Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Ирина) 30 августа 2011г. Батюшка, благословите. Стараюсь часто исповедываться. Но давно чувствую потребность в генеральной исповеди. Потому, что все мои попытки в этом оканчиваются неудачей, я думаю, что Господь даст в свое время духовника, который ВСЕ выслушает, примет, помолится обо мне и Господь не оставит меня Своей милостью. Я уже почти убедилась в мысли, что генеральную исповедь можно принести только духовному отцу. Правильно ли я считаю, что генеральная исповедь – это как бы повествование о жизни, прожитой в грехе, чтобы у духовника составилась реальная картина духовной болезни, и легче было бы «поставить диагноз» и лечить духовно? Благодарю Вас за все.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Произнести свою генеральную исповедь перед духовником действительно хорошая и здоровая мысль. Действительно, когда духовный отец в курсе всей вашей жизни, это дает ему возможность судить более объективно. Советы человека, который знает вас с 7 лет, возможно будут более результативными.
Но дело в том, что за одну исповедь (пусть даже и генеральную) священник никогда не станет духовным отцом. Понятие "духовный отец" нельзя относить к первому попавшемуся священнослужителю. Впоследствии можно разочароваться. Это очень ответственный шаг, к которому человек идет какое-то количество лет. Эта связь зреет постепенно и незаметно, и только спустя какое-то время человек может утвердиться в мысли, что этот священник может быть (или уже является) моим духовником. Кто-то из отцов рекомендует даже проверять потенциального духовника на принадлежность его к Православию и следование Священному Писанию. И только после этого делать свой выбор. Когда период проверки закончен и сделан выбор, тогда чадо уже обязано следовать наставлениям своего духовного отца.
Поэтому вверять свою жизнь первому встречному священнику несколько, скажем так, непрофессионально с точки зрения христианской рассудительности. Конечно, бывают исключения, когда первый священник становится на всю жизнь духовником, но все-равно это не общий путь, а исключение из правил.
Поэтому молитесь, чтобы Господь указал вам вашего духовного отца, но не спешите с выбором. А исповедь ( и генеральную в том числе) у вас может принять любой православный священник. Поскольку поиск духовника у вас может занять несколько лет, а может и всю жизнь. За это время можно и умереть ненароком так и не дождавшись своей генеральной исповеди. Помощи Божией.
Вопрос (Елена) 27 августа 2011г. Я исповедуюсь примерно раз в месяц, а как быть, если появляется чувство формальности? Может что-то не так делаю?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Ни в покаянии, ни в причащении, ни в молитве - ни в какой области духовной жизни христианина не должно быть формализма. Форма без содержания - ничто. А Богу нужно наше сердце. Не поклоны, не посты, не бумажки с грехами, не долгие молитвословия, не записки со свечками, а - сердце. Это и есть содержание, - сердечное участие, без которого все вышеперечисленные элементы христианской жизни превратятся в несносную рутину: покаяние превратится в привычный отчет о проделанной греховной работе (а не сокрушенный плачь перед Богом), причастие станет коллективной традицией (а не насущной потребностью души), молитва выродится в мучительное "вычитывание" знакомого текста (а не живое общение с Богом), свечки и записки будут тягостным долгом (а не сердечным переживанием за родственников и друзей). Поэтому, вполне возможно, что что-то делаете не так. Эта "нетаковость" может быть как раз этим "бессердечным христианством". Чтобы это исправить, нужно совсем немного. Представьте всего две вещи (даже одной достаточно):

1. Вспомните свою первую исповедь: те переживания, тот трепет, сердце готово выпрыгнуть из груди, ощущение Божия присутствия, каждое слово священника на вес золота, - и всегда исповедывайтесь так, как в первый раз.

2. Либо представьте, что это у вас последняя исповедь, после которой вы отправитесь на мытарства. А на мытарствах за все, что не было исповедано при жизни, человек будет жестоко испытан. Если бы мы знали, что сейчас происходит в воздушной области, какой страх и отчаяние, какое сожаление и раскаяние, как бедные души желают вернуться, чтобы хотя бы еще разок подойти к теперь уже желанному исповедальному аналою. Но, увы, время вышло, и они уже не имеют такой возможности. И многие из-за этого не могут пройти страшные мытарства. Одним словом - не превращайтесь в робота, оставайтесь человеком - существом с лицом, устремленным в вечность.

