Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Ирина) 22 января 2013г. Отец Роман, еще раз большое спасибо за ответ. Я очень уважительно отношусь к о. Алексию. Но в данном случае я не могу понять только одного: возможно ли допустить Причастие без исповеди? И что делать, чтобы исповедь не была формальной?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Причастие без исповеди возможно, если то общество, в котором есть эта практика (страна, город, приход), постоянно живет по заповедям и имеет их в основе всех своих начинаний. Тогда такие люди будут постоянно пребывать в присутствии Бога, а чувство покаяния будет непрестанным (естественным). Хотя, я говорю это теоретически и как это будет на самом деле - не знаю, так как мы живем в стране, в которой религия отделена от государства и все извращено. Но никто никому не препятствует исповедываться перед причастием. И, думаю, это будет еще долго. Наверно, мы пока не можем по-другому.

   А как каяться не формально, думаю, вы знаете. Это знает каждый, имеющий правильный духовный опыт.

Вопрос (Ольга) 22 января 2013г. Благословите, батюшка. В продолжение вопросов об исповеди. Думаю, многие уже столкнулись с этой проблемой, что перед причастием вот нужно покаяться, а особых грехов не совершил и "выковыриваешь" что-то, говоришь по книжке, формально. А что самое для меня неприятное, я заметила, что даже радуюсь, если действительно что-то плохое, грешное совершила и теперь есть что сказать на исповеди настоящее! Не формальное. Это же неправильно! Но получается так. Так как же все-таки быть? Исповедоваться реже? Не каждую неделю, например? Или исповедоваться только тогда, когда действительно раскаиваешься в чем-то? Очень правильно написано в статьях по ссылке в предыдущем вопросе. Ведь и правда из исповеди в исповедь повторяем одно и то же без особой надежды на исправление и превращается покаяние в холодную формальность. Как же этого избежать?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Проблема духовной слепоты, также, как и профанации исповеди, тоже большая проблема. Чтобы увидеть свои грехи, нужно жить соответственно, ревностно и духовно трезвенно. Человек, который видит свои грехи, может вообще не отходить от исповедального аналоя. Только исповедался и отошел, как уже опять что-то не то подумал, куда-то не туда посмотрел. Зрение своих грехов - это дар Божий, о котором нужно горячо молиться.

   Но и наговаривать на себя не нужно. Если каяться не в чем (точнее, не видите в чем), то так и скажите духовнику, что не вижу своих грехов, батюшка, не знаю в чем каяться, благословите, причаститься. Он, я уверен, поймет. А если хотите знать в чем каяться, тогда ведите более внимательную духовную жизнь и молитесь Иисусовой молитвой. Она лучше всех других средств открывает человеческие грехи. Начнёте по 1000 молитв в день произносить (конечно, с благословения духовника!) и сразу поймете в чем вам каяться.

Вопрос (Марина) 16 января 2013г. Здравствуйте, Батюшка. Много лет назад я и дочь, находясь в отпуске, приняли крещение. В нашем селе тогда церкви не было. После крещения я редко ходила в церковь, несколько раз причащалась и соборовалась. 7 месяцев назад умерла сестра. Я переосмыслила свою жизнь. Очень боюсь умереть без покаяния. Но в меня вселилось сомнение. Я однозначно не могу вспомнить - покрестились ли мы с дочерью вместе или кто-то один из нас. Ездила в церковь, где крестились. Там записей о принявших таинство крещения нет. Усугубляет ситуацию то обстоятельство, что я помню, что крестным был Батюшка, который служил в этой церкви. Однако этот Батюшка сказал, что он никогда не был крестным. Мне тяжело и стыдно. В церкви на службах только присутствую. Боюсь за дочь. Молюсь, но выхода из ситуации не нахожу. Очень страдаю. Что делать, Батюшка?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) В таких случаях допускается крещение с присовокуплением фразы - аще не крещена есть. Расскажите вашу ситуацию на том приходе, где захотите принять крещение и, если точно не помните кто из вас принял крещение, значит можно обоим (для устранения окончательных сомнений) принять крещение с этой фразой. А Господь уже Сам решит кому из вас дать благодать крещения, а кому не давать, так как второй раз креститься нельзя.
Вопрос (Наталия) 16 января 2013г. Здравствуйте, отец Роман! Когда я прихожу на исповедь, я как правило, записываю на лист бумаги свои грехи, так как в это время волнуюсь и боюсь что-нибудь забыть сказать батюшке. На исповеди бываю примерно раз в месяц. Иногда батюшка останавливает меня и произносит молитву, а я еще не успела исповедать все, что хотела. Нужно ли на следующей исповеди досказать о том, о чем не успела? Спасибо Вам.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Священники обычно советуют доверять Богу, Который смотрит на сердце и без ваших слов знает в чем вы хотите покаяться. Вы каетесь не священнику, а Господу Богу, про Которого сказано, что Он "невидимо здесь предстоит". И Он знает что вы не успели произнести языком, но за что болело ваше сердце. Он прощает все сразу. А вообще, если желаете еще и внутреннего удовлетворения, тогда приезжайте в тихий монастырь, где у иеромонахов времени побольше, чем у занятых приходских батюшек. Уж раз в месяц, думаю, это можно себе позволить.
Вопрос (Вера) 15 января 2013г. Добрый день! Долго не решалась Вам написать. У меня простой, но для меня непонятный вопрос "что такое генеральная исповедь"? Как описать грехи на записях для исповеди? Мне уже далеко не мало лет, но мне кажется, я только теперь начинаю приходить к вере осознанно. У меня полгода, как умерла Мама, и я стала чаще ходить на службы, исповедоваться и причащаться, читать мамину православную библиотеку, читать Псалтырь и все больше появляется вопросов, я начинаю думать может я что-то не так делаю и Маме будет за меня стыдно. Очень хочется покаяться правильно, но на исповеди у священника мало времени, как быть?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Генеральной исповедью обычно называют исповедь за всю жизнь (начиная с 7 лет). Вы садитесь и записываете на листе бумаги всё, чем согрешили с семилетнего возраста. Это обычно делается в самом начале, когда человек только недавно начал воцерковляться. Раз вы часто исповедуетесь и причащаетесь, то, можно предположить, что этап генеральной исповеди у вас уже пройден.

