Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Катерина) 25 декабря 2012г. Здравствуйте батюшка. Не первый раз пишу вам. У меня вопрос появился, вернее желание узнать ваше мнение. Я работаю в общественном месте (в магазине). Под конец рабочего дня чувствую себя опустошенной и измотанной от своей рабочей службы, которая непосредственно связана с большим количеством посетителей и обслуживанием их интересов и потребностей (разумеется, не духовного характера)... У меня такой вопрос: как священники (в том числе и иеромонахи) справляются с потоком человеческой исповеди в таинстве Покаяния. Как вам удается, пропуская столько горя и духовных трагедий человеческой жизни через себя, сохранять душу и ум целостными, непогрязшими в суету человеческой жизни? Другими словами: как вам удается сохранять самих себя в целостном духовном единстве, проходя через поток человеческой жизни? Поделитесь опытом, если можно.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Мы ничего не делаем, все делает Господь. Это ведь святое таинство, а не рыночно-маркетинговая машина. Эти категории несовместимы. Во время совершения таинства священник ощущает некую тайну - в тот момент происходит что-то невидимое, необъяснимое. Совсем неизвестная душа открывает незнакомому человеку самые сокровенные свои глубины, впускает свидетеля туда, куда до сих пор вход был закрыт абсолютно для всех. И Господь совершает чудо преображения кающегося грешника. Так что у священников свои переживания и откровения.

   Конечно, все устают и консультанты, и кассиры, и священники, на любом поприще можно вымотаться. Но в храме все по-другому. Там Господь явно укрепляет. Как прав.Иоанн Кронштадтский мог выдерживать многочасовые исповеди и причащал тоже по нескольку часов? Только с помощью Божией. Одному человеку это не под силу. Но соприкасаясь суете все равно приходится приобщаться ее. Если не хочешь вкушать суету мира сего, тогда тебе путь в затвор какой-нибудь. Хотя нужно также учитывать, что исповедь это не место для жизненных историй. Этим, как правило, задерживают процесс. Пообщаться и попросить совета можно в любое другое время, а на исповеди нужно в грехах каяться. То есть, я к тому, что при правильно поставленном процессе, священник не так много выкладывается, как может показаться, хотя духовная нагрузка все равно будет.

Вопрос (Ирэна Лисневич) 24 декабря 2012г. Батюшка простите и благословите! Вы в ответе на вопрос писали, что нарушение Заповедей Божиих обязательно приведет к последствиям. А если человек исповедается в своих грехах и причащается неужели и тогда действует этот закон грех - воздаяние? Ведь священник читает разрешительную молитву, где говорится: прощаются тебе чадо... Хотелось бы об этом узнать т.к. я не понимаю этого?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Ситуации могут быть разные. Что касается личного греха, то он прощается (и то не абсолютно, а с условием, что человек больше его не повторит). Но есть грехи, которые влекут за собой фактические последствия, например, брат с сестрой впали в блуд. У них рождается даун. Они покаялись в своем грехе. Господь простил их или нет? Наверно, простил. Но ребенок после этого нормальным не становится. По этому примеру можете судить и про другие случаи.

   Что касается личного греха, то, как было сказано, человек может быть наказан за уже прощеный грех, если опять согрешает им. Причем он наказывается не только за последний случай, но и за уже прощеные. Об этом нам говорит притча о злом должнике (Мф.18:23-35). Обратите внимание, господин уже простил должнику 10000 талантов, так как тот умолил его. Но за свое немилосердие опять был схвачен и посажен в темницу, но уже с тем, чтобы мучиться до тех пор, пока не отдаст всего своего долга (УЖЕ ПРОЩЕНОГО). Об этом нам нужно помнить согрешая после покаяния.

   Поэтому после прочтения священником молитвы человек действительно уходит очищенным и оправданным, но с условием: "Вот ты выздоровел, иди и больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего хуже" (Ин.5:14).

Вопрос (Ирина) 22 декабря 2012г. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что значит обряд обручения? Можно ли его сделать отдельно от венчания? И накладывает ли обручение столь же серьезное обязательство как и венчание? Значит ли это некое обещание, которое, все же, можно разорвать, или это нерушимое действие, равносильное венчанию?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Без сомнения венчание, так скажем, выше, важнее обручения. Но и обручение не стоит недооценивать. Раньше обручение имело гражданский статус. Во время него заключался и скреплялся при свидетелях брачный контракт, в котором оговаривались все имущественно-правовые вопросы. Позднее (к Х-XI вв.) он стал принимать все более духовные формы, обрастая молитвами и совершался уже в храме. Пока, наконец, не объединился с венчанием. И сейчас совершается сразу вместе  с венчанием, предваряя его.

