Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Ирина) 9 октября 2011г. Благословите, батюшка! Купила вазы в храм, чтобы выполнить свое обещание перед Боженькой. Ваза, которую купила Царице Небесной, разбилась.Что это может значит? Спаси Вас Господи. 
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Это значит, что в следующий раз будьте осторожнее и не роняйте вазы. Я вчера взялся за горячий утюг и, вот ведь странность, - обжегся! Что бы это могло значить?
Вопрос (Александр) 7 октября 2011г. Добрый день, Батюшка! Отдыхали на Кипре и в магазине при церкви купили икону Божьей Матери, держащую в левой руке (как держат младенца) крест с распятым Христом. Изображение объемное, вырезанное в дереве, покрыто красками и воском. Как мне объяснили, икона освящена святой водой. Нигде ранее такого изображения Божьей Матери я не встречал. Вопрос: Данная икона не противоречит церковным канонам?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Трудно сказать, что это за икона. Мне не удалось найти подобного изображения Богоматери. А чтобы определить степень причастности к канону, недостаточно просто описать, что изображено на иконе. Ведь канон - это, по большому счету, КАК это изображено. Понятно, что изображена Богоматерь, но как Она изображена. Это важно. Канон - это именно техника иконописи, пропорции фигур, которые специально делаются не соответствующими действительности, особенности лица и внешности, для которых существуют конкретные фиксированные эталоны, отсутствие объемности, наличие перспективы (прямой или обратной), нормативное соответствие цветовой гаммы (например, покрывало Богоматери - мафорий - принято писать вишневым (иногда - синим или лиловым), платье Богоматери - синим. У Христа наоборот плащ - гиматий - синий, а хитон - рубаха - вишневая), наконец, соответствие сюжетному и композиционному диапазону.

     Поэтому для определения степени причастности иконы иконографическому канону, необходимо показать ее квалифицированным специалистам, знающим все эти тонкости и могущим определить степень допустимой канонической вариабельности.

Вопрос (Ирина) 7 октября 2011г. Благослови, батюшка. Объясните, пожалуйста, что означает - нечистота. Одни говорят, что это женское ежемесячное недомогание, что нельзя ходить в храм (даже подходить близко нельзя, не то чтобы заходить), нельзя ставить свечи и т.д. Другие говорят, что женщинам можно все делать в храме кроме причастия. В монастырях очень строго к этому относятся. Я так и не могу понять до сих пор кто прав?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Лучший труд на эту, действительно неоднозначную тему, который мне попадался, это сочинение Павла Патриарха Сербского. Очень трезво и грамотно на основании Правил и высказываний святых отцов Святейший Павел представляет достаточно подробный разбор этой церковной проблемы.
  Еще в III веке святым отцам задавали этот же вопрос - что может и чего не может делать женщина в период своих критических дней? Святой Дионисий Александрийский вместе с Тимофеем Александрийским и преподобным Иоанном Постником однозначно выставляли запрет на причастие в эти дни. Того же мнения придерживается и преподобный Никодим Святогорец.
  Однако с течением времени этот запрет на причастие развился в запрет на вообще посещение храма. Святейший Павел предполагает, что это связано чисто с практическими (физиологическими) моментами (осквернение храма случайным попаданием крови, а также сопутствующий запах).
  Ветхий Завет действительно смотрел на это явление, как на нечистоту и повелевал женщине сидеть дома: "Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера" (Лев.15:19). Но это делалось с целью сократить интенсивность супружеских совокуплений, а не потому, что это действительно оскверняет нас. Именно поэтому мужьям запрещалось прикасаться к женам в периоды их регул. Вот, что говорит блаженный Феодорит: "Явно, что сим учит умеренности в супружеском общении, и вразумляет, что в супружеский союз вступают для чадорождения, а не для сластолюбия, посему переспавших называет нечистыми и повелевает употреблять очищение, чтобы труд очищения препятствовал частому общению".
  А то, что всё естественное в нашем организме не является нечистым само по себе подтверждает и великий из отцов Афанасий Александрийский: "... не имеем в себе ничего нечистого, а только тогда оскверняемся, когда совершаем грех. А когда помимо нашей воли происходит какое-то естественное извержение, мы должны, по естественной необходимости... терпеть, наряду с другим, и это".
  Есть некоторые частные мнения, например, канониста Вальсамона (XIIв.), С.Булгакова, протоиерея В.Николаевича, профессора Л.Мирковича, о том, что в эти дни женщина вообще не должна входить в храм. Но Патриарх Павел считает, что эти мнения не могут восприниматься, как мнение всей Православной Церкви.
  Подводя итог, Святейший Павел говорит следующее: "В духе рассмотренного евангельского и канонического подхода я считаю, что месячное очищение женщины не делает ее ритуально молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая... Поскольку современные гигиенические средства могут эффективно предотвращать то, что из-за случайного истечения крови осквернится храм, а также могут и устранить запах, то я считаю, что и с этой стороны нет препятствий, чтобы женщина во время месячного очищения, при должной осторожности и принятых гигиенических мерах, могла приходить в церковь, целовать иконы, принимать просфору и освященную воду, а также участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или, будучи некрещеной, креститься, она бы не могла".
  Таково мнение Святейшего Павла. В настоящее время многие священники выставляют запрет не только на причастие, но и на прикладывание к иконам, целование руки священнику, принятие св.воды и просфоры. Поэтому, на мой взгляд, этот вопрос должен разрешаться духовниками в индивидуальном порядке.
Вопрос (Ирина) 6 октября 2011г. Благословите, батюшка. Получается, чтобы соблюдать заповеди (например, о почитании родителей, прощении и любви врагов), нужно НЕПРЕСТАННОЕ усилие обвинения себя во всех ситуациях, а поступки ближних приписывать или искушению, или незлонамеренной простоте? Дело в том, чтобы не оценивать людей, заставлять себя "не видеть"?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Действительно, самоукорение поначалу требует сильного самопринуждения, особенно когда не понимаешь - в чем, собственно, твоя вина? Но со временем, после некоторой практики, самоосуждение становится естественным и не вызывает труда. Всеми силами нужно постараться оправдать ближнего в своих глазах. Как хочешь, даже какими-то совершенно нереальными мотивами, но оправдай, лишь бы не осудить. Потому что наш враг - дьявол, а человек лишь слепое оружие в его руках. Вот что говорит Златоуст по этому поводу: "Подлинно, он (дьявол) один - наш непримиримый враг; а человек, что бы он ни делал, остается нашим другом и братом. Итак, зачем же ты, оставив настоящего твоего врага, терзаешь собственные члены?" (Слово 2. О молитве).

