Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Ирина) 31 августа 2011г. Добрый вечер! Моей подруге подарили нательный крестик, новый, не освященный. У неё уже есть крестик, который она носит и вновь подаренный она хочет подарить своей дочери. Возможно ли это? И вообще, дарят ли крестики?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Нательные крестики дарят, но не нужно этим злоупотреблять. У каждого должен быть свой крестильный крестик, который он и должен носить. Привычка часто менять крестики на более красивые и дорогие говорит о том, что смысл ношения нательного креста человеком забыт. Для христианина крест не сувенир, а символ, напоминающий ему о том, что он последователь Христа - первого Крестоносца, то есть Подвигоположника. Приобрести крестик можно при потере своего постоянного нательного креста. Злоупотребление же этим может быть признаком страсти мшелоимства, то есть пристрастия к вещам, пусть даже и религиозного назначения.
Вопрос (Екатерина) 29 августа 2011г. Скажите пожалуйста, как можно научиться жить только сегодняшним днем...Возможно это глупый вопрос, но иногда можно слышать, да и в Евангелии есть отрывок, о том, что не нужно заботиться о завтрашнем дне так как у каждого дня довольно своей заботы. Здесь конечно нужно сильная вера Господу, чтобы не думать и не заботится о будущем. Я пока так не могу, но хочется научиться; Подскажите с чего можно начать и что нужно делать, чтобы исполнить то, чему учил нас Господь: "Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы" (Мф 6:34).
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Евангельское изречение о отсутствии попечения о завтрашнем дне и раньше приводило людей в смущение и недоумение. Как можно не думать о будущем, когда мы только и живем заботами о будущем? Спаситель привел в пример птиц, которые не сеют, не жнут, но питаются тем, что посылает Бог. Из этого некоторые делали выводы, что не нужно заниматься сеянием. Манихеи (манихейство - религиозное учение, основателем которого является персидский ученый Мани (Манес), представляет из себя конгломерат из христианства, дуализма, зороастризма и буддизма) и странствующие монахи (евхиты), неверно толкуя эти слова Спасителя, осуждали всякий труд, всякую человеческую предусмотрительность, проповедовали праздность и воздержание от труда, как особые добродетели.

Понятно, что подобное истолкование евангельского изречения не имеет ничего общего с действительностью. Господь не запрещает труд, напротив, труд заповедан и Богом: "В поте лица твоего будешь есть хлеб твой" (Быт.3:19), и апостолом Павлом: "Кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2Фесс.3:10).

Дело в том, что Спаситель не запрещает думать о будущем как таковом. Запрещается чрезмерная забота и суета, которая доводит до полного забвения Бога. Господь привел в пример птиц не потому что они не заботятся о будущем. И птицы думают о будущем. Создание гнезда говорит о том, что они очень серьезно думают о будущем. Тоже самое касается и высиживание яиц. Попугаи переживают настоящий стресс в период высиживания яиц, это связано с сильной заботой о потомстве. Самым показательным примером можно назвать ворон. Ворона - птица, которая всегда думает о будущем. Если бросить вороне кусок хлеба, она не съест его сразу, но отлетит на несколько метров и зароет в снегу или спрячет в траве.

Смысл этого примера в том, что если Господь промышляет даже о птицах, то тем более не оставит венец Своего творения - человека. Но это не означает, что теперь нужно полностью опустить руки и ожидать, что все нам будет падать с неба.

Некоторые категории людей не просто должны, но обязаны думать о будущем, например, семейные люди. Если отец не будет думать о будущем своих детей и жены, то что из этого получится? В этом случае ожидание, что Господь Сам всё устроит: вырастит, воспитает, накормит, научит, оденет - равносильно преступлению. Конечно он должен думать о будущем своей семьи и своем, так как является ее главой. И апостол Павел говорит, что родители собирают имения для своих детей (2Кор.12:14).

