляции опухолевого процесса. Сейчас ведётся активная работа по применению ксенона в Московском Научно-исследовательском онкологическом институте им. П. А. Герцена.
– Сколько длится и как проходит процедура?
– В среднем процедура длится около сорока минут: пациент укладывается на кушетку и через индивидуальную маску получает ингаляцию ксеноно-кислородной смеси в определённой пропорции. Положительный эффект мы наблюдаем, как правило, с первой процедуры. Количество и периодичность процедур зависит от патологии, которую лечим. Например, для купирования реакции на травмирующую ситуацию может быть достаточно одной процедуры, для купирования приступа мигрени – двух, а для восстановления после инсульта может понадобиться более десяти.
– А привыкания ксенон не вызывает?
– Нет. Как показали многочисленные исследования, ксенон не вызывает ни физической, ни психической зависимости, хотя сама процедура весьма приятна.
– То есть человек находится в сознании, – просто расслабляется, лежит и дышит?
– Мы используем «ненаркозные» – терапевтические концентрации, поэтому человек находится в сознании, контактен. Довольно часто пациенты во время сеанса разговаривают и делятся своими ощущениями, что позволяет более точно подобрать нужную концентрацию. Однако, как говорится, перед любым лечением необходимо проконсультироваться со специалистом, так как возможны противопоказания.
Слава Богу, сейчас ксенонотерапия стала использоваться довольно широко. Её применяют в неврологии, кардиологии, психотерапии, наркологии, онкологии.
Например, ксенон используют при лечении стресса и восстановления организма у сотрудников спецподразделений и у лиц особо опасных профессий. Медикаментозная терапия для них очень ограничена, процесс выхождения из периода усиленных физических и психологических нагрузок очень тяжелый. Такого рода работа проводится на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», где с помощью ксенонотерапии лечат летчиков палубной авиации. Стресс у них постоянный – садиться приходиться в любую погоду на короткую и качающуюся взлётно-посадочную полосу. Восстанавливать их надо быстро и желательно без использования синтезированных лекарственных средств. В этом ксенон незаменим – ни на что отрицательно не влияет, аллергии не вызывает, из организма выводится быстро, эффект держится достаточно долго.
Как мы шутим, во время ксенонотерапии каждый может почувствовать себя в роли боевого летчика...
– Дмитрий Вячеславович, спасибо за интересную беседу. Радует, что православные медики внедряют у себя в Центре самые передовые и инновационные методы.
Помощи Божией в вашем благом деле!