Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Лариса) 5 декабря 2012г. Здравствуйте, Батюшка! Могу я получить Ваше благословение на Соборование Рождественским постом? Можно ли собороваться без предварительной исповеди и Причастия, а причаститься после Соборования? Сколько раз лучше собороваться? У нас в храме Соборование будет каждую неделю этим постом и у меня есть возможность ходить. Благодарю. Вас.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Соборованием обычно предваряют причастие. То есть сначала соборование с исповедью, а потом (либо на следующий день, либо до конца недели) причастие. Собороваться не нужно часто. Один-два-три раза в год вполне достаточно. Можно раз в Рождественский пост и раз в Великий. Благословение на соборование берется у духовника или священника, которому вседа исповедуетесь.
Вопрос (Лариса) 2 декабря 2012г. Добрый день, отче. Я не умею приготовиться к исповеди. Постоянно сомневаюсь насчет грехов - грех это или нет, говорить или не надо. За каждый грех у батюшки спрашивать не будешь. Из-за постоянных сомнений не подхожу к причастию. Хочу Вашего совета. Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Бояться не надо. Это вражье искушение. Вам нужно найти такой храм, где вам смогут уделить столько времени, сколько вам нужно - со всеми вопросами и разрешением недоумений. Обычно за этим приезжают в монастыри, где потише, чем в городах и священники посвободнее. Только заранее приготовьтесь и запишите все (и то, в чем сомневаетесь).
Вопрос (Илья) 2 декабря 2012г. Батюшка, здравствуйте. Помогите разобраться. Когда мы читаем благодарственные молитвы после Святого Причастия, то там есть три вида литургий. Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова и Василия Великого. Сколько раз не причащался в этом году, всегда читали Иоанна Златоуста. По каким дням служатся литургии Василия Великого и Григория Двоеслова? Или лучше, в какой литературе это можно найти? В календаре мне чего-то не найти, может не так смотрю или там как-то сокращено. Спаси Господи
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Именно в календаре это и надо искать. Например, откройте календарь 1/14 января и вы увидите под месяцесловом и перед указанием евангельских чтений надпись - Литургия св. Василия Великого. Литургия Иоанна Златоуста служится почти весь год. Литургия Василия Великого совершается 10 раз в году: в день его памяти (1/14 января), в навечерие праздников Рождества Христова и Крещения или в сами праздники, если они приходятся на субботу и воскресение, в 1, 2, 3, 4 и 5 воскресение Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу (на Страстной седмице). А тропарь и кондак святителю Григорию Двоеслову читается после преждеосвященной литургии, т.е. в среду и пятницу всего Великого Поста и еще в несколько других дней, когда совершается этот чин литургии (на Севастийских мучеников и Марии Египетской). 
Вопрос (Павел) 29 ноября 2012г. Благословите, отец Роман. Как правильнее: исповедоваться за день до причастия или можно совместить в один день, прочитав последование накануне? Обязательно ли причащаться на каждой литургии, на которой бываешь? И если не на каждой, то не получается ли так, что просишь у Бога Дары, а потом отвергаешь их? Необходимо ли брать благословение на то, чтобы учить псалтирь наизусть (не ставя цель выучить всю и не беря на себя никаких обязательств по поводу сроков и количества изученного)?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

По нашей (русской) традиции принято исповедоваться ближе к причастию. Если нет возможности исповедаться непосредственно перед причастием (с вечера или уже на литургии), то по благословению духовника можно исповедаться за несколько дней. Но это разрешает духовник знающий вас и вашу жизнь.

   Древние христиане причащались на каждой литургии. И сама литургия (ее последование, прошения и т.д.) так и построена, чтобы в конце ее причаститься. Все в ней говорит об этом. Потому в первые века было дико и просто невозможно представить литургию без причастников. Собственно, сама служба и была задумана ради причастия. Центр - это соединение со Христом (причащение), а все остальное чинопоследование уже вокруг этого и только для этого. Такого, как сейчас - прийти просто помолиться (постоять) не было. Все обязательно причащались.

