Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).
Вопрос (Лия)6 апреля 2016г.
Здравствуйте, о Роман. Объясните, пожалуйста, как понять утверждение Церкви о возможности вселения Духа Божиего в человека? Не понимаю, что Богу делать между ребрами в 20 кв. см.?!.. А ведь это ставят целью: чтобы Дух Божий вошел в человека. Еще говорят "стяжание Духа Святого" - это что, как брелок на рюкзак повесить - и будет рядом болтаться - это "стяжание"?!.. Простите. Это значит, раньше Бог был где-то во Вселенной, а теперь будет дышать на человека в расстоянии 10-15 сантиметров?.. Объясните эти значения. Мыслить в стиле сюрреализма довольно сложно. И да простит Господь мое невежество.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Святой Дух пребывает в святых не между ребер, а целиком наполняет человека - и его душу, и тело. Вы имеете очень приземленное представление о Святом Духе. Он ведь не дым или пар земной, расстилающийся с утра по долинам. Он - Господь Бог, Ипостась Пресвятой Троицы. Нельзя Его так ограничивать. Познать Его действие возможно только на опыте. А это доступно лишь смиренным сердцам, кающимся душам, сохраняющим в чистоте свою веру и в мире свою совесть. Начаток благодати человеку дается в таинстве Крещения, но потом ему нужно работать над собой, чтобы преумножить этот талант. Нужно любить Бога совершенной любовью, тогда человек познает действие Святого Духа. Только после освобождения сердца от страстей, оно соделывается храмом и домом Пресвятой Троицы. "Кто больше любит, тот сильнее стремится к Богу, тот ближе будет к Нему. Каждый будет прославлен в меру любви своей. И я узнал, что любовь бывает разная по силе своей.
Кто боится Бога, чтобы Его чем-нибудь не оскорбить – это первая любовь. Кто имеет ум чистый от помыслов – это вторая любовь, большая первой. Кто ощутимо имеет благодать в душе своей – это третья любовь, еще большая.
Четвертая, совершенная любовь к Богу – это когда имеет благодать Святого Духа и в душе, и в теле. У того освящается тело, и будут мощи. Так бывает у великих святых мучеников, у пророков, у преподобных" (пр.Силуан Афонский).
Вопрос (Олег)5 апреля 2016г.
Если на ваш ответ про икону напишу "ясно,понял",то завтра пойду исповедоваться,что солгал.В общем вопрос возник у меня,когда я эту икону изучал в храме.Она висит выше всех икон. Тогда и подумал,что нигде нет изображения Отца Бога,а тут есть. И Святой Дух изображается в виде голубя. Но в Ветхом завете есть упоминание,правда сейчас не могу вспомнить сюжет,помню,что перед уничтожением Содома. Пришел Бог к одному праведнику не Один.Праведник принял Их за путников,вымыл ноги. Бог ему сказал,что скоро у них родиться сын,а жена не поверила.В общем собрал я все в кучу.Так вот там Бог Отец принял вид человека,еще до рождения Иисуса. Получается,что Бога Отца тоже можно будет изобразить в человеческом облике.После ответа будет интересней её рассмотреть.У себя дома я тоже повесил её выше всех.А что касается фильма,он состоит из нескольких сюжетов,один из которых рассматривает возникновение Христианства.Много лет назад,мне его посоветовал посмотреть коллега,когда между нами состоялся разговор о вере.Тогда фильм повлиял сильно на моё мировоззрение и далеко откинул меня от православия. Вот про этот сюжет я и спрашивал. Вопрос больше был риторический,потому что сейчас я по другому воспринимаю подобные фильмы.Сатана далеко не глупый.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
В том-то и дело, что изображения Бога Отца есть. Другое дело, что возможность Его изображения исторически была спорной. В древности, например, Иоанн Дамаскин и Феодор Студит высказывались против возможности изображения Бога Отца, так как такое представление может зародить в человеческом сознании мысль о предвечном человекоподобном бытии Бога Отца. На Стоглавом Соборе (1551г.) также рассматривался этот вопрос. Но предложение дьяка Висковатого о запрете и изъятии икон с изображением Бога Отца отцами собора было отклонено. Между этими иконами, была, кстати, и икона Андрея Рублева "Троица". Может быть в этом был промысел, чтобы эта икона не оказалась под запретом. Но на Великом Московском Соборе (1655г.) было совершенно запрещено изображать Бога Отца. Исключением являлись изображения Апокалипсиса, где Бог Отец был изображаем в виде Ветхого днями, как об этом говорится в некоторых пророческих книгах. То есть Писание изображает Бога в виде старца: "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему" (Дан.7:13); "Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь" (Дан.7:9); "Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями" (Дан.7:21). Однако, мы часто можем видеть изображение Бога Отца. Некоторые полагают, что запрет на эти изображения носит не безусловный, но относительный характер, чем-то напоминающий пост, когда пища запрещена не абсолютно, но на время с определенной целью.