    Если у священника нет времени вас полностью выслушать, ступайте туда, где вам уделят достаточно времени. Для этого, как правило, приезжают в монастыри. 

Вопрос (Лариса) 14 января 2013г. Добрый день, Батюшка. Хотела причаститься 19 января на Крещение, но в силу обстоятельств не могу быть на вечерней службе 18 января. Возможно ли быть на вечерней службе 17, а причаститься 19? Благодарю Вас.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Думаю, что возможно. Но вам это надо будет говорить не мне, а священнику на исповеди. Он-то вам и скажет - можно вам причащаться или нет.
Вопрос (Елена) 8 января 2013г. Батюшка, на ночной Божественной литургии, в монастыре, я причастилась. Я готовилась к причащению, но когда после певчих и детей я подошла, причащал епископ, то он начал кричать - кто меня исповедывал. Я хотела отойти, но он не разрешил. Потом меня отругал и спросил: достойна ли я причащаться? Мне бы надо было сказать, что конечно же я не достойная, а я вместо этого сказала, что достойная. Причастил он меня, но мне теперь на душе плохо, как будто бы я совершила какое-то святотатство. Если возможно ответьте мне, почему в церквах причащают, а в монастыре нет? Я не знала и с горем пополам причастилась? И что мне сделать, чтобы обрести душевный покой? С нетерпением жду Вашего ответа.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Успокойтесь. Ваше беспокойство связано не с недостойным причащением, а с той ситуацией, которая возникла возле чаши. Наверно в том монастыре какие-то свои порядки. Во всех монастырях мирян также причащают, как и монашествующих. Но там наверно какие-то свои правила. Если вы там не первый раз, то должны это знать. А если первый, ну что ж, теперь будете знать. Не терзайтесь, всякий в той стрессовой ситуации растерялся бы и повел себя непредсказуемо. Укорите себя перед Богом и живите дальше. С Праздником вас!
Вопрос (Ирина) 2 января 2013г. Батюшка, благословите. Покаяние всегда должно быть именно чувством? Я после исповеди в замешательстве – готова я к Причастию или нет? Остались только мысли, а чувства покаяния как такового нет. Совсем другое, когда именно чувствуешь свою негодность перед Богом, перед людьми. Идешь с надеждой исправиться. А сегодня что-то не то. Или я благословения не взяла чаще (вместо раз - два в месяц каждую неделю) причащаться. Тогда я к Вам с просьбой благословить обращаюсь, потому что столько писем уже Вам понаписала, что именно Вам, думаю, как никому это виднее. Или я какой-то грех «важный» забыла. После исповеди священнику сказала: «Плохо готова, как благословите – причащаться или нет». Он ответил: «Иди, если готовилась». И я не пойму, в чем искушение, ведь, по сути, я никогда не бываю готова. Как тут понять – готова я или не готова? Страшно мне завтра к Чаше подойти и отказаться страшно. Скажите, пожалуйста, свое слово. Простите меня и благословите.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Потому священник и не сказал - Иди, если готова, но - Иди, если готовилась. Понятно, что готовы мы никогда не будем, даже, если и тысячу лет будем готовиться. Но причащаться ведь надо. Сам Христос это заповедал. А раз заповедал, то выполнив всю внешнюю сторону говения и вручив себя милости Божией, пойдем на причастие ничтоже сумняся, хотя и недостойны. Господь ведь когда говорил про необходимость причастия, прекрасно знал о нашем недостоинстве. И все равно повелел приступать. Значит не нужно считать себя умнее Бога. Смирение человека проявляется не только, когда он в рубище ходит и его в навоз лицом окунают. Но и тогда, когда на престол посаждают. Как, например, Божия Матерь. Она не сказала, - Я не достойна быть Матерью Бога, хотя без сомнения ощущала это недостоинство. Но смиренно сказала: "Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему". Вот величина смирения! И благодаря Ее смирению мы имеем теперь праздник Рождества Христова и Пасхи, имеем невозбранный вход в Царствие Небесное.

