Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Вера) 21 октября 2011г. Доброго время суток. Мне в августе исполнилось 40лет, и я начинаю осознавать, что теряю веру. Чувствую, что со мной происходит что-то непонятное. Ощущение такое, что я мечусь между злом и добром. Я всегда была доброй и отзывчивой, а сейчас замечаю за собой, что стала злой и циничной. Но я не хочу быть такой. Мне даже подруга сказала, что я как-то изменилась и не в лучшую сторону. Всё хочу сходить в свою церковь "Всех скорбящих радостей" на Ордынке и поговорить с батюшкой, но мне как-то страшновато. У меня много вопросов на которые сможет ответить только священник. Подскажите, как собраться с духом и поговорить с батюшкой?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Вера теряет веру - какая-то странная игра слов. Непостоянство - это одно из самых постоянных состояний нашего временного мира. Здесь все непостоянно: возраст, здоровье, радость, печаль, скорби, верность, дружба. К сожалению, это же касается и наших добродетелей. Сегодня молиться легко и желанно, завтра - невыносимо. Сегодня мир и покой на душе, завтра - неприязнь и раздражение. Люди иногда переживают кризис веры. Господь попускает такие искушения, для того, чтобы преодолев их, мы стали еще ближе к Богу. Святителю Нифонту была попущена сильнейшая мысленная брань - сатана четыре года усиленно внушал ему, что Бога нет, а есть только он, сатана. Можете представить - четыре года! Святой уже действительно начал колебаться, но по прошествии указанного срока Господь освободил его от этого искушения.

     Не нужно приходить в уныние, как бы тяжело не было. Сходите в храм, исповедуйтесь в грехах, причаститесь Святых Христовых Тайн и увидите, что не все так плохо. Благодать Божия прольет утешение в сердце и дышать (в духовном плане) станет легче. Запомните - наше маловерие рождается от номинального христианства. Когда все постепенно теряет содержание и превращается в формальность. Молитва по преимуществу рождает веру. Молитесь искренно и неформально и постепенно будете ясно осознавать, что Господь действительно слышит вас и исполняет ваши прошения. Просите Бога о ниспослании веры, так как она не наше изобретение, а неизреченный дар Божий, дающийся всем ищущим живого общения с Богом.

Вопрос ( ирина) 21 октября 2011г. Благословите, батюшка! Что такое - невидимая брань?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Под невидимой бранью нужно понимать духовный подвиг христианина, который он несет на этой земле.

     Также есть труд, авторство которого приписывают преподобному Никодиму Святогорцу (перевод с греческого святителя Феофана Затворника), называется - Невидимая брань, в котором описываются детали аскетического делания христианина.

Вопрос (Наталья) 19 октября 2011г. Благословите, батюшка! 
У нас очень красивые Церкви и одежды священнослужителей радуют глаз.
Мне 39 лет, живу с сыном, участвую в церковных таинствах, забочусь о душе, стараюсь иметь внешность православной христианки (скромная красивая одежда, минимум косметики, украшения исключены, тихий добрый взгляд). Своим образом стремлюсь выражать кротость и целомудрие. Но у меня есть спокойное желание нравиться не только внутренне, но и внешне, женщинам и мужчинам (в большей мере), не кому-то персонально, а вообще. Не могу распознать себя, греховно ли мое желание, т.к. не могу разобрать от блудного беса это или просто по своей природе каждая женщина - "цветок"? Подскажите пожалуйста, и если это желание пагубно, как с ним бороться? Спаси Вас Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Вы предлагаете заглянуть вам в сердце, увидеть ваши мысли и желания, степень вашего стремления нравиться окружающим? Но этого никто не знает лучше вас самой. Посмотрите на плоды этого желания и сделайте вывод. Дерево познается по плодам. Не может смоковница приносить маслины, а виноградная лоза смоквы (Иак.3:12). Стремление выглядеть опрятно, аккуратно и чисто, нужно отличать от желания понравиться с дальнейшей перспективой (известного) развития событий. Все это видно, если внимательно проследить за ходом своих мыслей, стремлений и намерений. Даже тончайшие оттенки зарождающегося греха и неприметные постороннему глазу намерения сердца прекрасно видны самому человеку.

