Поиск по архиву

Научно-методический сборник "Православие, культура и образование. XXI век". Выпуск 3

С чего начинается Родина?

Вы, конечно, помните слова этой песни? Родина  начиналась с КАРТИНКИ!

Я специально делаю ударение именно на этом слове потому, что весь мой  доклад основан на восприятии ребенком зрительных образов.

                              Часть 1.     Всего лишь куклы!

Моя Родина началась 48 лет назад в одном московском дворике. Началась она традиционно — с мамы и папы. После осознания себя в мире стали появляться первые игрушки. Я бы поставила памятник этим смешным резиновым пупсам ценой в 1 рубль. Мы кормили их супом из травы, пихали в несуществующий крошечный ротик кашу из песка и воды и пеленали маленькими кусочками тряпочек или носовыми платками. Так учили нас наши мамы. Все эти пупсы были нашими детьми.  Потом были куклы подороже, но все они были с человеческим детским  лицом! Мы играли в игру, которая называлась “дочки-матери”. Скажите, сейчас дети про такую игру знают?  

Прошли годы застоя, железный занавес рухнул,  и из-под этих обломков в 1990 году в Россию походкой от бедра вошла невиданная доселе  кукла  Барби!

В серой, снежной, подозрительной России поселился не просто очередной пупс, которого мог бы нянчить и наряжать подрастающий ребенок: в шестнадцатирублевой блондинке было заключено сообщение об ином, не виданном доселе образе жизни доброй половины мира. Такую куклу  уже не запеленаешь да и чепчик не наденешь.

История гласит, что г-жа Хэндлер (это та женщина, которая придумала куклу),  размышляя о будущей кукле, исходила из следующих нехитрых соображений: все девочки мечтают стать длинноногими златовласками, при этом им страшно нравятся взрослые наряды. Кроме того, для полноценного развития детям полезно проигрывать жизненные ситуации, с которыми они потом встретятся в реальной жизни.

И заработала машина по выкачиванию денег!

В течение сорока с лишним лет кукла Барби — самая продаваемая кукла в мире. В банальную красотку Барби было вложено немало таких жизненных представлений, которые максимально ярко отражают основные ценности так называемого свободного западного мира. Прежде всего,  кукла оснащена целым набором аксессуаров успешной  «гламурной»  жизни: прекрасным розовым домом с такой же розовой ванной, любимыми лошаденками и собачонками, автомобилем и роскошными волосами, которые могут расти на глазах у ребенка. Наконец, для Барби  придуман бреющийся бой-френд Кен и сонм разнообразных подружек. 

С набором этих принципов кукла  и поступила в продажу на территории России. Поначалу она произвела здесь неимоверный фурор: шестнадцатирублевый атрибут роскоши свел бывших советских граждан с ума.

 Вокруг феномена красотки с длинными ногами разгорелись настоящие страсти: официальные лица Министерства образования призывали запретить ее продажу, обосновывая свою точку зрения тем, что иностранная кукла оглупляет российских детей, вызывает у них нездоровую алчность и слишком раннюю сексуальность.     

Сословие самостоятельных и процветающих русских «Барби» представляется   неким классом пластмассовых единомышленников-потребителей, которым для личного благополучия не нужны ни страна, ни общество, ни какая-либо внятная идея национального развития. Для картины процветания им  достаточно длинных ног, большой груди, дивана, плазменного телевизора, яхты, розового дома, машины, приходящего Кена в трусах и толпы подруг. А еще требуются власти, которые не смогли бы все это отобрать. Понадобилось всего-то 20 лет, чтобы первые плоды стали видны. Образ сексапильной блондинки настолько был ярок, что спустя 20 лет молодые девушки ложатся под нож пластических хирургов, чтобы воплотить свою мечту в жизни. Но самое главное, что они так же, как и их любимая игрушка, напрочь лишены материнского инстинкта. Им нужна красивая жизнь в розовом свете. Это  поколение девочек, на которое возлагались большие надежды по исправлению нашей ужасающей  демографической ситуации. Чуть позже из них же вышло движение «Чайлд фри»( Свобода от детей).

В 2002 году на смену Барби в Россию дружной толпой повалили куклы Братц. И снова заработал механизм вовлечения наших русских девчонок в мир уже других образов.

Братц (Bratz) – кукла от MGA Entertainment, ориентированная на девочек начального подросткового возраста (от 8-и до 13-и лет) с их страстью к вечеринкам и увлечением модой.

«Bratz» — производное от английского слова «brat» — это сленговое обозначение озорного и избалованного ребенка. Братц и в самом деле такие — яркие, с выразительными глазами и губами, одетые по последнему писку моды.

