Поиск по архиву

Научно-методический сборник "Православие, культура и образование. XXI век". Выпуск 3

К проблеме преподавания Основ Православной культуры в общеобразовательной школе

Вопрос о преподавании «Основ православной культуры» (ОПК) в общеобразовательной школе на сегодня является одним из животрепещущих в нашем образовании. Это обусловлено тем, что курс ОПК направлен на формирование мировоззрения школьника, которое, по определению Большого Энциклопедического словаря, представляет собой «систему обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности»1. Следовательно, проблема формирования мировоззрения школьников, которые «сегодня, по словам Василия Александровича Сухомлинского, дети, а завтра – народ», как никогда актуальна в контексте поиска современным обществом объединяющей национальной идеи.

Из вышеприведенного положения вытекает проблема идеологизации образования, которая является одним из самых спорных мест в современной педагогике. Это происходит вследствие того, что, на волне борьбы с советской идеологией, с конца 90-х годов в России неофициально воцарилась либеральная идеология, являющаяся приоритетной в осуществлении почти всех функций государства, в том числе и  образовательной.

На протяжении многих лет в отечественном образовании  главенствовал личностный подход, возводящий развитие личности человека, создание  автономного мироздания ребёнка безусловной, высшей целью педагогической деятельности. Целью такого образовательного подхода является формирование личности нужной и полезной обществу. Это совершенно верное положение рождает ещё один вопрос: «Полезной какому обществу?» Попробуем далее ответить на него. 

Современное российское общество всё более и более становится обществом информационным и потребительским. Поэтому на современном этапе его развития всё большее значение приобретает киберпедагогика, направленная на большую самостоятельность и информированность школьника. Киберпедагогика вбирает в себя такие мезофакторы воспитания, как СМИ, глобальное пространство интернета, сети компьютерных игр и пр. Наряду с неоспоримыми положительными моментами, такими как доступность источников, возможность виртуального обучения у лучших педагогов мира, посещение музеев, библиотек, в  киберпедагогике присутствуют и отрицательные моменты.

Так, психологическое исследование, проведенное Верой Васильевной Абраменковой, показало, что за короткий срок (последние 8-10 лет) в ориентациях семилетних школьников произошли серьезные изменения. Экран как абстрактный взрослый породил квазиотношения ребенка к семье и социуму, лишил его полноценного диалога. Экранная «культура» оказала непосредственное влияние на развитие индустриального производства товаров для детей (одежды, игрушек, видеопродукции и др.) низкопробного качества, появление в ряду сказочных персонажей «оборотней» (традиционно «добрых» персонажей, творящих зло, и наоборот), образцов игрушек, которые, вместо того чтобы «сеять разумное, доброе, вечное», изображают выходцев из преисподней. Одним из таких образов можно смело назвать Шрека, представляющего из себя милого людоеда с большими кулаками. Шрек, уже завоевавший экраны кинотеатров и телевизоров, смотрит на нас с суперобложки электронной игры «Шрек-3», лейтмотивом которой являются изменённые слова Евангелия: «Да приидет царствие его». Создатели таких игр, по мнению учёных В.В. Абраменковой и В. И. Слободчикова, используют архетип2 чудовища, при содействии которого у играющих формируются любовь к безобразному, демонизация сознания. Результатом демонизации сознания является массовое разрушение моральных принципов общества и становление аморального поведения как нормы.

Еще одно направление демонизации сознания — засилье рекламных образов. Французский философ искусства Филипп Серс называет их иначе: он говорит о противопоставлении образу иерографическому  образа порнографического. Иерографический образ (от греческого hieros - священный) — это образ онтологический, утверждаемый из-за границ мира, строящийся на связи этого и иного, где иной – Творец и Создатель, являющий в образе существо вещи.

Порнографический образ (от греческого  pèrnimi – продавать) тоже строится на связи – но на связи в плоскости автономного мира, на связи между одним и другим, и в нем выявляется, соответственно, лишь то, что может связать его с этим другим, не заинтересованным в вещи самой по себе, но лишь в вещи в отношении к себе. Иерографический образ – то, что вещь есть. Порнографический образ, ничего не говоря о том, что вещь есть, показывает то, что есть у вещи. То, что есть у вещи с точки зрения потенциального потребителя. Порнографический образ вычленяет атрибуты вещи, предназначенные для потребления, прикрывая то, что для потребления не предназначено (этим прикрытием непотребляемого порнография отличается, например, от обнаженной натуры). «Порнографический образ, - пишет Татьяна Александровна Касаткина, – это единственный образ, возможный в плоскости автономного мироздания, потому что единственный смысл, существующий в этой плоскости – это потребительский смысл» (Касаткина Т.А. Учебное пособие по курсу «Религия, культура, искусство». [Электронный ресурс]:. Путь доступа: http://www.verav.ru/common/magazin.php?num=5).

