Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Ирина) 18 сентября 2011г. Как избавиться от гордыни и тщеславия, которые так глубоко в тебе сидят, что до поры до времени их не замечаешь, но уж когда вылезут, то мало не покажется?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) По крайней мере слава Богу, что Господь устраивает такие ситуации, когда открывается наша гордыня. Было бы гораздо хуже, если бы она прогрессировала втайне, в темных глубинах мнительной и самолюбивой души, незаметно для нас самих превращая нас в дьявола.
     Действительно, по мнению святых отцов борьба с гордостью самая жестокая и трудная. Она идет последней, уже после того, как побеждена плоть и гнев. По мнению преподобного Иоанна Лествичника, тщеславие предшествует гордыни. Начало гордыни - конец тщеславия, ее середина, - уничижение ближнего и похвальба своими трудами и достижениями, а страшный конец - отвержение Бога, упование на себя, одним словом, - бесоподобие. Однако, эта паразитка может успешно сосуществовать не только с добродетелями (пост, безгневие, послушание), но даже вместе с гонениями и притеснениями.
    Гордому человеку преподобный Иоанн Лествичник советует избрать повиновение другим, презренное и жестокое жительство, а также чтение о сверхъестественных подвигах святых отцов. А из "исповеди" гордости мы узнаём, что ей весьма неприятно сокрушение сердца, рождаемое из повиновения. Но главным оружием против нее, является - самоукорение, смиренномудрие и святое смирение. Да поможет Господь в этом всем нам.
Вопрос (Михаил) 13 сентября 2011г. Батюшка, благословите. Скажите как бороться с блудной страстью? Постоянно хожу в хам, исповедаюсь, причащаюсь, но страсть не оставляет?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Исповедь (открытие помыслов) и причастие действительно сильное лекарство от всех страстей. Но если страсть вас не оставляет, то возможно не удалены причины разжигающие эту страсть. А причины известные: близкое (вольное) общение с женским полом, чревоугодие и сластолюбие, употребление разжигающей пищи (афонский старец Паисий говорит, что разжжение плоти производят: горчица, сгущенное молоко, мед, орехи в большом количестве), многопитие (даже простой воды, особенно перед сном), злоупотребление алкоголем, просмотр откровенных рисунков (фотографий) и видео, услаждение нечистыми помыслами. Отвергнув все это, человеку будет гораздо проще преодолевать страсть блуда.
   Если же даже после воздержания и различных подвигов брань не утихает, значит у Господа о человеке какой-то особый план и ему попускается особая брань. Брань - это признак избранничества. Это подтверждает один эпизод из Отечника. К одному старцу пришел молодой монах и исповедал ему свою блудную брань. Но неопытный старец укорил его самыми жестокими словами, объявил ему, что он, "допустив себе искушение таким порочным вожделением, сделался недостойным имени монаха, а достойным всякого презрения; вместо утешения он нанес ему столь тяжкую язву упреками, что монах вышел из келии старца в величайшем унынии, в смертельной печали, в отчаянии". В этой печали он решил оставить монашество и отправился в мир. По пути его встретил преподобный Аполлос и спросил о его душевной тоске, которую невозможно было скрыть. Монах все ему рассказал. Тогда преподобный добрыми словами успокоил юного инока и уговорил его возвратиться в свою келью, а сам помолился, чтобы брань этого монаха перешла на того старца. Так и случилось. На старца напала такая сильная брань, что он не находил себе места и отчаявшись отправился в мир тем же путем, каким только что уходил молодой монах. Здесь его встретил преподобный Аполлос и спросил о причине его бегства. Но от стыда старец не дал преподобному ответа. Тогда святой преподал ему замечательное наставление: "Возвратись, продолжал тогда святой Аполлос, в келию твою, и пойми, что до сего времени диавол или не знал тебя, или презирал. Ты не удостоился сопричислиться тем, которые своим преуспеянием и тщаливостию возбуждают диавола ежедневно бороться и сражаться с ними. После стольких лет, проведенных в молитве, одной стрелы врага, направленной в тебя, ты не мог отразить. Что говорю отразить? ты не мог претерпеть в течении одного дня. Господь попустил тебе подвергнуться этому искушению для того, чтоб ты, по крайней мере в старости твоей, из собственного опыта научился сострадать немощам ближних и снисходить удобопреклонности юных к страстям... Диавол, без сомнения, не сделал бы на юношу такого жестокого нападения, какого он до сих пор не наносил тебе, пренебрегая тобою, если бы не заметил в душе юноши благого залога, если бы не позавидовал преуспеянию, которое ожидает юношу на поприще монашества. Он поспешил предупредить и превратить это преуспеяние огненными стрелами своими! Очевидно, что он признавал сильным того, на кого рассудил направить сильную брань!... Теперь окончилось это спасительное смотрение о нас, которым Бог благоволил освободить юношу от пагубного разжжения, а тебя научить состраданию ближним и тому, сколько сильны могут быть вражеские искушения" (Отечник. Святитель Игнатий Брянчанинов. Повести из жития старцев, преимущественно египетских, которых имена не дошли до нас).
    Пусть это повествование будет нам утешением и научит нас терпению. Никто не забыт у Бога и избавление может подоспеть в самый неожиданный момент. Нужно только потерпеть. Помощи Божией.
Вопрос (Юлия ) 12 сентября 2011г. Добрый день, Батюшка! Благодарю за ответ про крестины детишек. Хотелось бы узнать про крестик. Мне подарили крестик, но поскольку у меня уже есть свой крестик, который я ношу постоянно, я этот не открывала и он так и лежит новый в коробочке. Вопрос вот в чем: Могу ли я этот крестик подарить своей будущей крестнице на крестины и может ли этот крестик считаться православным, если на нем изображен Спаситель, впереди есть надпись, а сзади нет надписи "Спаси и сохрани". А также хотела узнать в какие дни у вас в храме исповедует о.Власий! Спасибо за Ваш труд. Спаси Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Вы вполне можете подарить этот нательный крестик своей крестнице. Когда придете на крещение, отдайте его священнику, который будет совершать Таинство крещения над вашей знакомой.