Таким образом, думать о завтрашнем дне не воспрещается, но запрещается излишняя суета и многозаботливость, которую Феофан Затворник называет рычагом, приводящим в движение всю нашу деятельность: "Главнейший враг жизни в Боге есть много-заботливость; а многозаботливость есть рычаг, приводящий в движение самоначинательную мирскую деятельность. С утра до ночи темной, каждый день, гоняет она мирских предпринимателей от одного дела к другому и ни на минуту не дает покоя. Некогда им обратиться к Богу и побыть с Ним в молитвенном к Нему возношении". Она выбивает помышления о Боге и вечности, в подготовке к которой и состоит главный смысл нашей жизни.
Вопрос (Анастасия) 28 августа 2011г. В храме одного маленького городка создалась нездоровая обстановка. Это продолжается несколько лет. Я знаю имена четырех человек, которые не могут посещать храм, так как начинаются двусмысленные взгляды, приходы и звонки домой с угрозами отлучения от храма при невыполнении каких-то условий. Мы люди грешные и кому-то неприятны. Но разве храмы не для того, чтобы приходить и лечить свои души? Задаю вопрос: можно ли написать письмо архиерею, чтобы рассказать о ситуации, но с другой стороны, может все перетерпеть, а Господь сам управит? Наказания никому не хочу, жалко тех людей, мне кажется такую меру воздействия они не могут понести и повреждаются духовно.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если вы имеете в виду, что настоятель (или другие священнослужители) этого храма по каким-то причинам не принимают прихожан и пытаются их выгнать с прихода при помощи методов вами описанных, то это крайне странно. Всё ли вы правильно увидели и поняли? Чтобы не получилось, что из-за вашего неверного истолкования ситуации пострадают невиновные люди.
Если же вы поняли всё правильно, то ситуация действительно нездоровая и требует разрешения. По-видимому кто-то слишком вольготно устроился на приходе и пора его оттуда убирать. Не нужно ждать, что Господь всё устроит Сам, нужно делать то, что требуется. Если священник забыл образ Кого он носит и Чьим именем благословляет, и стал злоупотреблять своим положением, то пожаловаться на недобросовестного пастыря решение вполне разумное и правильное.
Порядок подачи жалобы следующий:
Сначала нужно рассказать о сложившейся ситуации настоятелю храма, то есть старшему священнику прихода. А он сделает замечание своему собрату.
Если же там один священник или речь идет как раз о старшем священнике, то с жалобой нужно обратиться к благочинному округа, к которому принадлежит ваш приход.
Наконец, последняя инстанция - это ваш правящий архиерей. Жалоба подается в письменном виде с присовокуплением имен, фамилий и дат, с подписями потерпевших.
Я так понял, переживая за тех людей, вы хотите принять в этом деле непосредственное участие? Если вас это не касается, то не нужно брать на себя чужое бремя. Проинструктируйте потерпевших и пусть они занимаются этим самостоятельно.
Еще раз повторю - если вы ошибаетесь, то напрасно оклеветаете священнослужителя.
Вопрос (Ксения) 26 августа 2011г. Скажите, пожалуйста, на самом деле есть ли достоверные факты о том, сколько всего святых прославленных в РПЦ? И посоветуйте, пожалуйста, какую литературу можно и нужно почитать, чтобы встать на путь, как Вы сказали, нравственного возрастания…Я начинала с Закона Божия, прочитала Илиотропион, старца Паисия Святогорца, слушаю лекции Осипова Алексея Ильича по «Союзу», православную художественную литературу, купленную у вас в монастырской лавке..Сейчас читаю Невидимую брань Никодима Святогорца.. Всё это по собственному внутреннему какому-то чувству, так как посоветоваться не с кем…Знаю, что обычно советуют прочитать Лествицу Иоанна Лествичника…а что ещё?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Что касается святых, то их количество знает Бог. Люди не знают сколько их. А процесс канонизации все-таки несколько условный. Люди прославляют других людей в лике святых по каким-то критериям. Один не вписался в эти рамки, значит еще не дотянул до святости. Но это для людей так, а у Бога он может быть святой.

Книги читаете правильные. И то, что с Закона Божия начала, тоже верно. Но на этот вопрос нужно смотреть с нескольких сторон. Духовный рост совершается не от чтения книг. Вы же понимаете, оттого, что вы перечитаете Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Кирилла Александрийского, Феофилакта Болгарского, Игнатия Брянчанинова и др, - святее не станешь. Святыми становятся от любви к Богу и соблюдения заповедей. Христос сказал: "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин.14:23). Вот святость - вселение Пресвятой Троицы в сердце человека, которое (вселение) происходит при соблюдении слова Божия.