Как пример торжества порнографического образа в сознании современного российского общества можно привести акцию, прошедшую в универсаме SPAR города Коломны. Суть которой в призыве: «Разденься до трусов и унеси всё, что сможешь». Желающих было хоть отбавляй. Фирма «Евросеть» пошла ещё дальше: за самый дешевый мобильный телефон людям предлагалось обнажиться и в таком виде на глазах сотен зрителей получать свой приз. Следует сказать, что последняя акция проходила в День дурака.

Краткий опрос зрителей интернета о роликах, содержащих видеорассказ об этих акциях, дал интересный результат — большинство зрителей сказало: «Я бы так не сделал, но считаю это нормальным» («Пробил приличия броню вульгарный шопинг в стиле ню». газета Комсомольская правда. [Электронный ресурс]: -  Режим доступа к док: http://www.kp.ru/daily/24393.3/570557/). Таким образом, мы реально наблюдаем перманентно-имплицитную демонизацию сознания общества, выражающуюся в массовом разрушении моральных принципов и становлении аморального поведения как нормы. (Вспомним хотя бы акции кощунниц из «Пусси Райт» и отношение к ним либеральной прослойки общества, фильм «Невинность мусульман», карикатуры на исламские святыни и пр.)

Свой вклад в демонизацию сознания школьников вносят, к сожалению, и институты образования в лице как общеобразовательных школ, так и учреждений дополнительного образования. Рассматривая современные воспитательные формы, можно говорить о положительных сдвигах в сфере применения традиционных форм воспитания в сфере патриотического и нравственного воспитания. Основой содержания таких форм являются образы:  Родина, герб, гимн, флаг, родители, друзья и др.

Но в области духовного воспитания пока наблюдается засилье западных воспитательных форм, основание которых составляют чуждые русской традиционной духовности художественные образы. К таким формам можно отнести: бодиарт (дети, посредством раскрашивания и нанесения символов, придают своим телам противоестественный, отталкивающий вид и ходят так целый день), День балБЕСА (или День дурака) — содержательным центром такой воспитательной формы является превращение ребёнка в гендерного оборотня: девочки переодеваются в мальчиков и наоборот и выполняют не свойственные им функции. На волне увлечением игрой «Мафия» в некоторых детских оздоровительных лагерях появляются дни киллера! Я думаю, что комментировать это даже не стоит, так как ставить перед ребёнком цель — убить своего ближнего, прилагая к этому массу стараний и получая за это вознаграждение — это антипедагогично. А всё это становится возможным вследствие демонизации сознания детей, апофеозом которой является праздник Хеллоуин. Костюмы для Хеллоуина основаны на темах колдовства и его образах в кинематографе и литературе. Особенно популярны наряды ведьм, магов, колдунов, вампиров, покойников. Традиционные цвета Хеллоуина — ярко-оранжевый, кровавый и фиолетовый. Существуют два педагогических подхода к пониманию Хеллоуина.

• Православно-ориентированный. В нём этот праздник рассматривается как связь между древним язычеством и современными «порнографическими» традициями, которые можно проследить по костюмам участников этого действа. Мифы культа Гекаты (в древнегреческой мифологии богиня ночи, властительница мрака, привидений, чудовищ, ночных видений и чародейства), перенятые кельтскими оккультистами, имеют свое продолжение в поп-культуре, в символике и традициях.

• Гуманистическо-либеральный. Представитель этого подхода детский психолог Вера Поветкина говорит: «Надо объяснить ребенку, что Хэллоуин — это не правда, а маскарад, на котором хорошие люди хотят побыть плохими и похулиганить»3.

Приверженцы второго подхода как будто не понимают, что аморальные, порнографические образы активируют архетип ребёнка, который является регулятором его поведения. Пока архетип в неактивном состоянии, его нельзя обнаружить. Если что-то его активировало — он управляет поведением ребёнка вопреки воле и разуму. Напрямую осознать архетип невозможно, доступна лишь косвенная информация о нём, проявляемая в снах, искусстве и анализе творческой деятельности. Поэтому для осознания архетипа современного школьника и старшего дошкольника рассмотрим их творчество.

Нами было проведено исследование формирования представлений о женской красоте у девочек. Старшим дошкольницам и школьницам младших классов было предложено нарисовать рисунок «Я через 20 лет».

Рис. 1 Озаглавлен автором (6 лет, светский детский сад, не церковная семья) « Я — Супердевочка!» На рисунке присутствует некрофильская атрибутика (кофта вся в черепах). Ни о какой семье, детях речь не идёт.

Рис. 2 Автор – девочка - дошкольница (5 лет, светский детский сад, не церковная семья) Обратите внимание на непропорционально длинные ноги, которые так часто мелькают на экранах телевизоров и обложках маминых журналов.

