Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Ирина) 12 августа 2011г. Здравствуйте! Ответьте пожалуйста, где грань между благодарением и льстивостью, человекоугодием? Стараюсь быть беспристрастной - согрешаю непочтительностью и холодностью, если хочется благодарить - вижу ненужность своих слов. Значит, лучшее благодарение - это молча помолиться?   
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Не путайте беспристрастность с равнодушием и невниманием. Беспристрастность - это когда не привязываешься сердцем, когда ты нелицеприятен в отношении людей, когда одинаково оказываешь помощь и врагу, и другу, незнакомцу, и своему благодетелю. Знаете такое понятие "допрос с пристрастием". То есть беспристрастность, - это когда ты объективен и лично не заинтересован. Но это не исключает внимания и участия человека как таковых в жизни других. Беспристрастность это не абсолютная безучастность, но разумное участие (помощь с разумом). Можно сказать это участие с соблюдением некой дистанции.

Оказать помощь это не значит проявить человекоугодие. Но если помогаешь имея какие-то цели, или корыстные планы (то есть, используешь человека или пресмыкаешься перед ним), то это уже страх перед человеком (человекоугодие), либо лицемерие с лицедейством.

То есть, благодарение проистекает от благодарного и любящего сердца, а лестью движет корысть, страх, месть или выгода.

Христос дал нам с вами замечательный совет: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Лк.6:31; Мф.7:12). Это значит, что если не знаете как поступить в той или иной ситуации, то поставьте себя на место этого человека и посмотрите, что бы вы хотели по отношению к себе.

Поверьте, благодарность (словесная и деятельная) не бывает ненужной. Она нужна людям. Она смягчает сердца, располагает к себе, она служит основанием мира, любви и взаимопонимания, она дальнозорка и перспективна, поскольку благодарному человеку хочется помочь еще и еще. И, более того, благодарность нужна и самому благодарящему, так как спасает его от равнодушия и каменносердечия.

Благодарность - это элемент любви. А блаженный Августин сказал: "Лучше ошибиться в любви, чем в ее отсутствии".

Вопрос (Елена ) 10 августа 2011г. Мир Вашему дому! Очень прошу Вас ответить на мой вопрос: прочитала книгу о новоубиенных монахах Оптиной пустыни - отце Василии, иноках Ферапонте и Трофиме. Задело душу до слез. Можно ли поминать их в молитве домашней за упокой и подавать за них записки в храме? И еще говорят об очищении жилища свечами (в том числе и Сретенскими), якобы нужно с горящей свечей обойти весь дом по часовой стрелке. Разве недостаточно ли горящей свечи во время чтения домашней молитвы? Не похож ли этот обряд очищения жилища на язычество? Спаси Вас, Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Убиенных иноков поминать можно и дома, и в храме.

Что касается свечей, то действительно, в народе существует традиция, связанная со свечами, а именно на утрени Великой Пятницы, после прочтения 12 Страстных евангелий, люди разносят по домам зажженные свечи, которые горели у них во всё время чтения Евангелия. Что делают с этими свечами дома, - это уже личное дело каждого. Кто что услышал, тот так и поступает. Некоторые просто ставят их перед иконами, другие рисуют крест на косяках дверей и окон, иные (как в вашем случае) совершают какие-то более сложные, но менее напоминающие православную практику действия и церемонии.

Мы не знаем никаких хождений со свечей по часовой стрелке. Скорее всего это еще один пункт из главы "бабушкиного богословия", основанного на людском невежестве. А вот изображение крестного знамения не противоречит церковной практике. И при освящении храма, и при освящении квартиры священник (архиерей) изображает знамение креста на стенах освящаемого помещения.

Вопрос (Анастасия) 4 августа 2011г. Батюшка, добрый день! Мне 26 лет, я очень переживательная и эмоциональная, вследствие чего у меня развились различные страхи (врачи поставили изначально ВСД, но я считаю сейчас это невроз) и с этим я живу более трех лет. Я по-своему верю в Бога и Он мне помогает, стараюсь ходить в церковь, молюсь. У меня есть молодой человек, мы хотим с ним обвенчаться и расписаться и чтобы были дети. Прошу у Вас совета, как мне стать позитивнее и сильнее духовно, чтобы я могла сделать счастливым своего мужа и воспитать (если Бог даст) добрых счастливых детей? Спасибо!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

То, что вы называете "позитивом", Церковь именует святостью. Соответственно негативом является всё, что связано со злом и грехами. Путь к святости идет через исполнение заповедей. Этим путем прошли все святые и оставили нам множество практических советов, как с наименьшими потерями дойти до победного конца. Ищите эти советы в творениях святых отцов. В основном семьи страдают из-за эгоизма супругов, нежелания поступиться мелочами и наступить на свою гордыню. Поэтому если хотите, чтобы ваш супруг был счастлив, то прежде всего победите в себе змею гордыни. Это делается при помощи самоукорения и благодати Божией.

Портрет идеальной жены предоставляет нам Священное Писание. Вот, что там сказано: "Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром. Добрая жена - счастливая доля, она дается в удел боящимся Господа" (Сирах.26:2,3);

"Кроткая жена - дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. Благодать на благодать жена стыдливая" (Сирах.26:17,18);

"Добродетельная жена - венец для мужа своего" (Притч.12:4);"Миловидность обманчива и красота суетна, но жена боящаяся Господа, достойна хвалы" (Притч.31:30).

У вас очень здоровые и радующие планы. Работайте над собой и будьте истинной христианкой и тогда вы, ваш будущий муж и дети будете счастливы. Помощи Божией.

Вопрос (Наталья) 3 августа 2011г. Добрый день, Батюшка. Прошу о помощи. Когда я нахожусь в церкви, почти всегда плачу и даже дома когда смотрю православные документальные программы тоже плачу. Батюшка что со мной? Это хорошо или плохо? Храни вас Бог!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Причин слез бывает много: когда человеку радостно - он плачет, когда больно - плачет, когда завидует - плачет, когда не может в достаточной мере отомстить - тоже плачет, когда в большой обиде - плачет, кто-то плачет из тщеславия или самообольщения и думает, что угождает этим Богу, иной склонен к слезам по природе и плачет по любой причине и т.д.

     То есть, бывают слезы естественные и греховные. Они не угодны Богу и не доставляют душе никакой пользы. Но есть слезы благодатные, которые рождаются от осознания своих грехов и своего недостоинства. Это правильные слезы, о которых очень положительно отзываются многие святые отцы.

      Но важны не слезы сами по себе, а плачь сердца, который не всегда сопровождается чувственными слезами. Как правило сопровождается, но не всегда. Святитель Феофан Затворник говорит, что важны не сами слезы, а то, что они оставляют после себя в душе человека: "Есть слезы от слабости сердца, от большой мягкости характера, от болезни, и насильно раздражают себя иные на плач, есть слезы и от благодати. Цена слез не водою, текущею из глаз, определяется, а тем, что бывает на душе при них и после них. Не имея благодати слез, не берусь рассуждать о них, догадываюсь только, что благодатные слезы состоят в связи со многими изменениями в сердце. Главное - сердце должно тогда гореть в огне суда Божия, но без боли и жжения, а с умилением, приносимым надеждою от престола милосердного Бога, судящего грех и милующего грешника. Также, думается мне, что слезы сии должны приходить уже под конец трудов, не внешних, а трудов над очищением сердца, - как последнее омытие или споласкивание души. Еще - бывают они не час, не день и два, а годы. Еще есть, говорят, какой-то плач сердца без слез, но так же ценный и сильный, как и слезы. Последний лучше для живущих с другими, кои могут видеть".

      Естественные и порочные слезы святые отцы учат прилагать в благодатные, то есть переводить плачь  в нужное русло и плакать о своей греховности, тогда из них будет толк.

     Скорее всего вы излишне эмоциональный и чувственный человек, потому и плачете. Не нужно этого бояться и стыдиться. Но духовный плод такие слезы не приносят, если только вы в такие моменты не начнёте думать о своем недостоинстве. В любом случае "Сетование лучше смеха потому что при печали лица сердце делается лучше" (Еккл.7:3). Помощи Божией.

Вопрос (Марина) 2 августа 2011г. Добрый день, Батюшка! Искренне прошу помощи, т.к. в последнее время меня замучили страхи - я постоянно боюсь, что что-то случится (рухнет дом, начнется пожар), что кто-то заболеет. Мысли только о плохом. Как от них избавиться? Спасибо Вам.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

   Аскетическая христианская мудрость состоит в том, чтобы уметь нейтральные (а тем более негативные) проявления нашей природы направлять в правильное (спасительное) русло. Например, святые отцы говорят, что плач по мирским причинам не только не доставляет душе никакого плода, но и может навредить, - ввергнет человека в уныние и отчаяние. Но если этот плач сделать духовным, то есть переключиться на свои грехи, свое недостоинство и немощь и плакать об этом, то он становится спасительным и душа приобретает плод.

   Тоже самое можно сказать и о страхах. Страх по мирским причинам является либо душевной болезнью (фобией), либо отсутствием надежды на Бога. Человек забыл о Боге, забыл о том, что над всем стоит Его непостижимый Промысел: "У вас, - говорит Христос, - и волосы на голове все сочтены. Итак,  не бойтесь" (Лк.12:7). Этот мирской страх, который является следствием людского неверия и маловерия, или сомнения, нужно сделать духовным, ибо страх Божий - одна из великих христианских добродетелей: "Бойтесь  Господа святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его (Пс.33:10), - сказано в Священном Писании. И еще: "Страх Господень - дар от  Господа и поставляет на стезях любви" (Сирах.1:13), "В страхе  Господнем нет недостатка и нет надобности искать при нем помощи" (Сирах.40:27).

    Поэтому предайте себя в руки Божии, положитесь на Его спасительную волю и обретете покой, ибо всякий "надеющийся на Него как гора Сион, не подвигнется во век" (Пс 124:1). Живем мы или умираем, - всегда Господни (Рим.14:8). Не бойтесь. Помощи Божией.    

Вопрос (ОЛЬГА) 25 июля 2011г. Здравствуйте Батюшка! Мне часто сниться усопшая тетя! Как будто я прихожу к ней домой, обнимаю ее и всегда плачу. Почему она мне все время снится, кроме нее больше никто не снится, хотя у меня умерла мама. В церкви я ее всегда поминаю.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

   У христианина отношение ко снам должно быть спокойное. Это люди далекие от Церкви с болезненным напряжением пытаются объяснить себе значение любой вещи  увиденной ими во сне. Это опасный путь. Из Священного Писания мы знаем, что толковать сновидения было дано от Бога очень редким людям - патриарху Иосифу, сыну Иакова, и пророку Даниилу. Нам же с вами нужно избегать попыток толкования снов. Через это дьявол может сильно навредить человеку, вплоть до ухода из Церкви и смены религиозных воззрений.

    Если вы делаете все от вас зависящее,  по отношению к вашей покойной тете, то оставайтесь спокойны и не пытайтесь как-то по-особому истолковать это себе. 

Вопрос (Светлана) 22 июля 2011г. Здравствуйте. Как относиться к одежде с религиозной символикой, например, футболка с ликом Девы Марии? Можно ли носить и как ухаживать за подобной одеждой?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

    Церковное мнение мне не известно, могу только высказать свое. Из-за высокого значения иконы в жизни Церкви и каждого отдельного христианина, она требует исключительного отношения к себе. Именно поэтому хороший иконописец постится во время написания иконы, поэтому иконы ставят отдельно от всего прочего, в специальном красном углу, поэтому к ним прикладываются с благоговением, поэтому Бог прославил их бесчисленными чудесами.

    Изображение образов святых на повседневной одежде лишает их некой таинственности и десакрализует. Когда христианин может "постирать" и "погладить" икону также, как обычную одежду: носки, трусы, платки, то у него невольно пропадёт чувство благоговения перед ней. То, за что святые терпели мучения и принимали смерть (в этом смысле показательно житие преподобномученика Стефана Нового), мы рисуем на футболках, кружках, тарелках, бросаем в стиральные и посудомоечные  машины, вешаем на бельевых веревках, мараем йогуртом и чаем.

     Для чего христианину футболка с изображением Христа? Чтобы быть "ходячим" иконостасом и чтобы другие проходя крестились на него? Скорее это вызовет раздражение со стороны мусульман и различных сектантов, называющих иконы идолами. Они назовут это публичным попранием их религиозных чувств. Христианину нет в этом необходимости, потому что он знает, что любой человек уже является иконой - образом и подобием Бога. "Видел ли ты брата твоего? ты видел Господа Бога твоего" - говорил преподобный Аполлос (Отечник).

     Повторяю, что это лично мое мнение и вы легко можете с ним не согласиться. Если мнения Церкви нет и если ваша совесть спокойна, то носите на здоровье такую одежду. Я же не могу себе этого позволить. Помощи вам и вразумления Божия.

Вопрос (Домна) 20 июля 2011г.

Добрый час, батюшка. Долги бывают разные. Часто мы предполагаем под долгами, долги материальные. Вопросы: Бывают ли другие виды долгов и какие? Есть ли духовные долги? Если есть, то какие виды и их последствия? Есть ли молитвенные долги (обещал, а не молился или многих просишь помолиться, а сам молился о немногих)? 

Когда становиться известным воля Божья об опасности или смерти человека:
Господь допускает узнать Свою волю, т.к. есть возможность изменить ситуацию близким? Если да, то каким образом? Если нет, то для чего дается узнать близким людям о будущем родственника? Часто мы узнаем о предупреждении после свершившегося факта и начинаем рассуждать, что можно БЫЛО сделать. Как быть если предчувствие не покидает меня, а только подтверждается (например предупреждением старца). Как можно изменить ситуацию и какие могут быть последствия. Я предполагаю, раз Господь дает такую возможность знать об этом значит и время есть для изменения ситуации. И как это можно сделать?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Действительно, кроме материальных, бывают еще и духовные долги. Например, духовник нигде не подписывался молиться за своих духовных чад, поскольку и самого "чина" становления их духовным отцом не существует. Это очень тонкий психологический момент границы которого достаточно размыты и не подлежат фиксации. Когда незнакомый священник становится знакомым, а знакомый становится близким, а близкий становится духовным отцом? Кто может сказать, что закончилась одна фаза и началась другая?

      Но чувство духовной ответственности и отцовского долга побуждают его молиться за них. Тоже самое касается и плотского родства. Бывают и совсем непонятные случаи, когда кто-то вдруг решается молиться совсем за незнакомого человека, которого никогда в жизни не видел и через какое-то время считает, что это его долг.

      Есть духовные долги у священников, родителей, начальников, правителей, которые вытекают из заповедей  Божьих, государственных законов и обязанностей. Можно предположить, что основными причинами подобных явлений являются: любовь, чувство ответственности и долга, а также привязанность и откровенная страсть, когда девушка молится за понравившегося ей священника, например.

     Если точно известно, что человек кому-то должен и не отдаёт положенного, то результатом будет уголовное или административное преследование (если закон писан), либо сомнение и угрызение совести (если закон не писан). А всё, что не по вере, как говорит апостол Павел, - грех (Рим.14:23).

      Но бывает, что человек надумывает, что должен кому-то, например, молиться. Можно просить за себя молитв, но это не значит, что и ты должен постоянно молиться за этих людей. Здесь мы плавно переходим к духовной рассудительности. Кажется преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк говорят, что если кто-то попросил тебя помолиться за него, то тут же вознеси Богу молитву о нем и испроси ему прощения грехов и спасения и этим ограничься. Не нужно возлагать на себя каких-то пожизненных молитвенных правил о этом человеке. И больной человек может возомнить, что должен всему миру молитвой за него, или за самоубийц, или за демонов. Такие "должники" часто заканчивают психушкой.