Главное здесь живое общение с Богом - молитва. А чтение помогает не сбиться с правильного пути, не уклониться в пропасть ереси и сектантства. И в этом плане многое важно. Важно знать историю, как общецерковную, так и Русской Церкви, очень важно знать богословие (сравнительное, догматическое, нравственное), знать наизусть православный Катехизис, Основы Социальной Концепции РПЦ, Церковное право, толкование Священного Писания и т.д. Для понимания богослужения нужно знать литургику. Знание всего этого важно. Без этого, конечно, можно прожить, но это если ни с кем не общаться и никуда "не вылазить". Но мы живем среди людей и контакт неминуем. Любой начитанный сектант легко заткнет нас за пояс потому, что мы ничего не сможем ему возразить ввиду отсутствия фактических знаний.

Читайте то, чего требует душа и, главное, реализуйте прочитанное в жизнь.

Вопрос (Ксения) 26 августа 2011г. Ещё один вопрос…давно крутится у меня в голове…он, может быть, даже детский, но тем не менее : почему мы, обращаясь к Богу, говорим «Ты», а, например, к иерею обращаемся на «Вы»… Чем это объясняется? Традициями? Спецификой нашего русского языка? Или есть более научное объяснение?…
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Трудно сказать. Скорее всего традиции, а может влияние Синодальной и постсинодальной эпох. Помните, у них там повсюду "Вы, вы, вы" "К услугам вашим я! Довольно, — выслушал я вас: Безумны вы, безумны вы, И вам урок послужит к исправленью! ...Пускай безумец я, но вы... Вы — бесчестный соблазнитель! (Евгений Онегин).

Серафим Саровский был против "выканий". Это, кстати, он говорил, что мы Бога, Богородицу и святых на "Ты", а человека "на вы" зовем. Во всех патериках также осталась правильная (древняя) традиция. Там ученики со своими преподобными старцами всегда "на ты", хотя те еще при жизни были великие чудотворцы и вызывали благоговейный трепет. Эта же практика осталась и в богослужении. Если посмотрите Служебник, то там все обращения "на ты": "Владыко, благослови", "Помолись о мне, владыко", Помяни меня, владыко", "Возъми, владыко", "Преломи, владыко" и т.д.

Так что я более склоняюсь к этому варианту, а все "вы" считаю данью постсредневековой интеллигентской традиции. Но это лично мое мнение. Другие считают, что надо только "на вы", так как "тыканье" может привести к панибратству, дерзости и, как следствие, отсутствию уважения. Наверно, в этом тоже есть доля правды.

Вопрос (Елена) 25 августа 2011г. Ответьте, пожалуйста, полагаются ли послабления в постные дни в еде путешествующим, если да, то какие?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Путешествующим, равно, как и больным, беременным женщинам и кормящим матерям, детям, военнослужащим, находящимся в гостях - разрешается послабление поста. А каким будет это послабление, решает духовник, который знает вашу жизнь, силы, нужды и потребности.

