Научно-методический сборник "Православие, культура и образование. XXI век". Выпуск 3
Предмет "ОРКиСЭ" — новый ресурс духовно-нравственного воспитания
Ваше Высокопреосвященство,
уважаемые коллеги, дорогие отцы, братия и сестры!
Принятый закон «Об образовании в Российской Федерации» на фоне происходящих изменений в школе обусловливает действительно качественно новый статус Церкви и других традиционных конфессий в сфере образования.
Законодательно-правовые основы нравственного воспитания детей и молодежи в контексте традиционной религиозной культуры созданы, есть все необходимые внешние условия для развития модели непрерывного православного образования, о которой неоднократно говорили в своих выступлениях Святейший Патриарх Кирилл и Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский Меркурий.
Сегодня часто в словосочетание духовно-нравственное воспитание вкладывается совершенно иной смысл, чем это изначально определено православной традицией, понимающей под словом духовность, в первую очередь, опыт и возможность общения с Богом, основанные на соблюдении нравственных норм, сохраненных Священным Преданием. Это не исключает воспитания патриотизма, эстетических чувств, интеллектуального развития, но отнюдь не ограничивается этим и к этому не сводится. В этой связи было бы неправильно рассматривать «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) как современную альтернативу отжившей идеологической составляющей, призванной обеспечивать стабильность существующей политической системы.
При всей успешности организации преподавания основ Православия в школах Российской империи или религии в школах Европы и Америки эти воспитательные модели созданы в иных исторических условиях и не могут быть в полноте приняты в современной России. К тому же есть и тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что даже в самых благополучных странах Европы, где преподавание религии в общеобразовательных учебных заведениях не прекращалось, как в нашей стране, в связи безбожным режимом, число школьников, желающих изучать в школе религиозную культуру, неуклонно уменьшается.
Самое время не только говорить, но готовить по-настоящему инновационные учебники, церковных специалистов, педагогов-профессионалов для работы и служения в сфере образования. Это обеспечит долгоденствие христианской цивилизации и жизнеспособность традиционных духовно-нравственных ценностей. Возможным вариантом отказа от шаблонов, предлагаемых глобалистскими проектами, может стать создание национальной модели религиозного образования. Главный принцип национальной модели религиозного образования – связь живого православия, идеала христианской святости и образовательного процесса.
Есть определенные формальные критерии, по которым можно идентифицировать складывающуюся в России модель духовно-нравственного воспитания как уникальную и обещающую быть эффективной.
Главная составляющая – живой религиозный опыт и люди, являющиеся носителями христианской традиции. Это отправная точка, без которой самые правильные предметы утрачивают свою духовную самостоятельность, становясь лишь элементами современной массовой культуры.
Учебники и учебные программы, сохраняющие связь с современностью и ориентирующиеся на Священное Предание, должны иметь доброе свидетельство от внешних светских специалистов, профессионалов в области психологии и педагогики и внутрицерковную рецепцию.
Министерством образования и науки Российской Федерации в настоящее время отрабатывается процедура экспертизы учебников и учебных программ для включения их в федеральный перечень. По каждому направлению образования будут привлекаться профильные эксперты или экспертные организации. В случае с «Основами православной культуры» в «Основах религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) – это Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Еще одна сущностная составляющая – учителя, живущие церковной жизнью, стремящиеся к исполнению Заповедей. Новым законом «Об образовании» предусматривается процедура добровольной общественной аккредитации для педагогов, готовящихся преподавать или преподающих предметы по религиозной культуре. Есть программа бакалавриата «Культура конфессий». По обоим направлениям ведется работа: в первом случае – это отработка подзаконных актов, во втором – апробация экспериментальной программы подготовки педагогов, специализирующихся на преподавании того или иного предмета, блока предметов по религиозным культурам и этике.
Третий принцип — организация образовательного процесса, в котором принимают непосредственное (важно, что заинтересованное) участие родители учащихся или законные представители учащихся.
В курсе ОРКСЭ воспитание начинается еще до непосредственного начала занятий по темам – с правильной организации и соблюдения процедуры выбора модуля в рамках курса. На начальной стадии — это и свобода мировоззренческого выбора, и ответственность родителей перед Богом и обществом за своих детей, и исповедание веры, т. е. залог правильной реализации дарованной Богом человеку свободы. В чем-то предметная область ОРКСЭ сегодня уже история. Подведены итоги апробации. Организованы курсы переподготовки педагогов, разрабатываются интересные инновационные учебники. Прошел первый год штатного повсеместного преподавания. Согласованы позиции участников. Сняты опасения межконфессионального непонимания, завершены организационные мероприятия. Намечены перспективы изучения религиозной культуры на основной ступени общего образования, согласованы планы долгосрочного развития темы духовно-нравственного воспитания до школы, в школе и в вузе.