      Каждая женщина действительно прекрасный "цветок", и каждая красива по-своему. Господь преимущественно почтил ее красотой и нежностью по сравнению с мужчиной. Поэтому тот факт, что женщины уделяют своей внешности так много времени, в обществе считается нормальным. Но христиане при этом не должны упускать целей и мотивов своих действий. Все, что преследует нечистые намерения и цели - незаконно и предосудительно перед Богом.

     Загляните вглубь себя и спросите - для чего я это делаю (или, как говорят некоторые отцы, - угодно ли это Христу?) и честно ответьте себе. И вы увидите, что ваши действия еще находятся в рамках дозволенного и не переходят за них. Или, наоборот, поймете, что ищете чего-то большего, нежели просто восторженных взглядов мужчин. Будьте честны с собой. Себя ведь не обманешь.

Вопрос (Кирилл) 19 октября 2011г. Пожалуйста, помолитесь Богу о здравии р.Б. Кирилла. В моей жизни есть одна странность - когда у меня просят, я стараюсь дать просимое, а когда я у Бога что попрошу - не получаю просимое. Как верить в Бога после такого, ведь говорится: какой мерой мерите, такой и вам мерить будут?...
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Христос сказал: "Просящему к тебя, дай" (Мф.5:42). Поэтому помогая кому-то, мы тем самым исполняем Божью заповедь о любви к ближнему. И такой исполнитель конечно не останется без награды, если не в этой жизни, то в будущей. Слова о том, что какой мерой мерите, возмерится и вам, несомненно верны и истинны. Это непреложный духовный закон. Исполнение этого закона мы видим каждый день. Стоит осудить человека, как сам согрешаешь этим же. Может даже солнце не успеть зайти за горизонт, а ты уже повторил грех ближнего и сам впал в него. Так Господь научает нас не осуждать себе подобных. Для христианина было бы странно не верить Богу и сомневаться в Его обещаниях. Он не человек, чтобы Ему отрекаться от Своих слов и не исполнять их: "Я Господь, Я говорю; и слово, которое Я говорю, исполнится... слово, которое Я скажу, сбудется, говорит Господь Бог" (Иез.12:25,28); "Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово" (Лк.1:37).

      Проблема в том, что у нас не хватает веры и терпения. Мы хотим получить все сразу и теперь же. Но Господь не спешит. Он наперед знает к чему приведут последствия того, чего мы у Него просим. Поэтому щадя нас и если нам это неполезно, Он не исполняет нашей просьбы. Никакой разумный отец не даст своему ребенку что-то, что может поранить его и причинить ему вред, даже если ребенок будет усиленно этого просить.

      Бывает, что просимое угодно Богу, но еще не настало время и Господь отсрочивает с исполнением прошения. Очень часто бывает так, что наши молитвы исполняются тогда, когда мы уже перестаем просить и забываем о них.

    Если у нас не хватает веры в молитве, то просимого мы не получим. Но если имеем веру хотя бы с горчичное зерно, то получим все, что только пожелаем: "Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам" (Мк.11:24).

     Поэтому нужно запастись терпением и продолжать исполнять заповеди. В конце концов, мы должны исполнять их безвозмездно, из любви к Богу, а не с тем, чтобы получить плату за это. Не переживайте, у Бога взвешена каждая человеческая слезинка и каждый вздох, Он знает сколько раз мы болели сердцем за ближнего и всякий раз, когда ты даешь просящему, Сам Христос стоит рядом и принимает этот дар из твоих рук. Верь Богу, потому что и Он верит в тебя.