   Конечно обручение имеет важный смысл. Раньше, когда эти две части разделяло какое-то время, оно было своего рода испытанием верности жениха и невесты, т.е. когда уже обручены друг другу, обещались в верности, засвидетельствовали искренность своего намерения троекратным обмениванием колец, но еще не могли иметь близости.

   Важность обручения можно видеть еще в том, что обрученная невеста в некоторых отношениях уравнивалась с женой. Примерно с конца II и начала III века неверность невесты была равносильна прелюбодеянию (неверности жены). Согласно 98-му правилу Трулльского Собора в прелюбодеянии обвинялся тот, кто брал себе невесту, обрученную другому при жизни ее обручника. Канонические последствия нарушения верности обручения были равны супружеской измене. Так, например, человек, лишившийся невесты и вступивший в брак с другой, считался второбрачным и уже не мог состоять в чине церковного клира. Если же обручение совершалось до достижения молодыми семилетнего возраста, то Церковь не принимала его (т.е. оно считалось исключительно гражданским, а не церковным).

   Петр I в своем указе от 1702 г. повелел совершать обручение не ранее шести недель до венчания и предоставил возможность молодым расторгать его по обоюдному желанию. Но поскольку этот указ противоречил церковной норме о нерасторжимости обручения, то 14 декабря 1744 г. имп.Елизавета восстановила обручение в прежнем виде и запретила его расторжение. Право расторгать обручения она оставила за собой (дела о расторжении обручений подавались ей лично). Наконец в 1775 г. Святейший Синод обнародовал указ о совершении обручения в одно время с венчанием. Исключение составляли только лица императорской фамилии, для которых последование обручения совершалось отдельно от венчания.

Вопрос (лариса) 21 декабря 2012г. Здравствуйте, Батюшка! Пожалуйста, помогите советом. Мне 54 года, всю жизни знала своих крестных это сестра и брат моей мамы. Дядя умер, тетя жива. Недавно я попала в больницу, была в очень плохом состоянии, и тут мама моя вдруг вспомнила, что когда меня крестили (родители мои не присутствовали), тетя моя рассказала, что дядя предложил ей следующее: "давай не будем крестить Ларису, а Саше (моей маме) скажем, что окрестили". Мама спросила об этой истории свою сестру, сказала ей о том, как важно знать правду для всех нас, крестили меня все же или нет, но она заверила, что крестили. Что же мне теперь делать? Просто поверить и успокоиться, боюсь не смогу. Очень страшно, а вдруг я некрещеная? Я же исповедуюсь, причащаюсь, венчалась, соборовалась, Господи, что же мне делать теперь?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Тут возможны несколько вариантов.

   Во-первых, даже если вы не крещеная, вашей вины тут нет - вы жертва обстоятельств (лжи). А ответственность в таких случаях полностью на том, кто сознательно сокрыл правду. И все ваши таинства действительны. Будьте спокойны.

   Во-вторых, есть мнение, что причастие выше крещения и если человек причастился (естественно, по неведению, а не специально), то ему креститься, вроде бы, нет необходимости. Но я не знаю на чем это основано и не думаю, что надо останавливаться вниманием на этом варианте.

   Есть ответ Тимофея Александрийского, которого спрашивают, что делать, если оглашенный, присутствуя при литургии, случайно причастился? Он говорит, что это призвание от Бога и для такого необходимо сократить время оглашения и крестить. 

   Вы можете (для спокойствия вашей души и совести) креститься с прибавлением фразы "аще не крещена есть". Эта фраза прибавляется как раз в том случае, если человек не уверен в том, крещен он или нет. Господь Сам решит, так как знает правду. В этом случае греха нет (т.е. при повторном крещении по неведению).