Вопрос (Анастасия) 23 августа 2011г. Здравствуйте, батюшка! Мы хотим крестить дочурку, ей 4 месяца. Скажите, пожалуйста, нужно ли нам и крестному для этого исповедываться и причащаться?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Исповедь и причастие являются естественными составляющими правильной христианской жизни. Крестные же должны быть сведущи в знании правил истинного богоугодного жития. Это главное, для чего они участвуют в Таинстве крещения, так как обязаны впоследствии научить своих крестников этим правилам. Приурочивать же  исповедь и причастие ко крещению хотя и не является обязательным, но вполне правильно и похвально. Мы причащаемся в дни особого торжества либо общецерковного, либо касающегося нас лично. Так почему бы не причаститься по случаю духовного рождения своего чада? Это ведь праздник для всей семьи. Новокрещенного стараются причастить на следующий же день после крещения. Можно в этот день принять участие в этом таинстве всей семьей, дабы целостность вашей семьи, через духовное единение стала еще крепче.
Вопрос (Светлана) 19 августа 2011г. Здравствуйте! Мне 25 лет и я не крещенная, все мои родные крещенные. Сейчас нахожусь в больнице и всерьез задумалась о необходимости креститься. Но, во-первых не знаю с чего начать, а во-вторых, откровенно говоря, терзают сомнения, нужно ли мне это. Я верю в Бога, отмечаю церковные праздники, иногда хожу в церковь, ставлю свечки и пишу записки о своих родственниках. Всегда думала, что в какой-то момент, я что-то почувствую и совершу обряд крещения, не могу сказать, что сейчас что-то почувствовала, но думаю о крещении все чаще и чаще. Читала, что крещение - это своего рода маленькая смерть и человек, после этого, может чувствовать себя хуже, так ли это? Что необходимо для того, чтобы покреститься и с кем об этом можно поговорить?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Крещение - это действительно умирание, но умирание не в общепринятом физическом смысле, а для прошлой греховной жизни - умирание для греха. Но и это не всё. Крещение это также и воскресение для новой жизни в Боге. Умирая для греха, человек вновь рождается для праведности. Поэтому его еще называют - духовным рождением. Человек отрекается от сатаны и всего, что с ним связано и сочетается со Христом. Крещение - это дверь, которой уверовавший в Бога входит в полное церковное общение.

     К сожалению, вы не верите в Бога так, как полагается верить, то есть с присовокуплением добродетельной жизни. И бесы верят в существование Бога, но от этого они не становятся праведнее. Христианство не в свечках и записках, а в соблюдении заповедей. Необходимо жить согласно своей вере. А благочестие (то есть, жизнь по вере), как раз и заключается в исполнении всего того, что дано нам в Откровении Божием - Священном Писании и Священном Предании.

     После крещения человек не чувствует себя хуже, напротив, ему прощаются все грехи и он начинает жизнь с чистого листа. Возможно вы что-то слышали о том, что после крещения человек начинает подвергаться каким-то искушениям. Это верно. Сами подумайте, зачем дьяволу трудиться над тем, кто и так в его власти (т.е. некрещеный). Но будучи освобожденным от его тирании через крещение, человек бросает дьяволу вызов (в чинопоследовании он даже символически плюёт на него (запад - символ зла)). А это уже повод для сражения, так как война идет за каждую душу, которая бесценна. Но это не повод для паники и отказа от крещения. Напротив, теперь с нами Бог, теперь нам открыт доступ к Таинствам Церкви, в которых великая сила, теперь нам дан Ангел Хранитель, наш постоянный помощник и молитвенник, теперь мы страшны для темных сил.

    Но для Крещения необходимо созреть. Нельзя принимать великое Таинство по традиции, за компанию, следуя некой моде или как-то еще. Это очень ответственный шаг, который ко многому обязывает человека. Но не нужно страшиться этих обязаннностей. Они благословенны. Нам открыт источник благодатных даров, которые не имеют цены, нам открыто Небо, где пребывает сам Бог. Но не имеющие печати Крещения в Царство Небесное не войдут, ибо так говорит Слово Божие: "Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Иоан.3:5).

   Поговорить об этом можно с православным священником. Помощи Божией.
 

Вопрос (Дарья) 13 августа 2011г. Здравствуйте, Батюшка. Скажите пожалуйста, есть ли каноны или обычаи, по которым мирянина не допускают до причастия после исповеди?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Есть множество канонов, по которым мирянин отлучается от причастия, но при этом может участвовать в Таинстве покаяния. Например, по правилу апостола Павла, если кто-то укорит священника, то отлучается на один год. А если ударит священника рукой или чем-то, то на три года, даже если священник простит его.