   Другой вопрос - можем ли мы сейчас такое себе позволить? Живущие свято, конечно, могут. Но большинство нет. Фраза "Святая святым", звучащая в конце службы, может несколько извинить присутствующих и не причащающихся. Но она же побуждает их к решительным действиям в этом направлении. Ты не причащаешься, потому что не святой, так работай над собой, молись, смиряйся, чтобы соответствовать тому идеалу совершенства, к которому призывает нас Христос (Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный) и чтобы полноценно участвовать в Божественной литургии.

   Некоторые святые отцы рекомендуют причащаться как можно чаще. Но это решает лично духовник. Человек может хотеть причащаться часто, готовится для этого и, если никаких канонических препятствий нет (см. про это ответ 13.08.11. Дарья), то вполне может причащаться хоть каждый день.

    Не знаю насчет обязательности благословения для чтения псалтири. Это чтение входит в суточный круг молитвословий многих христиан. Но с благословением человек будет чувствовать себя гораздо спокойнее и безопаснее. Поэтому могу сказать, что лучше взять.

Вопрос (Илия) 28 ноября 2012г. Батюшка, здравствуйте. Помогите разобраться. Когда мы подаем записочки на проскомидию, где перед началом литургии священник вынимает частицы о здравии или об упокоении, это тоже самое, когда мы заказываем сорокоуст? Только сорокоуст 40 литургий?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Да. Сорокоуст - это 40 проскомидий подряд. Если служба проходит каждый день, как в монастырях, значит 40 литургий каждый день. После этого имя вычеркивают.
Вопрос (Денис) 26 ноября 2012г. Отец Роман, доброго дня! С момента последней исповеди и причастия прошло уже почти 2 года. За это время естественно я уже столько всего натворил, что стыдно в грехах своих стало исповедоваться. Как решиться?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Просто решиться и все. Бояться нечего. Священника вы ничем не удивите и не напугаете. Он каждый день слышит все одно и то же. Каждый священник только радуется видя людское покаяние. Стыдиться надо грешить, а не каяться. Это явный почерк лукавого, когда стыдно каяться. Перед грехом он стыд забирает, чтобы человек не боялся грешить, а после греха, наоборот, дает, чтобы воспрепятствовать покаянию и не дать человеку покаяться перед смертью. Вы знаете сколько за 2 года у человека шансов умереть? Миллион! Не лишайте же себя того небесного дара, которым одарил нас милостивый Господь. Решаемся, готовимся и в ближайшее же воскресение идем на исповедь. У вас все получится, я знаю.
Вопрос (Вадим) 26 ноября 2012г. Здравствуйте о. Роман. Скажите, можно ли исповедаться священнику в своих грехах по интернету? Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если "исповедаться" - значит излить свою душу, поделиться наболевшим (как делают и друзья, и даже незнакомые люди), то, конечно, можно. Но ради таинства и прочтения разрешительной молитвы лучше приходить в храм или, как делают во все века немощные люди, вызвать священника на дом для совершения таинства. Ведь Покаяние - это таинство. Некоторые старцы действительно отпускали грехи по письмам (т.е. через переписку). Но для этого и надо быть таким старцем. А много ли их сейчас? Ответ про виртуальное покаяние уже был. Посмотрите ответ от 26.06.11. Евгений.
Вопрос (Наталья) 18 ноября 2012г. Доброго здоровья вам! Меня интересует, как поступить правильно после родов. Когда по церковным традициям крестят ребенка и дают ему имя? Какие молитвы читают по рождению младенца? Как правильно поступить после выписки из роддома, стоит ли отказать родственникам в посещении в первые дни, может лучше дождаться 40 дней и пригласить всех на крестины? Очень жду ответа. Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

В требнике есть указание на то, что в первый день после родов священник должен прочитать три специальные молитвы при одре матери. Эти молитвы в основном посвящены матери, которой испрашивается прощение грехов, исцеление от всяких немощей и проч. На восьмой день читается другая молитва - молитва на наречение имени, посвященная уже младенцу. Сейчас имя обычно нарекают родители еще в роддоме, ввиду необходимости государственной регистрации новорожденного. Но это не отменяет прочтение этой молитвы священником. На сороковой день, когда у женщины истекает срок нечистоты, она приносит младенца в храм для воцерковления. Сейчас принято совмещать крещение и воцерковление, причем, воцерковление идет после крещения, хотя в требнике указано наоборот. Все это совершается после того, как над женщиной будут прочитаны очистительные молитвы, чтобы она могла войти в храм и участвовать в крещении своего чада. Если младенец рождается болезненным и ситуация критичная, то крещение совершается немедленно после рождения.