     Отсутствие надписи "Спаси и сохрани" не делает крест неправославным.

     Отец Власий исповедует по воскресеньям в центральном соборе примерно с 6.30 утра. Но иногда исповеди нет. Будет она или нет, знает он один.

Вопрос (Александр) 11 сентября 2011г. Благословите, батюшка. Как полюбить Богослужение?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Чтобы полюбить богослужение нужно во-первых его понимать. Когда что-то не понятно, то полюбить это невозможно. Любовь предполагает разумное и осмысленное участие в чем-то.

     Чтобы его понимать, нужно изучать его с двух сторон - теоретически (постигая науку -  литургику) и практически (чаще посещая службы и осознанно участвуя в них).

     Чтобы чаще посещать службы и с радостью на них присутствовать, нужно полюбить Иисусову молитву и участие в церковных таинствах. Нерассеянно молясь, человек не замечает, как пролетает служба, а потом не хочет уходить из храма.

     Чтобы было желание регулярно участвовать в церковных таинствах, нужно вести покаянный образ жизни. При истинно христианском образе жизни человек не может жить без церковных таинств (исповеди, причастия, соборования) и всегда стремится к ним. Они становятся для него также жизненно необходимыми, как естественная потребность человека дышать.

     Чтобы вести подлинно христианский (покаянный) образ жизни, нужно соблюдать евангельские заповеди, так как именно в них указано, в чем состоит этот богоугодный образ жизни.

     Чтобы правильно соблюдать евангельские заповеди, нужно читать Евангелие и святоотеческую литературу, в которой показана практическая сторона православной аскетики на примере Господа Иисуса Христа и святых отцов.

      Чтобы читать православную литературу, нужно время и желание.

     Да поможет Господь в этом всем нам.