По правилу Василия Великого двоебрачный (то есть тот, который второй раз женился (вышла замуж)), отлучается на год (по другим источникам на два). Троебрачный же - на 4 года (если не имеет детей), если имеет детей, то на 5 лет (если ему меньше 40 лет).

Отлучается тот, который в болезни будет лечиться у врача еврея. А мы вообще спрашиваем-ли у врачей какой они национальности? А некоторые из соображений более продвинутой медицины сами ездят лечиться в Израиль.

Отлучается тот, кто молится вместе с отлученным, а также кто работает в воскресный и праздничный день. Изменившие своим супругам (прелюбодеи) по правилу Василия Великого отлучаются на 15 лет. Убившая плод во чреве по 2 правилу Василия Великого и 21 правилу Анкирского собора отлучается на 10 лет.

Намеренно совершивший убийство по 22 правилу Анкирского собора на всю жизнь остается каяться в разряде "припадающих", то есть всю жизнь он должен на паперти храма падать в ноги входящим, прося их молитв о себе. И только перед смертью удостаивается причастия. Невольные убийцы отлучаются на 10 или 11 лет.

Кто из страха мучений отвергся от Христа, отлучается от причастия на 8 лет. А если отвергся без нужды, то на всю жизнь (такой может причаститься только перед смертью).

Вот только некоторые каноны, говорящие про отлучения. Конечно священники сейчас не отлучают от причастия на 10 или 15 лет, но нужно помнить эти нормы (которые, к тому же, никто не отменял), и не удивляться, что батюшка дал епитимию - месяц без причастия почитать покаянный канон.

Священник может не допустить до причастия, если видит, что человек совсем не готовился к исповеди и имеет несерьезное и легкомысленное отношение к великому Таинству причастия. Если человек не имеет покаяния и настроен агрессивно или не желает примирения, таковой также рискует остаться без причастия. Могут не допустить до причастия, если человека только на Литургии "осенило" причаститься, но, подойдя на исповедь, он получает отказ, потому что совершенно не готовился ни к причастию, ни к исповеди (хотя может и исповедаться). Если человек исповедался перед причастием, а в конце сказал, что поел, такого тоже могут не допустить. Не допускают к причастию тех, у которых на исповеди вдруг выясняется, что живут в блуде (без росписи).  

Вопрос (Артём) 7 августа 2011г. Добрый день, я вот бы какой хотел задать вопрос. Я хочу идти причащаться, но у меня сил не хватает придти и извиниться перед знакомыми. Могу ли я причащаться? Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Одним из важных моментов подготовки к величайшему Таинству Причащения, является примиренность со всеми. Человек имеющий злобу в своем сердце на кого-нибудь, не может соединиться с Богом, Который является источником мира и гармонии. Именно для того, чтобы быть как можно больше приближенным к состоянию праведности и чистоты и стать достойным вместилищем Божественной благодати, люди исповедуются перед причастием.

Что касается вашей ситуации, то бывает, что не всегда необходимо просить прощения устно. Если проблема незначительная, то лучше в этом просто покаяться и больше самому не вспоминать и тому человеку не напоминать. Но при встрече всем своим видом показать полное расположение и благодушие. Но если вина велика и вы знаете, что виноваты, то это необходимо сделать. Хотя святые первыми просили прощения даже в ситуации, когда не были виноваты и этим располагали к примирению своих обидчиков. Если пока не можете примириться очно, примиритесь заочно, то есть если вы виновны, то, осознав свою вину, принесите покаяние перед Богом и на будущее извлеките урок. Можно попробовать извиниться после причастия или в другой более благоприятной обстановке. Главное, чтобы в вашем сердце перед причастием не было злобы.

Вопрос (Наталья) 5 августа 2011г. Добрый день, Батюшка. Благодарствую вам за помощь нам грешным. Очень хочу исповедаться и причаститься, но не знаю как это делать? Прочитала в книги, что нужно все свои грехи выписывать на бумажку, чтобы не забыть. И поститься перед этим. Батюшка, не могли бы Вы поточнее описать, как правильно готовиться к исповеданию. Блага Божьего Вам! 
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Обычно люди приходящие первый раз на исповедь говорят: "Никого не убивал, в принципе, такой, как все". Но когда начинаешь задавать вопросы, то оказывается, что грехов очень много. Чтобы с вами такого не было, и чтобы священник вас не отправил на подготовку, заранее дома приготовьтесь к исповеди. Для этого возьмите какое-нибудь пособие по исповеди (можно приобрести в иконно-книжных лавках) и вспомните все свои грехи начиная с 7-летнего возраста. Всё это нужно записать, так как от волнения все забудете.