   Поэтому хотя и страшно, но необходимо.

   Каждую неделю причащаться не запрещается. Берите у исповедующего священника благословение и причащайтесь. 

Вопрос (Сергей Борщевский) 30 декабря 2012г. Здравствуйте, батюшка! Скажите пожалуйста, как правильно называть на исповеди свои грехи: в общем, например согрешил: гневом, раздражительностию, криками, ударениями, или конкретно указывая на лица, например: гневался и раздражался на жену, кричал на детей и бил их и т.п.? В молитве Симеона Метафраста (4-я) в Последовании ко святому причащению есть такие слова: "...и вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною о ихже разумом непрощенно согреших". Получается, Господь представит усопшему все так, как на кинопленке? Очень прошу Вас, если возможно, мне розъяснить. Спаси Господь!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Перечислять ситуации и отдельные лица не запрещается. Но и выходить за рамки допустимого (разумного) тоже не надо. Вот вам пример исповеди: "Батюшка, согрешил гневом на сына, а через пять минут, накричал на дочь. Когда ехал на машине на работу прогневался на одного водителя и обозвал его "козлом". На работе прогневался на коллегу. На обратном пути прогневался на женщину на красной Хонде, а через 10 минут на молодого человека на бежевой Девятке. Когда стоял на светофоре разгневался на велосипедиста, который выскочил на проезжую часть и создал аварийную ситуацию. Потом прогневался на птицу, нагадившую мне на лобовое стекло, а когда пришел домой опять сказал гневное слово на сына и высказал недовольство жене".

   Это пример того, как исповедываться не нужно. В этой ситуации можно ограничиться тем, что - гневаюсь дома и на работе и, особенно, когда еду за рулем. Примерно так. Все исповедуются по-разному и каждый от разной исповеди испытывает облегчение. Кому-то нужно указать на детали, а кто-то в этом не нуждается. Но все должно быть разумно.

   Что касается "посмертного кино", то некоторые действительно свидетельствовали, что в момент клинической смерти им показывали их жизнь, как на пленке, причем, вместе с ними это "кино" смотрели и их умершие родственники, отчего стыд за содеянное был гораздо сильнее. Но в этой молитве, скорее всего, говорится просто о том, что наши нераскаянные грехи предстанут с ними на Суд Божий и за которые нам придется отвечать. Это ведь не важно, как мы увидим свою земную жизнь - на пленке или переживем ее в одно мгновение. Главное - чтобы было что ответить. А истязания за грехи могут быть уже на мытарствах, то есть сразу после смерти. 

Вопрос (Сергей Борщевский) 30 декабря 2012г. Спасибо за разъяснение. Батюшка, а если человек ранее был не внимателен к своей духовной жизни и не помнит многие грехи, но заканчивая исповедь говорит, что кается во всех грехах им содеянных и забытых и не сказанных по нерадению. Как в этом случае, все грехи прощаются? Или нам не стоит об этом думать, а в дальнейшем стараться быть более внимательным к себе? Или стараться всеми силами и помощью Божьей вспомнить всю свою нерадивую жизнь?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Конечно, хорошо бы вспомнить всю свою жизнь. И это надо попытаться сделать хотя бы один раз перед генеральной исповедью. А что вспомнить не получается, то оставить на милость Божию. Господь же поступает с нами не как дотошный дядюшка Скрудж - Ага! А это ты забыл! Всё, в ад, однозначно! Конечно Он видит наши человеческие немощи. Для этого и существует таинство Елеосвящения (соборования), в котором (мы верим) нам прощаются все забытые грехи. Как сказано у апостола Иакова: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне... и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак.5:14,15).
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.