Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Елена) 7 июля 2011г. Здравствуйте, Батюшка! Скажите, нужно ли повторно исповедывать грех, если его больше не совершал, но после исповеди остается чувство какой-то душевной тяжести?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

    Чистосердечно раскаянный и не повторявшийся грех больше исповедывать не нужно. Нужно верить Святому Духу, Который легко прощает кающегося грешника, и дает ему возможность не стоять на месте, но идти дальше. Святые отцы действительно учат помнить этот  отрицательный опыт в своей жизни, чтобы в будущем не повторять его. Но не нужно вспоминать детали греха, чтобы сердце не почувствовало порочную греховную сладость.

     Воспоминание греха (в общих чертах, как имеющийся печальный опыт), помогает бороться с гордыней и осуждением ближних. Человек, который помнит свои грехи, никогда не превознесется над ближним и не осудит его.

     Но не нужно забывать, что все грехи (особенно смертные) имеют свои последствия. И хотя грех уже исповедан и прощен, но тяжесть этих последствий не дает человеку покоя. Этим объясняется то, что женщины уже покаявшиеся в убийстве своих нерожденных детей, все-равно продолжают говорить об этом на исповеди. Муки совести о напрасно загубленной жизни настолько сильны, что человек пытается при помощи постоянной исповеди одного и того же греха избавиться от них. Жизнь не игрушка и за некоторые ошибки человеку приходится расплачиваться очень дорого.

    Помните, что Бог наш - есть Бог кающихся и Спаситель согрешающих, а единственный непрощенный грех - это нераскаянный грех.

Вопрос (Ксения) 4 июля 2011г. Здравствуйте Батюшка! Очень хочу исповедаться и покаяться в грехах. Подскажите, пожалуйста, с чего нужно начать и как подготовиться к исповеди. Спасибо большое.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     К Таинству Покаяния (исповеди) может приступать только крещеный в Православной Церкви человек. Если исповедь первая в жизни (в сознательном возрасте), то грехи исповедуются с семилетнего возраста. Необходимо вспомнить свою жизнь, детство, юношество, и записать все (так как иначе все забудется из-за волнения), что было сделано против заповедей Божиих и за что укоряет совесть. Для этого можно использовать какое-нибудь пособие по исповеди (они есть во всех церковных лавках).

     Если хотите, чтобы вам уделили больше времени, то лучше приехать для исповеди в монастырь. На приходах у батюшек бывает мало времени, и они не могут себе позволить выслушивать каждого исповедника полностью.

      Главное на исповеди - это чувство собственного недостоинства, своей виновности и никакого самооправдания. Человек должен признать свою неправоту и должен хотеть исправиться, измениться. Без желания исправиться, изменить свою жизнь в соответствие с евангельскими истинами, покаяние не состоится. Будет соблюдено только внешнее подобие таинства. Исповедь превратится в простой отчет перед священником в проделанной греховной работе. Помощи вам Божией. 

Вопрос (Ольга) 30 июня 2011г. Здравствуйте Батюшка! Мы с мужем прожили пять лет и собираемся венчаться, но как правильно одеться? Можно ли одеть платье с коротким рукавом, спрашивала у батюшки он говорит это ваш выбор?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

    Конечно священник может сказать, что выбор за вами, но в душе любой батюшка хочет, чтобы все соответствовало  важности момента. Ведь это же Таинство, то есть совершается непостижимая для человека тайна. А никакой священник не хочет, чтобы в его храм люди пришли на таинство в вульгарном виде. Все эти поправки на "современность" - Пусть приходят в храм в чем угодно, лишь бы приходили, - очень условны и икономичны, то есть разрешены лишь в качестве допустимого попущения. Но Церковные Каноны и элементарные правила церковного благоприличия никто не отменял. Если апостол предписывает молящейся женщине покрывать голову, то она должна ее покрывать и в апостольское время, и за пять минут до Второго Пришествия Христова. И если вы это понимаете, то грех не выполнять.