Вопрос (Катя) 10 сентября 2011г. Здравствуйте. Хочу спросить о мыслях. Нормально ли такое состояние, когда человек постоянно о чем- то думает? Не просто думает о деле, а думает скорее в ущерб делу В народе говорят - кубатурит, т.е что-то там себе думает и, по-видимому находится сам в себе, в своей реальности, и в какой- то мере в изоляции от других. Увлечен своими внутренними проблемами, воспоминаниями, размышлениями, психоанализом себя и других, ненужными воспоминаниями, попытками самостоятельно разрешить к. л. трудную ситуацию и тому подобное. Я, конечно, понимаю, что во всем виновата гордость и такое состояние затуманенное, но советы "живи просто" не для меня. Я не могу жить одними грядками и пирожками. Мне это скучно, не интересно, чего-то мне не хватает. Вот и ум мой кубатурит и кубатурит. Объясните, что это за болезнь?  Я чувствую, что описанное мной состояние болезненное. Как оно преодолевается? Большое спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)      Православная аскеза знает такое понятие, как внутреннее самоуглубление, уход в себя. Но оно обязательно должно сопровождаться молитвой и духовными размышлениями. Человек не просто уходит в себя, но делает это с определенной целью - обрести в себе Бога. Это достигается через непрестанную сердечную молитву. То есть "кубатурить" нужно о вещах духовных и спасительных, а не о всяком пустом. Подумать о чем-то, мысленно проанализировать ситуацию, продумать ответ - это нормально. Но после этого нужно вернуться к молитве, а иначе подобное состояние действительно станет болезненным, навязчивым.
     Вам нужно бороться с бессмысленными размышлениями, которые напоминают козни лукавого с целью отвлечь человека от духовных размышлений. Научитесь молиться Иисусовой молитвой - Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную. Размышления без Христа, это такое же словоблудие, только без голоса. А эффект тот же, цель дьяволом достигнута - человек не помнит о Боге и не молится.
Вопрос (Игорь) 9 сентября 2011г. Скажите пожалуйста, как на современный язык можно перевести слова преподобного Серафима - "Радость моя, стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся?"
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)      Вы имеете в виду, как возможно в современных условиях реализовать этот завет преподобного Серафима, так как фраза сказана вполне на современном языке? Тот смысл, который эта фраза имела в XIX веке она продолжает сохранять и в XXI веке. Ничего в этом плане не изменилось. И "дух мирен" все тот же, и Христос во веки тот же, и Святой Дух не изменился, и заповеди не устарели, и ад с раем не превратились в миф - все остается на своих местах. Человек, который приобрел мирное устроение души, стал храмом Святого Духа, в какую бы эпоху он не жил, всегда будет для окружающих представлять из себя образец для подражания, благоговейного удивления, внушения уважения, и расположения к себе. И этот эффект будет наблюдаться везде: и в семье, и в рабочем коллективе, и среди верующих, и среди неверующих.
       Заповеди бессмертны (по крайней мере, до Страшного суда). И плоды, к которым приведет их исполнение, останутся неизменны во все времена. А значит добродетельный человек всегда будет собирать вокруг себя последователей, желающих ему подражать.  
       Исполняй заповеди Христовы, и вокруг тебя тысячи спасутся.
Вопрос (Ирина) 8 сентября 2011г.  † Благословите, батюшка.
Правильно ли я понимаю, что не нужно смущаться словом «подвиг»? Подвиг - это усилие непрестанное, необходимое каждому человеку,  принявшему решение предпринимать конкретные действия для своего спасения? Правильно ли я понимаю, что я, как любой человек, призвана Господом стать святой? Я почти 10 лет ищу свой средний путь. За это время нашла меры, которые помогают укротить страсти, но эти меры достаточно сильны и я нахожусь в постоянном смущении. Я не могу этого придерживаться, так как начинаю считать, что нахожусь  в прелести. Так во многом. С одной стороны - явно вижу, в чем необходимо себя ущемить, а с другой - не доверяю своему мнению. Как определить свою меру поста, если нет духовного отца?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)  В 2006 году мне посчастливилось написать статью в наш Вестник "ХРИСТИАНСТВО И ПОДВИГ - СИНОНИМЫ". Она фактически является ответом на ваш ценный и очень актуальный вопрос.
      В церковной среде бытует мнение, будто наше время совершенно свободно от подвига. Для аргументации выставляются такие причины, как: неимение любви, смирения, а также духоносных наставников. Благочестивому христианину предлагается вычитывать общеупотребительные молитвы и спокойно ждать скорбей.
      Думать так, в лучшем случае, наивность. Сразу бросается в глаза совершенное непонимание сути Христианства. То, что скорби, по преимуществу, удел нашего времени, утверждение справедливое. С печальным фактом оскудения духоносных наставников также нельзя не согласиться. Если еще во времена Давида наблюдалось «оскудение преподобных», то о нашем времени и говорить не приходится. И это скорбное обстоятельство, по мнению святителя Игнатия Брянчанинова, еще один повод для великого плача. Но и оно не является аргументом в пользу вышеизложенного мнения. На примерах святых мы видим, что к скорбям они приуготовляли себя как раз таки богоугодным подвигом. И почти для всех святых страдальцев мученическая кончина была именно венцом их святой добродетельной жизни, была ее логическим завершением. А добродетель неразлучна с подвигом. «Не бойся борьбы и не бегай ее,- говорит св. прав. Иоанн Кронштадтский,- где нет борьбы, там нет и добродетели, где нет искушения верности и любви, там неизвестно, есть ли верность и любовь ко Господу».
