Газета "Вестник" № 31 - 2015 г.

Гнев: причины, стадии и способы борьбы с ним

Гнев, по мнению святых отцов, является одним из восьми смертных грехов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) под гневом учил понимать целый список грехов, объединенных этой страстью: «вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего».  В гневе человек может быть менее или более озлобленным и испытывать разную силу ненависти к другому человеку. Если гнев продолжается, то, естественно, он набирает силу, что провоцирует и других на эмоциональное заражение этой страстью. Гнев создает цепную реакцию: его пламя распространяется от человека к человеку – в результате, грех порождает грех. 

Архиепископ Серафим (Звездинский) точно заметил: «Не согласятся  в чем-то с нами — и мы гневаемся, кричим, укоряем, дальше раздражение усиливается, заставляет нас браниться, часто злыми, отвратительными словами; мы забываем тогда, что за всякое слово гнилое воздадим ответ в день суда. Бывает и хуже: мы не только браним своего брата, а еще дальше и убиваем или словом, или взглядом. Да, други мои, и взглядом можно убить человека…»

Как известно, агрессивно настроенные люди убивают не только взглядом. В гневе люди часто нападают друг на друга. В этот момент разум у человека отключается, он перестает контролировать свои животные страсти, становясь, по сути, диким зверем. По словам свт. Игнатия Брянчанинова, «страсть гнева выражается четырьмя образами: во-первых, в сердце; во-вторых, на лице; в-третьих, языком; в-четвертых, делом». Гнев начинается с эмоциональной вспышки, которая является отрицательной реакцией на конкретную ситуацию, имеющей три нарастающие степени: внутреннее раздражение, гнев со словом, ярость с рукоприкладством. «Замечай, как происходит зло: горесть (раздражение) рождает гнев, гнев — ярость, ярость — крик, крик — хулу (злоречие), то есть бранные слова, затем хула — удары, уда­ры — раны, раны — смерть» (свт. Феофан Затворник). Как пример опасности гнева можно привести  убийства на бытовой почве, совершаемые в состоянии аффекта. Грубо говоря, к трагедии ведут следующие стадии: спор (доказывание собственной правоты) — гнев с криком — ярость с рукоприкладством — непредумышленное убийство (по неосторожности), например: жена во время скандала «случайно» ударила мужа сковородкой по голове…

Конечно, люди верующие до таких крайностей не доходят, однако греху гнева подвержены и они. Это и понятно: на первый взгляд, все мы хорошие и добродетельные, но внутри каждого из нас кроется множество слабостей и несовершенств. Под влиянием гнева все недостатки и пороки выходят наружу, и наши худшие качества становятся очевидными. Знакомый поделился такой историей: он «не вовремя» зашел по делам в одно издательство религиозной литературы, а там производственный аврал, и вот один из воцерковленных сотрудников в пылу раздражения начал на него кричать: «Вон отсюда! Не мешайте работать!» Хорошо, что человек, рассказавший это, сам воцерковлен и подобные хамско-гневные выходки воспринимает спокойно. А если бы на его месте был человек неверующий? Что греха таить, светские люди идеализируют верующих, поэтому ждут от них кроткого, терпимого, смиренного отношения. Неслучайно святитель Феофан Затворник говорил, что нужно составить учебник по христианской психологии, и сам применял в своих наставлениях психологические аналогии. До революции, например, архимандрит Киприан составил общий обзор характеров и типов грешников и кающихся: «характер простеца», «характер интеллигента», «характер человека с самодовольной совестью», «характер человека с мнительной совестью» и т.д. 

Что такое гнев и как с ним бороться

Самое время разобраться с тем, что такое гнев и как с ним бороться, с точки зрения духовно-ориентированной психологии. А прежде поразмышляем: можно ли в редких случаях испытывать гнев, безопасный для здоровья души? — Да. Это, так называемый, «праведный гнев» (например, к врагам веры и Отечества). Также можно испытывать подобного рода гнев по отношению к себе за то, что отворачиваемся от Божиих заповедей и идем на поводу похотей — то есть для духовного развития. Если же свою ненависть направляем не на собственные грехи, а на других людей, то, естественно, сами деградируем.