     Главное, чтобы платье было приличное, это касается и декольте, и длины юбки. Из уважения к святому месту (храму) и церковному благочинию, платье должно отвечать церковным меркам приличия: длина юбки ниже колен, а также прикрыты плечи и руки. Голова обязательно закрыта. Сейчас можно очень красиво и элегантно прикрыть голову, так что это не проблема. Что касается цвета женского облачения, то он должен быть светлым, что является выражением радости. Белый цвет - символ чистоты и более приличен девицам. Но и он не запрещается. Да благословит вас Господь.

Вопрос (Евгений) 26 июня 2011г. Здравствуйте, Батюшка! Мне в этом году исполняется 49 лет, из них 28 лет болен сахарным диабетом, идут осложнения. Только Господь знает сколько мне осталось. Я верю в Бога, верю, что Господь помогает мне жить и работать, несмотря на мои грехи. Прошу Вас - примите мое покаяние в грехах моих и донесите мольбу мою о прощении моём Господу нашему Иисусу Христу, Троице Святой, Пресвятой Богородице в Ваших молитвах и просьбу указать путь к спасению души моей. Кланяюсь и целую Вашу руку. Спасибо Вам за Ваши труды.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

    Покаяние через интернет? это что-то новое, в смысле для Православия. В Римо-Католической церкви такая практика есть. Создаются даже специальные приложения для iPhone и iPad, с помощью которых католики могут легко и удобно "очистить" свою совесть. Надо сказать, очень прогрессивно.

    Но к Православной Церкви такое "новшество" не имеет никакого отношения. Нужно лично прийти на исповедь или пригласить священника на дом, и чистосердечно покаяться в содеянном.

     Мы грешим всю жизнь, а потом хотим легко и без неудобств избавиться от накопленной тяжести, одним нажатием кнопки. Виртуализация, это современное явление, которого ранее не было. Но Церковь - это живой организм, а не виртуальный, это Тело Христово. Поэтому важен и личный контакт. Таинство Покаяния берет свое начало от Иоанна Крестителя, к которому ПРИХОДИЛИ грешники и каялись в своих грехах (Ин.3:23). Перед свидетелем (священником), в храме Божием (то есть, в соответствующей, располагающей к покаянию обстановке), человек будет каяться совсем по-другому, нежели сидя перед цветным монитором с яркой рекламой по бокам. Да поможет вам Господь.

Вопрос (Елена) 26 июня 2011г. Здравствуйте, Батюшка. Я хочу исповедоваться. Мне важно знать какие молитвы я должна читать и сколько дней поститься? Когда я пришла первый раз в храм на исповедь, батюшка меня отругал и не допустил к причастию,т.к. я не читала молитвы. Но я знаю только Отче наш. Какие молитвы необходимо читать перед исповедью? Спасибо
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

    Исповедь и причастие это два разных таинства. Перед исповедью (то есть покаянием в грехах) нужно вспомнить свою жизнь (если первая исповедь - то с 7 лет; если исповеди уже  были - то с момента последней), по необходимости записать (с поправкой на волнение) и приходить каяться.

     Перед причастием необходимо накануне исповедаться (то есть исповедь входит в подготовку ко причастию), примириться с врагами и недоброжелателями и прочитать Последование ко святому причащению (оно есть во всех православных молитвословах). Также необходимо присутствовать на богослужениях, накануне вечером и на самой литургии, три дня держать пост (то есть ограничить себя в пище и в чувствах) и с чувством своего окаянства и недостоинства, но в надежде на милость Божию, приступать к Таинству.