     Старец Паисий даже винил себя в разводе какой-нибудь семьи, хотя совершенно к этому не был причастен. Вот как он это объяснял: "Нужно молиться за других с сокрушением и душевной болью. И этого душа может достичь, когда считает по смиренномудрию, саму себя причиной того, что случается с ближним.
    - Но, как вы можете быть виновны за то, что кто-то, например, разводится со своей женой в Афинах?
    - Вот говорю себе: "Если бы я был святой, как древние отцы, просил бы у Бога благодати им соединиться и любить, и Бог, обещавший слушать святых, помог бы им. Но из-за того, что я не святой, Бог меня не слушает. Следовательно, я виноват, что разводится эта семья, и за другое зло, какое бывает". Итак, не сужу иного, но только осуждаю себя за все: тогда Бог помогает".

Вопрос (Ирина) 5 октября 2011г. Отец Роман, скажите пожалуйста, как врачуется расслабленность, бесцельность, бездеятельность, отсутствие бодрости, которое мы видим сейчас в обществе и в себе?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)  Серафим Саровский говорил, что причина нашей расслабленной жизни - в отсутствии решимости жить по-Божьи. Если бы была у нас решимость, то она одна исцелила нас и от расслабленности, так как по определению является противоположной ей, и от бесцельности, так как решимость как раз и направлена на достижение цели, и от бездеятельности, так как решимость как раз и побуждает к спасительной деятельности и является синонимом бодрости. Говоря кратко - нужно ЗАХОТЕТЬ спастись. И уже из этого сама собой выстроится вся дальнейшая система спасительных действий христианина.
     Ну а что касается неверующей части общества, то ему для начала необходимо признать существование Бога, потому что по слову апостола Павла "без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр.11:6).
Вопрос (Ольга) 5 октября 2011г. Батюшка, а как же тогда объяснить, что на представителя Армянской церкви, сходит Благодатный Огонь?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)  Вы ошибаетесь. Ни армянам, ни католикам Благодатный огонь никогда не давался. Только православный (греческий) Патриарх имел возможность стать непосредственным очевидцем этого чуда. Вы должны помнить известную историю с треснутой колонной. Этот знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. "Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: "Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан" - пишет инок Парфений. В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: "Единая вера Православная, я - христианин" и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился - плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание.
     Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Впрочем, это была не единственная попытка мусульман, отрицающих Страсти и Воскресение Господне, воспрепятствовать схожденияю Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): "...однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволокй, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась".
      Так Сам Господь Бог засвидетельствовал Свое благорасположение православным и, соответственно, Свое нерасположение армянам.
Вопрос (Наталья) 4 октября 2011г. Здравствуйте, Батюшка! 
Как излечиться от моего душевного недуга? Я страдаю от пристрастия к мужчине, с которым я вообще не общаюсь почти год, прервав греховную связь. Меня мучают постоянные навязчивые мысли о нем при которых возникают сильные боли в сердце (как будто из сердца змей пьет мою кровь). Посещаю храм, каюсь, причащаюсь. Веду активный образ жизни.
Понимаю, что это дьявольские искушения, стараюсь мужественно бороться и терпеть, благодарю Господа за попущение. Но т.к. все так затянулось, возникают мысли, может быть я что-то не так делаю? Враг моего спасения хитер, он смог убедить молиться за этого мужчину, теперь я понимаю что это была уловка. Посоветуйте, Батюшка! Я понимаю, что такое пристрастие - грех и нужно быстрее с этим покончить. Как укрепить себя в борьбе? Всю свою силу воли употребляю, не сдаюсь, но враг сильнее меня. Я чувствую себя пленницей! Благодарю, Батюшка!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) То, что женщина после телесной близости привязывается к мужчине - вполне естественно. Женщина вообще сильнее привязывается к мужчине, нежели он к ней. Вероятно это обусловлено словами Господа Бога: "И к мужу твоему влечение твое" (Быт.3:16). Именно поэтому для предотвращения незаконного влечения и необходимо узаконить отношения между мужчиной и женщиной, чтобы им ничего не препятствовало быть вместе и не прогневлять при этом Бога.