Какими бы не были эти послабления, человек должен понять их смысл. А смысл простой - доделать до конца то дело, которое он делает. Больной и без того несет крест болезни, поэтому пост для него будет непосильным; кормящие и беременные женщины и без того переживают сложные гормональные перестройки, к тому же они зависят от детей, поэтому и для них пост - лишнее бремя; дети еще не осознают смысл поста; военнослужащие (срочники и находящиеся вдали от дома, особенно в первый раз), переживают адаптацию и акклиматизацию, решают совершенно другие задачи и несут тяжелые физические нагрузки; находящиеся в гостях, по слову апостола Павла (1Кор.10:27), едят всё без разбора и благодарят Бога и хозяина дома; путешествующие же также находятся в трудной ситуации и переживают физические и психологические нагрузки, смену состояний и переживаний, а потому питаются тем, что есть под рукой и благодарят Бога. Но это при условии, что путешествие действительно сопряжено с трудностями. В конце концов, у каждого есть совесть, которая подскажет ему границы послабления.
Вопрос (Ольга) 17 августа 2011г. Здравствуйте! Помогите, слабеет вера. Всегда верила в Бога, молилась, жертвовала бедным, храмам, старалась помогать людям чем могу, по сути человек добрый, мягкий, даже слишком. А в жизни с детства сплошные неудачи и разочарования, много душевной боли и даже страданий. Как следствие депрессия, ощущение своей ущербности и ненужности. Молю Бога укрепить мою веру, наполнить душу миром, любовью и радостью жизни. Но тягостные ощущения только нарастают. Неужели Господь меня не слышит? Или я обречена на душевные страдания от чувства неудовлетворенности собой, своей жизнью, от осознания, что я неудачница, родилась несчастливой, и с этим ничего нельзя поделать. Понимаю, что самое страшное потерять веру, и чувствую, что моя вера в то, что творя добро, молясь, смогу изменить к лучшему свою жизнь, слабеет.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Каждый человек по всем показателям уникальная личность. Мы и выглядим по-разному, и силы у нас разные, и способности, и земное призвание. Поэтому и искушения каждому посылаются разные, соответственно силам каждого. Конечно хорошо и радостно, когда Божья благодать всегда с нами. Всё тогда ладится: и молиться радостно, и любовь ко всем людям, и искушения переносятся играючи. Но постоянное пребывание в таком блаженном состоянии на земле невозможно. Апостол Петр на Фаворе, тоже как только понял, что видение Господа во славе должно закончиться, предложил сделать три кущи - Господу и явившимся пророкам, с одной только целью, чтобы это блаженное состояние никогда не прекращалось. Но, увы, видение Божественного света закончилось, а впереди его ждала тяжелая жизнь проповедника Евангелия и мученическая смерть. 

Люди гордецы и не хотят себе в этом признаться. Но Господь желает всем спасения. А для этого необходимо смириться. Для этого приходят различные искушения, в которых во всём неприглядном виде открывается нам наша немощь и гордость. Тяжесть и продолжительность этих черных моментов жизни зависит от духовных сил человека. Чем сильнее личность, тем и искушения могут быть сильнее. Но сверх сил Бог никогда не пошлет. Святителю Нифонту была попущена 4-летняя невыносимая брань. Дьявол с невероятной дерзостью внушал ему, что Бога нет, а есть только он (дьявол). Искушение было настолько сильно, что святой уже начал колебаться. Но 4 года страданий прошли и Господь послал избавление. Именно в такие моменты и открывается - насколько мы преданы Богу и насколько мы любим Его.  

Не отчаивайтесь. Господь слышит ваши молитвы. Нужно потерпеть. Господь близко. Благодарение в страданиях равноценно золоту. И, напротив, ропот в страданиях, сводит эти страдания на нет и делает их бесполезными и невыносимыми. Помощи вам Божией.

Вопрос (Анна) 16 августа 2011г. Здравствуйте. Меня интересует как быть в ситуации, когда священник даёт благословение, настаивает, можно сказать заставляет заниматься тем-то и тем-то (деятельность). А душа не лежит, нет желания. После неудачных попыток я сделала выбор, а священник обижен. Поясните пожалуйста, что есть выбор человека, воля, ответственность и благословение священника. Спаси Господи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Даже при наличии благословения священника, воля человека и его ответственность за поступки остаются при нем. Другое дело, насколько тактичен и корректен сам священник при подаче благословения Божия. Естественно, ни о каком элементе насилия здесь не может быть и речи. Право священника благословлять именем Божиим не наделяет его абсолютной властью над людьми. Он может дать совет, объяснить, как обычно поступают в подобных ситуациях, указать оптимальные пути разрешения проблемы, но заставить человека в директивном порядке подчиняться себе - неправильно и есть признак духовной дезориентации самого пастыря. Даже если священник видит, что человек собирается сделать неверный выбор, он все равно не имеет права заставить его поступить по-своему, по-Божьему, по заповедям. Если Бог уважает наш выбор и не вмешивается в него, то человек тем более должен это понимать.

В наше время оскудения духовных наставников, нужно быть очень осторожными и внимательными к советам других. Советников сейчас так много, что можно запутаться в советах. Но эта осторожность не должна мутировать в параноидальное недоверие всем и вся. Вычитав где-то, что в последние времена архиереи и священники "испортятся", миряне уже сейчас клеймят многих архипастырей и священнослужителей в отступничестве и всячески выискивают повод для этого. Такой подход тоже недопустим.

Поэтому будьте рассудительны. Не нужно полностью возлагать ответственность на священников, как это многие любят делать: "Батюшка, благословите сделать шаг правой ногой, благословите сделать шаг левой ногой, благословите сделать вдох, благословите сделать выдох". Священник не должен за вас решать всю вашу жизнь. А на что тогда вам дана своя свободная воля и голова? Священник это не козел отпущения, на которого можно легко свалить все свои проблемы и ответственность за их решение. Повседневные, бытовые и личные вопросы решайте сами, а за благословением на выбранное вами дело идите уже к священнику. Если его ответ (совет) соответствует Священному Писанию и Священному Преданию Церкви, то он принимается, если же нет - отвергается. И при этом не имеет значения ни чья обидчивость.

Поймите, Господь ввел в человеческой истории необходимость священнического контингента не для того, чтобы всю остальную часть населения планеты лишить свободы выбора. Священник - это помощник, советник, указатель, совершитель Таинств, проповедник. А следовать ли его советам, идти ли в направлении им указанном, слушать ли его проповеди - это решает каждый сам, естественно со всеми вытекающими из этого последствиями. Помощи Божией.

Вопрос (Ирина) 15 августа 2011г.

Господи, благослови.
  Согрешила укорением священника. Если апостолом определено, что за это такое серьезное наказание, как сказано Вами в ответе р.Б. Дарье 13.08.11., помогите, батюшка принять верное решение. Вопрос мой с большой предысторией. 

 

         Священник на нашем приходе - иеромонах. Какая тайная мысль жила много лет в моем сердце! «Кому так еще повезет? Где еще такие идеальные условия для спасения?» Я для себя расставила акценты и детей так учила: есть иерархия - Господь Бог, священник, отец в семье, жена, дети. И со всей стремительностью неофитки и просто женщины (о чьих «способностях» так справедливо предостерегает Игнатий Брянчанинов в «Приношении монашеству») я принялась исправлять погрешность в этой иерархической цепочке между священником и мужем. Лучшие обеды, вещи - для батюшки, личное (и не личное) время - для служения на клиросе. И все больше в противовес мужу - его «нетактичным» замечаниям. Как мне было обидно выслушивать слова, что я - участник своеобразной секты! Как мой муж с батюшкой дошли до открытого противостояния - история, требующая отдельного описания. Их отношения закончились. А я перестала слепо поддерживать батюшку, когда услышала, что он разговаривает на том же языке: «с наглыми - по наглому». Мужу выпала служба в казачестве вдали от дома, чему рады были и он и я. Семья наша распадалась. А моя картинка о нашем священнике начала  рассыпаться как детская стенка из кубиков. Меня утверждали слова Рафаила Карелина о послушании духовнику (наш батюшка никогда не называл меня духовной дочерью, хотя я сама так считала: я до сих пор помню все его советы - думаю, он родил меня для духовной жизни). И по слову о.Рафаила я все собирала рассыпавшиеся кубики. Еще и еще...  Но ведь диаволу так важно разорвать духовную связь! И я стала стараться вообще не разглядывать и стараться не размышлять, что происходит на приходе. «Я ведь не верю своему мнению, я понимаю, кому нужно все испортить!». Дошло до того, что я однажды сказала: «Батюшка, у меня не осталось о Вас никакого благого помысла» А он перестал отвечать на мои вопросы, указав на алтарь: «Вот Бог! У меня-то что спрашиваешь?»

 

        Я прошу у Господа раскаяния в грехе сотворения кумира из священника. Вина моя усугубляется тем, что я по гордости считала себя достойной послушания, как в древности, несмотря на предупреждения последних святых отцов, считая себя исключением из правил. Завеса спала с моих глаз. Это милость Божия. Как милость Божия и то, что распадающаяся семья наша за 14 прожитых лет обрела утверждение перед Господом - это поистине чудо. Мой супруг на страстной седмице удостоился такого Божьего дара - наконец начав говеть, перед исповедью  дал Господь ему узнать, что такое любовь ко всем без исключения. Не надолго дал, но последствиям этого посещения я не перестаю удивляться до этого дня. А мы в течение лет десяти не могли найти общего языка. Слава Господу нашему!