Вопрос (Ольга) 23 июня 2011г. Здравствуйте Батюшка! Я давно посещаю монастырь, но ни разу не была на исповеди. Мне 40 лет, жизнь очень сложная и в этом виновата я сама. И чем больше я об этом думаю, тем страшнее. Господь милостлив, Он всех прощает, но как мне самой жить дальше, если я знаю что исправить уже ничего нельзя, как бы мне этого ни хотелось и простить я себе этого тоже никогда не смогу. Мне очень страшно идти на исповедь и я никак не могу решиться, постоянно откладываю. Эти мысли приводят меня в отчаяние. Как жить дальше я не знаю. Помогите.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Вы сами и вопрос задаете, и отвечаете на него. Действительно, христианство это не бесполезное стояние в церкви, не свечки и записки. Христианство - это жизнь в Боге. И церковные таинства призваны нам в этом помочь. Исповедь очень важна для христианина. Человек, который ведет (пытается)  добродетельную жизнь, то есть жизнь по заповедям, не может жить без исповеди - этого второго крещения. Каждый грех переживается им, как предательство Бога и жить с этим невозможно. Поэтому христианин старается как можно быстрее попасть на исповедь, чтобы, получив прощение греха, попытаться снова жить по-Божьему.
    Напротив, человек, который умеет обходиться без исповеди, показывает, что духовная жизнь у него совершенно не в порядке. Содеянные грехи копятся с каждым днем, каждым часом и давят все сильнее. И однажды силы оставляют человека, поскольку терпеть становится уже невозможно. И грешник, наконец, решается на первую исповедь.
    Первая исповедь, это ключевое событие в жизни человека, новый виток, после которого начинается (должна начаться) совершенно иная жизнь, жизнь чуждая греха. Человек самым телом ощущает прощение грехов, дышать становится легко, хочется плакать. Так Господь дает понять, что грехи прощены и человеку дан еще один шанс на исправление, еще один шанс на спасение. И хоть исправить уже ничего нельзя, но жизнь ведь (к счастью) не остановилась. Впереди главный жизненный экзамен - встреча с Богом.
    Только вы сами можете себе помочь. Бояться нужно грешить, а не каяться в грехах. Стыдиться нужно греха, а не исповеди или священника. Любой священник всегда испытывает искреннюю радость видя покаяние грешника. Гоните прочь этот лукавый дьявольский страх, и вперед - к примирению с Богом. От этого зависит ваша вечная участь. После исповеди вы совсем другими глазами посмотрите на мир и многие вопросы сами отпадут. Появится надежда, которая, по апостолу Павлу, не постыжает. Помощи вам Божией.
Вопрос (Алексей) 29 мая 2011г. Христос Воскресе! Очень часто встречаю призывы некоторых верующих принести некое всенародное или по крайней мере личное (и за свой род)покаяние перед царственными страстотерпцами. Но нигде на официальных сайтах или в официальной периодике РПЦ ничего об этом не говорится. Очень хочется узнать, какова позиция РПЦ по этому вопросу, действительно ли есть такая необходимость, или же это из разряда околоцерковного фольклора. Большое спасибо за возможность получить ответ!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Протоиерей Алексий Сидоренко,
проректор по научной работе Тобольской православной духовной семинарии,
кандидат богословия, кандидат философских наук.