Таким образом, гнев — обоюдоострый меч: с одной стороны, опустошающая и уничтожающая сила, с другой — созидающая. В праведном гневе Христос выгнал торговцев из храма. Родители иногда могут проявлять «неэгоистичный» гнев ради блага своих детей. Однако, по слову апостола Павла, «гневаясь, не согрешайте». К сожалению, люди часто занимаются самооправданием и пытаются обелить свою страсть гнева, то и дело безосновательно приписывая ей «праведность», да еще подкрепляют это евангельскими примерами. Действительно, Спаситель иногда проявлял праведный гнев, но не стоит забывать, что при этом Господь Сам есть Любовь, Кротость, Смирение. Поэтому лучше руководствоваться словами святого праведного Иоанна Кронштадского: «Злобы, как огня, бойся; ни из-за какого благовидного предлога, тем более из-за чего-либо тебе неприятного, не допускай до сердца: злоба всегда злоба, всегда исчадие диавольское. Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы. Бог ничем так не прославляется, как любовию вся терпящею, и ничем так не бесчествуется и не оскорбляется, как злобою, какою бы она ни прикрывалась благовидностью».

 

Гнев и проблемы со здоровьем 

Грех — это зло, которое человек причиняет сам себе. Если человек подвержен гневу, тогда серьезные проблемы со здоровьем неизбежны. Вспыльчивые, гневливые люди наиболее подвержены риску появления сердечных приступов и других опасных для жизни болезней. Гнев часто становится причиной язвы желудка. Доказано, что пищеварительная система работает нормально, если человек спокоен и умиротворен. Врачи не рекомендуют обедать, если испорчено настроение.

Одно время многие психологи, особенно западные, ошибочно считали, что выражать, выплескивать наружу свой гнев — хорошо. Действительно, это приносит облегчение, но временное. Затем негодование снова закипает в душе, и человек готов обрушить его на кого угодно. Постепенно гнев становится привычкой, а значит, человек становится его рабом. К тому же, в результате такого поведения портятся отношения с близкими.

С другой стороны, подавление гнева в себе загоняет его разрушительную силу в подсознание, что приводит к психосоматическим расстройствам. Поэтому правильный путь — путь прощения, терпения, снисхождения, принятия. Прощение дарует внутреннюю свободу человеку и обезвреживает опасность гневной страсти для здоровья. 

В мир самому нужно нести спокойствие и радость

По большому счету, нет таких людей и ситуаций, которые провоцируют гнев. Только наша реакция на людей и события определяет, будем мы сохранять душевное спокойствие или нет.

Человек мыслит посредством слова и называется в патристике словесным существом. Важно научиться беседовать с собой, терпеливо, как ребенку, объяснять себе евангельские истины (особенно при ежедневном вдумчивом чтении Священного Писания): например, что Бог ни делает, все к лучшему, имея в виду слова апостола Павла: «Любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Постепенно работая над собой в таком ключе, человек обретает состояние эмоциональной стабильности. Очень сложно расстроить верующего, если он действительно верит: «На все воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Ведь такой христианин живет по принципу: «Злой человек оскорбил вас — не злитесь на него — улыбнитесь ему и молча помолитесь за него. Кто-то что-то украл у тебя — успокойся, пусть тебя утешает мысль: Господь даст тебе больше. Кто-то обманул тебя — подумай, сколько лжи Господь простил тебе и так далее».

Из простых рецептов борьбы с гневом обычно советуют следующее:

Во-первых, особенно на начальном этапе, избегайте ситуаций, провоцирующих гнев. Выше сил не берите на себя подвиги. Однако при этом стоит учитывать: постоянное избегание травмирующих ситуаций — не выход, так как приводит к малодушию.

Во-вторых, при приближении гнева держать рот на замке. Не получается молчать – непрерывно мысленно повторяйте краткую молитву.

В-третьих, развивайте чувство юмора. При желании нечто неприятное, услышанное от домочадцев, всегда можно перевести в шутку, тем самым нейтрализовав конфликт. Если злитесь, то полезно сжигать негативные эмоции через физическую активность. Например, одна женщина во избежание скандалов с мужем, когда чувствовала, что не в силах больше сдерживать эмоции, выбегала из квартиры и пробегала несколько кругов вокруг дома, пока не успокаивалась. 