    Поэтому, если у вас такое произошло, то, во-первых, не нужно удивляться. Как я сказал, это влечение свойственно нашей природе, плюс к тому же и дьявол не спит, но всячески усиливает и извращает наши естественные потребности и желания.
    А, во-вторых, будьте мужественной и твердой, что вы и пытаетесь делать. Ни под каким предлогом не встречайтесь с этим человеком, не общайтесь с ним и не молитесь за него. Пусть этим занимаются его родные. Главное - не допускайте помыслов  и воспоминаний  связанных с ним. Услаждение этими "картинками" сведет на нет все ваши труды. Исповедуйтесь в ваших помыслах и Господь будет укреплять вас. Себя укрепить нельзя, вся помощь и силы у нас от Бога. Он единственный и неиссякаемый источник жизни и духовных сил. Поэтому молитесь Богу об избавлении, но исход молитвы оставьте за Промыслителем Богом (да будет воля Твоя), Который лучше знает, когда отодвинуть искушение. Помощи Божией
Вопрос (Ирина) 3 октября 2011г. Батюшка, благословите! Когда первый сын был на чеченской войне я сама себе пообещала купить вазы для цветов перед иконами Иисуса Христа и Царицы Небесной, если сын вернется живой. Сын вернулся, а вот вазы я до сих пор не купила. Как Вы считаете, батюшка, я затягиваю обещание, которое дала Боженьке? Может взять благословение у настоятеля? Без благословения, я поняла давно, ничего не получается. А духовного отца нет. Без него очень трудно. Хочу спросить у Вас как здоровье отца Власия? Благодарю Вас батюшка. Спаси Вас, Господи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Обет данный Богу нужно исполнить, даже если это касается всего лишь ваз для цветов, а не возведения храма. Священное Писание говорит об этом достаточно определенно: "Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни" (Еккл.5:3). Поэтому берите благословение и покупайте вазы.

    Про здоровье старца ничего не знаю.
 

Вопрос (Ирина) 2 октября 2011г. Батюшка, является ли сильная физическая усталость показателем неправильно устроенной духовной жизни?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Вполне возможно. Если человеком отдается предпочтение физическому труду в ущерб духовному, так, что на молитву и храм времени и сил уже не остается, то это явно неправильный путь. Кому-то из великих отцов было показано как решается подобная дилемма. Он увидел кого-то похожего на себя то молящимся, то занимающегося трудом попеременно.

     Если же усталость следствие физической болезни, то должна лечиться при помощи земной медицины.

Вопрос (Ольга) 1 октября 2011г. Батюшка, благословите. Как поступить, человек много лет курит, осознает грех пагубной страсти. Раньше приобщался Святых Даров. Бросить сразу не получается, очень переживает, что имея эту страсть, приобщался Святых Даров - грешил. Сейчас боится недостойно принимать Дары. И не уверен, что если бросит курить, опять впадет в грех, а тогда еще больший.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

То есть, человек хочет сначала преодолеть все свои страсти - бросить курить, пить, одним словом - грешить, а потом приступать к достойному причащению Святых Христовых Тайн? Сразу возникает как минимум два вопроса: где он возьмет силы на борьбу с страстями и сколько нужно ждать, пока все страсти будут преодолены своими силами, может до конца жизни?

     Мы для того и причащаемся, чтобы укрепиться духовно, почерпнуть из бессмертного Источника силы на борьбу со своими дурными привычками и грехами. А ждать пока все страсти будут преодолены, чтобы после этого "достойно" причащаться можно очень долго. Можно и не дождаться, потому что без причастия, одними своими силами никто и никогда не сможет измениться в лучшую сторону. А что хуже всего, так это то, что если даже и удастся человеку справиться со своими страстями, то ложное чувство собственного достоинства может погубить его не хуже страсти курения: "Я бросил и теперь достоин причащаться". Лучше курить и осознавать себя недостойным причастия, чем бросить и причащаться с ложным ощущением избранничества. Как говорил кто-то из святых: "Лучше грех с покаянием, чем добродетель с гордыней".

    Поэтому не нужно оставлять причастие до лучших времен. Нужно со смирением приступать к таинству и с помощью Божией противиться страсти.

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.