Вопрос (Вера) 20 декабря 2012г. Здравствуйте о. Роман! Вы наверное не совсем правильно меня поняли, я спрашивала почему чашу дают целовать мне - маме, а в другом храме мне не дают ее целовать, про детей понятно, она еще маленькая, чтоб ее целовать, а правильно ли мне это делать за нее? И еще скажите, клясться это грех? Не Божьим именем а просто.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Как я сказал, это делается, как утешение для родителя, чтобы не расстраивался, что не дали поцеловать ребенку (это мое предположение, так как истинные мотивы известны только тем священникам, которые это делают). Если сможете прожить без этого, можно и не целовать. Это не настолько важно, насколько этому придают значение. А правильно или нет, спросите у тех священников, которые вам дают ее целовать.

   Что касается клятвы, то лучше, конечно, избегать этого, так как для удостоверения достаточно сказать да-да или нет-нет (по слову Спасителя). Запрет Христа на клятву, касается лжи или неисполнения обетов (распространенного обычая иудеев). Чтобы избежать суда за неисполнение обета, иудеи прибегали к хитрости - они клялись не именем Божиим, а всякими предметами (небом, землей, своей головой). Господь говорит, что и в этих предметах тоже лежит имя Божие. Но при необходимости клясться не запрещается. Иногда клятва бывает обязательна, напр. врачам или на суде, при поставлении на какие-то высшие должности (напр. президент, американский президент вообще клянется на Библии), военнослужащие. Некоторые секты (например, ессеи) запрещали любую клятву.

Вопрос (Алла) 17 декабря 2012г. Батюшка, извините за беспокойство, у меня 2 вопроса. Может ли беременная девушка быть крестной? И можно ли исповедоваться дома? Я беременная, боюсь. не выстаю в храме на голодный желудок, бывает плохо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) На оба вопроса ответ положительный.
Вопрос (Елена) 16 декабря 2012г. Батюшка, здравствуйте! У меня после сегодняшнего посещения храма такой осадок в душе, такое чувство вины. Сегодня причащался мой малыш (2,5 года) и впервые за эти годы он не так широко открыл рот, по подбородку немного полилось (успели вытереть) и маленькая частичка Тела упала на пол. Наш Батюшка со всей благоговейностью поднял ее, но я отошла чуть ли не в обоморочном состоянии. Батюшка, ведь как это страшно. Об одном прошу - как мне правильно покаяться в этом (покаянный канон?), я такое чувство вины испытываю перед Богом, что все ноет в моей душе. Простите меня.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Прочитать покаянный канон вам, конечно, не запрещается, но сильно не убивайтесь. В первую очередь это недосмотр священника. Как бы хорош и опытен не был батюшка, никто не застрахован и всякое случается. Дьявол никогда не упустит случая испортить настроение, если получится, то как можно большему числу людей, а не только священнику. Потому я и говорил несколько дней назад, что буйных младенцев даже близко к чаше не подпускаю. Виноват всегда будет священник. Помните это все мамы и папы поднося своих младенцев на причастие. Именно поэтому некоторые священники требуют от мам и пап, чтобы те готовились к причастию за своих младенцев. Они полагают, что тогда те будут вести себя спокойнее. Правильно это или нет - не знаю.
Вопрос (Марина) 15 декабря 2012г. Батюшка благословите! Можно ли покрестить болящего человека перед смертью без его воли, т.к. находится в неадекватном состоянии, принимает нейролептики, лежачий, не ходит, но возможно она в детстве была крещена? Спаси Господи! 
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Только, если было достоверно известно, что она изъявляла твердое желание креститься, например, говорила, вот поправлюсь и обязательно покрещусь. Если же нет, тогда не нужно. Оставьте ее воле и Промыслу Божьему, у Которого ничего не бывает случайно, тем более смерть (болезнь) человека.
Вопрос (Наталья) 14 декабря 2012г. Здравствуйте, отец Роман. Прошу прощения, что отнимаю Ваше время. Вопрос такой. Я уже воцерковленный человек, в прошлом году приняла Крещение, не раз причащалась, соборовалась, но не знала, что надо было сначала священнику очистительную молитву надо мной прочитать. Теперь надо это делать? Надо обращаться к священнику по этому поводу? Заранее благодарна за ответ. Мир Вам.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Ваш ответ 02.03.12. Наталья.
Вопрос (ирина) 13 декабря 2012г. Благословите, батюшка! Чем отличается покаяние от исповеди? На исповеди ведь мы каемся в грехах. Спаси вас Господи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Таинство Покаяния (изменение сознания, изменение образа жизни), одно из таинств Церкви. Покаяние еще называют исповедью - исповедованием грехов.
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.