 

        Спаси Вас Господь за терпение. Теперь ближе к моему вопросу. В моем изложении, вероятно, уже чувствуется укорение священника в мыслях, но худшее впереди.

 

В нашей семье принято решение найти духовника общего, лучше иерея. Мы уверены, что монах на приходе исподволь учит жизни монашеской, а не семейной. Он просто не в силах научить тому, чего в своей жизни никак не касается. Тут бы посещать богослужения у себя, а за советом  выезжать, куда Господь управит. Только вдруг и моей сестре нашим батюшкой дан совет развестись с мужем , а до этого еще нескольким. «Есть же путь монашеский» - говорит сестра (дети 9 и 4 года). Я вспоминаю, как сама мясо не ела почти год из солидарности с монахом (это я сама придумала тайно, чтобы ему хоть как-то помочь в миру). Господи, прости меня. А другой знакомый рыдания сдерживает - «жена с батюшкой в монастырь уехала, а уже три года я ей вовсе не муж». По приезду их мы с мужем и этим знакомым собрались, и к священнику нашему. Настроились, чтобы с любовью все объяснить - мы-то изнутри знаем, почему семьи рушатся. Я хотела только одну мысль сказать, что нельзя священнику с женой соглашаться, что муж в чем-то не прав. Было ощущение, что батюшка с ума сошел. Крестит нас истово, перебивает, хотя на разговор сам согласился и даже алтарника позвал на беседу: «Послушай, будущий священник, как надо себя с женами вести». Алтарник, увидев происходящее, сказал: «У батюшки ведь свое начальство есть, давайте вызовем архиерея и расскажете все, что у вас есть ему». Батюшка согласился: «Да, да...» Но поведение его было несвойственным обыкновенному. Мужчины разговаривали без меня, а когда меня спросил батюшка: «Ирина, хочу услышать от тебя - чем я разрушал вашу семью?»  Я сказала: «Исподволь. Вы смеялись над невежественным мужем со мной за его спиной».  Я осознаю теперь, что тот же смысл можно было передать без укорения.


        Батюшка, я поистине осознаю всю разрушающую силу, даже малейшего намека жене от священника, что муж неправ. Вернее, на то что жена права и в чем-то разбирается больше. . Я не чувствую, что заблуждалась в попытке разъяснить, мне было против совести не вступиться за эту семью - это все происходит на глазах довольно долго и сильно обсуждается в поселке. Но я очень сожалею о последствиях своих слов.

         Помогите принять решение: муж еще на службе, а мне велел ездить за 60 км в церковь раз в неделю (ближе нет прихода), чтобы своим появлением не провоцировать батюшку на продолжение обвинений.  Когда брала благословение, он мне сказал: «Благословляю, иди, неси дальше всякую чушь».      

 

   Зная,  что я посещаю ваш сайт, супруг сегодня позвонил и попросил, прежде чем менять приход, спросить Вашего совета. Простите меня, ради Господа. Благословите.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) История поучительная для всех читающих ее. Пристрастия не должно быть ни к кому и ни к чему: ни к священнику, ни к мужу, ни к ребенку. Средний путь проверен святыми и, как показывает жизнь, наиболее стабилен. Всё это мы теоретически понимаем, но в жизни бывает по-разному. В отношениях между духовниками и прихожанами столько всяких искушений, что всё наперед не предусмотришь. И с выбором духовного отца тоже не советуют торопиться. Это также проверенный путь. Ничего не мешает человеку также продолжать советоваться и исповедоваться у священника, не связывая себя при этом никакими по отношению к нему духовными обязательствами.