На фоне первостепенной значимости перечисленных задач формулирования и обеспечения адекватной формы новой для отечественной школы предметной области духовно-нравственного содержания более четко формализуются и задачи курса. Задачи – сугубо воспитательные, реализации которых подчинены все организационные мероприятия. Своей разноплановостью они подчеркивают комплексный характер курса. Воспитывается не только ученик, но и родители, и педагоги, вовлечены в этот процесс представители конфессий и органов управления образованием.
В настоящее время речь идет о поиске приемлемого варианта совместного согласованного ответа на вызов времени в сфере межконфессионального диалога, подготовки педагогов, разработки учебно-методического обеспечения предметов по религиозной культуре и этике. Адекватный ответ современным образовательным требованиям предполагает, в первую очередь, тщательный отбор и отработку содержания с тем, чтобы сохранить заинтересованность обучаемых и их родителей в продолжении и углублении знаний по предметам духовно-нравственного содержания, реализовать воспитательный потенциал различных религиозных культур в созидании межконфессионального мира, воспитании любви к Родине и патриотизма. Все это важные составляющие традиции. Образовательные учреждения, институты власти и традиционной духовности в вопросах воспитания – это, в первую очередь, взаимные обязательства и общие интересы в построении единой воспитательной системы.
Предметная область ОРКСЭ предполагает новый взгляд на образовательный процесс как на поле взаимодействия педагогов, детей, родителей, религиозных конфессий, светских и духовных учебных заведений, в итоге – его качественное преобразование. Такая работа требует уже сейчас настоящей мобилизации среди духовенства и православных педагогов, а также тех, для кого работа в области духовно-нравственного воспитания сегодня является призванием или в перспективе таковой должна стать.
На 1 сентября 2013 года выбор учебных модулей курса ОРКСЭ по Российской Федерации в целом остался без изменений, по сравнению с предыдущим учебным годом. Напомню, что «Основы светской этики» выбрали 557 507 обучающихся (42,7 процента); «Основы православной культуры» - 428 955 обучающихся (31,7 процента); «Основы мировых религиозных культур» - 286 050 обучающихся (21,2 процента); «Основы исламской культуры» - 54 275 обучающихся (4 процента); «Основы буддийской культуры» - 4 996 обучающихся (0,4 процента); «Основы иудейской культуры» - 690 обучающихся (0,1 процента).
В целом эти показатели можно охарактеризовать как объективные, однако по некоторым регионам соотношение могло бы быть совершенно иным. Там, где процедура выбора была соблюдена и дети в согласии с родителями получили возможность изучать любимую или интересующую их религиозную культуру, развитие преподавания ОРКСЭ – свидетельство того, что органы исполнительной власти, образовательные учреждения, родительское сообщество в сотрудничестве с представителями Церкви правильно оценили главную задачу курса — воспитание свободной личности, укорененной в культурных и религиозных традициях своей семьи и народа. В тех регионах, где этого не произошло, и был избран путь наименьшего сопротивления, проценты выбравших конфессиональные модули, в том числе ОПК, свидетельствуют сами за себя:
Анадырская (г. Анадырь) – 2,6%, Барнаульская (г. Горно-Алтайск) – 16%, Казанская (г. Казань) – 0%, КБР 0% ОПК, 0% ОИК, Котласская (г. Котласс) – 10%, Кызыльская (г. Кызыл) – 2%, Мурманская (г. Мурманск) – 3,5%, Петрозаводская (г. Петрозаводск) – 10%, Сыктывкарская (г. Сыктывкар) – 7%, Улан-Удэнская (г. Улан-Удэ) – 8%, Уфимская (г. Уфа) – 0,5% (ОПК) 3,6 % (ОИК), Южно-Сахалинская (г. Южно-Сахалинск) – 3%.
В этой связи хотелось бы отметить, что отсутствие альтернативы при выборе модуля сегодня фактически является нарушением нового закона об образовании, и если еще имеет место в ряде регионов, то находится в противоречии с основными принципами нравственного воспитания и перспективами развития курса.
Гибкость национальной модели религиозного образования призвана обеспечить взаимопонимание между всеми ее участниками, включая представителей органов власти и религиозных конфессий, заинтересованных в правильном нравственном воспитании детей и молодежи, а также готовность к постоянной корректировке учебно-воспитательного процесса в зависимости от возникновения новых угроз или быстро меняющихся общественных условий.
В 2011 г. Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий предложил вариант поэтапного перехода к преподаванию религиозных культур и этики, начиная с первого класса школы и до последнего. В настоящее время в соработничестве с Министерством образования и науки РФ разрабатывается дорожная карта, план мероприятий по данному направлению.
С учетом активного участия Церкви в разработке подзаконных актов нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», реализации норм этого закона, включающего главу 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, особенности получения теологического и религиозного образования», посвященную институализации различных форм и методов получения знаний о Православии сегодня, нет поводов для того, чтобы говорить об отсутствии предпосылок для развития в России не только непрерывной самобытной системы духовно-нравственного воспитания, но и для поступательного экономического и духовного возрождения.
Герман Васильевич Демидов,
заведующий сектором основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви