Поиск по архиву

Научно-методический сборник "Православие, культура и образование. XXI век". Выпуск 3

Нормативно-правовое обеспечение духовно-нравственного воспитания детей и молодежи(федеральный, региональный, муниципальный уровни)

Ваше Высокопреосвященство, уважаемый владыка Климент!

Уважаемый Анатолий Дмитриевич!

Уважаемые участники Чтений!

Ежегодные Богородично-Рождественские образовательные чтения — событие важное и знаменательное для нашей области, для педагогического сообщества, для всех православных жителей региона.

Чтения пронизаны ценностями единения и согласия, искреннего человеческого и общественного служения, а их проведение является ярким примером развития плодотворного диалога Русской Православной Церкви и гражданского общества, сотворчества и соработничества в делах добра, милосердия и просвещения. Такое взаимодействие имеет огромное значение для гармоничного воспитания и образования подрастающего поколения. Хочу особо отметить, что служение Русской Православной Церкви, ее духовное наставничество, огромный исторический опыт здесь не просто востребованы, а поистине уникальны и незаменимы. Вместе с педагогами Церковь содействует процессу развития отечественного образования и школьного воспитания.

28 августа состоялся образовательный форум педагогов Калужской области, на котором обсуждался вопрос воспитания подрастающего поколения. Полностью солидарен со словами Губернатора области Анатолия Дмитриевича Артамонова, сказанными на форуме, что «любые материальные вложения в систему образования окажутся неэффективными, если не будут работать нравственные и духовные аспекты образования». Когда мы в январе 2011 года провели форум «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Калужской области», то не ожидали, что это вызовет такой положительный резонанс. Именно по итогам форума был создан Координационный совет по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области. Сейчас такие же Советы создаются в муниципальных районах области. Конечно, в школе, наравне с семьей, ребенок узнает нормы поведения, основы морали, формирует свою гражданскую позицию. Но вопрос заключается в том, какие именно образцы поведения он копирует. Далеко ходить не надо — включите вечером телевизор.Педагоги, работники образования говорят, что они сами и родители детей теряются, на каких примерах и образцах воспитывать наших детей. В этой связи одной из важных и обсуждаемых новаций последнего времени стало введение учебного комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В сентябре прошлого года началось повсеместное его преподавание в четвертых классах средних учебных заведений России. Удивительно, но  модуль «Основы православной культуры» оказывается интересен не только педагогам и детям, но и родителям. Уже сейчас можно сказать, что одним из важнейших результатов преподавания этого нового курса стало то, что дети, родители, учителя начали обсуждать его содержание, говорить друг с другом о морали, нравственности, духовности, о человеческой жизни и социальных отношениях. «Основы православной культуры», как впрочем, и другие модули, входящие  в учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», являются важным компонентом школьной  системы духовно-нравственного  воспитания  и развития. Значение духовно-нравственного воспитания  подрастающего поколения невозможно переоценить. Русский мыслитель славянофил Иван Сергеевич Аксаков более ста лет назад пророчески писал: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, становится регрессом, цивилизация завершается одичанием, свобода — деспотизмом и рабством». Таков православный ответ на центральный вопрос современности: почему человечество на рубеже третьего тысячелетия приближается не к триумфу полного благоденствия на земле, а с поразительным ускорением — к нравственной деградации.  Сегодня мы наблюдаем разгул  всякого рода безнравственности и открытого глумления над телом и душой человека. Далеко за примерами ходить не нужно – вспомните легализацию однополых браков, гей-пропаганду, так называемое сексуальное просвещение, оскорбление чувств верующих, ювенальную юстицию и многое другое. Идея «свободы от Бога» носит губительный характер. Сегодня становится очевидным, что нет другого выхода из современного регресса, кроме жизни по христианским заповедям, заповедям Спасителя. Это обеспечивает не только подлинную свободу отдельного человека, но и прогресс всего человечества. Особенно тревожно за неокрепшие души наших детей. Отказ от практики вмешательства в духовную сферу общества не должен означать отказа государства от регулирования этой сферы жизни. Причем не просто регулирования, но организации многостороннего партнерского взаимодействия всех социальных институтов, вовлеченных в этот процесс: семьи, образования, воспитания, культуры и Русской Православной Церкви.

Дело воспитания подрастающего поколения — это дело всех нас: родителей, педагогов, священнослужителей, государственных людей. Задача власти заключается в обеспечении законодательной, организационной и моральной поддержки духовно-нравственного воспитания нашего подрастающего поколения. Несомненно, учителю принадлежит одна из ключевых ролей в воспитании наших детей. Особого внимания и отношения заслуживают квалифицированные педагоги, которые вкладывают в свою профессию не только знания, навыки, но и свою душу, которые с особым вниманием относятся к своим ученикам и воспитанникам. Чтобы сохранить в школах лучших педагогов, необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов. Какова же сегодня нормативная правовая основа организации воспитания в образовательных учреждениях?