     Все святые отцы солидарны в мысли, что Христианства нет без подвига. Истинно христианская жизнь немыслима без подвижничества. В известных пределах подвижничество обязательно заповедано всем христианам, узаконено для всех нас. Господь требует от нас полного самоотвержения. «Кто хочет идти за Мной,- говорит Подвигоположник,- отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк. 8:34). Самоотвержение невозможно без болезненного ущемления себя, но оно необходимо. «Иго подвигов и лишений непременно должен возложить на себя инок (христианин), желающий освободиться из-под власти страстей» (Свт. Игнатий). Подвижничество заповеданное, для всех обязательное, не только не противно природе нашей, но и сродни природе человеческой. Оно исправляет наши души, возвышает и усовершает нашу духовную жизнь.
     Без сомнения, те непостижимые подвиги, которые древние отцы возлагали на себя, неприемлемы для людей нашего времени, но посильный подвиг всегда будет актуален. Святитель Игнатий в своем Отечнике замечает: «Святые отцы, достигшие сверхестественного благодатного состояния, проходили сверхестественные подвиги: вообще древние иноки при крепости телосложения, которой ныне не встречается, были способны к усиленным подвигам. Мы не можем иметь таких подвигов; но подвиг, соответствующий силам и обуздывающий страсти, возможен и для нас. Такой-то подвиг и есть существенно полезный, существенно нужный».
    Сказано точно. Причем, следует обратить внимание, что Святитель делает акцент на обуздывании страстей. Собственно, для этого и предназначен подвиг. В этом ключе он носит название брани: брань с самим собой, плотью, дьяволом. Это подвиг личный, который также именуется крестом, и, по слову Спасителя, он у каждого свой. «Крест свой: пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они - свои» (Свт. Игнатий).
     Существует также подвиг общего характера, в который вступает вся Полнота Православной Церкви. Это случается тогда, когда на Церковь обрушиваются беды общегосударственного или мирового масштаба.
    Все Святое Евангелие насквозь пропитано призывами к подвигу. (Мф.7:14, 11:29, 16:18, 18:7, 11:12; Лк. 16:16; 2 Кор. 10:3, 4; Фил. 1:29,30; 2 Тим. 2:3; 1 Кор. 9, 24-26; Гал 5:24; Еф. 4:22, 23; Еф. 6:11-17; Ев. 12:4; Рим. 8:13; Кол. 3:5; 2:1; 1 Кор. 11:1; Отк. 2:7, 11, 17, 26; 3:5, 12, 21; 21:7; и мн. др.). Сам Христос именуется Подвигоположником, как первый положивший начало святому подвигу, как показавший спасительный и нелегкий путь, следуя которым, христианин достигает Царствия Божия: «Царствие Божие нудится, и употребляющие усилия восхищают Его» (Мф. 11:12; Лк. 16:16.) Господь на деле явил образец исполнения Своих заповедей и провел всю жизнь в суровом подвиге и лишениях, не имея где приклонить главу. Вершиной этого подвига была Голгофа. Ему был подражателем святой апостол Павел, который и нас призывает безбоязненно идти той же стезей душеспасительного подвига:  «Подражателями мне бывайте якоже аз Христу» (1 Кор. 11:1).
     Следует особо отметить, что личный подвиг христианина имеет две стороны: душевную и телесную. Душевный подвиг намного превосходит телесный и может, по слову того же Святителя, «и один, без телесного, совершить очищение» (Свт. Игнатий). «Телесный подвиг, как бы он ни был велик, не может сам собою открыть внутренних уз и внутреннего бедствия: для этого необходим подвиг душевный» (Свт. Игнатий).
     Таким образом, подвиг в разуме совершаемый, необходим во все времена для всех истинных христиан. Отрицающийся подвига - отрицается христианства, уклоняющийся подвига - уклоняется своего спасения. Подвиг возгревает в человеке ревность ко спасению. Подвиг не дает христианину заснуть сном нерадения, небрежения и разленения, но держит его в бодренном состоянии, т.е. в состоянии непрестанного бдения над собой, в состоянии заповеданного Спасителем (Мк. 13:37). Подвиг приводит человека к познанию своей немощи, а через это в состояние нищеты духовной, которая является прямым путем ко святому христоподражательному смирению.
     Вроде бы сказано все. Можно добавить только, что недоверие своему мнению и осознание своего прелестного состояния - признаки хорошие. Вот когда не считаешь себя находящимся в прелести, тогда беда. Идите своим средним путем, ищите помощи у Бога, в молитве, в церковных таинствах, и имейте сердечный плач, который сохранит вас от всякой прелести. Помощи Божией.
Вопрос (катя) 6 сентября 2011г. Здравствуйте. Пожалуйста, объясните мне, почему видя и зная свои грехи умом, они не осознаются всем существом, не проходят через душу, не приводят к изменению и перерождению, не становятся прорывом, а так и остаются разоблачительными мыслями  с некоторой даже долей тщеславия - дескать, вот я какая, что о себе понимаю, не то что другие. И на этом все, конец прогрессу. И, видимо, так выгодно, приятно и привычно лежать как свинья в своем калу. В чем причина таких состояний и как выбираться из них?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Это и есть наше окамененное нечуствие и грехолюбивый нрав. Отсутствие самоотверженной решимости жить свято, не дает нам идти вперед - к Богу, ко спасению. Одного рационального осознания своих грехов не достаточно для духовного прогресса. Здесь необходим весь комплекс аскетических средств: молитва, покаяние, очень важно самоукорение, нужно перестать сравнивать себя с другими, участвовать в церковных таинствах и приучить себя к открытию помыслов духовнику.