    Подвести итог можно словами апостола Павла: "Не оставайтесь  должными никому ничем, кроме  взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Рим.13:8). Итак, по апостолу Павлу, свобода от ЛЮБЫХ долгов (никому ничем) должна быть предпочитаема долговой зависимости.
     Если Господь приоткрывает кому-то Свою волю, и это связано с помощью людям, значит надо помочь. Если же помочь уже нельзя, значит помогать не надо, но нужно вынести урок для будущего аналогичного случая.

     Вообще, людей, которым от Бога открывались будущие судьбы народов и отдельных людей, мы называем - пророками. Эта категория святых осталась в Ветхом Завете. В наше время истинных пророков и чудотворцев не найти. Они есть, но благоразумно скрыли себя. Это сказано к тому, что точно ли нам открыта Божья воля? Воля Божья открывается только при полной чистоте сердца, когда человек, по слову Игнатия Брянчанинова, различает вещи невидимые четче и яснее, нежели мы различаем предметы видимые. А браться разбирать природу "предчувствий" мы не дерзаем.

Вопрос (Екатерина) 18 июля 2011г. Здравствуйте батюшка. У меня вот такой вопрос, является грех рукоблудия смертным и отлучают ли за него от Церкви или нет?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Любой грех есть удаление от Бога и выход из Церкви. Именно поэтому в Таинстве покаяния, в одной из молитв, священник произносит такие слова: "...примири и соедини его Святей Твоей Церкви...", то есть просит Бога опять принять кающегося в церковное лоно, от которого он отпал совершив грех.

     Грех рукоблудия конечно является смертным грехом. По правилу Иоанна Постника, Церковь устанавливает совершившему этот грех  сухоядение (то есть, запрет на вареную пищу и масло) и до 100 поклонов в день в течение 40 дней. Те же, кто не могут вынести сухоядение, отлучаются от причастия на один год и каждый день кладут по 50 поклонов. Взаимное рукоблудие наказывается вдвое.

    В настоящее время вряд ли священник будет использовать нормы, характерные для древней Церкви. Но он может дать какую-нибудь епитимию по своему усмотрению, ограничившись, например, несколькими неделями отлучения от причастия. Но может и не давать, считая, что самого факта покаяния, стыда и угрызений совести  для человека вполне достаточно.

     Как бы там ни было, но с этим грехом необходимо бороться, поскольку, по слову апостола Павла "...малакии Царства Божия не наследуют" (1Кор.6:9).

Вопрос (Андрей) 18 июля 2011г. Здравствуйте, батюшка!
Действительно ли преп. Пафнутий Боровский видел в аду князя Витовта из-за латинской веры?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Если быть более точным, то это не преподобный Пафнутий видел в аду короля Витовта, а некая инокиня. А отец Пафнутий рассказывал ученикам то, что услышал от нее. В житии говорится, что она однажды умерла и снова ожила. На том свете ей были показаны различные места, как райские, так и адские. В раю она видела великого князя Ивана Даниловича Московского, называемого Калитою, который был спасен за свое милосердие к нуждающимся.

      Будучи в аду, она увидела литовского короля Витовта объятого пламенем. Вот как повествует об этом само Житие. "Увидела там человека, объятого огнем, известного и прославленного здесь на земле, латинского вероисповедания по имени король Витовт (Витовт Витаутас (1350-1430), сын Кейстута, великий князь Литовский. В 1404 г. захватил Смоленск. Трижды (1406-1408) вторгался в пределы Московского княжества), и страшного мурина, который стоял и вынимал руками из огня золотые монеты и бросал их ему в рот, говоря: «Насыться, окаянный!».

    Судя по повествованию король страдал не за латинство, а скорее за корысть и сребролюбие. А может за то и другое, кто знает?

Православный календарь