В-четвертых, избегайте спешки. Спешка — мать гнева. Никогда не торопитесь, что бы вы ни делали. Также стоит избегать чрезмерной работы и многозаботливости. Сейчас многие люди, например, занимающиеся бизнесом, пытаются эффективнее использовать свое время. Однако в каком-то смысле тайм-менеджмент — путь к неврозу: просыпаясь по утрам, человек составляет себе длинный список дел, которые необходимо выполнить в течение дня. Если что-то не успеваешь сделать за этот день — переносишь запланированные дела на следующий день. Это заставляет нервничать, когда не успеваешь сделать задуманное. Человек, регулярно испытывающий непомерные физические и эмоциональные нагрузки, находится в постоянном стрессе, поэтому легко срывается на близких.

В-пятых, нужно развивать сочувственное понимание: прежде чем на кого-то разозлиться, поставьте себя  на место этого человека. Постарайтесь понять его точку зрения. Часто мы делаем неверные, поспешные выводы о других. Соломон молил Бога даровать ему мудрое, понимающее сердце. Важно научиться слушать, не унижая и не критикуя других. Не бывает истинного понимания, а значит, и прощения и безгневия без смирения.

 Как победить гнев

Но без помощи Божией ни искренне простить, ни справиться с гневом не получится. Как только человек начинает чувствовать, что гнев в его душе начинает зарождаться, нужно сразу искренне и по-детски просто просить помощи у Бога. А прежде важно отказаться от гордого убеждения, что своими силами сможешь справиться с гневом и получится контролировать себя. То есть к Богу следует обратиться со смиренным сердцем, в  полной беспомощности: «Господи, я не могу справиться сам, помоги, только с Твоей помощью смогу контролировать гнев. Это будет Твоя Победа!»

Как учил святитель Феофан Затворник, помимо молитвы необходимо еще Богомыслие — благоговейное размышление о Божественных свойствах и действиях. Такими размышлениями лучше заниматься в уединении, на природе, для начала отводить на это в день хотя бы минут пятнадцать. У профессора И. А. Ильина есть даже «книга тихих созерцаний», поэтому хорошо бы и нам выработать в себе вкус к размышлениям в тишине.

Проявление гнева — это выход из себя, во внутренней же тишине происходит обратное: мы встречаемся с собой, становимся осознанней, трезвее. А значит, профилактикой привычки гневаться является практика внутреннего молчания, о которой много и популярно пишет митрополит Антоний Сурожский: «Первая задача, которая перед нами стоит — это молчание, потому что разговором, общением мы друг друга вырываем из внутренней собранности… Очень важно в какие-то моменты найти в себе силу, решимость вступить в период молчания. Все духовные наставники говорят нам, что надо начинать день с такого короткого периода и кончать день тем же; а затем надо в течение дня вырывать какие-то моменты, когда вдруг мы можем сказать времени, течению наших мыслей, движению наших чувств и даже внешнему слову: "Остановись!"».

В моменты молчания человек как бы убирает внутренне сопротивление, смиряется, все начинает принимать с благодарностью, как из Руки Божией.

Повторюсь, чтобы контролировать  гнев, нужна осознанность. Как только человек осознаёт, что он православный христианин, что главное для него — спасение души, что в каждом из нас есть образ Божий, что, находясь в Лоне Церкви, он — часть Целого, —  то поводов для гнева и раздражительности сразу становится меньше. Верующий начинает понимать, что только от него зависит выбор: гневаться или нет. Чтобы не быть рабом греха,  лучше  отказаться от гнева и не терять самообладание. Ставя во главу угла спасение души (то есть, начиная смотреть на свою жизнь с позиции вечности), человек учится принимать с благодарностью волю Бога.

Если вдуматься, то какова глубинная причина гнева? Это своеволие: я хочу, чтобы все происходило определенным образом, а все идет не так. Я злюсь. Справиться с таким душевным состоянием поможет понимание того, что в мире все происходит в согласии с волей Господа, которая предусматривает высшее благо для человека. При осознании этого для гнева не останется места. Вырабатывая в себе мирное внутреннее устроение вкупе с философским отношением к жизни, легче научиться принимать различные обстоятельства, окружающих и даже самого себя. Ведь в основе такого взгляда на мир — любовь и доверие к Богу.

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.