 

Рис. 3 Озаглавлен  младшей школьницей «Я гуляю». Обратите внимание на образ девочки: распущенные волосы, «надутые» губы, поза — «хозяйка жизни». В устном комментарии девочка сказала, что муж есть, но он на работе, детей нет.

Другими по содержанию будут традиционные формы духовного православного воспитания, основанные на иерографических образах. К таким формам можно отнести, например, паломничскую поездку или Рождественский спектакль.

 В паломничестве дети встречаются с благочестием, духовностью, мужеством предков, выраженных в архитектуре, музыке, иконописных образах. В спектаклях на религиозную тему дети сами входят в образы Ангелов, пастушков, волхвов, свидетелей Рождества Христова, становятся христославовами и дарят через свою игру радость не только родным и близким, но и всем пришедшим на представление (рис. 4). А потом ходят по домам больных и одиноких прихожан, возвещая Евангелие, т.е радостную весть. Участие в таких мероприятиях сказывается на формировании положительного архетипа.

Рис. 5 Автор рисунка (ученица воскресной школы) мечтает о полной семье, себя видит мамой, учительницей. Муж — директор школы. Дети — мальчик и девочка.

Хотя над этой семьёй и собираются тучи, но, как говорится, «только в борьбе можно счастье найти…», поэтому хочется верить, что в такой семье будут носить тяготы друг друга на пути к настоящей любви.

Что касается непосредственно положительного влияния преподавания ОПК в общеобразовательной школе на формирование мировоззрения старших школьников, то здесь хотелось бы привести следующие факты, основанные на наших исследованиях.

1. Вначале приведём результаты исследования личностного роста, которое проводилось в 2008 году среди старших школьников, посещавших православные учреждения дополнительного образования (ДПЦ, детско-юношеское общественное объединение православных скаутов и другие, в которых проводилось религиозное образование), и школьниками, посещавших УДО, в которых не проводилось религиозное образование. Всего в исследовании приняли участие около 150 школьников.

Для диагностирования личностного роста школьников нами был использован опросник авторов Григорьева Д.В, Кулешовой И.В и Степанова П.В — «Личностный рост» для учащихся 9—11-х классов", в котором авторы понимают личность как человека, «…свободно и ответственно определяющего свое отношение к миру, к людям, к самому себе», т.е. человека со сформированным мировоззрением, показателем которого будет духовно-нравственная свобода его выбора.

Говоря о мировоззрении, нужно сказать и о том, что свобода выбора непосредственно связана со смысловой сферой, несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик. Духовность, как личностная черта имеет атрибутивный характер (она присуща всем без исключения человеческим индивидам), однако эта способность заложена в человеке потенциально и требует своего развития, поэтому мы вслед за авторами опросника понимаем личностный рост как актуализацию, развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность. Отношение же к данным объектам как к антиценностям будет свидетельствовать о регрессивном развитии личности.

С точки зрения практического осуществления нашего исследования в нем не рассматривалось отношение к таким категориям, как Истина, Добро, Красота, в силу того, что их трудно объективировать в действительности. Вследствие чего мы, приняв позицию авторов методики, понимаем, что отношения старшего школьника к той или иной ценности дает приблизительную, типизированную картину того, что стоит за ответами на соответствующую группу вопросов, выражающих тот или иной параметр ценностных ориентаций его личности. В данной методике 13 параметров, и все показатели по этим параметрам в 1-й (православной) группе лучше, чем во второй. Тем не менее, оценка устойчивости отношений, определяющих характеристики параметров личностного роста в двух группах, является положительной и в основном ситуативно-позитивной, а в первой группе по отношению к семье — устойчиво позитивной.