Вопрос (Юрий) 17 октября 2011г. Добрый вечер.
Не вижу смысла стараться следовать заповедям если знаешь, что попадёшь в ад.
Не легче сразу отдаться демонам и пожить хотя бы на этом свете?!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Нет, не легче. Вы считаете, что дьявольское иго легче Христова? Нет, тяжелее и мучительнее. А после смерти, вдобавок, вечная мука. А с чего вы взяли, что непременно попадете в ад? Вам дьявол сказал или Господь Бог по секрету? Господь Бог только и изыскивает возможность нас спасти и предоставляет нам бесчисленное количество возможностей для этого, а мы нос отворотили и в ад захотели. Да, именно захотели! Вы думаете это в вас смирение говорит? Ничего подобного, ГОРДЫНЯ-матушка! Что мне до ваших заповедей, я в ад собираюсь, а вы тут со своими заповедями пристали. А ты смирись перед Богом, скажи Ему из глубины сердечной: "Господи, спаси меня! Я знаю, что самый грешный, но ведь Ты и пришел ради грешников, а не ради праведников. Все мои грехи ничто перед Твоим человеколюбием. И я верю, что Ты можешь и хочешь меня спасти. Спаси же как знаешь и можешь!" Не нужно услаждаться ощущением отчаяния. Это очевидное бесовское воздействие.

     "Держи свой ум в аду и не отчаивайся", - говорил Силуан Афонский. Осуждай себя на ад, но не отчаивайся в спасении. Где отчаяние, там дьявол и погибель. Зрение своих грехов должно наводить на мысль о Божьем милосердии, о невозможности спасения своими силами и о плаче соединенном с надеждой на милость Божию. А когда это наводит отчаяние, то это ясно говорит, что дьявол взялся за меня. В таком случае перекрестись, скажи твердо - предложение твое, враже, на главу твою! Иди приводи в отчаяние своего отца сатану, а от нас, рабов Божиих, держись подальше! Воззови к Богу, и Он не замедлит с помощью.

Вопрос (Елена) 15 октября 2011г. Я знаю, что священники не любят отвечать на вопросы о снах, но я все-таки задам. Начну с того, что все мои предки жили недалеко от Дивеева, там до сих пор живет родня по матери. Около полутора лет назад мне приснился сон, что я должна поехать в Дивеево, потом сходить на могилы предков и после поездки обязательно креститься. Я все так и сделала. Значит ли это, что Дивеево это "мое" святое место? Я уверенна в том, что у каждого человека такое есть. Ошибка многих в том, что не знают за что хвататься в случае неурядиц, а сердцем не чувствуют куда надо идти. Только мне не на какое другое место больше ехать не хочется.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Священники не то, чтобы "не любят" отвечать на вопросы о снах. Они отвечают. И в своих ответах призывают людей быть осторожными в этой области и не делать поспешных выводов. Ведь сон - это своеобразное состояние измененного сознания, когда человек сознательно не контролирует себя. Зато демоны имеют доступ к человеку во время его сна.

     Вот что говорит святитель Игнатий Брянчанинов о отношении к снам: "Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение... в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по действию бессознательному естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение. Оно часто бывает странным, как не принадлежащее к системе произвольных и намеренных мечтаний и размышлений человека, но являющееся самопроизвольно и самонравно по закону и требованию естества. Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения. Таким образом сновидение само по себе не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других или какое-нибудь другое значение. Как быть тому, на существование чего нет никакой причины?"

    "Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним".

     Святитель Феофан Затворник отвечая на вопрос можно ли верить снам, говорит: "Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость".

         Поэтому не удивительно, что священники призывают народ не обращать внимания на сны и тем более не пытаться их истолковывать. Это опасно. Из Библии мы знаем, что только двоим было дано от Бога толковать сновидения - патриарху Иосифу и пророку Даниилу. Вот когда достигнем в их меру, тогда и будем безвредно истолковывать сновидения.

     Поэтому если вас тянет в Дивеево, то будьте ближе к нему (ведь не место спасает и освящает человека, а человек освящает место). Но это не потому, что оно вам приснилось, а просто потому, что оно вам пришлось по душе, также, например, как мне по душе Боровский монастырь. Помощи Божией.

Вопрос (Марина) 13 октября 2011г. Батюшка, благословите. В период своего неофитства в особом состоянии я поклялась Богу, что буду давать 10-ю часть своего дохода церкви. Студенческие годы у меня проходили трудно, денег было в самый, как говорят, притык. Первое время я аккуратно исполняла обещанное. Потом я несколько раз задержала отдачу, а потом и вовсе прекратила. Денег на основное стало не хватать. Корила себя, корила, а потом и оправдание нашлось. В церкви за это время я стала многих знать близко, появилось осуждение и внутренние несогласие с тем на что тратятся деньги прихожан. С тех пор прошло несколько лет. Совесть сначала спала, а в последнее время не дает покоя. Недавно исповедовалась на эту тему. Но душа все-равно не спокойна. Скажите, как мне быть? Как "рассчитать" долг Богу, как оправдаться?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Священное Писание призывает нас серьезно относиться к своим словам и обетам, которые мы даем Богу. Премудрый называет глупцами тех, которые дают обеты Богу и не выполняют их (Еккл.5:3). Но тем не менее ситуации бывают разные, а Господь  не человек и поступает не как человек. "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис.55:8,9). И если Он видит, что человек испытывает реальную нужду, то конечно отнесется к этому с пониманием. Он не будет, подобно мафии, "выбивать" из должника долг. Но Он также прекрасно видит как человеческое лукавство, так и самооправдание.

     Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк говорят, что Бог не требует от нас, чтобы мы сверх сил делали добро ближнему. Если человек не может понести данное им обещание, значит пусть опустит планку и несет посильный подвиг. В конце концов, мы знаем, что даже две лепты не останутся без внимания и поощрения Божия (Мк.12:43).

Вопрос (Ирина) 13 октября 2011г. Здравствуйте, отец Роман. Вы занимаете должность главного редактора Издательства и Вам наверняка приходится много читать. Я хочу узнать ваше мнение относительно трудов Эриха Фромма, как "Душа человека" и др.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

К сожалению, до Эриха Фромма еще не дошел, и судить о нем могу лишь дистанционно, теоретически, по принципу - скажи мне кто твои друзья, и я скажу кто ты. Уже одно то, что Фромм с раннего возраста изучал труды К.Маркса и "блудный" психоанализ З.Фрейда, должно заставить задуматься христианина собирающегося изучать его труды. Правда, благодаря Иоганну Якобу Бахофену,  автору учения о материнском праве, а также развитию науки, особенно социальной психологи и социологии, Фромм отверг фрейдовскую теорию "либидо". Но вот буддийскую (атеистическую, человекобожническую) идеологию он воспринял, как озарение и был верен ей до глубокой старости.

      Поэтому, по крайней мере, в ближайшее время, я не буду читать труды этого человека, несмотря на то, что возможно в них и проскакивают иногда какие-то "правильные" мысли. Будьте осторожны.

Вопрос (Феодор) 12 октября 2011г. батюшки, благословите меня грешного Федора.
Подскажите как мне обрести смирение и любовь? Можно ли слушать, когда говорят и делают против правил и канонов Церкви?
А меня грешного в третий раз священник отстраняет от служения в алтаре. В последний раз за то, что я был против того, чтобы из храма, который я помогал строить от начала его основания, во славу Божию, не делали дома "со всеми удобствами", в середине храма магазин, а в нижней части, где покоятся мощи свщмч. Владимира митрополита Киевского, устроили столовую и туалет для священнослужителей.
Запретили прислуживать в алтаре, сказав мне, что только больной человек может возмущаться насчет этого.
Я не знаю что мне делать?
А как же тогда каноны, правила Вселенских соборов?
Молчать не мог.
Не хочу предавать Иисуса Христа и во славу Его принимал участие в строительстве. А теперь пшел вон - нет у тебя смирения.
Что мне делать? Подскажите.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Собственно ваш вопрос состоит в том, как вам смириться с теми особенностями планировки храма, с которыми вы не согласны, так как все уже построено и что-то изменить в этом плане вы не можете. Надо полагать, это случилось не так давно и вы еще до конца не остыли. Ничего не поделаешь, посещайте храм такой, какой он есть. Ничто вам не мешает участвовать в таинствах в этом храме и духовно расти. Но никакого духовного роста не будет, если вы будете осуждать людей, а особенно священнослужителей. Оставьте суд над ними для Высшей инстанции. А вы укоряйте себя и почитайте за недостойного находиться в алтаре. Однажды пресвитеры желая проверить смирение преподобного Моисея Мурина, выгнали его из алтаря, сказав: "Что ты делаешь здесь со святыми, эфиоп? А ну пошел вон из алтаря!" Преподобный молча пошел из алтаря приговаривая сам себе: "Так тебе и надо, эфиоп, как ты мог войти во Святая святых?" Когда священники увидели, что его смирение искреннее, то вернули его обратно и признались, что проверяли его.