А что касается Авраама, то ему действительно явился Бог (Логос, Слово, Сын Божий) с двумя Ангелами. Исторически именно этот момент и запечатлен на Троице Рублева - три путника сидят в тени мамврийского дуба. Потом Господь остался и беседовал с Авраамом, а два Ангела отправились в Содом к Лоту с последующей целью уничтожения блудодействовавших городов.
Вопрос (Олег)5 апреля 2016г.
Добрый день,отец Роман! У меня несколько вопросов. На иконе Святая Троица изображен Иисус в Трех Ипостасях? Уточняю, вопрос касается КТО изображен,а не в скольких Ипостасях. При чтении канонов к Господу, Божьей Матери,Ангелу-хранителю(в день по одному),надо ли читать сначала предначитательные молитвы (к Богу Отцу,Сыну,Святому Духу,Трисвятое,Троице, Отче наш)и заканчивать Достойно есть и т.д. или сразу начинать канон? Смотрели ли вы фильм "Дух времени" и если смотрели,то что думаете о нем. Допускаю,что информация в нем притянута "за уши".
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Вопрос непростой, так как единого мнения нет. Есть разные версии толкования лиц изображенных на рублевской Троице. Некоторые говорили, что это Христос в сопровождении двух Ангелов, некоторые считали, что это Отец, Сын и Святой Дух. Например по мнению некоторых (Н. Малицкий, В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, В.И. Антонова, монах-иконописец Григорий (Круг), Л.А. Успенский и В.Н. Лосский, Р. Майнка, К. Онаш, Г. фон Хеблер, прот. Л. Воронов, прот. А. Салтыков, Э.С. Смирнова) Бог Отец изображен слева от зрителя, Бог Сын - в центре, а Бог Святой Дух - справа. Получается, что Сын и Святой Дух смотрят на Отца, чем изображается догматическая истина о предвечном рождении Сына от Отца и исхождении Святого Духа от Отца. По мнению других (Ю.А. Олсуфьев, В. Зандер, Д.В. Айналов, Н.М. Тарабукин, П. Евдокимов, Н.А. Демина, А. Ванже, Г.И. Вздорнов, прот. А. Ветелев) слева от зрителя изображается Сын, в центре Отец, справа - Святой Дух. В этом случае Отец и Святой Дух Своим воззрением на Сына как бы преклоняются перед Его (крестной) Жертвой. И в псалмах сказано: "седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих". Стоглавый Московский Собор 1551г. вынес такое решение по иконе "Троица": «У Святой Троицы пишут перекрестье (в нимбах): иные у среднего, а иные у всех трех. А в старинных иконах и в греческих подписывают “Святая Троица”, а перекрестья не пишут ни у кого. А некоторые подписывают у среднего “IС ХС Святая Троица”. Итак, повелеваем: Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочии, а подписывать “Святая Троица”. А от своего замышления ничего не предпринимать». То есть было запрещено подписывать Ангелов именами Бога Отца и Бога Святого Духа (которые неизображаемы), но можно было подписывать только "Святая Троица". А вот Сына было не запрещено указывать перекрестьем на нимбе (либо у центрального Ангела, либо у всех трех), так как в Сыне нам была явлена вся Святая Троица: "Видевший Меня, видел Отца" (Ин.14:9); "Я и Отец - одно" (Ин.10:30).