А вот описание, зачем нужна эта кукла вашим детям:

«Куклы Братц становятся подружками вашей дочки, с которыми она делится своими радостями и горестями. В этой категории куклы Bratz могут быть в наборе с различными аксессуарами: животными, домом, косметикой, одеждой и т.д. Данные атрибуты сразу формируют сюжет ролевой игры, в ходе которой развивается речь, словарный запас и мышление».

Кукла Братц потянула за собой новый образ — девушка-худышка.

В России при обследовании студенток трех крупных российских вузов симптомы расстройств пищевого поведения обнаружились у 46-ти процентов девушек. В Россию пришло незнакомое слово   «анарексия».

Так вот, если поклонницы Барби не хотят иметь детей, то следующее поколение девочек Братц  уже НЕ МОГУТ иметь детей.

 

                       Часть 2.      Куда уходит детство?

 А еще моя Родина была связана с первыми телепрограммами в стареньком телевизоре: «Спокойной ночи, малыши», «Отзовитесь, горнисты» и «Будильник»! Это были позывные моего детства! Когда по телевизору показывали, как целуются или убивают,  моя мама закрывала мне глаза рукой, так вообще в то время делали все мамы. Если вы улыбаетесь, значит,  и у вас было такое же детство. И, наверное,  вы подумали о том, что сейчас бы делали наши мамы у современного ТВ. Повязка на глаза!

Почему же так случилось, что то, что могло бы помогать в воспитании, разрушило  наш генетический код? Почему то, что раньше было стыдно — стало модно?

Что же мы знаем о разрушении культурных устоев с помощью ТВ?

Особо выгодным товаром оказываются для ТВ именно образы, запрещенные для созерцания культурными запретами. Перечень таких образов все время расширяется, и они становятся все более разрушительными. Простая порнография и насилие уже приелись, поиском оставшихся в культуре табу и художественных образов, которые бы их нарушали, занята огромная масса талантливых людей.

ТВ интенсивно показывает то, что люди видеть не должны, что им запрещено видеть глубинными, неосознанными запpетами. Когда человеку это показывают (а запретный плод сладок), он приходит в возбуждение, с мобилизацией всего низменного, что есть в душе.  Упомянем таинство смерти. Смерть — важнейшее событие в жизни человека. Она должна быть скрыта от глаз посторонних. Культура вырабатывает сложный ритуал показа покойника людям. Одно из главных обвинений ТВ — срывание покpовов со смеpти. Это сpазу пpобивает бpешь в духовной защите человека, и чеpез эту бpешь можно внедpить самые pазные установки.

Не вполне объяснена цель, но надежно установлен факт: современное ТВ   формирует «культуру насилия», делает преступное насилие приемлемым и даже оправданным типом жизни для значительной части населения. ТВ резко преувеличивает роль насилия в жизни, посвящая ему большое время; ТВ представляет насилие как эффективное средство решения жизненных пpоблем; ТВ создает   обpаз насильника как положительного геpоя.

 А  что же с детским ТВ? Может быть, все то, о чем я говорила,   касается только нас, взрослых? 

В теории массовой коммуникации телевидение, ставшее с момента своего распространения основным средством массовой информации, было наделено тремя базовыми функциями:

- информационной;

-  развлекательной;

- дидактической, то есть воспитывающей, сюда же я бы добавила функцию просветительскую.

Начнем с федеральных каналов.

Следует заметить, что отечественное эфирное телевещание на детей практически не рассчитано. В лицензионных обязательствах практически всех эфирных телеканалов содержится клятвенное обещание не менее 10% (у ряда каналов – больше) эфирного времени отводить детским программам.

«Тор 20» российских федеральных и сетевых каналов в прошлом году суммарно вещал более 180 тысяч часов. Из этого времени телепередачи для детей, да и то по анонсам, составили 7,8%. А из этих неполных 8% из каждых десяти передач восемь составляли мультфильмы.  Отсутствие интереса понятно: в детских программах не разместить рекламу, по крайней мере, не разместить столько, сколько хочется. А значит, детские программы не нужны и показатели их аудитории не интересны.

Ежедневно телевизор смотрит три четверти детей от 3-х до 15-и лет, проводя каждый день перед экраном около 4-х часов. А уж хотя бы раз в неделю перед телевизором оказывается более 90% детей, и никакие компьютеры с интернетом изменить сложившихся привычек радикальным образом пока не могут.

На это можно возразить, что есть специальные детские каналы. Действительно, есть, целых 16. Можно быть спокойными за детей. Можно? 

