Газета "Вестник" № 27 - 2015 г.

Терапевтическое фехтование- что это?

27-28 июня в обнинской школе №4 начнет свою работу II Всероссийская конференция по терапевтическому фехтованию. В ней примут участие известные ученые, педагоги, психологи, священники. В рамках этой научно-практической конференции пройдут два круглых стола, посвященных воспитанию детей и подростков, а также «семейным кризисам и путям их разрешения», где будет выступать и священник Анатолий Чернов, настоятель прихода в честь Иверской иконы Божией Матери в деревне Кривское Боровского района.

 

Что же такое терапевтическое фехтование как метод психологической помощи и личностного развития? Из психологии общения известно, что с помощью слов передается не более десяти процентов информации, – около 60 процентов передается невербально (без слов), то есть с помощью мимики, жестов, позы. Многие мужья, наверное, сталкивались с тем, что если жена обижается, то она может молчать так «красноречиво», что места себе не находишь. Такое невербальное общение, как бы «язык тела» или поведенческий подтекст, который часто не имеет ничего общего с тем, что человек говорит, -  называется метасообщение. В основном, конфликты и ссоры во время разговора возникают именно из-за неправильной интерпретации этих метасообщений. Проиллюстрирую это примером: муж утром спешит на работу и спрашивает жену: «Ты рубашку погладила?» (простое сообщение), – а супруга воспринимает это как метасообщение, то есть как критику и  обвинение в неряшливости в свой адрес и сразу начинает словесно защищаться от воображаемого нападения со стороны мужа, что нередко приводит к ссорам и серьезным конфликтам. Поэтому необходимо отделять во время беседы сообщение (смысл слов) от метасообщений. Занимаясь терапевтическим фехтованием, человек учится отделять одно от другого, эффективно и бесконфликтно общаться, то есть, учится быть адекватным в любой ситуации.

Суть этого отечественного психотерапевтического метода  в том, чтобы проблемы повседневной жизни перевести на «язык фехтования». Смысл занятий терфехтом вовсе не в том, чтобы кого-то уколоть или победить. Удар (понимаемый в смысле «дар») в терапевтическом фехтовании (а фехтуют как деревянными мечами, так и мягким оружием) – это не проявление агрессии, а приглашение к общению, диалогу. Во время поединков люди учатся взаимодействовать. Вы видели, как порхают две бабочки? Они – единое целое. Вот так и терфехтисты: стараются достичь целостности во взаимодействии, развивая связь и с собой, и с партнёром. Понятно, что сделать это совсем не просто.

В современном мире царит индивидуализм, разобщенность. Люди привыкли находиться в оборонительной позиции, они ждут от другого человека только двух проявлений: либо корысть, либо угрозу. В терфехте есть такое упражнение на тренировку сплоченного партнёрства: пара фехтует, взявшись за руки. Потом усложненный вариант – за карандаш. А уже мастера берутся за тоненькую ниточку. Только представьте: со всех сторон сыплются на них удары, а связь между парой не разрывается! Тело не врет, не умеет фальшивить. Можно соврать  словом, принять лицемерное выражение, но во время поединка все становятся сами собой, обмануть никого не удастся. Занимающиеся терапевтическим фехтованием наносят реальные удары в полную силу, но направляют ее вдоль оружия, что позволяет избежать травм. «Честные» удары постепенно развивают в людях правдивость, а значит, через это человек может избавиться и от самообмана.

Как говорится, грех не воспользоваться богатейшими возможностями, которые предоставляет терапия фехтованием для моделирования процессов взаимодействия между людьми. Тем более что терапевтической поединок по степени интенсивности и вовлеченности партнеров в процесс диалога даже не идет в сравнение с другими методами психологической помощи, так как делает человека внутренне собранным, внимательным, адекватным, ответственным, решительным. А самое главное, человек учится выстраивать искренние отношения с ближними и общаться с другими из собственной глубины: от сердца к сердцу. Так, через фехтование вырабатывается образ и стиль жизни, ведущий к взаимопониманию между людьми.