Да, можно перед канонами прочитать обычные молитвы.
Фильм вроде бы когда-то смотрел. Там, кажется, что-то про искусственное создание кризисов. Я думаю, что все это так и есть или, по крайней мере, очень близко к правде. Кто держит мировые деньги, тот может управлять народами на уровне стран.
Вопрос (anna)4 апреля 2016г.
Отец Роман.три онгии хлеба.Онгии что значит?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Онгия - мера веса, равная 1/12-я фунта или 8 золотников, т.е. 34 гр. 3 онгии - прим. 100 гр.
Вопрос (Екатерина)2 апреля 2016г.
Здравствуйте, отец Роман. Скажите мне пожалуйста, человек рождается с мыслями или они появляются не сразу?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Это тайна такая же, как и природа появления душ. Никто не знает когда, в какой момент Бог дает душу человеку. Известно, что дети в утробе все чувствуют, понимают, боятся, радуются, общаются с матерью. Конечно, ребенок не знает что такое Wi-Fi, но прекрасно понимает, что его собираются убить. Это свойственно только людям думающим и разумным. Однако, в какой момент человек начинает думать - тайна.
Вопрос (Anna)2 апреля 2016г.
отец Роман это завтра служба всенощное Великого славословия завтра проводится,сегодня накануне торжества Неделя Крестопоклонная, также кланяются кресту.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Вы так странно формулируете вопросы, как будто через гугл-переводчик. А потом удивляетесь, почему я вас неправильно понял! Пишите, пожалуйста, по-русски. Я опять не смог понять о чем вы здесь спрашиваете. Скажу интуитивно: сегодня служба Недели Крестопоклонной. Сегодня кланяемся кресту, и завтра, и всю неделю.
Вопрос (Нина)31 марта 2016г.
Здравствуйте, отец Роман. Бог в помощь. Встретилось мне такое рассуждение: "В прежнее время псалтирь была музыкальным инструментом с 10 струнами, соответствующим 5 внешним и 5 внутренним чувствам. И сердце наше надо настроить, как Псалтирь, тогда оно всегда будет прославлять Бога и этою музыкою наслаждать вас." Не смогла найти какие чувства соответствуют этим пяти внутренним и пяти внешним. Домыслами боюсь ошибиться. Если с внешними как то еще можно разобраться, то с внутренними никак не получаеться. Буду благодарна за пояснение.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Надо полагать под внешними подразумевалось: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. А вот что касается внутренних чувств, то тут сложнее. В психологии внутренними чувствами называют целостные, осмысленные, переработанные умом ощущения. Среди них выделяют: чувство радости или печали, чувство страха, чувство гордости или чувство любви, чувство благодарности и неуверенности, нежности, стыда, печали, восхищения и т.д. В книге Стефана Свежавски "Святой Фома, прочитанный заново" предлагается иная (философская) версия внутренних чувств (по Фоме Аквинскому). Основным внутренним чувством Фома называет - общее чувство (по-латыни "sensus communis"), которое собирает воедино, связывает ощущения, звуки, вкусы, переживания. Одним словом, благодаря ему мы осознаём свои чувственные впечатления и отдаем себе отчет в своих действиях. Вторым внутренним чувством он называет - внутреннюю память. Третьим - активную память. Самым важным вн.чувством Фома считает - инстинкт.
Вопрос (Иван)30 марта 2016г.
О. Роман, здравствуйте!