    Ныне среди небольшой части мирян нашей епархии получил распространение так называемый "Чин всенародного покаяния русского народа". Вдохновители этого "Чина" предлагают всем православным людям лично каяться в предательстве и убийстве царя Николая II и членов его семьи, расценивая участие в "Чине" в качестве единственно возможной формы возрождения русского народа.
    Следует сказать, что они исходят из неверных посылок и, следовательно, приходят к неверным выводам. Прежде всего, они неверно толкуют Послания Святейшего Патриарха и Священного синода к 75-летию (ПосланиеI) и 80-летию (ПосланиеII) убиения Николая II и членов его семьи. Эти Послания призваны играть у них роль маскировочных приспособлений, дабы скрыть противоцерковную деятельность некоторых из них. Но даже если исходить из предположения, что они действуют искренне (что не вяжется с характером их действий), то и тогда прийти к желаемым для них результатам не удается.
Покаянные формулировки, предлагаемые в "Чине" и вытекающие из постулируемого "предательства", не могут иметь места среди православных, многие из которых хранят идейную верность монархии.
    Нам ведь предлагают лично каяться в совершенно фантастических грехах, что является насилием над совестью верных. Например: "Не осуждал законопреступное свержение богоустановленной власти, отмену церковного поминовения Помазанника Божия, решение Синода поминать на богослужениях клятвопреступное Временное правительство (март 1917 года) и через это - измену присяге на верность богоустановленной власти и прекращения молитвы за православную державу". В другом варианте "всенародного покаяния" предлагается еще более радикальное самобичевание: "Господи, помилуй нас за участие в революциях 1905, 1917 гг: Господи, помилуй нас за участие в гражданской войне: Господи, помилуй нас за измену Родине и участие в военных действиях на стороне врага и сотрудничество с оккупантами, за нарушение военной присяги перед Родиной: Господи, помилуй нас за измену Родине и предательское бегство русской научной и творческой интеллигенции за рубеж после распада Советского Союза...". Сложно представить, как можно каяться в несовершенных грехах. Церковь никогда не требовала от приходящего в храм каяться в грехах своих родителей.
    Составители "Чина" (сами себя они величают "ревнителями всенародного покаяния") вводят догматическое новшество - "наследственный грех цареубийства", который не смывается даже крещением, а лишь участием в предлагаемом "Чине". Причем ничто русскому народу не помогло в прошлом и не помогает в настоящем - ни прославление Царственных страстотерпцев, "потому что, по их словам, признание святости Царственных мучеников не освобождает нас от греха, не происходит очищения, изменения сознания, перерождения человека в новую тварь" (да и произошло оно, по их мнению, с опозданием, лишь в 2000 г.; как говорят "ревнители", "убили и прославили"), ни строительство величественных храмов на месте убиения, потому что "одним строительством храма грех не истребляется: нельзя откупиться от Бога. Индульгенция не спасает от гнева Божия". Эти слова являются надругательством над искренней жертвой на возведение храмов многих людей, которую теперь идеологи "Чина" объявляют "индульгенцией". Справедливо пишет священник Даниил Сысоев в статье "Богословские соблазны монархического движения", что "если ... мы примем столь популярную ныне доктрину о втором наследственном грехе русских - грехе цареубийства, который вдобавок не смывается и крещением, тогда мы неизбежно придем к ереси против 10-го члена Символа веры. Ведь получается, что величайшее Таинство Крещения не в силах смыть с наших душ предполагаемую скверну цареубийства, переданную нам от предков". Однако никакие аргументы "ревнителей" не колеблют.
    Идеологи "Чина" пытаются внушить, кроме того, ту мысль, что реставрация дореволюционной монархии - наш единственный политический путь. Головы у них повернуты назад, и они желают, чтобы у всех головы были повернуты назад, в XIX век. На самом деле, если мы чему-нибудь научимся у истории и если мы когда-нибудь поднимемся до православной монархии, то, конечно, в осознании, что она не будет такой, какой была. В России восстановится симфония властей - духовной и державной. Диссонанс в этой симфонии во многом и привел к перевороту 17-го года. Прежде всего, в России будет Патриарх и Царь, Патриарх займет свое законное место в Успенском соборе, а Царь будет руководствоваться духовными наставлениями Патриарха, а не случайных людей; в России монархической будет слышен свободный голос Церкви, она будет выносить свободные суждения по всем вопросам общественной жизни, она больше никогда не будет скованным "ведомством" в государстве. Видимо, этого и не желают ложные друзья монархии.
    Заключая, отметим, что прискорбным знамением нашего времени может считаться легковерность, с которой отдельные люди, повинуясь неким внутренним позывам к правде и справедливости, с легкостью принимают новые учения, особенно, если те приукрашены радикальной эсхатологией и всеохватной апокалиптикой; они готовы первому встречному вручить свою судьбу, если только тот будет складно говорить о наступивших последних временах. Идет тотальный поиск старцев, которые, конечно же, при таком ажиотажном спросе находятся: Священное Писание, святые отцы, великое Православное богословие в таком состоянии духа оказываются в забвении; огромный опыт новомучеников российских, к сожалению, остается зачастую невостребованным: верят анонимным книжонкам, примитивной беллетристике. Все это приводит к печальным искривлениям в духовной жизни, чему примером и служит "Чин покаяния русского народа".
http://www.ihtus.ru/tr.shtml
Православный календарь