2. Далее приведём результаты исследования личностного роста, которое проводилось в 2011 году в одной из школ Обнинска среди старших школьников, у которых ведётся преподавание ОПК (1 группа 8 класс), и у которых не ведётся преподавание ОПК (2 группа 10 класс). Всего в исследовании приняли участие около 50-и человек. Так же, как и в первом случае оценка усточивости отношений, определяющих характеристики параметров личностного роста в двух группах, является, как правило, положительной и в основном  ситуативно-позитивной, но во второй группе по отношения «к человеку как иному» присутствует ситуативно-негативное отношение. Показатели первой группы, за редким исключением, лучше, чем у первой. Но особенно хочется обратить ваше внимание на параметр № 10, «Отношение к человеку как иному». Если у школьников, получивших знания в духе традиционного православного образования (Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет... (Пс. 145, 9.)), отношение к «другому» (иерографический образ) остаётся примерно на том же уровне, что и 4 года назад (был 4,02, стал 3,95), то в светской среде явно видна деградация. Так, если в 2008 году показатель был 2,8, то в 2011 стал (-7,85)! Т.е. ухудшился почти в 3 раза! Это положение особенно тревожно в свете недавнего телевизионного интервью главы Администрации Обнинска Александра Александровича Авдеева, в котором он сказал, что, по официальным данным, приезжие из ближнего зарубежья на сегодняшний день составляют 10% жителей Обнинска. Не буду больше распространяться на эту тему, скажу только, что одним из путей разрешения конфликтов на почве нетолерантности, по нашему мнению, является выработанная в течение тысячелетия религиозно-культурная православная традиция Соборности, на которой базируется весь курс ОПК. Именно идея Соборности, означающая свободное единение свободных личностей на основе их любви друг к другу, к семье, к народу, к малой и большой Родине, к абсолютным ценностям, и основанная на ней педагогическая деятельность, имеющая своей целью содействие в восхождении школьника к абсолютному Идеалу посредством приобщения его к традиционным ценностям, по мысли Виталия Александровича Сластёнина, может объединить педагогов и учащихся в их осознанном, свободном стремлении к духовно-нравственному возрождению России. «Без высшей идеи (Соборности) не может существовать ни человек, ни нация,- пишет Виталий Александрович. Идея, являющаяся своего рода «нормой всех норм» и выступающая связующим звеном между системой базовых ценностей и Идеалом, оказывается доминантой духа человеческой общности» (Сластенин В.А. Национальная идея как феномен православной педагогической культуры. [Электронный ресурс]: . Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=20). Таким образом, появляется высшая идея для осуществления воспитания в рамках русской культуры, это идея соборного воспитания, направленного на достижение живого Идеала, с которым может быть установлена личная обратная связь (одно из толкований термина «религия»: от «лигас» — связь, «ре» — обратная), «…когда будет выбрано, принято, уверовано — Кто есть Истина, в отличие от холодно-рационального что есть истина». Такая связь может осуществиться только в случае свободного выбора субъекта. Свт. Григорий Богослов пишет по этому поводу: «Детовождение (педагогика) — всего более соблюдает свободу. Ибо тайна спасения – для желающих, а не для насильствуемых» (Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского Т. 1.- М., 1843.-стр. 312). При этом спасение в Православии, по мысли преподобного Симеона Нового Богослова, понимается как «…избавление от всех зол и вечное обретение в Боге всех благ, дарующее вместо смерти — жизнь, вместо тьмы - свет, вместо рабства страстям и постыднейшим деяниям - совершенную свободу всем соединившимся со Христом, Спасителем всех, которые обретают тогда всякую радость, всякое блаженство и всякое ликование» (Божественные гимны Преподобного Симеона Нового Богослова. Сергиев Посад. 1917. Стр.77.).

При этом нужно помнить, что достичь Спасения может только человек, у которого сформировано православное мировоззрение, в основе которого, по мысли святителя Луки Войно-Ясенецкого, «… лежит светлый взгляд на жизнь. Христианство есть религия жизнеутверждающая, призывающая людей к свету и совершенству. Христианская мораль — мораль становления человеческой личности возрождаемого человека. В основе христианской морали лежит учение Христа о любви к человеку. Наивысшим проявлением нравственности, согласно учению Христа, является готовность спасти человека: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13)» (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Глава шестая Христианское учение о любви к человеку. [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://svt-luka.prihod.ru/users/69/1101269/editor_files/file/Svjatitel’%20Luka%20_Vojno-Jaseneckij_%20Nauka%20i%20religija.pdf).

В заключение следует ответить ещё на один вопрос: неужели нельзя сформировать правильное мировоззрения через другую христианскую традицию, скажем, через католичество. "Нет!"- твёрдо отвечают св. отцы. Так свт. Игнатий Брянчанинов пишет, что уход от святоотеческого учения привел учителей и подвижников Западной Церкви «…в гибельную тьму ереси. Они тотчас влекутся и влекут читателей своих к высотам, недоступным для новоначальнаго, заносятся и заносят. Разгоряченная, часто иступленная мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют никакого понятия. Эта мечтательность признана ими благодатию. Известно всем, какими преступлениями, какими потоками крови, каким поведением, решительно противохристианским, выразили западные фанатики свой уродливый образ мыслей, свое уродливое чувство сердечное» (Свт. Игнатий Брянчанинов. О чтении духовных книг соответственно своему положению. Письмо 221 (315, 46). [Электронный ресурс]: . Режим доступа: http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=608). Это душевно-сердечное чувство противоположно духовности, так как, по святоотеческому учению, питается кровью и нервами, приводимыми в движение многими страстями: и гневом, и сребролюбием, и сластолюбием, и тщеславием.

В заключение следует сказать, что дальнейшее профанирование идеологических вопросов в современном отечественном образовании может привести к формированию мировоззрения нашего подрастающего поколения, сходного с мировоззрением украинских детей — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не дай Бог!

Сергей Иванович Абрамов, 

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общей педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, религовед

 

Другие статьи номера
Православный календарь