Помогите разобраться, как относиться к Правилам Св. Отец и Св. Апостолов (семи соборов)? Сейчас повсеместно и миряне и даже священство нарушают многие правила (взять даже основные - о посте, о поклонах в воскресные и праздничные дни, о частоте участии в Евхаристии). Даже в Ваших ответах пользователю inna от 27.03.16 Вы пишите, что земные поклоны допустимы в воскресные дни, хотя правила запрещают указанные поклоны. При этом, согласно тех же правил их отмена или изменение недопустимы, а лицо нарушившее какое-либо правило подпадает под епитимью нарушенного правила.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Не нужно быть буквоедом. Или вы предлагаете нам отлучать от причастия на 10 лет всех сделавших аборты, а прелюбодеев на 15 лет? А ведь именно так написано в правилах. Думаете это будет способствовать воцерковлению людей только что пришедших в Церковь? Скорее, наоборот. Правила никто не отменял и отменить не может, но многие правила потеряли свою актуальность в наше время. Потому в Церкви часто используется принцип так называемой икономии. Наберите в строке поиска - не соблюдаются - и посмотрите ответ 14 марта 2015г. Татьяна. Он частично связан с вашим вопросом. Что же касается коленопреклонений, то тут все не так просто. Некоторые (напр., литургист свящ.Михаил Желтов) считают, что канонический запрет говорит не о поклонах в нашем понимании, а о коленопреклоненных ектениях. Именно так молились в древней Церкви. Отголоском этой практики у нас остались коленопреклоненые молитвы на Пятидесятницу (хотя, и они были написаны позже, но не позже VIII века). К тому же, нужно различать ежедневное посещение богослужений и воскресное. Когда же в наше время народ посещает храмы только в воскресные дни, то, получается, народ вообще не должен полагать земных поклонов, так как в будни не бывает в храме?! Вот, к примеру, заметка литургиста архим. Сипиридона (Лукича): "Мнение, что земные поклоны в воскресные и великопраздничные дни, якобы, вовсе не допускаются Уставом и канонами – это мнение обывателей в литургике и поверхностных или скороспелых, кабинетных уставщиков. Входные поклоны престолу – в монастырях совершались всегда «земные».
В Ионинском монастыре (традиции которого взяли начало из Белобережской пустыни – образца лучших монастырей середины XIX-го столетия) престолу входные поклоны полагались «земные» круглый год: а Устав там соблюдался до йоты! Как видим, земные поклоны в нарочитых случаях даже при архиерее не отменяются и в великие праздники – при хиротонии.
То же соблюдается у старообрядцев: т.е. земные поклоны полагаются не именно престолу, но есть моменты в литургии и утрени, когда и на Пасхальной седмице у них кладут земные поклоны все молящиеся. Также и на Православном Востоке, как сообщается у епископа Порфирия (Успенского).
В Лавре некоторые старцы говорили: «Если бы нам в день Пасхи явился сам Господь, разве мы не упали бы ниц перед Ним? Или мы, положив Ему поясной поклон, сказали бы в оправдание, что на большее не имеем права по Уставу?!"
Вопрос (Татиана)25 марта 2016г.
Радости вам о Боге! Говорится об испытания на мытарствах, когда душе человека будут предъявляемы греховные мысли и чувства. Есть мнение о невозможности бесам "слышать" или "читать" мысли и чувства человека. Вопрос: каким образом мысленные и чувственные грехи оказываются записанными (условно говоря) в их хартиях для обвинения?.. Каким по этому поводу может быть ваше мнение и мнение Православной Церкви? Спаси, Бог.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Ответ 10 ноября 2015г. Антуан (ключевая фраза для поиска - демоны не знают).
Вопрос (Игорь)22 марта 2016г.
Отче, извините подскажите, что такое соборное покаяние при каких условиях оно возможно и как это практически должно осуществиться (вопрос в разрезе искупительной жертвы Царя Николая 2 за наше отречение от него)
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Вы вероятно имеете в виду так называемое "всенародное покаяние"? Я уже приводил здесь цитату по этому поводу. В строке поиска наберите - всенародное - и найдите ответ 29 мая 2011г. Алексей.