Как говорил митрополит Антоний Сурожский, мы призваны жить со всей глубиной, на которую только способны. Вот и в терапевтическом фехтовании выделяют как бы два уровня общения: более глубинный (когда «душа с душою говорит…») и поверхностный. Например, в сфере воспитания как это проявляется: важно не то, сколько времени вы проводите с ребенком, а то, как это делаете. Насколько искренними и вовлеченными вы можете быть в общении с ним. Условно говоря, здесь необходимо различать как бы два уровня: глубинный – «Кто» (все главное, сущностное, что представляет из себя человек) и более поверхностный – «Как» (как человек реагирует на разные обстоятельства и вызовы жизни, особенности характера, стереотипы и прочее). Родитель должен быть способен к встрече с ребенком на уровне «Кто», то есть когда он искренне, уважительно относится к личности своего чада, видя в нем уникальность и неповторимость Божьего замысла. Это и есть безусловная любовь. Внутри себя такой родитель по отношению к ребенку сознает: «Ты – образ Божий, ты – ценность, не важно, как ты сделал уроки. Ты – есть!», и вместе мы решим все проблемы.  В каком-то смысле во время терапевтического поединка общение с партнером на глубинном уровне – это и есть целостность. В таких поединках нет агрессивности. В них ощутимо присутствует красота, эстетика, «слушание партнера» и нацеленность на совместное взаимодействие, которое становится похоже на красивую беседу и совместно исполняемую мелодию. Такой опыт совместной коммуникации становится мощным ресурсом, опираясь на который, участники стремятся повторить его и в обычной жизни. Люди со временем начинают лучше понимать и принимать друг друга.

Важно и то, что в фехтовании все очевидно: здесь нет никакой мистики и «околонаучной эзотерики», чем порой грешит современная светская психология. Человеку иногда бывает сложно осознать, как в повседневной жизни он невольно своими словами и необдуманными поступками ранит окружающих людей. В терапевтическом поединке это становится очевидным и наглядным без лишних слов: немного перестарался, нарушил границы личности и сразу виден результат – причинил партнеру боль своим оружием. Это умение видеть и слышать ближнего потом легко переносится в повседневную жизнь. А уж для семейной жизни это вообще бесценно.

Выражаясь языком психологии, фехтование позволяет нам выходить на глубинные, обычно не замечаемые и неосознаваемые  установки в процессе межличностного общения. Оно делает личные стратегии и тактики общения настолько явными, насколько это вообще возможно. Фехтование не позволяет участникам процесса обмануть ни себя, ни других. Кроме того, структура фехтовальных занятий такова, что не возможно отмолчаться, уйти в тень, остаться незаметным.

Таким образом, по ходу фехтовальной терапии к человеку приходит осознание – чего именно ему не хватает для взаимопонимания, как в семье, так и с другими людьми. То есть результаты этой работы над собой человеком постепенно переносятся в реальную жизнь. Это позволяет налаживать отношения с близкими, что в свою очередь положительно сказывается не только на психологическом, но и на физическом (телесном) здоровье, так как конфликты часто приводят к психосоматическим заболеваниям.

Как известно, для бесконфликтного общения важно не только умение слушать, но и ясно излагать свои мысли. А чтобы ясно говорить, необходимо, прежде всего, ясно мыслить. Дело в том, что работа с мечом обладает удивительной особенностью прояснять сознание. Движения мечом  это всегда либо «да», либо «нет» - все очень конкретно. Помните, евангельское изречение: «да будет слово ваше: «да» – «да»; «нет» – «нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37).  И эта выработка конкретности и ясности в ходе тренировок естественно накладывается и на процесс общения с близкими, что способствует взаимопониманию. Не случайно фехтование еще называют «быстрыми шахматами»: у человека вырабатывается навык мыслить на несколько шагов вперед.  Это качество, вкупе с умением контролировать свои эмоции (что тоже тренируется посредством фехтования), может заложить крепкий фундамент счастливых семейных отношений. Семейная  жизнь – это зеркало, которое четко показывает сильные и слабые стороны супругов. Задача мужа и жены, если они хотят жить вместе долго и счастливо, научиться ослаблять действие слабых сторон «второй половины» и усиливать сильные. Поэтому умение хотя бы одного из супругов мыслить «наперед» (учитывая те или иные «слабые места» близких) позволяет заранее обезвреживать «подводные мины» семейного общения, образно говоря, не доводить семейную жизнь до «холодной» или «горячей» настоящей войны. Тем более что в поединках тренируется чувство целого, единства.

Вообще занятия терфехтом, как и любая совместная деятельность, сплачивают людей. Наблюдая за действиями спаррингующихся, другие участники высказывают свое мнение, сложилось ли, на их взгляд, в данном поединке целостное взаимодействие (о котором писали выше) или нет, каким оно было, чего не хватило партнерам, чтобы оно состоялось. Коллективная обратная связь, которую получают участники поединка о своем стиле боя (читай – стиле жизни) служит мощной основой  для глубокого самопознания и личностного развития. Благодаря работе над собой с помощью терфехта, занимающиеся начинают видеть основой своего отношения к людям – принятие и стремление их понимать.

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.