И самое главное помните, что покаяться - значит ИЗМЕНИТЬСЯ. Человек не просто говорит, что он грешен, но и пытается измениться к лучшему, исправить свою жизнь согласно Евангельским заповедям. Да поможет вам Бог.

Вопрос (Сергей) 25 июля 2011г. Мне не хватает веры. Грехов много. Хожу в церковь, объезжаю монастыри, святые источники. Исповедаться никак не решусь. Помогите советом ...
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

    Если вы не можете исповедаться, то значит еще не "созрели" для исповеди, значит еще можете жить с грехами. Необходимость исповеди рождается от душевной потребности. Человек, который не может жить с греховной тяжестью, не будет тянуть с исповедью. Как жаждущий олень он стремится на источник живой воды за душевным успокоением. Не нужно сознательно лишать себя этой живительной влаги - благодати Святого Духа. После смерти покаяния не будет и важно не упустить данное нам время земного странствия.

    Вера - есть бесценный дар Божий, который дается не ленивым и нерадивым. Она рождается, зреет и достигает совершенства от молитвы. Но несмотря на труд человека, остается даром Божиим.

Вопрос (Димитрий) 12 июля 2011г. Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, батюшка благословил каждое воскресенье причащаться святых Христовых Тайн , с достойной подготовкой к ним, но при этом сказал, чтобы я постился только среду и пятницу. Даже в субботу сказал поститься не надо. Но ведь Церковь установила трехдневные посты перед причастием. Как мне быть? Разрешите пожалуйста мои сомнения. Спаси Господи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Непонятно в чем проблема? Если хотите поститься три дня как "установила Церковь", вам никто не запрещает. И никакой батюшка не вправе ставить свой голос выше Церковного. Если же не можете понести еженедельную подготовку, тогда причащайтесь реже.

Другое дело, если духовник по снисхождению или какой-то иной причине ослабляет пост своего духовного чада. Такое действие вполне разумно и законно. Протоиерей Димитрий Смирнов предлагает следующую «схему» поста перед Причастием: кто причащается раз в год — перед этим постится месяц, кто раз в месяц — неделю, кто еженедельно — достаточно обычных постов, но без мяса в субботу, «учитывая отношение к мясу в народе — не нарушать обычай». Те же требования и на Светлой седмице, во время которой «по канонам Церкви причастие обязательно».  
 
     Так что ваш график поста вполне приемлем. Главное, чтобы на это  было благословение вашего духовника (при отсутствии духовника, любого священника). О подготовке к Причастию можно посмотреть здесь http://www.patriarchia.ru/db/text/177486.html

Вопрос (Галина) 7 июля 2011г. Здравствуйте, батюшка!  У моих знакомых такой вопрос: могут ли венчаться люди, если у них уже было 2 и 3 брака (не венчанных)? Спаси Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)     Если христиане уже состояли в трех браках, то четвертый брак недопустим.       "На второй брак Церковь смотрит неодобрительно и допускает его лишь по снисхождению к немощам человеческим. Долгое время он вообще не получал церковного благословения. Святой Никифор Исповедник († 828), патриарх Константинопольский, полагал двухлетнюю епитимию тем, кто вступал во второй брак. Но такая строгая дисциплина в этом вопросе потеряла силу уже в ХI веке. Впоследствии Церковь стала допускать благословение 2-го и даже 3-го брака. Появилось "Последование о второбрачных", сперва краткое и без возложения венцов, потом более похожее на обычное современное венчание. 
     В настоящее время "Последование о второбрачных" отличается от обычного венчания двумя покаянными молитвами. Обручение совершается, нет вопрошений о добровольном и непринужденном вступлении в брак, венцы возлагаются. 
     По чину второбрачных венчание совершается только в том случае, если и жених, и невеста вступают во второй (или третий) брак. Если же один из них вступает в брак впервые, совершается венчание по обычному чину. 
     В затруднительном положении оказываются священники, когда к ним обращаются с просьбой совершить венчание супруги, которые прожили в браке уже много лет без церковного благословения. Некоторые из подобных просителей имеют не только взрослых детей, но даже и внуков. Естественно возникает вопрос: каким же чином венчать их? Ни чин обычный, ни чин о второбрачных не подходит. Здесь уместно воспользоваться чином "благословения супругов, проживших с собою 25 или 50 лет" из Требника (Львов, 1873)" (настольная книга священнослужителя, IV том).
Православный календарь