С тем, что природа советов православных священников о разводе семей ненормальна, я согласен. Более правильными признаются действия, направленные на сохранение семьи. Хотя бывает по-разному. Но не согласен с тем, что каждый иеромонах всегда (априори) на приходе будет учить монашеской жизни. Если так, то он не прав. И даже, более того, опасен для паствы, которая в своем большинстве состоит из женатых, а значит не собирающихся в монастырь людей. Иеромонах должен учить мирян не монашеской жизни, а христианской. Семейных вопросов должен касаться осторожно. Но то, что он монах не означает, что он ничего не знает о семье. Мы даем ответы на семейные вопросы руководствуясь не своим опытом, а других людей, знающих эту область изнутри. Многие святые оставили замечательные труды и рекомендации по семейной жизни, хотя сами были монахами и архиереями (почитайте, например, святителей Феофана Затворника, Иоанна Златоуста, Василия Вел., Владимира Богоявленского, монаха Паисия Святогорца).

Я не совсем понял в чем, собственно, заключается вопрос, менять или не менять приход? Смена прихода явление вполне нормальное, в некоторых ситуациях необходимое, а в начале воцерковления даже неизбежное. Человек не привязан к приходу, но избирает его по собственному желанию, по зову (отзыву) души. Учитывая обстоятельства, в вашем случае решение поменять приход вполне разумное и оправданное. К тому же не обязательно, что речь здесь идет о постоянном переходе. Священника могут поменять, лишить сана, отправить в запрет или на покой, он может завтра умереть, в конце концов. Да и просто со временем всё может утрястись. Не нужно забывать, что священник в первую очередь - человек, с общими всем людям немощами и недостатками, а священник он во вторую очередь. Но за осуждение священника Бог накажет сугубо. Он Его служитель и отвечать будет перед Ним.

Ваше желание найти общего духовника - похвально. Но не думайте, что женатый священник - это гарантированный путь, который разом решит все ваши проблемы. Он является членом той же Церкви, читает такие же книги, держится того же Предания и пользуется тем же интернетом, как и иеромонах. А что касается опыта его собственной семейной жизни, то не факт, что он непременно окажется образцово-показательным. Как бы там ни было, но смена обстановки должна пойти вам на пользу.

Сохраните семью, но и в священнослужителях не разочаровывайтесь.

Поэтому, помощи вам Божией. Покайтесь в осуждении и учитесь правильному отношению к людям.

Вопрос (Ольга) 14 августа 2011г. Здравствуйте! Хотела бы узнать ваше мнение о том, как отличить гордыню от чувства собственного достоинства!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

    Гордыня, как грех и чувство человеческого достоинства, как дар Божий, - это не просто разные понятия, это диаметрально противоположные понятия. Лучший критерий, позволяющий отличить эти понятия, - это их последствия, или плоды. Христос сказал: "По плодам их узнаете  их" (Мф.7:16,20).

    Плоды гордыни известны. Не случайно ее называют матерью грехов, так как она порождает неисчислимое разнообразие всех грехов и пороков в мире. Гордый человек любит учить и спасать других, он не принимает советов и не терпит замечаний. Он мстителен и завистлив, коварен и обидчив, любит навязывать свои советы, когда его никто не спрашивает и раздражается, когда их отвергают, осуждает вся и всё, не способен к прощению, но расположен ко всякого рода злу.

    Что же касается человеческого достоинства, то подлинное достоинство человека состоит в богоподобии. Чувство собственного достоинства должно побуждать человека стремиться к своему Первообразу, то есть к богоуподоблению. А это возможно только при святом и непорочном образе жизни. Таким образом, исполнение заповедей Божиих, - это, своего рода, реакция индивида на его стремление к сохранению человеческого достоинства.

    Человек - это царь и господин земного царства и в этом его достоинство. Но это не значит, что теперь он должен превозноситься над прочими созданиями и унижать низшие формы жизни. Это означает, что именно он является ответственным за происходящее в этом тварном царстве. Согрешая, человек уподобляется животным, а значит теряет свое достоинство, как потеряли его ангелы, о которых писал апостол Иуда (Иуд.1:6). Это замечательно подтверждает определение из философского словаря: "Сознание собственного достоинства является формой самоконтроля личности, на которой основывается требовательность индивида к себе. Таким образом, достоинство, наряду с совестью - один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед обществом".

    Можно сказать, что чувство собственного достоинства, это категория неразрывно связанная с моральной областью и призвана помочь в формировании мировоззренческой позиции человека и его продуктивной (угодной Богу) самореализации в жизни.    

Иными словами: гордыня - зло, а чувство собственного достоинства (в правильном понимании этого выражения) - благо.

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.