   Идея с приглашением всех именно на 40-ой день (после прочтения очистительных молитв и крещения младенца) видится мне более правильной. Но не нужно в категоричной форме отказывать желающим посмотреть на младенца и выразить свои пожелания матери. В принципе, никаких преград для посещения нет, кроме того, что женщина находится в нечистоте. Но это не препятствует желающим выразить свою радость и благопожелания в словесной форме.

Вопрос (Иулия) 13 ноября 2012г. Здравствуйте и благословите, отец Роман! Спаси Вас Господи за Ваши советы и за Вашу помощь! Подскажите мне еще в такой ситуации - готовлюсь к причастию, раньше постилась по 2 дня, в этот раз пощусь 3, чувствую себя не хорошо, голова сильно кружится, быстро утомляюсь, вообще больше 2 дней выдерживаю - физически тяжело, постоянного духовника у меня нет, а впереди еще и филиппов пост, боюсь, что не выдержу физически, потому что еще у меня тяжелая умственная и физическая работа и самовольно нарушить боюсь.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Физические недомогания могут быть с непривычки. По мере того, как будет появляться навык в посте, чувствовать себя начнете все более нормально и стабильно. Можно пока воздерживаться по силам, например, от мясного и молочного, а масло оставить. Вообще поститься нужно по силам. Если сил нет, то можно несколько ослабить пост, например, воздерживаться перед причастием сутки (если причащаетесь каждую неделю). Если причащаетесь раз в месяц, то можно и три дня поговеть.
Вопрос (Алла) 8 ноября 2012г. Добрый день, Батюшка! Готовимся с мужем к венчанию и возникли разногласия, т.к. информация очень разноплановая. Ответьте, пожалуйста, необходимо ли исповедаться и причаститься Страшных Тайн перед венчанием? Или можно это сделать после? С мужем живем в браке 7 лет, совместных детей нет. Предыдущие браки не венчаны. У мужа есть ребенок от первого брака. Нам по 45 лет.Чин венчания предполагается полный. Батюшка, который будет венчать, говорит, что каяться будете потом, а мне кажется, может быть я ошибаюсь, что к венчанию нужно прийти после покаяния, в том числе и исповедания греха невенчанного брака. Заранее благодарю, если ответите. И второй вопрос, Евангелие каждого дня - почему установлен именно такой порядок чтения Святого Евангелия в Церкви на каждый день? Большое спасибо за Ваши ответы.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Дело в том, что раньше таинство Венчания совершалось на Божественной литургии, на которой жених и невеста обязательно причащались. Поэтому было бы правильнее исповедаться и причаститься Святых Таин и уже после этого венчаться. Если вас будут венчать независимо от литургии, то вы можете исповедаться и причаститься в любом другом храме, а потом пойти на венчание. Для этого заранее рассчитайте время.

   Что касается Евангельского чтения, то годичный круг Евангельских чтений состоит из трех циклов: 1. Недели (воскресенья) и седмицы от Святой Пасхи до Пятидесятницы, 2. с первой Недели по Пятидесятнице и до Великого поста, и 3-й - это чения Великого поста. Этот круг складывался не за один день. Это очень долгий и медленный процесс, который проходил примерно с IV по XII века. Именно к этому времени относятся многие литургические памятники, запечатлевшие этот процесс. Например, уже святитель Иоанн Златоуст (IV век) писал о разделении литургических чтений на зачала. Но примерно до V века в практике допускалась некоторая свобода и чтения могли выбираться по желанию епископа, что, например, делал блаженный Августин. Со временем они становились все более фиксированными. Конечно фиксировалось далеко не все и многое сохранялось через предания. Тот годичный круг, которым мы пользуемся сейчас, принадлежит Константинопольской Церкви и сформировался примерно в X-XII веках. Со временем он стал доминировать даже в Иерусалимской практике.

   Можно заметить, что чтения выбраны очень правильно и точно отображают смысл празднуемого события (или святого). Это заслуга всех тех, кто принимал деятельное участие в составлении канона Евангельских чтений. 

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.