     Поэтому смиритесь под крепкую руку Божию и вознесет вас в один день. То, что вы помогали в строительстве храма не наделяет вас железными пономарскими правами. Как ввели в алтарь, так и могут убрать оттуда. В этом нет ничего страшного. Это нормально. Не волнуйтесь, правда Божия все равно восторжествует, и если Богу не угодно все то, о чем вы рассказали, то Он без сомнения Сам положит этому конец. Ободритесь, помощи Божией.

Вопрос (Ирина) 10 октября 2011г. Здравствуйте, отец Роман. У меня подруга регент в храме. Она постоянно осуждает священников. Меня это злило и возмущало, но что странно, этот яд каким-то образом проник в мою душу и я стала замечать за собой и осуждение, и критичность чего раньше со мной никогда не было. Я не рассуждала о священстве - плохие они или хорошие, как ребенком в школе относилась   к старшим и учителям без оценок и в голову такое не приходило, а сейчас будто отрава в сердце проникла. Я хочу вернуться в прежнее состояние и не могу, а знакомую ту не люблю и виню. Второй вопрос: О заочном отпевании. У меня сомнение - может ли отпевание быть заочным? Некоторые мои родственники похоронены неотпетыми. Нужно ли их заочно отпевать? Простите. С уважением, Ирина.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Апостол Павел говорит: "Худые сообщества развращают добрые нравы" (1Кор.15:33). Находясь в обществе людей имеющих порочные привычки или имея таких друзей, слабый человек может легко заразиться этой болезнью, особенно если не может противоречить своему другу. Нужно помнить, что вечное спасение нашей бессмертной души стоит намного выше не только всех земных дружб и друзей вместе взятых, но даже и родственников.

     Напрасно вы склоняли свой слух к пагубным речам вашей знакомой. В таких ситуациях можно прямо (твердо, но без гнева) сказать, что "я не могу этого вынести. И если ты не боишься Бога, что осуждаешь Его служителей, то я не хочу быть причастной твоим грехам и понести вместе с тобой наказание за это. Поэтому никогда не говори при мне этого". Такое вразумление может заставить замолчать и задуматься.

    Чтобы вернуться в прежнее состояние, нужно научиться оправдывать человека в своих глазах. Тем более это касается священнослужителя. Какие бы грехи они не совершали, пусть даже на глазах у всех, - они служители Божии, которым дана великая власть прощать грехи и совершать таинства. И отвечать они будут перед Богом. Как бы недостойно не жил священник, благодать Божия все равно действует через него. Священник - это желоб. Сам он может быть и золотым, и серебряным, и деревянным, но независимо от этого благодать бежит по нему и таинства совершаются. Больше всего опасайтесь осудить священника. Бог не оставит этого греха без наказания.

    Отпевать можно и спустя какое-то время. Ведь молитва действует независимо от того, где находится тело - рядом со священником или вдали от него. Мы не знаем, как там все происходит. В книге старца Сампсона есть упоминание, что одна из его духовных чад за свои грехи подвергалась опасности проходить мытарства 10 лет. Хотя у нас принято считать, что мытарства проходят 40 дней. Как там все совершается - мы не знаем. Поэтому не лишним будет для крещеного человека совершить заочное отпевание и постфактум.

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.