Приоритетами законотворческой деятельности, регулирующей систему  воспитания подрастающего поколения в Калужской области,  являются, с одной стороны, нормативные запреты, обеспечивающие информационную и духовную безопасность детей и молодежи, защиту детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе  профилактика вовлечения детей и молодежи в деятельность  экстремистских организаций; с другой — создание нормативных и правовых условий формирования культуры межнациональных отношений,  воспитание в духе  традиционных семейных ценностей, трудовой этики. Особое внимание мы обращаем на вопросы патриотического воспитания. Безусловно одно: в основе запретов и  регулирующих воздействий лежат духовно-нравственные ценности Православия.

В настоящее время на федеральном уровне основным законом, регулирующим религиозное образование и духовно-нравственное развитие и воспитание, является принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В частности, статья 87 называется «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования». Особо хочу отметить норму этого закона пункт 2, что «выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся». То есть выбор того или иного модуля — дело добровольное. И это важно.

Другим основополагающим документом, регулирующим духовно-нравственное развитие и воспитание,  является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, методологическую основу разработки и реализации которого составила «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Если подходить более широко, то при определении содержания воспитательной деятельности необходимо руководствоваться следующими федеральными и региональными законами. Это, прежде всего,  Федеральные законы «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

На региональном уровне нами приняты Законы Калужской области «О патриотическом воспитании в Калужской области», «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию». Утверждена долгосрочная целевая Программа «Патриотическое воспитание населения Калужской области и подготовка граждан к военной службе на 2011-2015 годы». Следует отметить, что и на уровне муниципалитетов приняты целевые программы  патриотического воспитания. В Дзержинском районе утверждена муниципальная программа «Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи на 2011-2015 годы». Эта программа заслуживает внимания, так как предполагает участие молодежных отрядов в благоустройстве территории православных храмов, экспедиции учащихся  в рамках церковного краеведения. Следует отметить еще одну муниципальную программу, которая впервые была разработана в 2005 году. Периодически эта программа корректируется в соответствии с результатами реализации муниципального проекта по развитию культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры и новыми нормативными документами: «Духовно-нравственное воспитание населения Боровского района на 2009-2011 гг.». Реализация данной программы показала, какой большой воспитательный потенциал она имеет. Необходимо изучить опыт реализации  данной программы и, возможно, создать рабочую группу по подготовке областной программы. В настоящее время в большинстве регионов приняты различные нормативные правовые акты, регулирующие сферу духовно-нравственного воспитания. В Тульской области утверждена долгосрочная целевая программа «Организация духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Тульской области на 2012-2016 годы». В Костромской области реализуется областная целевая программа «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области, на 2012-2015 годы». В Белгородской области действует долгосрочная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области на 2011-2013 годы». Такие же программы утверждены в Курской, Тамбовской, Ростовской  областях, Краснодарском крае и других регионах. Одна из задач данных программ — это необходимость поддержки организаций, проповедующих традиционные культурно-исторические ценности, о чем многократно говорил Президент Российской Федерации. Кстати, возможность принятия нормативного правового акта, регламентирующего правоотношения в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на территории Калужской области, обсуждалась в этом году на заседании Экспертного Совета при Законодательном Собрании. Эксперты единогласно поддержали высказанные предложения о разработке долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Калужской  области».

Еще на одном аспекте хотел бы остановить ваше внимание. Депутаты Государственной Думы создали Межфракционную группу по защите христианских ценностей. Они считают, что в законодательстве должно появиться понятие «нравственная оценка законотворчества». Об этом говорится в отчетном материале Олега Ефимова, ответственного секретаря Межфракционной депутатской группы в защиту христианских ценностей, по итогам встречи в Государственной Думе, прошедшей в рамках Рождественских образовательных чтений. Думаю, что нам стоит присмотреться к деятельности этой группы депутатов и, возможно, создать такое же надпартийное объединение депутатов в нашем Законодательном Собрании.

Уважаемые друзья! Сегодня за решением, казалось бы, прикладных, приземленных вопросов  нельзя забывать главного. Мы с вами объединяем усилия в деле духовно-нравственного возрождения Отечества. России, нашей благословенной Калужской земле нужно преодолеть множество современных угроз и, прежде всего, нравственный и правовой нигилизм. Спасибо за внимание!

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь