Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Ирина) 1 октября 2011г. Здравствуйте, о.Роман. Прошу Вас помочь. Я знаю, что может быть самый мой главный грех -эгоизм. Я долгое время ходила в церковь и поняла, что не из-за любви к Богу.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Действительно, люди по разным причинам ходят в церковь: кому-то надоело жить с грехами и они хотят скинуть эту тяжесть с себя, кто-то считает, что должен "спасать" других и в этом видит свое призвание, кого-то умиляет церковное пение, кого-то завлекает церковное благолепие, кому-то просто понравился приходской батюшка и т.д. Но все эти извращенные, рабские и наемнические мотивы должны в конечном итоге стать сыновними - то есть нами должна двигать любовь к Богу. Именно благодаря любви к Богу человек стремится измениться (покаяться), справиться с страстями, одним словом - стремится исполнять заповеди. И получается, что исполнение заповедей есть проявление любви к Богу и одновременно любовь к Богу выражается в исполнении заповедей: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня" (Ин.14:21). Только этот стимул является правильным, и только этот путь является совершенным.
Вопрос (дарья) 28 сентября 2011г. Здравствуйте, Батюшка. Моя подруга беременная и она боится идти в храм, думая, что ее прогонят. Она считает, что это грех, ходить беременной в церковь. Правда ли это? Неужели беременная женщина не может придти и помолиться о здоровье своего будущего ребенка?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Либо ваша подруга лукавит и просто не хочет посещать церковь по каким-то причинам, либо она что-то слышала о женских  критических периодах и перепутала с ними. Беременная женщина, наоборот, стремится в храм (если не является лежачей больной), так как знает, что в эти 9 месяцев она не только психологически, но и физически связана с ребенком. А потому и стремится дать ему то, что ему очень нужно - освящение через причащение Святых Христовых Тайн. Плодоносящая женщина в этот период стремится содержать себя (этот живой дом) в наибольшей чистоте и вести наиболее праведный образ жизни. Жить всегда нужно свято, но в этот период это наиболее важно, так как всё порочное и недостойное неминуемо отразится на плоде. Поэтому посещение храма с участием в службах, таинствах, вкушение просфоры и святой воды, звуки молитв и духовных песнопений - все это для них (матери с ребенком) крайне необходимо.
Вопрос (Светлана) 28 сентября 2011г. Благословите, Батюшка. Мой вопрос заключается в следующем. В молитвах, храмах, перед нами предстает большое количество образов Пресвятой Богородицы (Владимирская Божья Матерь, Казанская, Утоли мои печали, Троеручица и другие). Определено ли точно количество образов Божьей Матери?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Икон Божией Матери, действительно, много. Но для нас важно не столько знать их количество, сколько осознавать смысл их появления в мире. А каждая икона - это какое-то чудесное событие в истории Церкви и проявление особой (по нашему - чудесной) милости Божией к падшему человеческому роду. Это важно. А озадачиваться этими не имеющими отношения ко спасению вопросами, это тоже самое, что измерять в километрах свое расстояние до Царства Небесного.
Вопрос (Юлия) 26 сентября 2011г. Добрый день! Подскажите пожалуйста как нужно обращаться или здороваться с Батюшкой, Священнослужителями когда пишешь письмо или звонишь по телефону или подходишь на исповедь? Также подскажите пожалуйста можно ли дарить подарки Батюшке-монаху и если да, то какие? Отмечают ли Священнослужители дни рождения или только дни Ангела? Благодарю!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) В переписке со священнослужителями нужно руководствоваться нормами обозначенными епископом Марком Егорьевским в "Церковном Протоколе". Вот эти нормы:
     к монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец».
     к диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто: «отец (имя)»;
     к иерею и иеромонаху: «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»;
     к протоиерею, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».
     к епископу - Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка (имя);
     у архиепископу, митрополиту - Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка (имя);  
     к Патриарху - Ваше Святейшество, Святейший Владыка (имя)  
     Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не употребляется при официальном обращении.
     Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице.
     Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».
     Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»);
к архиепископу и митрополиту - «Ваше Высокопреосвящество» или «Высокопреосвященнейший Владыка».
     В личной беседе чаще употребляется неофициальное "батюшка" или "отец (имя)".
     Подарки дарить можно. А вот какие - это вопрос индивидуальный. Кто-то заранее договаривается, кто-то дарит что-то из съестного, кто-то облачения и т.д. Не факт, что ваш подарок останется у священника надолго, возможно он пойдет дальше и будет подарен кому-то еще, но свою признательность и внимание вы все равно выразите. Старец Паисий говорил, что если он будет собирать все, что ему приносят, то его келья вскорости превратится в супермаркет.
    Насчет дней рождения не знаю. Это личное дело каждого. Одни не просто не отмечают их, но даже забывают о них и вспоминают только тогда, когда им об этом напоминают, другие отмечают. Отца Власия, как известно, поздравляют и с днем его рождения, и с днем тезоименитства. В любом случае, ваше желание подарить подарок к дню рождения, священнослужителем всегда будет понято.
Вопрос (Екатерина) 23 сентября 2011г. Какими лучше словами объяснить человеку, верующему довольно поверхностно, почему важно носить нательный крест?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Объяснить-то можно, но будет ли это воспринято, будет ли усвоено? Самое важное значение креста - последование за Подвигоположником Христом Спасителем, во исполнение Его слов: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф.16:24). Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: "Не только Крест Господень, но и самое крестное знамение дано нам, как израильтянам обрезание; этим знамением верные отличаются от неверных".
"По этой причине христиане, знаменуют себя крестом не просто, не как попало, не с небрежением, но со всем вниманием, со страхом и трепетом и крайним благоговением. Поэтому и демоны боятся образа Креста и не терпят видеть знамение креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от него тотчас, зная, что Крест есть знамение содружества людей с Богом" (преподобный Симеон Новый Богослов).
"Вместо щита ограждай себя честным крестом, запечатлевай им все члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение твое, и восстание, и постель свою, и любое служение... Ибо весьма крепко это оружие, и никто никогда не может сделать тебе вреда, если ты им защищен" (преподобный Ефрем Сирин).
"Крест - знак избрания Божия, печать Христова. Этой печатью запечатлевает Христос Своих!... Не принявший креста не может быть учеником Иисусовым" (святитель Игнатий Брянчанинов).
Только человек осознающий важность и значение Креста Господня в жизни христианина может понять все эти слова. В противном случае, сколько ни утруждай себя в объяснении, все будет впустую.
Вопрос (Катерина) 23 сентября 2011г. Здравствуйте.
Скажите пожалуйста, вот св. отцы говорят, что смертная память помогает в духовной жизни не остывать. Что представляет из себя смертная память? Как определить, что память о смерти, о конце земного бытия у человека явление правильное, а не навеянное лукавым. Задаю вопрос потому, что с тех пор, как я обрела Бога (а обратилась я к Нему будучи уже взрослой), меня не покидает ясное сознание того, что у жизни будет конец, что как бы мне хорошо (или плохо) в жизни ни было, это все когда-нибудь кончится и жизнь внешняя (мирская) кажется одной сплошной бессмысленной суетой. Яркое осознание конца не дает мне покоя, оно не угнетает меня, но иногда причиняет страдание в тех случаях, когда страсти одолевают меня. В такую пору я как бы раздваиваюсь: с одной стороны ясно понимаю, что жизнь коротка и однажды кончится, с другой меня, по своей скверности, непреодолимо тянет искать каких-то земных ценностей, которые для спасения и пользы души не имеют никакого значения, а, наоборот, даже развращают или могут принести вред душе. Какие признаки того, что смертная память явление правильное и здоровое в человеке? Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Священное Писание говорит: "Помни последняя твоя и во веки не согрешишь" (Сирах.7:39). Восприняв эти слова премудрого в качестве заповеди, все святые отцы упражнялись в памяти смертной. Как выглядит эта добродетель на практике? Каждый день человек напоминает себе о временности этой жизни. В каждое мгновение дня он заставляет себя помнить свой последний день и час. Вставая с постели он думает, а доживет ли до вечера, отходя ко сну размышляет, а проснется ли утром? Для скольких людей по всему миру эта ночь будет последней? Может и я войду в их число? Он представляет весь ужас последней минуты жизни, последний вдох, последний выдох, предстояние бесов, их страхования и обвинения, ужасное и парализующее всякое сознание прохождение мытарств и истязание на них. Все это приводит человека в трепет и некую мертвость по отношению к миру.
     Плоды памяти смертной - бесценны. Антоний Великий говорит: "Рассматривая превратности жизни человеческой и неизвестность ее конца, мы устранимся таким рассмотрением от греха". А святитель Игнатий Кавказский добавляет: "После понудительного приобучения себя к воспоминанию о смерти милосердый Господь посылает живое предощущение ее - и оно приходит помогать подвижнику Христову при его молитве... Воспоминание о смерти... сопряженное с усердною молитвою и плачем о себе, может заменить все подвиги, объять всю жизнь человека, доставить ему чистоту сердца, привлечь к нему благодать Святого Духа".
     Что же касается дьявольского прельщения, то всё, что приводит к смущению, унынию, безысходности, безнадежности и отчаянию, наводит мысли о самоубийстве и всякого рода грехах - всё от дьявола. Угодная же Богу добродетель смертной памяти, по словам Филофея Синайского, рождает плач, соединенный с радостью и сладостью и трезвение ума. Память смертная делает человека мертвым для мира с его развлечениями и удовольствиями, приводит на память Страшный суд и мытарства, рождает сокрушение о грехах и слезное покаяние. Почитайте об этом подробнее в III томе аскетических опытов святителя Игнатия Брянчанинова - Слово о смерти. Там есть все, что вас интересует по этому вопросу.
Вопрос (Ирина) 23 сентября 2011г. Благословите, отец Роман. Я не могу сказать, что у меня сердце болит от жалости к беспризорным детям, но Господь дал любви и понимания, что любой ребенок, приходящий в нашу творческую студию - образ Божий. Девочка (12 лет) ворует, все интересы от пьющих родителей. Очень отзывчива на доброе отношение. Можно ли реально что-то дать таким детям в виде общения, или как говорят - дорога у нее прямая и не нужно искушать доверием? Что может помочь таким людям, ведь все-таки это еще дети?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Если понимаете, что дети - образ Божий, то и поступайте соответственно. Апостол Иаков говорит: "Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех" (Иак.4:17). Поэтому, если можете им что-то дать и не даете, считая, что смысла в этом не будет, то согрешаете перед Богом. Цепляйтесь за то доброе, что в них пока еще есть. Если мы даже не попробуем посеять в детских сердцах семена любви и страха Божия, то откуда они у них вообще появятся? Святая Варвара уверовала в Бога и прониклась Его страхом без людской помощи, но это не общий, а частный, уникальный путь. Общий путь - это усвоение детьми нравственных истин через воспитательное участие взрослых.

      Каким должно быть это участие, об этом вы и сами должны знать. Нужно показать мерзость греха (преступления) со всеми вытекающими последствиями и правильность доброго поступка и радость от него. Вы же знаете, что любая система предоставленная самой себе, всегда будет стремиться к максимальному беспорядку, а любой материальный предмет - неизбежно разрушается. Также и дети оставленные без благого примера (делом или словом), будут воспринимать только все отрицательное, ибо только это нас зачастую и окружает и к этому стремится наша поврежденная природа. А духовного иммунитета они не имеют, так как он приобретается только в процессе работы над собой.

      Поэтому задача взрослых - не сделать детей святыми, а только посеять в их сердцах семена благочестия, над которыми дети уже будут (если захотят) работать самостоятельно.

Вопрос (Катя) 22 сентября 2011г. Прошу помочь. Я не знаю как и с кем мириться в таких ситуациях. Например, я пришла в парикмахерскую и парикмахер, со всей смелостью дилетанта, изуродовал мне голову. В результате я без волос, вся в пучках, клочках и каждый день вижу этот ужас в зеркале. Как тут мириться? Внутри себя, или с человеком, который справедливо, я думаю, тебя возмущает? И как исповедоваться в таких случаях ?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Христос в Евангелии сказал: "Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (Мф.5:22). Слово "напрасно" надо понимать в смысле - без причины. Блаженный Феофилакт считает, что гнев ради имения, чести, из желания мести - запрещается этой заповедью. А гнев ради вразумления и по духовной ревности, ради славы Божией - считает правильным и справедливым. Святой Златоуст добавляет к недостойному гневу такие причины, как: самолюбие, гордость, зависть.

Ваша причина не относится к ревности о славе Божией, но преследует свои цели. А потому является гневом напрасным, запрещенным в Евангелии. Вы по своей воле сели в кресло, а вините парикмахера. Это настолько мелочная ситуация, что вообще недостойна внимания. Через пару недель уже ничего не будет видно. Зато страсть гнева и самолюбия стала сильнее. Есть в жизни вещи, гораздо более серьезные, например, когда изнасилуют, покалечат, у тебя на глазах зарежут мать. А вы поднимаете бурю в стакане.

Чтобы исправиться достаточно покаяться на исповеди в раздражении, самолюбии, гневе, укорении, памятозлобии, неприязни к человеку и, конечно, в осуждении. Наверно все это у вас было. И на будущее сами будьте осмотрительнее, чтобы потом понапрасну не винить других. Помощи Божией.

Вопрос (Елена) 21 сентября 2011г.  Прошу Вас объяснить, как бороться с ревностью? Каюсь, но опять то же. И, главное, не пойму - как же с этим мириться?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)  Если вы имеете в виду ревность церковную, то есть желание всех исправлять и вразумлять, то это серьезный недуг гордой души, которая оставив свое собственное исправление, взялась извлекать сучки из очей окружающих. По словам диакона Георгия Максимова истинная ревность по Богу проистекает из пламенной любви, не переходит на личности, то есть, не ставит себе задачу борьбу с самим человеком, но преодолевает грех в человеке и, наконец, не цепляется к мелочам и не надумывает несуществующих проблем. Ложная же ревность действует как раз так - без любви к человеку, переходя на личности и мелочна.
     Если же вы имеете в виду супружескую ревность, то это от неправильной любви. Истинная любовь всегда предоставляет любимому свободу и не претендует на господство над ним. Но ревнивец желает быть в курсе всего, что делает объект его любви. То есть налицо отсутствие доверия, которое бывает даже у простых друзей. У любящих же оно должно быть по умолчанию, ибо любовь без доверия - эгоизм. Собственно, любви без доверия не бывает. Если любите, то доверяете и предоставляете полную свободу. С ревностью нельзя мириться. Можно либо ревновать, либо нет. Если не хотите ревновать, то не считайте любимого человека своей собственностью.
     Постоянное недоверие - слишком уж большая цена за возможность не быть обманутым. (Пьер Буаст)
     Ревность часто не что иное, как беспокойное устремление к тирании, перенесенное в сферу любви. (Марсель Пруст)
     Ревность - это смесь чувства собственности, чувства недоверия и чувства поражения. Наличие чувства любви при этом необязательно.
Вопрос (Ирина) 18 сентября 2011г. Что значит нести Крест Господень? Ведь в жизни часто получается идти против совести, в силу сложившихся обстоятельств.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Нести крест - это значит безропотно и с благодарением переносить всё случающееся с нами по жизни. Крест бывает двоякий: внутренний и внешний. Внутренний крест - это наше внутреннее противостояние между плотью и духом, это преодоление страстных пожеланий и  греховных устремлений. Человек, который стремится исполнить заповедь Христову о несении креста, противостоит проявлениям своей испорченной природы: гневу, зависти, раздражительности, лжи, нечистым пожеланиям, мстительности и т.д.

      Внешняя же сторона креста - это потрясения внешнего плана: материальная бедность, людская зависть, болезни и лишения, клевета и гонения и т.д. Человек, который стремится понести и этот крест, будет терпеливо переносить всё случающееся с ним, памятуя, что без попущения Божия у него и волос с головы не упадет. Он решительно отвергает всех, которые препятствуют ему в несении креста и побуждают сойти с него, даже если это родственники или друзья. "Отойди от Меня, сатана" (Мф.16:23), - сказал Христос апостолу Петру, когда тот отговаривал Его не идти на крест.

      Поэтому все "походы против совести" это и есть сошествие со креста, то, чего так страшились все святые. Они готовы были лучше несколько раз умереть, лишь бы не сойти с креста. "Не распятый - не Христов", - говорит святитель Игнатий Кавказский. Чистосердечное же покаяние является свидетельством исправления человека и опять возводит его на крест.

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.