1) «Baby TV»;

2) «Boomerang»;

3) «Cartoon Network»;

4) «Disney», вобравший в себя продукцию каналов Jetix (бывший Fox Kids) и Jetix Play;

5) «Gulli», - французский канал, взявший себе сокращенное имя Гулливера, продукция французской медиагруппы Lagardere Active;

6) «JimJam»;

7) «KidsСo»;

8) «Nickelodeon»;

9) «Teen TV, самый «взрослый» из рассматриваемых каналов»;

10) «TiJi», также французской медиагруппы Lagardere Active;

11) «Мультимания»;

12) «Da Vinci».

13) «Детский»;

14) «Детский мир» из пакета НТВ+;

15) «Карусель», в который превратились «Бибигон» и «Теленяня», так что «Первый канал» и ВГТРК отдали должное детскому вещанию;

16) «Радость моя».

 

Маленькое личное отступление. Посетив многие страны мира, я ни в одной из них не видела ни одного из 12-и русских каналов.

 1. Образовательные программы на детских неэфирных телеканалах (доля от общего числа программ в недельной сетке вещания).

Итак, из 16-и детских телеканалов образовательные программы есть в сетках вещания только 5-и телеканалов. Наибольшая доля таких программ у телеканала «Радость моя» (почти 15%). Наименьшая доля образовательных программ – у канала Nickelodeon (0,5%).

До некоторой степени оправдано отсутствие образовательных программ у телеканалов зарубежных. Но их нет у «Детского» и «Детского мира» — каналов, еще несколько лет назад имевших, по их же анонсам, «образовательные и развлекательные программы собственного производства». 

2. Познавательные, научно-популярные программы (доля от общего числа программ в недельной сетке вещания).

Из 16-и детских телеканалов познавательные, научно-популярные программы за счет широты жанра есть в сетках вещания 10-и детских телеканалов. Несомненный лидер по числу трансляций программ данного жанра – телеканал «Da Vinci». Из каждых десяти программ этого канала восемь относятся к жанру познавательных.

Второе место по числу программ данного жанра в сетке вещания занимает телеканал «Радость моя». Почти 29% программ канала – познавательные, научно-популярные программы. Даже у «Карусели», поддержанной объединенной финансовой мощью «Первого канала» и ВГТРК, и образовательных, и научно-популярных программ меньше, хотя канал мог бы это себе позволить.

3. Просветительские программы (доля от общего числа программ в недельной сетке вещания).

Просветительские программы – самый дефицитный и непреодолимо сложный жанр даже для «взрослых» федеральных телеканалов. В нише детских телеканалов просветительские программы, то есть программы, транслирующие элементы мировоззрения, представлены лишь на двух телеканалах: «Радость моя» и «Da Vinci».

«Da Vinci», немецкий по происхождению телеканал (владелец Da Vinci Media GmbH), начавший около шести лет назад вещание на Польшу, отличается естественно-научным рационализмом. Мировоззренческие трансляции предлагают и детям, и взрослым зрителям материализм как основу мировоззрения. 

Просветительские программы телеканала «Радость моя» транслируют мировоззрение православное.  Преимущественная аудитория канала — дети. «Радость моя» ориентируется на культурное просвещение и образование детей. Но в рамках православного  понимания этих ценностей. Миссия телеканала: «С помощью Божьей и по Божьей милости увеличивать добро и уменьшать зло в делах, словах и мыслях». 

 

4. Анимация, мультфильм (доля от общего числа программ в недельной сетке вещания).

Мультипликация есть практически на всех детских телеканалах, за исключением Teen TV. Но это канал уже для той аудитории, которая интересуется не мультиками, а модой и аспектами гендерных отношений. У всех остальных каналов анимация присутствует, от 100% программ на  Cartoon Network до неполных 8% на телеканале «Радость моя».

 Сначала только названия анимационных сериалов.

Канал «Мультимания»:

1) «Вампиры, пираты, инопланетяне — каждый день и помногу.

2) «Школа вампиров». И названия эпизодов симпатичные: «Пещера страха», «Страшное лицо»…

3) «Друзья ангелов» в этом же ряду. В этом мультсериале «…удивительные приключения самых популярных ангелов в мире. Раф, Ури, Сладкая и Мики вместе с их вечными врагами Сульфусом, Кабале, Кабирией и Гасом возвращаются в Золотую Школу — единственную земную школу волшебства – для прохождения следующего этапа обучения, чтобы стать настоящими хранителями душ простых смертных».

4) «Дракончик», «Джейн и дракон» как отдельные мультсериалы и множество других дракончиков.

Канал «Kids Co»:

1) «Отряд «Дино». Это про то, как пятеро старшеклассников во время похода попадают в странный ил и приобретают способность превращаться в динозавров.

2) «Сабрина». Хороший мультсериал, ничего необычного,  кроме того, что  у двенадцатилетней Сабрины Спеллман есть большой секрет: она наполовину обычный человек, а наполовину, знаете ли, ведьма. Такой вот детский мультсериал.

А есть просто милые мультики с симпатичными названиями. Например, «Жирный пёс Мендоза».

Есть анимационные сериалы с персонажами загадочными.

Анимационный сериал «Нед и Ньютон». Нед — это мальчик. А Ньютон – пребольшой синего цвета зубастый монстр. Весело.

Канал «Детский». Всего лишь «Огненные драконы». На общем фоне – ничего страшного. Драконы…А еще «Импи-суперстар». Это динозавр.  Есть еще «Охотники на драконов», но это уже телесериал. Анонс вот такой: «На волшебную страну напали огнедышащие драконы. Они сжигают деревни, едят свиней и коров, воруют юных девушек. Лиан-Чу, Гвиздо и Гектор решили показать драконам, кто тут главный... Возрастное ограничение: 6+».

Канал «TiJi». Французский канал для самых маленьких. По замыслу его создателей он должен помогать самым юным зрителям:

«развивать воображение и учиться новому;

расти в атмосфере тепла, доброты и дружелюбия;

делать открытия и познавать новое каждый день;

учиться терпению, доброте, уважению к окружающим, бережному отношению к природе, к братьям нашим меньшим и к собственному физическому и душевному здоровью (правильное питание, распорядок дня, умение справляться с эмоциями)».

Учить справляться с эмоциями зрителям помогают:

— СамСам — красного цвета существо с рожками;

— персонажи мультсериала «Мистер Мэн» — маленькие разноцветные монстры. Зато веселые…

— Тод — вроде бы ребенок, но синий и без носа.

Канал «Nickelodeon». Здесь все куда разнообразнее.

1) «Робот и монстр». Мультсериал. Робот — желтое существо с буквой «R» на животе, а монстр — лиловое существо с большим ртом и рогами.

2) «Клуб «Винкс». Мультсериал. Здесь — всего-навсего феи.

3) «Дэнни-призрак». Действительно, призрак, хотя  и четырнадцатилетний мальчик. Просто «в результате несчастного случая в лаборатории отца-ученого Дэнни стал полупризраком, получеловеком. С тех пор он заряжен суперсилой и каждый день попадает в захватывающие ситуации, сражаясь со злыми духами, врывающимися в мир людей из Призрачной Зоны».

И вот такое сражение со злыми духами идет почти на каждом детском телеканале при весьма вольном переводе на русский. Так что выходит: православный канал «Радость моя» светских журналистов настораживает, а рогатые воспитатели для малышни и «сражение со злыми духами» — следствие рационалистического гуманизма?

Вот такая невеселая социология получается.

Сегодня главным является  «pынок»  обpазов. Даже такой товаp,  как автомобиль, сегодня есть, пpежде всего,  не сpедство пеpедвижения, а обpаз, котоpый пpедставляет его владельца. Рынок обpазов диктует свои законы, и их пpодавец (телекомпания) стpемится пpиковать внимание зpителя к своему каналу. Если это удается, он беpет плату с остальных пpодавцов, котоpые pекламиpуют свои обpазы чеpез его канал.

Мне очень страшно, что даже на российских детских каналах идут программы либо закупные, либо сделанные по лицензии. Неужели в Росси нет специалистов в области детского ТВ? Или то, что происходит…  кому-то нужно? Нужно с самого детства развращать наших детей, лепить из них не образ Божий, а пустоголовую куклу Барби, поменять им все ориентиры и установки на безнравственные нормы жизни.

И опять мне могут возразить, что и Барби, и все эти мультики идут в других странах, что их смотрят дети Америки и Европы. Пускай! Но мы-то живем в РОССИИ! У нас другая культура, другие ценности.

ЧТО ДЕЛАТЬ? 

1. Я думаю, что в сложившейся ситуации на ТВ просторах необходимо строго регламентировать в процентном соотношении присутствии в открытом доступе ( то есть незакодированном сигнале) программ и каналов иностранного производства по соотношению к программам и каналам российского производства.

2. Обеспечить грантовой поддержкой российских производителей детской ТВ продукции: в первую очередь – просветительских, культурных и образовательных программ.

3. Установить первоочередное право вхождения российских детских каналов на безвозмездной основе в крупные кабельные сети страны.

4. За право вещания иностранных детских каналов на территории России ввести   пошлину, которая могла пойти бы на развитие и поддержку российских производителей детского ТВ контента.                                   

    ЭПИЛОГ 

Сегодня я точно знаю, куда уходит детство. Нехорошие  люди превращают его в звонкую монету, которой России придется расплачиваться очень скоро.

Марина Юрьевна Шраменко, 

академик Международной академии телевидения и радио, лауреат премии Правительства России, генеральный директор телеканала «Радость моя»

Другие статьи номера
Православный календарь