Одним словом, нужно предпринимать попытки к исправлению всего того порочного, что мы увидели в себе, а не удовлетворяться одним зрением этого порочного. Виссарион Белинский говорил: "Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет". 

Вопрос (Юлия) 5 сентября 2011г. Батюшка, добрый день! Благодарю Вас за ответ на предыдущие письмо и подробное толкование! Хотелось бы узнать можно ли мыться в воскресные и праздничные дни и можно ли верующей девушке красить волосы и наносить легкий макияж? Еще, хотелось бы узнать кому можно помолиться и что делать, если в семье есть сильно пьющий человек! У моего крестного супруга очень сильно выпивает и курит, и становиться просто невменяемым человеком и говорит, что никогда не перестанет этого делать. У них семья, ребенок и он ее любит, но очень мучается из-за этого. Я очень переживаю за крестного! Что делать?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Что можно сказать по поводу мытья в воскресные дни. Все говорят по-разному. Те, кто говорят о запрете мыться по воскресеньям, мотивируют это тем, что мытье приравнивается к делу, то есть занятию, а работать по воскресеньям запрещено. Противники же этого запрета указывают на его ложность и что Церковь никогда не выставляла подобного запрета.
Что касается мытья, как занятия (работы), то, конечно, это сильно натянуто. Получается, что нельзя ни умыться, ни побриться, ни подстричься. А если человек в воскресенье упадет в грязь? Неужели он будет весь день ходить грязный и с нетерпением ждать понедельника? Это уже не христианство, а иудейство какое-то. Запрет безусловно касается времени воскресного богослужения, но ничто не препятствует человеку помыться вечером этого дня. Мне не попадались Правила или Каноны относительно запретов на мытье по воскресениям. В Дидаскалии (Апостольских посланиях) есть упоминание о запрете на мытье с представителями противоположного пола, а также "омовения излишнего, многого, частого, также в полдень, а если возможно, то и каждодневного" (1Кн.9гл). То есть, ежедневное мытье представляется чем-то необходимым и отказаться от него предписывается только если есть такая возможность. Конкретно про воскресный день ничего не говорится. Все подобные вопросы не касающиеся общецерковных правил и догматов, должны решаться духовником в индивидуальном порядке.
Что касается ухода за собой, то верующая женщина (равно, как и мужчина) должна выглядеть достойно. Ошибается тот, кто полагает, что христиане - это грязные, заросшие волосами, одетые во всё черное, неулыбающиеся и молчаливые существа. Мы живем в обществе людей и волей-неволей производим на них какое-то впечатление. А поскольку наша миссия в этом мире - донести до окружающих слово Божие, то и выглядеть мы должны так, чтобы не вызывать ни у кого отвращения. Поэтому мы должны быть помыты, опрятно одеты, аккуратно подстрижены, с чистыми ногтями и ушами. В настоящее время допускается разумное использование макияжа, юбок, штанов и краски для волос. Но при всем при этом важно знать меру и цель. Понятно, что соблазн мужчин и желание спровоцировать их на непристойные действия и мысли, является недопустимым.

Хотя Апостольские правила относятся к этому неодобрительно. Послушайте, что говорят Апостольские послания о естественной красоте женщин: "Если хочешь, жена, быть верною и угодною Господу, то не наряжайся, чтобы нравиться чужим мужьям, и в ношении плетений волос или одежд или подвязок не подражай проводящей распутную жизнь, чтобы привлекать к себе тех, которые уловляются этим. И хотя бы ты делала мерзости эти не для того, чтобы грешить, но для того только, чтобы наряжаться, то и в этом случае не избежишь наказания впоследствии, если склонишь кого-нибудь увлечься к пожеланию тебя, и не остережешься, чтобы или самой не впасть в грех, или чтобы других не ввергнуть в соблазн. А если, предавшись соблазненному тобою, согрешишь, то и лично сбеззаконничаешь и в душе человека того будешь виновна; потом, согрешив с одним, как бы забывшись, на один раз, нечувствительно уклонишься опять к другим.

Не подражайте таковым женщинам вы, христианки. Но если ты желаешь быть верною мужу своему, то старайся нравиться ему одному. На улицах покрывай голову свою, ибо чрез покрывало ты не попустишь смотреть на себя слишком любопытным. Лица, данного тебе Богом, не росписывай, ибо в тебе нет ничего такого, что нуждалось бы в украшении, потому что всё, что только создал Бог, "весьма хорошо", а безмерное украшение хорошего безчестит дар художника. Путь свой совершай, смотря вниз, с покрытою головою, как прилично женщинам" (Кн.1 гл.8).

Пьющего человека нужно терпеть и молиться за него (Господу, Богоматери и любому святому). Это крест непьющей половины. Однако ситуации бывают разные и согласно Основам социальной концепции РПЦ, хронический медицински засвидетельствованный алкоголизм, а также угроза для жизни со стороны кого-нибудь из супругов, является законным основанием для развода для другого супруга. 
Вопрос (Наталья) 5 сентября 2011г. Здравствуйте, Батюшка! В беседах со своими знакомыми на религиозные темы я всегда стараюсь по возможности объяснить азы православной веры, иногда деликатно даю простые советы из того, что я знаю. Знаю я еще совсем мало. При этом, я замечаю, что меня посещает грех тщеславия от того, что я знаю и что людям пока не знакомо. Как избавиться от этого греха в этом случае? Может быть вообще стоит молчать? Благодарю.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если вы знаете ответ на вопрос, но предпочтете промолчать из-за боязни тщеславия, то согрешите отказом в духовной помощи (милостыне). Чтобы не тщеславиться своими знаниями, нужно молиться перед ответом и просить Бога о вразумлении. Тогда сказанное будет во славу Божию, а не свою. И после ответа (разговора) нужно мысленно укорить себя в неграмотности и поучении рабов Божиих, которые гораздо лучше нас и с которыми мы вообще недостойны разговаривать, не то, что поучать. Сравнивайте себя с совершенными, а не со своими знакомыми. Мысленно поставьте себя рядом с Василием Великим, который в совершенстве изучил не только христианское учение и догматы, но и светскую премудрость. Боитесь своего красноречия, тогда поставьте себя рядом с Иоанном Златоустом и посмотрите, достигли ли вы в его меру и достигните ли вообще? Постигли ли вы глубину премудрости Божией также, как и апостол Иоанн Богослов и постигните ли вообще? Рядом с совершенными мы окажемся сущими букашками, и желание тщеславиться как ветром сдует.
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.